Основная информация

Дата опубликования: 14 ноября 2008г.
Номер документа: ru90000200800762
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Пермский край
Принявший орган: Законодательное Собрание Пермского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПЕРМСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

14.11.2008 N 335-ПК

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ -

ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

(2004-2006 ГОДЫ)"

Принят

Законодательным Собранием

Пермского края

23 октября 2008 года

Статья 1. Утвердить отчет об исполнении областной целевой программы "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)" согласно приложению к настоящему Закону.

Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Губернатор

Пермского края

О.А.ЧИРКУНОВ

Приложение

к Закону

Пермского края

от 14.11.2008 N 335-ПК

ОТЧЕТ

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ

РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - ЭКОНОМИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ (2004-2006 ГОДЫ)"

Введение

Областная целевая программа "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)" (далее - Программа) стала рычагом управления внедрением инновационных информационных технологий в отрасль культуры. Конечная цель программных мероприятий - формирование системы информационных ресурсов учреждений культуры и обеспечение доступа к ним для наиболее полного удовлетворения социально-экономических, образовательных, культурных потребностей жителей Пермской области. Информационно-телекоммуникационные технологии дают в этом направлении новые широкие возможности. Исходя из этого основной упор был сделан на техническом и программном оснащении учреждений культуры для реализации задач формирования электронных ресурсов, в частности краеведческих, с последующей организацией доступа к ним.

На современном этапе человеческий ресурс становится главным элементом в динамично функционирующем обществе и производстве. Интеллектуальное развитие человека является составной частью социально-экономического развития региона. Интеллектуальные богатства сосредоточены в учреждениях культуры. В них концентрируется информация, обеспечивающая потребности экономики и бизнеса, политики и управления, образования и воспитания, науки, социальной сферы, туризма, краеведения и др. отраслей. Эта информация, представленная в сети Интернет, должна работать на создание позитивного имиджа Пермского края как динамично развивающегося региона России. Информационные ресурсы учреждений культуры являются приоритетными государственными информационными ресурсами, которые должны быть открыты для общества и направлены на человека. К таким информационным ресурсам необходимо предоставить свободный доступ населению. Таким образом, информационные ресурсы учреждений культуры играют стратегическую роль в развитии территорий, а сфера культуры является важным фактором и условием развития экономики и социальной сферы.

Основным решением задачи по организации доступа населения к информации и знаниям становится информатизация отрасли культуры. Внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность библиотек, музеев, архивов позволяет им создавать каталоги, базы и банки данных, раскрывающие собранные в них документы, произведения искусства и культуры, производить оцифровку текстов и изображений, создавать электронные копии документов, обеспечивая тем самым их сохранность и доступность. Последующее использование Интернет-технологий позволит организовать доступ населению края, страны, мира к культурным и историческим ценностям Пермского края.

Программа разработана на основании постановлений Законодательного Собрания Пермской области от 22.11.2001 N 1898 "О Концепции социальной политики в Пермской области", от 26.09.2002 N 388 "Об Основных направлениях стратегического развития Пермской области", от 19.06.2003 N 890 "О Концепции политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области" и утверждена Законом Пермской области от 12.03.2004 N 1271-260.

В разработке Программы участвовали департамент культуры и искусства Пермской области, Пермская государственная универсальная библиотека им. А.М.Горького, Центр правительственной связи Службы специальной связи и информации при ФСО Российской Федерации в Пермской области.

Основными участниками Программы стали областные учреждения культуры (ГКУК "Пермская государственная ордена "Знак Почета" краевая универсальная библиотека им. А.М.Горького", ГКУК "Пермская краевая детская библиотека им. Л.И.Кузьмина", ГКУК "Пермская государственная художественная галерея", ГУК "Пермский краевой музей", ГКУК "Краевой научно-производственный центр охраны памятников истории и культуры Пермского края"), а также муниципальные библиотеки и музеи Пермского края.

Согласно статье 2 Закона Пермской области от 12.03.2004 N 1271-260 "Об областной целевой программе "Информационные ресурсы учреждений культуры - экономическому и социальному развитию Пермской области (2004-2006 годы)" объем финансирования Программы определялся ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой.

Общий объем финансирования, предусмотренный Программой, составлял 23800,0 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета - 11000,0 тыс. рублей, из федерального бюджета - 4500,0 тыс. рублей, из муниципального бюджета - 8000,0 тыс. рублей, из внебюджетных средств - 300,0 тыс. рублей.

Фактически профинансировано 19676,0 тыс. рублей, из них 40% - из областного бюджета, 60% - из привлеченных средств. Эта сумма составляет 82,7% от объема финансирования, предусмотренного Программой, в том числе из областного бюджета - 71,2%, из федерального бюджета - 10,6%, из муниципальных бюджетов - 94,6%; внебюджетные источники составили в 12,6 раза больше предусмотренных в Программе.

За счет привлеченных внебюджетных средств на мероприятия Программы было использовано 2420,0 тыс. рублей на закупку компьютерного оборудования, 1376,0 тыс. рублей - на мероприятия.

Финансирование из областного бюджета по годам составляло: 2004 г. - 1500,0 тыс. рублей (75% заявленных на год), 2005 г. - 1333,0 тыс. рублей (33,3% заявленных на год), 2006 г. - 5000,0 тыс. рублей (100% от объема финансирования, предусмотренного Программой на год).

В 2004 г. средства поступили в конце года. Фактически программные мероприятия проводились в течение двух лет (2005-2006 годы).

1. Сравнительный анализ ситуации до принятия Программы

и после ее завершения

Анализ ситуации до принятия Программы изложен в разделе 2 "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" областной целевой Программы.

До принятия Программы информатизация в сфере культуры характеризовалась:

бессистемностью, отсутствием выстроенной единой политики;

резким отставанием музейной сферы по сравнению с библиотечной в вопросах информатизации;

недостаточным финансированием внедрения информационных технологий;

отсутствием четких ориентиров у учреждений культуры в выборе программно-технических средств для формирования баз и банков данных;

отсутствием кадрового потенциала для внедрения информационных технологий.

В неполной мере и бессистемно шла работа по техническому и программному оснащению учреждений культуры, подключению их к действующим сетям. Базы данных ряда учреждений культуры создавались в нелицензированных программных средах, часть из которых практически не поддерживалась. Только областная библиотека им. А.М.Горького имела выделенный оптоволоконный канал в сети Интернет. Большинство учреждений использовало модемную, низкоскоростную связь.

В недостаточной мере была организована система создания, хранения и доступа к информационным ресурсам, что в действительности является первостепенной задачей культурной политики. Такая политика не только определяет уровень развития сферы культуры, но и значительно повышает статус того региона, где она реализуется. Задача упорядочения системы создания, хранения и доступа к информационным ресурсам была поставлена как определяющий элемент Программы.

До принятия областной целевой Программы в области была осуществлена реализация областной программы "Формирование сети публичных центров правовой информации на базе муниципальных библиотек Пермской области". Финансирование Программы (4700 тыс. рублей из средств областного бюджета в 2000-2002 гг.) обеспечило условия для создания в регионе сети центров правовой и деловой информации при всех областных и центральных муниципальных библиотеках. На территории региона насчитывается 70 таких центров. В результате реализации программных мероприятий удалось не только создать новые структурные подразделения в библиотеках, оснастить их компьютерной и оргтехникой, установить в библиотеках справочные правовые системы (базы данных "Законодательство России", "КонсультантПлюс", "Гарант"), открыть населению области бесплатный доступ к правовой информации, начать более активную работу по одному из приоритетных направлений государственной политики (по правовому просвещению граждан), но и проводить единую политику по информатизации сети государственных библиотек на территории региона, а также разработать механизм привлечения средств муниципальных бюджетов для реализации этой политики. В библиотеках шел процесс наращивания компьютерного парка, устанавливалось единое программное обеспечение, развивались сетевые технологии, создавались базы данных (каталоги и картотеки, раскрывающие фонды библиотек, отражающие документы органов местного самоуправления, историко-культурный потенциал региона). Использование программно-целевого метода для информатизации библиотек явно себя оправдало.

В то же время наметилось явное отставание во внедрении информационных технологий в деятельность других учреждений культуры, что и послужило толчком для создания областной целевой Программы. Не было проектных решений по автоматизации у Пермской государственной художественной галереи и Пермского краевого краеведческого музея, практически не автоматизировались муниципальные музеи. Отсутствие финансирования и четко поставленных задач вело к тому, что краевые музейные учреждения не руководили внедрением информатизации в деятельность муниципальных музеев.

Исходя из вышеизложенного идеология Программы базируется на следующих исходных принципах:

четкие ориентиры на развитие программно-технического комплекса учреждений культуры на единых принципах и программных средствах для последующей интеграции информационных ресурсов при организации Интернет-доступа к ним;

софинансирование Программы из средств местных бюджетов и за счет программно-проектной деятельности учреждений культуры (грантовые вливания).

В результате реализации программных мероприятий произошли качественные изменения в сфере информатизации учреждений культуры. Начато формирование централизованной региональной политики в данной сфере, которая предусматривала координацию работ учреждений культуры при создании информационных ресурсов, эффективное формирование и использование кадрового потенциала, работающего с новыми информационными технологиями.

К концу 2006 года ситуация изменилась следующим образом. На начало 2004 года 94 государственных библиотеки имели компьютерную технику, т.е. 11% от их общего числа, к началу 2007 года - 193 библиотеки (22,7%). Соответственно, выход в Интернет имели 38 библиотек (4,5%), к началу 2007 года - 97 библиотек (11,4% от их общего числа). Конечно, это достаточно низкие темпы внедрения информационных технологий. Чтобы ускорить темпы внедрения, необходимо ставить задачу ежегодного прироста числа автоматизированных библиотек на 150-200 единиц.

В 2006 году в реализацию программных мероприятий вступили 7 муниципальных музеев, которые начали создавать каталоги музейных коллекций на единых с краевым музеем программных средствах.

Наиболее значимыми результатами реализации программных мероприятий стали следующие:

с 2004 года идет целенаправленное усиление технического оснащения компьютерами и сетевым оборудованием, программными средствами учреждений культуры Пермского края;

практически все краевые учреждения культуры (за исключением художественной галереи) подключены к оптоволоконным каналам связи;

музеи края начали вести базы данных, используя единые программные средства (ПП "КАМИС-2000"), что в будущем позволит сливать их в сводные базы данных либо обеспечивать единый доступ к ним в сети Интернет;

начата работа по формированию контента портала "Культура Пермского края", ведутся работы по формированию его фрагментов: электронной энциклопедии "Пермский край", баз данных "Афиша культурных событий края", "Карты Пермского края", "Публичные центры правовой информации Пермского края". Ведутся работы по созданию 48 типовых библиотечных сайтов;

все центральные библиотеки городов и районов Пермского края подключены к сети Интернет, в них формируется система организации пользовательских мест для предоставления доступа к сети Интернет и к библиотечным электронным ресурсам, практически треть компьютерного парка библиотек предоставлена библиотечным пользователям. На базе 12 муниципальных библиотек действуют центры открытого доступа к сети Интернет;

областной библиотекой им. А.М.Горького приобретены лицензии на подключение к удаленным базам данных диссертаций, авторефератов, статей из периодических изданий и их постоянную актуализацию. Число пользователей электронных ресурсов расширяется из года в год.

Поддержание достигнутого уровня и дальнейшее развитие информатизации учреждений культуры возможно при условии продолжения регулярного финансирования программных мероприятий. По сравнению с состоянием системы информатизации культуры до Программы и после ее выполнения положение существенно улучшилось, но до современного уровня еще очень далеко и темпы внедрения очень низкие.

Дальнейшие работы по созданию единой телекоммуникационной среды позволят централизованно приобретать дорогостоящие информационные ресурсы российских и мировых производителей и предоставлять их в корпоративной сети всем жителям Прикамья, а не только г. Перми. Ресурсы стратегического значения достаточно дороги. Осознание того, что ни одно отдельно взятое предприятие, учреждение, не говоря уже об отдельно взятом человеке, не в состоянии приобретать всю необходимую для его жизнедеятельности и развития информацию, заставило решать задачу постоянной закупки баз и банков данных и предоставления их участникам сетевого взаимодействия.

Для создания общественного доступа населению к информационным ресурсам учреждений культуры в рамках дальнейшего развития Программы предлагается дальнейшее открытие пунктов общественного доступа к информации на базе общедоступных библиотек, где наряду с бумажными документами активно формируются фонды документов на электронных носителях.

Несмотря на значительные достижения, для дальнейшего развития необходима консолидация усилий учреждений культуры для внедрения корпоративных информационных технологий в их деятельность. Только на основе сетевой кооперации возможно создание информационных ресурсов, раскрывающих совокупный историко-культурный потенциал Пермского края, а также предоставление доступа к этим ресурсам населению края. Сетевое взаимодействие невозможно без единых проектных решений, без использования учреждениями культуры единых программно-технических, технологических, методических, лингвистических средств. Эти вопросы успешно решались в рамках областной целевой Программы.

2. Оценка степени достижения цели и решения поставленных

задач Программы

В таблице приведена оценка степени достижения цели Программы через решение поставленных задач.

Перечень целей и   задач Программы

Оценка достижения   цели

Цель Программы -   формирование системы
   информационных ресурсов учреждений культуры и
   обеспечение доступа к ним для наиболее полного
   удовлетворения социально-экономических,
   образовательных, культурных потребностей
   жителей Пермской области

Частично (в   объеме
   указанных ниже
   результатов выполнения
   задач)

Задачи:

1. Наращивание   компьютерного парка, внедрение
   сетевых технологий, подключение учреждений
   культуры к действующим сетям

Да (в 1,5 раза   больше
   запланированного)

2. Создание основ   сетевой региональной
   инфраструктуры для взаимодействия учреждений
   культуры

Частично   (есть
   концепция, нет
   финансирования)

3. Обеспечение   координации деятельности
   учреждений культуры по формированию, хранению
   и использованию информационных ресурсов

Частично (по   отдельным
   учреждениям)

4. Создание   сводных информационных ресурсов

Частично   (есть
   концепция,
   незначительное
   финансирование)

5. Создание   портала, объединяющего ресурсы
   учреждений культуры

Частично   (есть
   концепция, созданы
   четыре компонента,
   остальные в стадии
   создания - нет
   требуемого
   финансирования)

6. Содействие   интеграции информационных
   ресурсов учреждений культуры в мировую
   информационную инфраструктуру

Частично   (начало
   создания баз данных и
   сайтов, в сети
   Интернет представлены
   частично)

7. Организация   системы повышения квалификации
   кадров учреждений культуры для работы с новыми
   технологиями

Финансировалась
   незначительно

3. Оценка уровня выполнения программных мероприятий в целом

по исполнителям и участникам Программы, по территориям

Пермской области

В Программе предусмотрено 26 мероприятий, в том числе 22 - подлежащих финансированию. Из них профинансировано 12 мероприятий, из которых 4 профинансировано менее чем на 50%, 6 - менее чем на 75%, 2 - свыше 90%. Общая оценка объемов финансирования по годам и источникам приведена в приложении 1, по направлениям затрат программных мероприятий (за счет средств областного бюджета) - в приложении 2.

Программные мероприятия по п. 1 "Развитие правовой, организационной, нормативно-методической базы, обеспечивающей создание и функционирование региональной системы информационных ресурсов учреждений культуры" фактически не финансировались.

Наиболее полно финансировались мероприятия по п. 2 "Модернизация программно-технического и технологического оснащения учреждений культуры. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры сети учреждений культуры". В результате их реализации возросли материально-технические возможности учреждений культуры для использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности по формированию информационных ресурсов (электронных каталогов документов и музейных экспонатов с изображениями, описаний памятников истории и культуры Пермского края). Для краевых учреждений культуры закупались серверы и компьютерная техника, цифровые фотоаппараты и сканеры, а также другое необходимое для работы оборудование. Для ведения баз и банков данных приобреталось единое программное обеспечение. Областные библиотеки стали использовать сетевые технологии для участия в национальных проектах по созданию сводных электронных каталогов и библиографических баз данных (проект по созданию Сводного каталога библиотек России (ЛИБНЕТ), проект "Межрегиональная аналитическая роспись статей" (МАРС), проект детских библиотек "Пионер"). Они начали использовать сетевые технологии для взаимодействия с муниципальными библиотеками края (предоставление доступа к региональным информационным ресурсам, совместное ведение баз данных, взаимоиспользование каталогов и баз данных, электронная доставка документов и др.). Пермская областная библиотека им. А.М.Горького входит в число 34 библиотек, активно участвующих в создании Сводного каталога библиотек России, и уже несколько лет получает дополнительное финансирование из средств федеральной целевой программы "Культура России".

Пермская государственная художественная галерея и Пермский краеведческий музей начали работать в единой программной среде, используя прикладной программный продукт "КАМИС". В 2006 году к реализации программных мероприятий подключено 7 муниципальных музеев (вместо 6 запланированных ранее). Было принято решение о включении в Программу Березниковского краеведческого музея, а также о расширении количества автоматизированных рабочих мест в музеях городов Соликамска, Чердыни, Кунгура. Все музеи получили комплекты компьютерной техники, фотоаппараты и сканеры, а также программу "КАМИС" для создания электронных каталогов музейных коллекций с изображениями. Сотрудники Пермского краеведческого музея организовали для них в ноябре 2006 года учебу по вводу информации в каталоги и по оцифровке изображений музейных коллекций. Так началась работа по методическому руководству внедрением автоматизации в деятельность муниципальных музеев края.

В незначительном объеме финансировались мероприятия по п. 3 "Создание "Пермской информационно-ресурсной сети по культуре (ПИРС-Культура)" и ее компонентам":

1. Создание базы данных "Реестр учреждений культуры и искусства Пермской области".

2. Создание базы данных "Памятники истории и культуры Пермской области".

3. Создание каталога музейных коллекций (с изображениями).

4. Создание базы данных "Афиша культурных событий региона".

5. Создание электронных библиотечных каталогов в Web-среде.

6. Создание сводной базы данных пермских изданий (с 1792 г.).

7. Создание сводной региональной полнотекстовой базы данных правовых документов Пермской области.

Несмотря на незначительное финансирование, эти мероприятия являются основополагающими в Программе. В Пермской краевой библиотеке им. А.М.Горького создана база данных "Реестр учреждений культуры", содержащая 2,8 тыс. записей. База создана на основе ежегодных отчетных форм государственной статистики учреждений культуры.

Базу данных "Памятники истории и культуры Пермского края" ведет Пермский краевой центр охраны памятников в программе "КАИСА-Наследие". Система внедрялась в 2005 году, к началу 2007 года введено 4,8 тыс. записей и 3,1 тыс. изображений памятников культуры. Объем электронных каталогов музейных коллекций также значительно вырос. К моменту окончания сроков Программы их совокупный объем составил 15,3 тыс. записей и 3,5 тыс. изображений.

База данных "Афиша культурных событий региона" ведется в программе "КАИСА-Афиша", но пока содержит только "Реестр учреждений культуры". Не отлажена система сбора материала о культурных событиях для оперативного ввода информации.

Электронные каталоги в Web-среде краевые библиотеки выставляют с 2005 года. По мере создания типовых сайтов муниципальных библиотек будут выставлены и их ресурсы.

В Пермской краевой библиотеке с 2004 года идет формирование каталога местных изданий (ретроспектива с 1792 года, объем - 19000 записей). Введено 7300 записей.

Создана сводная полнотекстовая база данных правовых документов, обеспечивающих деятельность публичных центров правовой информации, действующих на территории Пермского края, в количестве 330 документов. База данных выставлена на сайте http://pcpi.permkultura.ru и постоянно пополняется.

Средства, выделяемые по п. 4 "Приобретение готовых информационных ресурсов международных и российских информационных центров" в течение 2005-2006 гг., целенаправленно израсходованы на подключение к электронным полнотекстовым базам и банкам данных, размещаемым в сети Интернет: к базе данных "Диссертации и авторефераты Российской государственной библиотеки", к англоязычной базе данных "EBSCO", к базе данных газетных и журнальных статей "Интегрум-Техно", а также на оплату сопровождения баз данных "Кодекс" и "Арбикон". Отлажена система рекламы электронных ресурсов, они пользуются большим спросом у читателей.

Мероприятия по п. 5 "Организация пунктов общественного доступа для предоставления информационных ресурсов пользователям" финансировались в 2004 и 2006 годах. Во многих библиотеках организованы пользовательские места для читателей для работы с электронной информацией на различных носителях и в сети Интернет. Пункты открытого доступа к сети Интернет с несколькими компьютерами созданы за эти годы в Березниках, Березовке, Большой Соснове, Верещагино, Горнозаводске, Краснокамске, Кудымкаре, Кунгуре, Нытве, Очере, Соликамске, Чайковском.

Средства по п. 6 "Научно-исследовательская деятельность" были израсходованы для выполнения научно-исследовательской работы "Формирование сетевой информационной инфраструктуры учреждений культуры Пермского края". В данном документе разработана концепция организации сетевого доступа к информационным ресурсам сферы культуры. В 2006 году выполнено 3 научно-исследовательские работы "Создание сайта публичных центров правовой информации в составе портала "Культура Пермского края", "Макет типового сайта муниципальных библиотек" и "Создание и сопровождение Интернет-контента "Карты" для электронной энциклопедии "Пермский край". Разработаны Концепция портала "Культура Пермского края" и Концепция электронной энциклопедии "Пермский край" (с дополнительными методическими материалами - предметный рубрикатор для отражения содержания статей, методические материалы по написанию статей). Все эти материалы легли в основу системного формирования информационных ресурсов и организации доступа к ним.

Мероприятия по п. 7 "Кадровое обеспечение процессов формирования и использования информационных ресурсов" в течение 3 лет не финансировались, тем не менее изыскивались средства для проведения учеб, семинаров, конференций и других мероприятий для обучения специалистов сферы культуры работе с новыми информационными технологиями. Было проведено две крупных всероссийских научно-практических конференции: "Библиотечные корпоративные технологии и проекты" (24-26 марта 2004 г., г. Пермь) и "Библиотека. Информация. Гражданское общество" (24-27 октября 2005 г., г. Пермь). Для обмена опытом работы были выпущены сборники докладов и тезисов этих конференций.

4. Оценка уровня достижения показателей эффективности

Программные мероприятия выполнены частично, при этом на 40% выполнены за счет средств областного бюджета и на 60% - за счет привлеченных средств. Сводная таблица использования средств областного бюджета по мероприятиям и годам приведена в приложении 2 к отчету.

В Программе выделено 6 показателей эффективности ее реализации, они приведены в приложении 3 к отчету. В результате исполнения программных мероприятий за 2004-2006 годы подключено к действующим сетям не 20 учреждений культуры, а 72, число пользователей электронными ресурсами возросло в 4,68 раза (4,1 - по плану). География доступа к сети Интернет распространяется на 46 территорий муниципальных образований (95,8% вместо 92,5% запланированных). Количество пользователей электронными ресурсами возросло до 844 тыс. Количество пользовательских компьютерных мест в библиотеках в 3,5 раза превысило начальные показатели 2003 года.

Возросла доступность информационных ресурсов за счет подключения учреждений культуры к сети Интернет и системе корпоративного создания и использования электронных ресурсов. Широко внедрялась в эти годы система электронной доставки документов, виртуальной справки для пользователей. Учреждения культуры активно создавали свои сайты, на которых размещали свои ресурсы. За счет этого снизилась стоимость одного обращения до 15,8 рубля (в 1,65 раза меньше по сравнению с 2003 годом).

За счет увеличения компьютерного парка и подключения учреждений культуры к действующим скоростным сетям они более интенсивно стали наращивать объемы своих электронных ресурсов. Ежегодный ввод записей в базы данных достиг 57 тыс. единиц и превысил начальные показатели на 204%.

Резко возросли доходы от платных услуг, оказываемых учреждениями культуры пользователям, и превысили плановые показатели в 3 раза. Средства расходуются на развитие учреждений культуры.

5. Сравнительный анализ финансовых и иных затрат

на реализацию Программы в целом по источникам

финансирования, в разрезе мероприятий, исполнителей

Программы и по территориям

В ходе реализации Программы на информатизацию учреждений культуры израсходовано 19676,0 тыс. рублей, в том числе 7833,0 из областного бюджета, что составляет 71,2% от запланированных в Программе. Основной объем дополнительных средств (60% от объема затрат на выполненные мероприятия) получен из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований Пермского края и внебюджетных средств.

Сравнительный анализ финансовых затрат из областного бюджета по годам и мероприятиям Программы приведен в приложении 2 к отчету.

6. Выводы о целесообразности разработки очередной

целевой программы

Мероприятия, проведенные в рамках Программы, нашли свое продолжение в отраслевых проектах Министерства культуры и массовых коммуникаций Пермского края, например, в проектах "БИРИУС (библиотечные информационные ресурсы и услуги - селу)" и "Внедрение КАМИС (комплексная автоматизированная музейная информационная система)".

Приложение 1

к отчету

ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

ПО ГОДАМ И ИСТОЧНИКАМ ФИНАНСИРОВАНИЯ

тыс. рублей

N
   п/п

Источники
   финансирования

2004 год

2005 год

2006 год

Итого

Закон
   об ОЦП

Фактическое
   финансиро-
   вание

Закон
   об ОЦП

Фактическое
   финансиро-
   вание

Закон
   об ОЦП

Фактическое
   финансиро-
   вание

Закон
   об ОЦП

Фактическое
   финансиро-
   вание

1

Федеральный   бюджет

1500

212

1500

70

1500

195

4500

477

2

Областной   бюджет

2000

1500

4000

1333

5000

5000

11000

7833

3

Местный   бюджет

2000

1840

3000

1609

3000

4121

8000

7570

4

Внебюджетные   источники

100

320

100

2353

100

1123

300

3796

ИТОГО

5600

3872

8600

5365

9600

10439

23800

19676

Всего на информатизацию учреждений культуры израсходовано 19676,0 тыс. рублей, в том числе 7833,0 из областного бюджета, что составляет 71,2% от запланированных в Программе. Основной объем дополнительных средств (60% от объема затрат на выполненные мероприятия) получен из федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных средств.

Сравнительный анализ финансовых затрат из областного бюджета по годам реализации Программы приведен в приложении 2 к отчету.

Приложение 2

к отчету

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ - ЭКОНОМИЧЕСКОМУ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ (2004-2006 ГОДЫ)"

(областной бюджет)

в тыс. рублей

N
   п/п

Пункт   Программы

2004 год

2005 год

2006 год

ИТОГО за   период
   реализации

Областные
   средства
   согласно
   Закону об
   ОЦП

Закон о
   бюджете

Испол-
   нение

Областные
   средства
   согласно
   Закону об
   ОЦП

Закон о
   бюджете

Испол-
   нение

Областные
   средства
   согласно
   Закону об
   ОЦП

Закон о
   бюджете

Испол-
   нение

Областные
   средства
   согласно
   Закону об
   ОЦП

Закон о
   бюджете

Испол-
   нение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ВСЕГО по   Программе

2000,0

1500,0

1500,0

4000,0

1333,0

1333,0

5000,0

5000,0

5000,0

11000,0

7833,0

7833,0

4.1.1

Приобретение
   технического
   оборудования для
   создания областного
   информационно-
   ресурсного центра по
   культуре Прикамья

40,0

-

-

10,0

-

-

-

-

-

50,0

-

-

4.1.2

Мониторинг   состояния
   технической и
   программной
   оснащенности
   учреждений культуры

3,0

-

-

2,0

-

-

-

-

-

5,0

-

-

4.1.3

Паспортизация
   информационных
   ресурсов по истории
   и культуре области

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4.1.4

Определение   опорных
   зон для отработки
   технологических
   решений

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4.1.5

Разработка
   нормативов и типовых
   решений
   взаимодействия
   единой региональной
   системы

17,0

-

-

8,0

-

-

20,0

20,0

20,0

45,0

20,0

20,0

4.2.1

Приобретение
   комплекса
   технических средств
   для развития
   локальных сетей и
   средств коммуникации
   учреждений культуры

700,0

700,0

700,0

2500,0

653,00

653,00

3000,0

3000,0

3000,0

6200,0

4353,0

4353,0

4.2.2

Приобретение
   программно-
   технических и
   технологических
   комплексов для
   корпоративной
   деятельности
   учреждений культуры
   в сетях передачи
   данных

300,0

300,0

300,0

800,0

600,0

600,0

1000,0

1000,0

1000,0

2100,0

1900,0

1900,0

4.3.1

Создание базы   данных
   "Реестр учреждений
   культуры и искусства
   Пермской области"

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4.3.2

Создание базы   данных
   "Памятники истории и
   культуры Пермской
   области"

50,0

-

-

50,0

-

-

30,0

30,0

30,0

130,0

30,0

30,0

4.3.3

Создание   каталога
   музейных коллекций
   (с изображениями)

50,0

50,0

50,0

50,0

-

-

100,0

100,0

100,0

200,0

150,0

150,0

4.3.4

Создание базы   данных
   "Афиша культурных
   событий региона"

50,0

-

-

50,0

-

-

20,0

20,0

20,0

120,0

20,0

20,0

4.3.5

Создание   электронных
   библиотечных
   каталогов в Web-
   среде

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4.3.6

Создание   сводной
   базы данных пермских
   изданий (с 1792
   года)

50,0

50,0

50,0

50,0

-

-

100,0

100,0

100,0

200,0

150,0

150,0

4.3.7

Создание   сводной
   региональной
   полнотекстовой базы
   данных правовых
   документов Пермской
   области

-

-

100,0

-

-

50,0

50,0

50,0

150,0

50,0

50,0

4.4.1

Проведение   изучения
   потребностей
   организаций,
   предприятий в
   информации для
   организации
   централизованного
   комплектования
   информационными
   ресурсами

30,0

-

-

-

-

-

-

-

-

30,0

-

-

4.4.2

Приобретение
   информационных
   ресурсов, баз и
   банков данных и
   предоставление
   доступа к ним в
   режиме "запрос-
   ответ" по сетям
   передачи данных
   (электронная
   доставка документов)

220,0

150,0

150,0

50,0

-

-

200,0

200,0

200,0

470,0

350,0

350,0

4.5.1

Приобретение
   сетевого
   оборудования для
   организации
   Интернет-доступа и
   развития системы
   электронной доставки
   документов в сетях
   передачи данных

150,0

150,0

150,0

-

-

-

-

-

-

150,0

150,0

150,0

4.5.2

Приобретение
   технических средств
   для организации
   пунктов
   общественного
   доступа к локальным,
   региональным,
   национальным,
   мировым
   информационным
   ресурсам на базе
   общедоступных
   библиотек

100,0

100,0

100,0

200,0

-

-

400,0

400,0

400,0

700,0

500,0

500,0

4.6.1

Проведение на   базе
   опорных зон научно-
   исследовательских и
   опытно-
   конструкторских
   работ (оплата за
   разработку проектных
   решений, за
   установку и наладку
   программных средств,
   за разработку
   структуры портала
   "ПИРС-Культура")

80,0

-

-

80,0

80,0

80,0

80,0

80,0

80,0

240,0

160,0

160,0

4.6.2

Издание   методических
   и инструктивных
   материалов

20,0

-

-

40,0

-

-

-

-

-

60,0

-

-

4.7.1

Формирование
   необходимой
   кадровой,
   методической и
   материально-
   технической базы для
   организации
   непрерывного
   образования
   специалистов,
   задействованных в
   сфере информатизации
   отрасли культуры
   (разработка и
   распространение
   учебных и
   методических
   материалов)

20,0

-

-

10,0

-

-

-

-

-

30,0

-

-

4.7.2

Оплата расходов   по
   организации учебных
   курсов для
   специалистов

80,0

-

-

-

-

-

-

-

-

80,0

-

-

4.7.3

Оплата проведения
   конференций,
   семинаров, круглых
   столов

40,0

-

-

-

-

-

-

-

-

40,0

-

-

Всего 26 программных мероприятий, из них 22 - финансируемых по Программе. Из областного бюджета финансировалось в течение 2004-2006 гг. 12 мероприятий, из них 4 профинансировано менее чем на 50, 6 - менее чем на 75% и только 2 - более чем на 90%.

Приложение 3

к отчету

ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

N
   п/п

Система
   показателей
   оценки
   эффективности

Наименование
   мероприятия

Фактическое
   значение
   показателя
   на момент
   разработки
   Программы
   (2003 г.)

Изменение   значений
   показателя по годам

Целевое   значение
   показателя на момент
   окончания действия
   Программы

2004 год
   план/факт

2005 год
   план/факт

2006 год
   план/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Количество
   пользователей
   электронных
   ресурсов
   (статистика)

1.   Подключение
   20 муниципальных
   учреждений
   культуры к
   действующим сетям

180 тыс.
   пользо-
   вателей

210/271
   тыс.

360/
   420 тыс.

734/844
   тыс.

Увеличение   числа
   пользователей в 4,68
   раза. Создание
   условий
   информационной
   открытости Пермской
   области,
   инвестиционной
   привлекательности,
   повышения социальной
   и трудовой активности
   граждан

2

Доступность к
   информационным
   ресурсам
   (отчетность)

1. Создано на
   базе
   муниципальных
   учреждений
   культуры 12
   пунктов открытого
   доступа к сети
   Интернет

Учреждения
   культуры 17
   территорий
   имеют
   доступ к
   сети
   Интернет
   (35 пользо-
   вательских
   мест)

17/18
   терри-
   торий

22/26
   терри-
   торий

37/46
   терри-
   торий
   (122 поль-
   зователь-
   ских
   места)

География   доступа
   учреждений культуры к
   сети Интернет
   достигла 95,8%; право
   на получение
   оперативной
   информации правового,
   экономического,
   научно-технического и
   другого содержания
   получат 800 тыс.
   пользователей городов
   и районных центров
   области,
   опосредованно -
   жители села. Жители
   Прикамья получат
   доступ к
   информационным
   ресурсам, формируемым
   в учреждениях
   культуры областного
   центра, для
   удовлетворения
   образовательных,
   профессиональных,
   управленческих и
   других потребностей

3

Стоимость
   обращения к
   базам и банкам
   данных и другим
   информационным
   ресурсам
   учреждений
   культуры
   (статистика)

1. Создание
   портала "ПИРС-
   культура".
   2. Подключение
   20 учреждений
   культуры к
   действующим
   сетям.
   3. Внедрение
   технологий
   передачи и обмена
   информацией.
   4. Единое
   программное
   обеспечение,
   позволяющее
   создавать сводные
   базы данных.
   5. Техническое
   дооснащение.
   6. Создание
   электронного
   межбиблиотечного
   абонемента.
   7. Корпоративное
   использование
   приобретенных баз
   данных
   экономического,
   научно-
   технического и
   другого
   содержания

Одно
   обращение
   пользователя
   обошлось в
   26,1 рубля
   программных
   средств
   (на 100
   рублей - 4
   обращения)

26,1 рубля

26,1 рубля

Одно
   обращение
   пользова-
   теля будет
   обходиться
   в 15,7/
   15,8 рубля
   програм-
   мных
   средств
   (на 100
   рублей - 6
   обращений)

Удешевление   стоимости
   одного обращения на
   40%. Увеличение
   интенсивности
   эксплуатации
   технических средств в
   1,5 раза без
   дополнительных затрат
   на программные
   средства. Выход на
   использование сетевых
   технологий для
   расширения доступа
   населения области к
   информационным
   ресурсам

4

Объем
   информационных
   ресурсов
   (статистика)

1.   Приобретение
   баз данных.
   2. Сетевые
   технологии
   обработки и
   использования баз
   данных.
   3. Программное и
   техническое
   обеспечение
   обработки
   информации музеев
   и библиотек
   области.
   4. Обучение
   кадров

Ежегодный
   ввод
   информации -
   28 тыс.
   записей

30/32,6
   тыс.
   записей

35/39,5
   тыс.
   записей

41/57 тыс.
   записей

Ежегодный   ввод
   информации в
   собственные базы
   данных увеличился на
   203,6% и обеспечит
   темпы актуализации
   баз данных в
   послепрограммный
   период

5

Доходы от
   платных услуг
   учреждений
   культуры
   (отчетность)

1. Создание
   собственных баз
   данных.
   2. Приобретение
   информационных
   ресурсов.
   3. Техническое
   оснащение
   библиотек,
   музеев.
   4. Обучение
   кадров

Объем
   доходов от
   платных
   услуг
   составляет
   4507,6 тыс.
   рублей

4,6/4,9
   млн.
   рублей

6,0/8,3
   млн.
   рублей

10,6/13,7
   млн.
   рублей

Дополнительные   доходы
   учреждений культуры
   от платных услуг
   через реализацию
   программных
   мероприятий возросли
   более чем в 3 раза
   (запланировано - на
   25%)

6

Оснащенность
   компьютерами
   государственных
   библиотек
   и музеев

1.   Техническое
   оснащение
   библиотек,
   музеев.
   2. Создание баз
   данных.
   3. Предоставление
   доступа к
   электронным
   ресурсам
   учреждений
   культуры через
   сеть Интернет.
   4. Предоставление
   доступа
   пользователей к
   электронным
   ресурсам в
   учреждениях
   культуры

Количество
   компьютеров
   - 596

724

892

1110

Формирование
   собственной ресурсной
   базы, обеспечение
   доступа к ней.
   Подключение
   учреждений культуры к
   сети Интернет,
   использование
   Интернет-ресурсов в
   обслуживании
   пользователей.
   Расширение доступа
   пользователей к
   информационным
   ресурсам.
   Увеличение
   компьютерного парка
   библиотек в 1,8 раза
   (запланировано 1,5),
   музеев - в 2,3 раза
   (запланировано 2,5)

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Российская газета" № 240 от 21.11.2008
Рубрики правового классификатора: 130.030.020 Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 020.030.020 Бюджетные кредиты муниципальным образованиям из бюджета Российской Федерации, 120.030.000 Информационные ресурсы. Пользование информационными ресурсами, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать