Основная информация
Дата опубликования: | 15 июня 2016г. |
Номер документа: | RU14000201600633 |
Текущая редакция: | 2 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
1
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
ЗАКОН
ОТ 15.06.2016 1668-З №887-V
Об избрании главы муниципального образования
на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)
Настоящий Закон регулирует порядок подготовки и проведения схода граждан по избранию главы муниципального образования.
Статья 1. Общие положения
1. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
2. Глава муниципального образования избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Проведение схода граждан по избранию главы муниципального образования, обеспечивается комиссией по организации проведения схода граждан и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования и счетной комиссией.
Статья 2. Назначение даты избрания главы муниципального образования
1. Дата избрания главы муниципального образования назначается сходом граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, в связи с истечением срока полномочий, на который был избран глава муниципального образования, а также в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям, определенным Федеральным законом
от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей муниципального образования численностью не менее 10 человек.
3. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в течение 30 дней с момента досрочного прекращения полномочий временно исполняющий обязанности главы муниципального образования должен созвать сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, которая не должна превышать шести месяцев с момента досрочного сложения полномочий главы муниципального образования.
4. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
5. На сходе граждан, назначающем дату избрания главы муниципального образования, председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
6. Сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом.
7. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
8. Голосование может быть назначено только на воскресенье в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
9. В решении схода граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования, указываются:
1) наименование муниципального образования, в котором глава муниципального образования избирается сходом граждан;
2) дата, время и место проведения схода граждан;
3) состав комиссии по организации проведения схода граждан и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования (далее – комиссия);
4) состав счетной комиссии.
(в ред. Закона РС(Я) от 25.10.2016 1712-З №979 – V)
10. Решение схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Статья 3. Порядок формирования и полномочия комиссии
1. Количественный состав комиссии утверждается на сходе граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования. Количество членов комиссии должно быть не менее 5 и не более 7 человек.
2. Члены комиссии утверждаются сходом граждан из числа представителей местной администрации, политических партий и общественных организаций.
3. Члены комиссии на первом заседании открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
4. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания и истекает через десять дней со дня официального опубликования (обнародования) итогов схода граждан по избранию главымуниципального образования.
5. Председатель комиссии руководит работой комиссии, проводит ее заседания, контролирует исполнение решений, принятых комиссией, подписывает протоколы заседаний комиссии и иные принимаемые комиссией решения.
6. Секретарь комиссии принимает меры организационного обеспечения деятельности комиссии, ведет делопроизводство, принимает поступающие в комиссию материалы и документы, проверяет правильность их оформления, регистрирует и готовит их для рассмотрения на заседании комиссии, извещает членов комиссии, а также иных заинтересованных лиц о дате, месте и времени проведения заседания комиссии.
7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя является решающим.
8. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, принявшие участие в заседании. Выписка из протокола заседания комиссии выдается кандидатам на должность главы муниципального образования (далее – кандидат), доверенным лицам кандидата по их обращению.
9. Деятельность комиссии на период ее работы обеспечивается местной администрацией.
10. Полномочия комиссии:
1) прием уведомлений от граждан о выдвижении кандидатуры на должность главы муниципального образования;
2) выдача гражданину извещения о регистрации его в качестве кандидата;
3) проверка достоверности сведений о кандидатах путем обращения в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
4) обнародование решения комиссии о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами;
5) выдача кандидату согласия на открытие специального счета для формирования избирательного фонда проведения агитации;
6) регистрация доверенных лиц кандидата и аннулирование отозванным доверенным лицам удостоверений;
7) регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам;
8) обнародование сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов проведения агитации кандидатов;
9) контроль за проведением кандидатами предвыборной агитации;
10) принятие решения об аннулировании регистрации кандидата;
11) подготовка помещения для проведения схода граждан;
12) дача разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
13) передача в архив документов комиссии;
14) иные вопросы, связанные с проведением схода граждан.
Статья 4. Порядок формирования и полномочия счетной комиссии
1. Количественный состав счетной комиссии утверждается на сходе граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования. При этом, количество членов счетной комиссии должно быть не менее 5 и не более 7 человек.
2. Члены счетной комиссии утверждаются сходом граждан из числа представителей местной администрации, политических партий и общественных организаций.
3. Члены счетной комиссии на первом заседании открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов счетной комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря счетной комиссии.
4. Срок полномочий счетной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания и истекает через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) итогов схода граждан.
5. Председатель счетной комиссии руководит работой счетной комиссии, проводит заседания, контролирует исполнение принятых решений, подписывает протоколы заседаний и иные, принимаемые счетной комиссией решения.
6. Секретарь счетной комиссии принимает меры организационного обеспечения деятельности счетной комиссии, ведет делопроизводство, принимает поступающие в счетную комиссию материалы и документы, проверяет правильность их оформления, регистрирует и готовит их для рассмотрения на заседании, извещает членов, а также иных заинтересованных лиц о дате, месте и времени проведения заседания.
7. Заседание счетной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов счетной комиссии. Решение счетной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов счетной комиссии. При равенстве голосов членов счетной комиссии голос председателя является решающим.
8. Решение счетной комиссии с результатами голосования оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены счетной комиссии, принявшие участие в заседании. Выписка из протокола заседания счетной комиссии выдается кандидатам, доверенным лицам кандидата по их обращению.
9. Деятельность счетной комиссии на период ее работы обеспечивается местной администрацией.
10. Полномочия счетной комиссии:
1) регистрация граждан, прибывающих на сход, в соответствии со списком граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, представляемым местной администрацией;
2) определение формы и необходимого количества бюллетеней для голосования;
3) обеспечение и контроль изготовления бюллетеней для голосования;
4) определение кворума для проведения схода граждан;
5) подсчет голосов и подведение итогов голосования;
6) составление протокола об итогах голосования;
7) составление акта, в котором указываются общее количество бюллетеней, количество выданных гражданам, участвующим в сходе, и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) бюллетеней;
8) передача в архив материалов с результатами голосования (бюллетени, протоколы, акты, список участников схода);
9) дача разъяснений по вопросам голосования.
Статья 5. Выдвижение и регистрация кандидатов
1. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
2. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением.
3. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
1) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;
2) признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
4) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
5) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
6) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день проведения схода граждан неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие пунктов 4 и 5 части 3 настоящей статьи;
7) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если сход граждан состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
8) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня избрания главы муниципального образования на сходе граждан в течение установленного законом срока полномочий главы муниципального образования, для избрания которого назначен сход граждан;
9) в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении его прав занимать муниципальные должности в течение определенного срока
(если голосование состоится до истечения указанного срока).
4. Самовыдвижение кандидата производится со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования.
5. Самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом комиссии лично в форме заявления.
6. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика
(при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости. В заявлении также указывается обязательство прекратить деятельность несовместимую с должностью главы муниципального образования.
7. К заявлению, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, прилагаются:
1) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
2) копии документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом или занимает иные выборные должности.
3) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме,установленной в приложении к настоящему Закону.
4) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов.
8. Паспорт либо документ, заменяющий паспорт гражданина, и иные документы, предъявляются кандидатом при личном представлении документов в комиссию. Копии документов изготавливаются комиссией в присутствии кандидата, заверяются подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
9. Выдвижение кандидата избирательным объединением может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования. При этом избирательное объединение имеет право выдвинуть одного кандидата.
10. При избрании главы муниципального образования на сходе граждан избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного избирательного объединения. При этом политическая партия не вправе выдвигать в качестве кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.
11. Выдвинуть кандидата могут избирательные объединения, отвечающие требованиям части 1 статьи 34 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV«О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».
12. Выдвижение кандидата политической партией осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»
(далее – Федеральный закон «О политических партиях»). Выдвижение кандидата иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральными законами к выдвижению кандидатов для политических партий.
13. Решение о выдвижении кандидата, принятое в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа избирательного объединения;
2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата;
3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
5) дата принятия решения.
14. Комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата избирательным объединением, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться.
15. При выдвижении избирательным объединением кандидата выдвинутое лицо представляет лично в комиссию следующие документы:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). В заявлении также указываются сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2) заверенные должностным лицом либо постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
3) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) – копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
4) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом
«О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;
5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;
6) сведения, предусмотренные пунктом 3 части 7 настоящей статьи.
16. Комиссия обязана выдать письменное подтверждение о получении документов незамедлительно после их представления.
17. Прием заявлений от кандидатов прекращается за 14 дней до дня проведения схода граждан.
18. Комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата.
19. Комиссия отказывает лицу в регистрации, подавшему заявление, в случаях:
1) отсутствия у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, – несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом
«О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, – несоблюдение требований части 12 настоящей статьи;
3) отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
4) наличия на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушениемтребований настоящего Закона;
5) отсутствия на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 6, 7 и 15 настоящей статьи;
6) сокрытия кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
7) установления решением суда факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1. статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
8) неоднократного использования кандидатом преимущества своего должностного или служебного положения;
9) установления решением суда факта подкупа избирателей кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией;
10) несоздание кандидатом избирательного фонда для агитации. Отсутствие средств в избирательном фонде для агитации не является основанием для отказа в регистрации кандидата; (в ред. Закона РС(Я) от 25.10.2016 1712- З № 979 – V)
11) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда для агитации иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда для агитации;
12) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании предельного размера расходования средствизбирательного фонда для агитации, установленного настоящим Законом, более чем на 5 процентов.
20. По итогам проверки на достоверность комиссия регистрирует лицо, подавшее заявление, в качестве кандидата.
21. Комиссия уведомляет гражданина о регистрации его в качестве кандидата в течение 2 суток со дня регистрации. Уведомление оформляется в виде извещения, которое подписывается председателем комиссии, а в период его отсутствия – заместителем председателя комиссии. В случае отказа в регистрации кандидата, комиссияв течение одного дня с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
22. Гарантии деятельности кандидата устанавливаются Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Статья 6. Доверенные лица кандидата, избирательных объединений
1. Кандидат вправе назначить до десяти доверенных лиц. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, вправе назначить до двадцати доверенных лиц. Указанные в настоящей части доверенные лица регистрируются комиссией. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В указанном заявлении относительно каждого доверенного лица указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер телефона (при его наличии).
2. Доверенными лицами кандидата, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий, члены комиссии и счетной комиссии. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в избирательную комиссию приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
3. Доверенные лица получают от комиссии удостоверения. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в комиссию выданное ему этой комиссией удостоверение и уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, назначившее данное доверенное лицо.
6. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации комиссией и прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидата, выдвинутого избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
Статья 6.1. Проведение агитации
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию.
2. Агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1) призывы голосовать за кандидата;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то,
за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.
3. Агитация может проводиться:
1) на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
5. Запрещается привлекать к агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
6. Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в комиссию заявления о согласии баллотироваться, а для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню проведения схода граждан. Проведение агитации в день схода граждан и в предшествующий ему день запрещается.
7. Информирование избирателей в период избирательной кампании осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Условия проведения агитации, ограничения и запреты при проведении агитации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
9. Расходы на проведение агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда для агитации кандидата. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Статья 7. Избирательные фонды для агитации
1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для агитации (далее – фонд) в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации. Кандидат может создать только один фонд.
2. Фонды могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
3) добровольных пожертвований граждан;
4) добровольных пожертвований юридических лиц.
3. Запреты на участие в формировании фондов устанавливаются
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Все денежные средства, образующие фонд, перечисляются на специальный счет, открытый с разрешения комиссии.
5. Кандидат имеет право не открывать специальный счет, если расходы на агитацию не превышают пяти тысяч рублей. В этом случае кандидат обязан при предъявлении документов для регистрации представить в комиссию письменное заявление о том, что избирательный фонд создается без открытия специального счета.
6. Создание фонда кандидата без открытия специального счета осуществляется только за счет собственных средств кандидата.
7. Порядок расходования средств фонда устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Предельный размер расходования средств фонда кандидата составляет
300 тысяч рублей.
9. Контроль целевого расходования средств фондов возлагается на комиссию. Комиссия раз в 10 дней обязана обнародовать сведения о поступлении и расходовании средств фондов кандидатов.
Статья 9. Статус уполномоченных представителей
кандидатов по финансовым вопросам
1.Кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам.
2.При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия:
1)открытие специальногосчета;
2)распоряжение средствамифонда;
3)учет денежных средствфонда;
4)контроль за поступлением и расходованием средствфонда;
5)право подписи на расчетных документах;
6)составление итогового финансового отчета;
7)принеобходимости – такжеиные, кроме указанных в настоящей части, полномочия.
3.Регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам производится комиссией, на основании письменного заявления кандидата, доверенности, указанной в части 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанного уполномоченного представителя и истекает через 30 дней со дня избрания главы муниципального образования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата,– со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
4.Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в комиссию. Копия указанного заявления должна быть одновременно направлена кандидатом в кредитную организацию, в которой кандидат открыл специальный избирательный счет для формирования своего фонда.
Статья 10. Выбытие кандидата
1.Кандидат не позднее чем за пять дней до дня голосования (а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств – непозднее чем за один день до дня голосования) вправе представить в комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат был зарегистрирован, комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
2.Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом соответствующей политической партии, иного общественного объединения, не позднее чем за пять дней до дня голосования вправе отозвать выдвинутого им кандидата. Решение об этом направляется уполномоченным на то органом избирательного объединения в комиссию.
3.Если ко дню избрания главы муниципального образования на сходе граждан окажется один зарегистрированный кандидат или не окажется ни одного зарегистрированного кандидата, проведение голосования по решению комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 11. Организация проведения схода граждан
1.Расходы, связанные с организацией и проведением схода граждан производятся местной администрацией за счет средств местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении схода граждан.
2.Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве. Бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, должны быть подписаны членами счетной комиссии, заверены печатью местной администрации.
3.Местная администрация обязана оповестить граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования о времени, дате, месте проведения схода граждан, а также о способе избрания главы муниципального образования не позднее чем за десятьдней до начала схода граждан.
4.Местная администрация предоставляет помещение для проведения схода граждан. Выделенное помещение должно соответствовать установленным противопожарным и санитарным нормативам.
5.Местная администрация предоставляет сведения о численности населения, обладающегоизбирательным правом, постоянно или преимущественно проживающего на территории муниципального образования, в счетную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Статья 12. Порядок проведения схода граждан
1.Счетная комиссия регистрирует и составляет список граждан, присутствующих на сходе, на основании списка граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, представленного местной администрацией.
2.Сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3.Председатель счетной комиссии публично оглашает о количестве присутствующих на сходе граждан и определяет наличие кворума для проведения схода граждан.
4.В случае отсутствия кворума сход граждан объявляется председателем счетной комиссии несостоявшимся.
5.При наличии кворума лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, ставится на голосование вопрос об избрании председателя схода.
6.Голосование по избранию главы муниципального образования осуществляется путем тайного голосования.
7.Председатель счетной комиссии, перед началом голосования, в присутствии граждан, участвующих на сходе, проверяет урны для голосования и опечатывает их.
8.В помещении для проведения схода граждан устанавливаются кабины для тайного голосования.
9.Бюллетени для тайного голосования выдаются членами счетной комиссии в соответствии со списком граждан, присутствующих на сходе, по предъявлению ими паспорта или документа, заменяющего паспорт. Одному гражданину выдается один бюллетень.
10.Каждый гражданин голосует лично, голосование за другого гражданина не допускается.
11.Голосование проводится путем нанесения гражданином в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов».
12.Бюллетень заполняется гражданином в кабине для голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
13.Если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену счетной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член счетной комиссии выдает гражданину новый бюллетень, делая об этом соответствующую отметку в списке граждан, присутствующих на сходе, против фамилии гражданина. Испорченный бюллетень, после записи на нем слова «Испорчен», заверенной подписью каждого члена счетной комиссии, незамедлительно погашается.
14.Заполненные бюллетени опускаются гражданами в урны для голосования.
15.Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, либо в позиции «Против всех кандидатов», либо содержат более одной отметки в бюллетене.
16.Счетная комиссия, по завершению голосования, вскрывает урну для голосования и проводит подсчет голосов в присутствии граждан, участвующих в сходе граждан.
17.Кандидат, набравший большинство голосов граждан, участвующих в сходе граждан, считается избранным на должность главы муниципального образования.
18.Председатель счетной комиссии публично оглашает результаты подсчета голосов с указанием количества проголосовавших за каждого кандидата.
19.По итогам голосования сход граждан на основании протокола счетной комиссии принимает решение об избрании на должность главы муниципального образования.
20.Решение об избрании на должность главы муниципального образования, принятое на сходе граждан, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
21.Решение схода граждан об избрании главы муниципального образования может быть отменено в судебном порядке.
Статья 13. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава Республики Саха (Якутия) Е.БОРИСОВ
г.Якутск, 15 июня 2016 года
1668- З № 887-V
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ
1
РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ (ИЛ ТУМЭН)
ЗАКОН
ОТ 15.06.2016 1668-З №887-V
Об избрании главы муниципального образования
на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)
Настоящий Закон регулирует порядок подготовки и проведения схода граждан по избранию главы муниципального образования.
Статья 1. Общие положения
1. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации.
2. Глава муниципального образования избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
3. Проведение схода граждан по избранию главы муниципального образования, обеспечивается комиссией по организации проведения схода граждан и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования и счетной комиссией.
Статья 2. Назначение даты избрания главы муниципального образования
1. Дата избрания главы муниципального образования назначается сходом граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, в связи с истечением срока полномочий, на который был избран глава муниципального образования, а также в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования по основаниям, определенным Федеральным законом
от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей муниципального образования численностью не менее 10 человек.
3. В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования в течение 30 дней с момента досрочного прекращения полномочий временно исполняющий обязанности главы муниципального образования должен созвать сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, которая не должна превышать шести месяцев с момента досрочного сложения полномочий главы муниципального образования.
4. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
5. На сходе граждан, назначающем дату избрания главы муниципального образования, председательствует глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
6. Сход граждан, назначающий дату избрания главы муниципального образования, считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины граждан, обладающих избирательным правом.
7. Решение схода граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины участников схода граждан.
8. Голосование может быть назначено только на воскресенье в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
9. В решении схода граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования, указываются:
1) наименование муниципального образования, в котором глава муниципального образования избирается сходом граждан;
2) дата, время и место проведения схода граждан;
3) состав комиссии по организации проведения схода граждан и регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования (далее – комиссия);
4) состав счетной комиссии.
(в ред. Закона РС(Я) от 25.10.2016 1712-З №979 – V)
10. Решение схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Статья 3. Порядок формирования и полномочия комиссии
1. Количественный состав комиссии утверждается на сходе граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования. Количество членов комиссии должно быть не менее 5 и не более 7 человек.
2. Члены комиссии утверждаются сходом граждан из числа представителей местной администрации, политических партий и общественных организаций.
3. Члены комиссии на первом заседании открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.
4. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания и истекает через десять дней со дня официального опубликования (обнародования) итогов схода граждан по избранию главымуниципального образования.
5. Председатель комиссии руководит работой комиссии, проводит ее заседания, контролирует исполнение решений, принятых комиссией, подписывает протоколы заседаний комиссии и иные принимаемые комиссией решения.
6. Секретарь комиссии принимает меры организационного обеспечения деятельности комиссии, ведет делопроизводство, принимает поступающие в комиссию материалы и документы, проверяет правильность их оформления, регистрирует и готовит их для рассмотрения на заседании комиссии, извещает членов комиссии, а также иных заинтересованных лиц о дате, месте и времени проведения заседания комиссии.
7. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов комиссии. Решение комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов комиссии. При равенстве голосов членов комиссии голос председателя является решающим.
8. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, принявшие участие в заседании. Выписка из протокола заседания комиссии выдается кандидатам на должность главы муниципального образования (далее – кандидат), доверенным лицам кандидата по их обращению.
9. Деятельность комиссии на период ее работы обеспечивается местной администрацией.
10. Полномочия комиссии:
1) прием уведомлений от граждан о выдвижении кандидатуры на должность главы муниципального образования;
2) выдача гражданину извещения о регистрации его в качестве кандидата;
3) проверка достоверности сведений о кандидатах путем обращения в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
4) обнародование решения комиссии о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных кандидатами;
5) выдача кандидату согласия на открытие специального счета для формирования избирательного фонда проведения агитации;
6) регистрация доверенных лиц кандидата и аннулирование отозванным доверенным лицам удостоверений;
7) регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам;
8) обнародование сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов проведения агитации кандидатов;
9) контроль за проведением кандидатами предвыборной агитации;
10) принятие решения об аннулировании регистрации кандидата;
11) подготовка помещения для проведения схода граждан;
12) дача разъяснений по вопросам, отнесенным к компетенции комиссии;
13) передача в архив документов комиссии;
14) иные вопросы, связанные с проведением схода граждан.
Статья 4. Порядок формирования и полномочия счетной комиссии
1. Количественный состав счетной комиссии утверждается на сходе граждан, назначающего дату избрания главы муниципального образования. При этом, количество членов счетной комиссии должно быть не менее 5 и не более 7 человек.
2. Члены счетной комиссии утверждаются сходом граждан из числа представителей местной администрации, политических партий и общественных организаций.
3. Члены счетной комиссии на первом заседании открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов счетной комиссии избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря счетной комиссии.
4. Срок полномочий счетной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания и истекает через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) итогов схода граждан.
5. Председатель счетной комиссии руководит работой счетной комиссии, проводит заседания, контролирует исполнение принятых решений, подписывает протоколы заседаний и иные, принимаемые счетной комиссией решения.
6. Секретарь счетной комиссии принимает меры организационного обеспечения деятельности счетной комиссии, ведет делопроизводство, принимает поступающие в счетную комиссию материалы и документы, проверяет правильность их оформления, регистрирует и готовит их для рассмотрения на заседании, извещает членов, а также иных заинтересованных лиц о дате, месте и времени проведения заседания.
7. Заседание счетной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов счетной комиссии. Решение счетной комиссии считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих членов счетной комиссии. При равенстве голосов членов счетной комиссии голос председателя является решающим.
8. Решение счетной комиссии с результатами голосования оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены счетной комиссии, принявшие участие в заседании. Выписка из протокола заседания счетной комиссии выдается кандидатам, доверенным лицам кандидата по их обращению.
9. Деятельность счетной комиссии на период ее работы обеспечивается местной администрацией.
10. Полномочия счетной комиссии:
1) регистрация граждан, прибывающих на сход, в соответствии со списком граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, представляемым местной администрацией;
2) определение формы и необходимого количества бюллетеней для голосования;
3) обеспечение и контроль изготовления бюллетеней для голосования;
4) определение кворума для проведения схода граждан;
5) подсчет голосов и подведение итогов голосования;
6) составление протокола об итогах голосования;
7) составление акта, в котором указываются общее количество бюллетеней, количество выданных гражданам, участвующим в сходе, и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) бюллетеней;
8) передача в архив материалов с результатами голосования (бюллетени, протоколы, акты, список участников схода);
9) дача разъяснений по вопросам голосования.
Статья 5. Выдвижение и регистрация кандидатов
1. Главой муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года.
2. Выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения и выдвижения избирательным объединением.
3. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:
1) имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации;
2) признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;
3) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;
4) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости;
5) осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, судимость которых снята или погашена, – до истечения пятнадцати лет со дня снятия или погашения судимости;
6) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день проведения схода граждан неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие пунктов 4 и 5 части 3 настоящей статьи;
7) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если сход граждан состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
8) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если указанные нарушения либо действия совершены до дня избрания главы муниципального образования на сходе граждан в течение установленного законом срока полномочий главы муниципального образования, для избрания которого назначен сход граждан;
9) в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о лишении его прав занимать муниципальные должности в течение определенного срока
(если голосование состоится до истечения указанного срока).
4. Самовыдвижение кандидата производится со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования.
5. Самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом комиссии лично в форме заявления.
6. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика
(при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, – также сведения о дате снятия или погашения судимости. В заявлении также указывается обязательство прекратить деятельность несовместимую с должностью главы муниципального образования.
7. К заявлению, предусмотренному частью 6 настоящей статьи, прилагаются:
1) копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
2) копии документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом или занимает иные выборные должности.
3) сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме,установленной в приложении к настоящему Закону.
4) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, – копии соответствующих документов.
8. Паспорт либо документ, заменяющий паспорт гражданина, и иные документы, предъявляются кандидатом при личном представлении документов в комиссию. Копии документов изготавливаются комиссией в присутствии кандидата, заверяются подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы.
9. Выдвижение кандидата избирательным объединением может производиться со дня, следующего за днем официального опубликования (обнародования) решения схода граждан о назначении даты избрания главы муниципального образования. При этом избирательное объединение имеет право выдвинуть одного кандидата.
10. При избрании главы муниципального образования на сходе граждан избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами данного избирательного объединения. При этом политическая партия не вправе выдвигать в качестве кандидатов лиц, являющихся членами иных политических партий.
11. Выдвинуть кандидата могут избирательные объединения, отвечающие требованиям части 1 статьи 34 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-З № 815-IV«О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».
12. Выдвижение кандидата политической партией осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях»
(далее – Федеральный закон «О политических партиях»). Выдвижение кандидата иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральными законами к выдвижению кандидатов для политических партий.
13. Решение о выдвижении кандидата, принятое в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оформляется протоколом, в котором должны быть указаны:
1) число зарегистрированных участников соответственно съезда, конференции, общего собрания, заседания иного органа избирательного объединения;
2) число участников, необходимое для принятия решения о выдвижении кандидата;
3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению;
4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения;
5) дата принятия решения.
14. Комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата избирательным объединением, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться.
15. При выдвижении избирательным объединением кандидата выдвинутое лицо представляет лично в комиссию следующие документы:
1) заявление кандидата о его согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением должности главы муниципального образования. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). В заявлении также указываются сведения, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
2) заверенные должностным лицом либо постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, а если избирательное объединение не является юридическим лицом, также решение о его создании;
3) для общественных объединений (за исключением политических партий, их региональных отделений и иных структурных подразделений) – копию устава общественного объединения, заверенную постоянно действующим руководящим органом общественного объединения;
4) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом
«О политических партиях», соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидата;
5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии, иного общественного объединения;
6) сведения, предусмотренные пунктом 3 части 7 настоящей статьи.
16. Комиссия обязана выдать письменное подтверждение о получении документов незамедлительно после их представления.
17. Прием заявлений от кандидатов прекращается за 14 дней до дня проведения схода граждан.
18. Комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата, либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата.
19. Комиссия отказывает лицу в регистрации, подавшему заявление, в случаях:
1) отсутствия у кандидата пассивного избирательного права;
2) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, – несоблюдения требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом
«О политических партиях»; для кандидатов, выдвинутых иными общественными объединениями, – несоблюдение требований части 12 настоящей статьи;
3) отсутствия среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
4) наличия на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушениемтребований настоящего Закона;
5) отсутствия на день, предшествующий дню заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных частями 6, 7 и 15 настоящей статьи;
6) сокрытия кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с частью 6 настоящей статьи;
7) установления решением суда факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1. статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
8) неоднократного использования кандидатом преимущества своего должностного или служебного положения;
9) установления решением суда факта подкупа избирателей кандидатом, доверенным лицом кандидата, уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией;
10) несоздание кандидатом избирательного фонда для агитации. Отсутствие средств в избирательном фонде для агитации не является основанием для отказа в регистрации кандидата; (в ред. Закона РС(Я) от 25.10.2016 1712- З № 979 – V)
11) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда для агитации иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда для агитации;
12) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании предельного размера расходования средствизбирательного фонда для агитации, установленного настоящим Законом, более чем на 5 процентов.
20. По итогам проверки на достоверность комиссия регистрирует лицо, подавшее заявление, в качестве кандидата.
21. Комиссия уведомляет гражданина о регистрации его в качестве кандидата в течение 2 суток со дня регистрации. Уведомление оформляется в виде извещения, которое подписывается председателем комиссии, а в период его отсутствия – заместителем председателя комиссии. В случае отказа в регистрации кандидата, комиссияв течение одного дня с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа.
22. Гарантии деятельности кандидата устанавливаются Федеральным законом
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Статья 6. Доверенные лица кандидата, избирательных объединений
1. Кандидат вправе назначить до десяти доверенных лиц. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, вправе назначить до двадцати доверенных лиц. Указанные в настоящей части доверенные лица регистрируются комиссией. Регистрация доверенных лиц осуществляется в течение пяти дней со дня поступления письменного заявления кандидата либо представления избирательного объединения о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. В указанном заявлении относительно каждого доверенного лица указываются его фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), занимаемая должность, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер телефона (при его наличии).
2. Доверенными лицами кандидата, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий, члены комиссии и счетной комиссии. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в избирательную комиссию приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
3. Доверенные лица получают от комиссии удостоверения. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан предоставлять доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск.
4. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначившего их кандидата, избирательного объединения. Доверенные лица не имеют полномочий наблюдателя.
5. Кандидаты, избирательные объединения, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом комиссию, которая аннулирует выданные отозванным доверенным лицам удостоверения. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить свои полномочия, вернув в комиссию выданное ему этой комиссией удостоверение и уведомив об этом кандидата, избирательное объединение, назначившее данное доверенное лицо.
6. Полномочия доверенных лиц начинаются со дня их регистрации комиссией и прекращаются по решению кандидата, избирательного объединения либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидата, выдвинутого избирательным объединением, назначившим этих доверенных лиц.
Статья 6.1. Проведение агитации
1. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить агитацию.
2. Агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:
1) призывы голосовать за кандидата;
2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указание на то,
за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с пунктом 2 статьи 46 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;
3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран;
4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;
6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата.
3. Агитация может проводиться:
1) на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях;
2) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
3) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
4) иными не запрещенными законом методами.
4. Кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
5. Запрещается привлекать к агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
6. Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в комиссию заявления о согласии баллотироваться, а для избирательного объединения начинается со дня принятия им решения о выдвижении кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню проведения схода граждан. Проведение агитации в день схода граждан и в предшествующий ему день запрещается.
7. Информирование избирателей в период избирательной кампании осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Условия проведения агитации, ограничения и запреты при проведении агитации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
9. Расходы на проведение агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательного фонда для агитации кандидата. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Статья 7. Избирательные фонды для агитации
1. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для агитации (далее – фонд) в период после письменного уведомления комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации. Кандидат может создать только один фонд.
2. Фонды могут создаваться за счет:
1) собственных средств кандидата;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением;
3) добровольных пожертвований граждан;
4) добровольных пожертвований юридических лиц.
3. Запреты на участие в формировании фондов устанавливаются
Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4. Все денежные средства, образующие фонд, перечисляются на специальный счет, открытый с разрешения комиссии.
5. Кандидат имеет право не открывать специальный счет, если расходы на агитацию не превышают пяти тысяч рублей. В этом случае кандидат обязан при предъявлении документов для регистрации представить в комиссию письменное заявление о том, что избирательный фонд создается без открытия специального счета.
6. Создание фонда кандидата без открытия специального счета осуществляется только за счет собственных средств кандидата.
7. Порядок расходования средств фонда устанавливается Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
8. Предельный размер расходования средств фонда кандидата составляет
300 тысяч рублей.
9. Контроль целевого расходования средств фондов возлагается на комиссию. Комиссия раз в 10 дней обязана обнародовать сведения о поступлении и расходовании средств фондов кандидатов.
Статья 9. Статус уполномоченных представителей
кандидатов по финансовым вопросам
1.Кандидат вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель кандидата по финансовым вопросам осуществляет свои действия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, адрес места жительства, полномочия уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам.
2.При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат может передать ему следующие полномочия:
1)открытие специальногосчета;
2)распоряжение средствамифонда;
3)учет денежных средствфонда;
4)контроль за поступлением и расходованием средствфонда;
5)право подписи на расчетных документах;
6)составление итогового финансового отчета;
7)принеобходимости – такжеиные, кроме указанных в настоящей части, полномочия.
3.Регистрация уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам производится комиссией, на основании письменного заявления кандидата, доверенности, указанной в части 1 настоящей статьи, при предъявлении уполномоченным представителем кандидата по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Срок полномочий уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам начинается со дня регистрации указанного уполномоченного представителя и истекает через 30 дней со дня избрания главы муниципального образования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием соответствующего кандидата,– со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения.
4.Кандидат вправе в любое время прекратить полномочия своего уполномоченного представителя по финансовым вопросам, письменно известив его об этом и представив письменное заявление в комиссию. Копия указанного заявления должна быть одновременно направлена кандидатом в кредитную организацию, в которой кандидат открыл специальный избирательный счет для формирования своего фонда.
Статья 10. Выбытие кандидата
1.Кандидат не позднее чем за пять дней до дня голосования (а при наличии вынуждающих к тому обстоятельств – непозднее чем за один день до дня голосования) вправе представить в комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. Если кандидат был зарегистрирован, комиссия принимает решение об аннулировании его регистрации.
2.Избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом соответствующей политической партии, иного общественного объединения, не позднее чем за пять дней до дня голосования вправе отозвать выдвинутого им кандидата. Решение об этом направляется уполномоченным на то органом избирательного объединения в комиссию.
3.Если ко дню избрания главы муниципального образования на сходе граждан окажется один зарегистрированный кандидат или не окажется ни одного зарегистрированного кандидата, проведение голосования по решению комиссии откладывается на срок не более трех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
Статья 11. Организация проведения схода граждан
1.Расходы, связанные с организацией и проведением схода граждан производятся местной администрацией за счет средств местного бюджета. Финансирование указанных расходов осуществляется в соответствии с утвержденной бюджетной росписью о распределении расходов соответствующего бюджета, но не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования (обнародования) решения о назначении схода граждан.
2.Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве. Бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, должны быть подписаны членами счетной комиссии, заверены печатью местной администрации.
3.Местная администрация обязана оповестить граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования о времени, дате, месте проведения схода граждан, а также о способе избрания главы муниципального образования не позднее чем за десятьдней до начала схода граждан.
4.Местная администрация предоставляет помещение для проведения схода граждан. Выделенное помещение должно соответствовать установленным противопожарным и санитарным нормативам.
5.Местная администрация предоставляет сведения о численности населения, обладающегоизбирательным правом, постоянно или преимущественно проживающего на территории муниципального образования, в счетную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня голосования.
Статья 12. Порядок проведения схода граждан
1.Счетная комиссия регистрирует и составляет список граждан, присутствующих на сходе, на основании списка граждан, обладающих избирательным правом, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования, представленного местной администрацией.
2.Сход граждан считается правомочным при участии в нем более половины жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
3.Председатель счетной комиссии публично оглашает о количестве присутствующих на сходе граждан и определяет наличие кворума для проведения схода граждан.
4.В случае отсутствия кворума сход граждан объявляется председателем счетной комиссии несостоявшимся.
5.При наличии кворума лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, ставится на голосование вопрос об избрании председателя схода.
6.Голосование по избранию главы муниципального образования осуществляется путем тайного голосования.
7.Председатель счетной комиссии, перед началом голосования, в присутствии граждан, участвующих на сходе, проверяет урны для голосования и опечатывает их.
8.В помещении для проведения схода граждан устанавливаются кабины для тайного голосования.
9.Бюллетени для тайного голосования выдаются членами счетной комиссии в соответствии со списком граждан, присутствующих на сходе, по предъявлению ими паспорта или документа, заменяющего паспорт. Одному гражданину выдается один бюллетень.
10.Каждый гражданин голосует лично, голосование за другого гражданина не допускается.
11.Голосование проводится путем нанесения гражданином в бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов».
12.Бюллетень заполняется гражданином в кабине для голосования, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
13.Если гражданин считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену счетной комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член счетной комиссии выдает гражданину новый бюллетень, делая об этом соответствующую отметку в списке граждан, присутствующих на сходе, против фамилии гражданина. Испорченный бюллетень, после записи на нем слова «Испорчен», заверенной подписью каждого члена счетной комиссии, незамедлительно погашается.
14.Заполненные бюллетени опускаются гражданами в урны для голосования.
15.Недействительными считаются бюллетени, которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, либо в позиции «Против всех кандидатов», либо содержат более одной отметки в бюллетене.
16.Счетная комиссия, по завершению голосования, вскрывает урну для голосования и проводит подсчет голосов в присутствии граждан, участвующих в сходе граждан.
17.Кандидат, набравший большинство голосов граждан, участвующих в сходе граждан, считается избранным на должность главы муниципального образования.
18.Председатель счетной комиссии публично оглашает результаты подсчета голосов с указанием количества проголосовавших за каждого кандидата.
19.По итогам голосования сход граждан на основании протокола счетной комиссии принимает решение об избрании на должность главы муниципального образования.
20.Решение об избрании на должность главы муниципального образования, принятое на сходе граждан, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
21.Решение схода граждан об избрании главы муниципального образования может быть отменено в судебном порядке.
Статья 13. Вступление в силу настоящего закона
Настоящий закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава Республики Саха (Якутия) Е.БОРИСОВ
г.Якутск, 15 июня 2016 года
1668- З № 887-V
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 15.07.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.150.010 Общие положения, 010.150.040 Глава муниципального образования. Местная администрация |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: