Основная информация

Дата опубликования: 15 сентября 2014г.
Номер документа: RU93000201400565
Текущая редакция: 4
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Крым
Принявший орган: Государственный Совет Республики Крым - парламент Республики Крым
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



З А К О Н

1

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым

(в редакции от 29.12.2015 № 193-ЗРК)

Принят

Государственным Советом

Республики Крым                                                                                              3 сентября 2014 года

             

Настоящий Закон определяет правовые основы деятельности органов и учреждений по защите прав детей, на которые возлагается осуществление социальной защиты и профилактики правонарушений среди лиц, которые не достигли восемнадцатилетнего возраста.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

В целях настоящего Закона используются следующие понятия:

1) ребенок (несовершенно­летний) – лицо     до    достижения    им    возраста  18  лет  (совершен­но­летия);

2) дети,  находящиеся  в трудной  жизненной  ситуации, – дети, оставшиеся без попечения   родителей;  дети-инвалиды;   дети с ограниченными  возможностями здоровья, то есть, имеющие недостатки в физическом  и (или) психическом развитии; дети – жертвы вооруженных и меж­национальных   конфликтов,   экологических   и   техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;  дети,  оказавшиеся  в экстре­маль­­­ных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспита­тельных колониях; дети,  находящиеся  в  образова­тель­ных организациях  для  обучающихся  с девиантным (общественно опасным) поведением,  нуждающихся  в особых условиях воспитания, обучения и требующих   специального   педагогического   подхода  (в специальных учебно-воспитательных  учреждениях  открытого  и закрытого  типа); дети,  проживающие  в  малоимущих  семьях;  дети  с отклонениями в поведении; дети,  жизнеде­ятель­ность  которых объективно нарушена в результате  сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные  обстоятельства  самостоятельно  или  с  помощью  семьи; 

3) социальная адаптация    ребенка – процесс активного приспособления ребенка,  находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения,  а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

4) социальная реабилитация    ребенка – мероприятия по вос­становлению  утраченных  ребенком  социальных  связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;

5) социальные  службы  для  детей – организации  независимо  от организационно-правовых  форм  и форм собственности, осуществляющие мероприятия   по   социальному   обслуживанию   детей   (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических,  правовых  услуг  и  материаль­ной помощи, организации   обеспечения   отдыха   и   оздоровления,   социальной реабилитации  детей,  находящихся  в  трудной  жизненной  ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также  граждане,  осуществля­ющие  без  образования юриди­ческого  лица  предпринима­тельскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей; 

6) социальная  инфраструкту­ра  для детей – система  объектов (зданий,  строений,  сооружений),  необходимых для жизнеобеспе­чения детей,  а  также  организа­ций независимо от организаци­онно-правовых форм и форм  собственности,  которые  оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения   полноценной   жизни,   охраны   здоровья, образования, отдыха и оздоро­вле­ния, развития детей, удовлетворения их  обществен­ных  потребностей; 

7) безнадзорный – несовер­шен­нолетний,  контроль за поведением которого  отсутствует  вследствие  неисполнения  или  ненадлежа­щего исполнения   обязанностей  по  его  воспитанию,  обучению  и (или) содержанию  со стороны  родителей или иных законных представителей либо должност­ных лиц;

8) беспризорный – безнад­зорный,  не имеющий  места  жительства  и (или) места пребывания;

9) несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо,  которое  вследствие  безнад­зорности  или  беспризорности находится  в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья  либо  не отвечающей  требованиям  к его воспитанию или содер­жанию,  либо  совершает  правонарушение  или анти­общес­твенные действия;

10) антиобщественные   действия – действия  несовер­шен­нолетнего, выражающиеся  в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурма­ни­вающих  веществ,  алкогольной  и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавлива­емых на его основе, занятии  проституцией, бродяжничес­твом  или попрошайничеством,  а также  иные  действия,  нарушающие  права  и законные  интересы  других лиц;

11) семья,  находящаяся  в социально  опасном положении, – семья, имеющая  детей,  находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицатель­но влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;

12) индивидуальная профилак­тическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,  находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) преду­преж­дению совершения ими правонарушений и антиобщес­твенных действий;

13) профилактика безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер,  направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности,  беспризорности,  правонаруше­ниям  и антиобщественным  действиям  несовершеннолетних,  осуществляемых  в совокупности   с индивидуальной профилакти­ческой работой с несовершенно­летними и семьями, находящи­мися  в социально опасном положении;

14) социальная работа – деятельность, направленная на социальную поддержку семей, детей и молодежи, обеспечение их прав и свобод, улучшение качества жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей;

15) социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи гражданину, в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возмож­ностей самостоятельно обеспечи­вать свои основные жизненные потребности;

16) социальная защита детей – комплекс мероприятий и средств социально-экономического и правового характера, осуще­ствление которых возлагается на органы и учреждения по защите прав детей, относи­тель­но обеспечения прав детей на жизнь, развитие, воспитание, образование, медицинское обслуживание, предоставление материальной поддержки.

Статья 2. Органы и учреждения по защите прав детей,

которые осуществляют их социальную защиту

и профилак­тику правонарушений

1. Осуществление деятельности по защите прав детей возлагается в пределах компетенции:       

на специально уполномоченный орган государственной власти Республи­ки Крым по защите детей, структурные подразделения (управления и отделы) по делам несовершеннолетних и защите их прав органов местного самоуправления муниципальных образований;

на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

на Крымский республи­канский центр социальных служб для семьи, детей и моло­дежи, территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи на органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен­нолетних, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних".

2. В осуществлении защиты прав детей принимают участие в пределах своей компетенции  другие исполнительные органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, отдельные граждане.

Статья 3. Основные задачи и принципы деятельности органов

и учреждений по защите прав детей

1. Основными задачами деятельности по защите прав детей являются:

1) реализация единой государственной политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних;

2) своевременное выявление лиц, нуждающихся в государ­ственной защите, в том числе установление над ними опеки (попечительства) либо иной формы их устройства;

3) обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей, профилактики социаль­ного сиротства;

4) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщес­твенных действий несовершен­нолетних, выявление и устра­нение причин и условий, способ­ствующих этому;

5) обеспечение защиты прав и законных интересов несовер­шеннолетних;

6) социально-педагогическая реабилитация несовершен­нолетних, находящихся в социально опасном положении;

7) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершен­нолетних в совершение преступлений и антиобществен­ных действий.

2. Основными принципа­ми деятельности органов и учреждений по защите прав детей являются:

1) законность;

2) демократизм;

3) гуманное обращение с несовершеннолетними;

4) поддержка семьи и взаимо­действие с ней;

5) индивидуальный подход к несовершеннолетним с соблюдением конфиденци­альности полученной информа­ции;

6) государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних;

7) обеспечение ответствен­ности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;

8) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке (попечительству) и свободный отказ от исполне­ния опекуном (попечителем) своих обязанностей;

9) контроль деятельности по опеке (попечительству);

10) обеспечение защиты прав и законных интересов детей.

Глава 2. ОРГАНЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

Статья 4. Органы управления образованием

1. Специально уполномоченный орган государственной власти Республи­ки Крым по защите детей осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с положением о нем, утверждаемым Советом министров Республики Крым.

2. Органы управления образованием органов местного самоуправления муниципальных образований:

1) контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым, нормативных правовых актов отраслевого министерства в сфере образования несовершеннолетних;

2) осуществляют меры по развитию сети образователь­ных организаций;

3) участвуют в организации летнего оздоровления и отдыха детей, досуга и занятости несовершеннолетних;

4) ведут учет несовершенно­летних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях;

5) разрабатывают и внедряют в практику работы образова­тель­ных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

6) обеспечивают проведение мероприятий по вовлечению детей с инвалидностью в общеобразовательный процесс;

7) организуют мероприятия по раннему выявлению незакон­ного потребления наркотических средств и психотропных веществ обучающимися в общеобразова­тельных организациях.

Статья 5. Министерство труда и социальной защиты Республики Крым

и профильные органы в системе местного самоуправления

Министерство труда и социальной защиты Республики Крым и профильные органы в системе местного самоуправления в пределах своих полномочий:

1) осуществляют контроль в сфере реализации государ­ствен­ной поддержки по социаль­ной защите детей;

2) организуют на основе  действующего законодательства Российской Федерации и Республики Крым выплату пособий детям и семьям, нуждающимся в этом;

3) контролируют использование средств государственной поддержки.

             

Статья 6. Министерство здравоохра­нения Республики Крым

и профильные органы в системе местного самоуправле­ния

Министерство здравоохра­нения Республики Крым и профильные органы в системе местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют:

1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных представи­телей, а также пропаганду здорового образа жизни;

2) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатри­ческую помощь несовершенно­летним;

3) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставших­ся без попечения родителей и иных законных представи­телей, и подготовку рекоменда­ций по их устройству с учетом состояния здоровья;

5) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершен­нолетних;

6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы социаль­ной защиты детей, профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;

7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находя­щихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

8) оказание специализи­рованной медицинской помощи несовершеннолетним с отклоне­ниями в поведении;

9) участие в  командах сопровождения детей-инвалидов, обучающихся в формате инклюзивного образования;

10) подготовку в установлен­ном порядке заключений о состоянии здоровья несовер­шеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопо­казаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

11) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершен­нолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодер­жащую продукцию, пиво, напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические вещества, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Статья 7.  Министерство внутренних дел по Республике Крым

и его профильные органы

1. Министерство внутренних дел по Республике Крым и его профильные органы в пределах своей компетенции осуществля­ют деятельность по обеспечению социальной защиты детей, по предупрежде­нию правонарушений несовер­шеннолетних в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, а также организуют деятель­ность подразделений по делам несовершеннолетних.

2. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел:

1) проводят   индивидуальную   профилактическую    работу    в отношении несовершеннолет­них,  указанных  в  подпунктах  4–14  пункта 1 статьи 5  Федераль­ного закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних", а также их родителей или иных  законных представителей, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно  влияющих  на их поведение либо жестоко обраща­ющихся с ними;

2) выявляют лиц, вовлека­ющих несовершеннолетних в совершение преступления  и (или)  антиобщественных действий или совершающих в отношении  несовершенно­летних другие противоправные деяния, а также родителей  несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполня­­ющих или ненадлежащим  образом исполняющих  свои  обязанности  по  воспитанию,  обучению  и  (или) содержанию  несовершеннолетних, и в уста­нов­ленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской   Федерации и законодательством Республики Крым;

3) осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершен­нолетних, объявленных в розыск, а также несовер­шеннолетних,  нуждающихся  в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилак­тики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних либо в иные учреждения;

4) рассматривают в установ­ленном порядке заявления и сообщения об администра­тивных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях  несовершеннолетних,  не достигших  возраста,  с которого наступает уголовная   ответственность, а также о неисполнении  или  ненадлежащем  исполнении их родителями или иными законными  представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;     

5) участвуют   в  подготовке  материалов  в  отношении  лиц, указанных  в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних", для рассмотрения  возможности   их помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних  правонарушителей органов внутренних дел;

6) участвуют в подготовке материалов, необходимых для внесения в суд  предложений о применении к несовершенно­летним, их родителям или  иным  законным представителям мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской  Федерации и (или) законода­тельством Республики Крым;

7) вносят  в  уголовно-исполнительные инспекции предложения о применении  к несовершеннолетним,  контроль  за поведением которых осуществляют указанные учреждения, мер воздействия, предусмотренных законодательством  Российской  Федерации  и (или) законода­тельством Республики Крым;

8) информируют   заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности,  правонарушениях и об  антиобщественных  действиях несовершеннолетних, о причинах и об условиях, этому способству­ющих;

9) принимают участие в установленном порядке в уведомлении родителей  или  иных  законных  представителей несовершеннолетних о доставле­нии несовершеннолетних  в подразделения органов внутренних дел  в связи с их безнадзорностью, беспризор­ностью, совершением ими правонарушения или антиобщественных действий.

3. Должностные  лица подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 3  статьи 12 Федераль­ного закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних",  а также имеют право в установленном порядке:

1) доставлять в подразде­ления   органов внутренних дел несовершен­нолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, а также безнадзорных  и беспризорных. О каждом случае доставления  несовершеннолетнего в подразделение органов внутренних дел  составляется  протокол. Несовершеннолетние могут содержаться в указанных подразделениях не более трех часов;

2) вносить в соответствующие органы и учреждения предложе­ния о применении мер воздей­ствия,  предусмотренных  законодательством Российской Федерации и (или) законода­тельством Республики Крым,     в отношении  несовершеннолет­них, совершивших правонару­шение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных  представителей либо  должностных лиц, не исполня­ющих или ненадлежащим  образом  исполняющих  свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;      

3) вносить в соответству­ющие органы и учреждения предло­жения об устранении причин и условий,  способствующих  правонарушениям и антиобщес­твенным действиям несовер­шен­нолетних. Соответствующие органы и учреждения обязаны в месячный срок со дня  посту­пле­ния указанных  предложе­ний сообщить подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о мерах,  принятых в результате рассмо­тре­ния внесенных предложений;

4) принимать участие в рас­смо­трении соответствующими органами и учреждениями  материалов о правонарушениях и об антиобщественных действиях  несовершеннолетних,  их родителей  или  иных  законных представителей;

5) вести учет правонару­шений  и  антиобщественных  действий несовершеннолетних   лиц,   их  совершивших,  родителей  или  иных законных  представителей  несовершеннолетних,  не испол­няющих свои обязанности по воспитанию,  обучению  и (или) содержанию детей и (или)   отрицательно   влияющих на их  поведение либо жестоко обращающихся  с  ними, а также  собирать и обобщать информа­цию, необходимую для составления статистической отчетности.

Статья 8. Органы опеки и попечитель­­ства

1. Органы опеки и попечитель­­ства:

1) дают в установленном  порядке  согласие  на  перевод детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, из одной организации,  осуществля­ющей образовательную дея­тель­ность, в другую организацию,  осуществляющую  образова­тельную деятельность, либо на изменение формы получения  образования  или  формы  обучения до получения ими  основного общего образования, а также на отчисление таких  лиц,  достигших  пятнадцати  лет,  до  получения  ими общего образования;  

2) участвуют в пределах  своей компетенции в проведении индивидуальной профилакти­ческой работы с несовершенно­летними, указанными в статье 5  Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних", если они являются сиротами либо   остались без попечения роди­телей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите   личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждаю­щихся в помощи государства.

2. Должностные лица органов опеки и попечительства в целях предупреждения безнад­зорности,  беспризорности и правонарушений, а также   антиобщественных действий несовершеннолетних исполь­зуют предоставленные законода­тельством Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федера­ции полномочия, связанные с осуществлением  ими функций опеки и попечительства, а также  пользуются  правами,  предусмо­тренными  пунктом  3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонару­шений несовершеннолетних".

Статья 9. Органы по делам молодежи  и учреждения органов

по делам молодежи

1. Органы по делам моло­дежи в пределах своей компетен­ции:

1) участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­но­летних;

2) осуществляют организа­ционно-методическое обеспече­ние и координацию деятель­ности по профилактике безнадзор­ности и правонарушений  несовершен­но­летних,  находящихся в их ведении социальных учрежде­ний, клубов и иных учреждений;

3) оказывают  содействие  детским и молодежным общес­твенным объединениям, соци­аль­ным учреждениям, фондам и иным учреждениям и органи­зациям,  деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­но­летних;

4) участвуют в порядке, установленном законода­тель­ством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в финансовой поддержке на конкурсной основе общес­твенных объеди­нений,  осуществляющих  меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершен­но­­­летних;

5) участвуют в организации  отдыха,  досуга  и  занятости несовершеннолетних.

2. Социально-реабилита­ционные центры для подрос­тков и молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи,  молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют соци­альные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилакти­ческой работе с  несовершен­нолетними, находящимися в социально опасном положе­нии,  в том числе путем организации  их досуга и занятости, осуще­ствле­ния информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают и реали­зуют в пределах своей компе­тенции программы социальной реабилитации несовершенно­летних, находящихся в социаль­но опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.

Статья  10. Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав

1. Деятельность управлений по делам несовершеннолетних и защите их прав  определяется законодательством Республики Крым в сфере опеки и попечи­тельства над несовершенно­летними гражданами, профилак­тики безнадзорности и правона­рушений несовершеннолетних.

2. Деятельность управлений по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществля­ется в соответствии с положе­нием, разрабатываемым и утверждаемым специально уполномоченным органом государственной власти Республи­ки Крым по защите детей.

3. Исключен в соответствии с Законом Республики крым от 15.12.2014      № 30-ЗРК/2014)

Статья 11. Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи

1. Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи – государственное учреждение, осуществляющее исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым полномочий органов государственной власти в сфере организации и оказания семьям, детям и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

К центрам социальных служб для семьи детей и молодежи относится Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи и территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи.

2. Деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Крым, а также уставами, разрабатываемыми и утверждаемыми специально уполномоченным органом государственной власти Республики Крым по защите детей.Статья 12. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Порядок осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется законода­тельством Республики Крым.

Статья 13. Органы службы занятости

Органы службы занятости в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", участвуют в профессиональной ориентации несовершенно­летних, а также содействуют трудовому устройству несовер­шен­нолетних, нуждающихся в помощи государства.

Статья 14. Органы по кон­тролю за оборотом наркоти­ческих средств

и психотропных веществ

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по предупреждению правонару­шений среди несовершенно­летних в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации.

Глава 3. СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Статья 15. Специализированные учреждения для несовершеннолетних,

нуждающихся в социальной реабилитации

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения;

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25-1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

4. Несовершеннолетние, указанные в части 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также имеют право:

1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 16. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого

и закрытого типа

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

2. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3. Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа являются:

1) постановление судьи – в отношении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи;

2) приговор суда – в отношении лиц, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи.

4. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетних, имеющих заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.

Категории несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

5. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости дальнейшего применения этой меры воздействия к несовершеннолетнему осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения, внесенного не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении. При этом общий срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не может превышать трех лет.

В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста восемнадцати лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, в случае если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, либо его перевод в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании мотивированного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения.

Мотивированное представление администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав либо ходатайство несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа может быть направлено в суд по месту нахождения учреждения по истечении не менее шести месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в указанное учреждение.

В случае отказа суда в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа повторное представление либо ходатайство может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

В случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа на основании представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается в день истечения установленного судом срока его пребывания в указанном учреждении.

6. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в Республике Крым, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Крым, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим специальным учебно-воспитательным учреждением закрытого типа.

Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа видеть их, но не слышать.

7. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем:

1) обеспечивает:

специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию;

круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;

2) информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учреждения не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) готовит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представления или заключения в суд по месту нахождения указанного учреждения по вопросам:

продления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

прекращения пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении до истечения установленного судом срока;

перевода несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

восстановления срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;

5) осуществляет функции, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 настоящей статьи, а также в подпунктах 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

8. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также имеют право:

1) проводить личный осмотр несовершеннолетних, осмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, территории указанного учреждения, спальных, бытовых, других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется соответствующий акт;

2) применять в исключительных случаях, когда иные меры не дали результата, в течение минимально необходимого времени меры физического сдерживания (физическую силу) в пределах, не унижающих человеческое достоинство, в целях пресечения совершения несовершеннолетними общественно опасных деяний или причинения ущерба своей жизни или здоровью либо для устранения иной опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам других лиц или государства.

О намерении применить меры физического сдерживания (физическую силу) должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа обязаны предварительно устно уведомить несовершеннолетних, предоставив им время, достаточное для прекращения противоправных деяний, за исключением случаев, когда промедление в применении этих мер создает непосредственную опасность жизни или здоровью несовершеннолетних либо других лиц или может повлечь иные тяжкие последствия.

О применении к несовершеннолетним мер физического сдерживания (физической силы) должностные лица специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа обязаны незамедлительно уведомить прокурора по месту нахождения указанного учреждения.

9. Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 и подпунктом 3 пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

10. Типовые положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 17. Центры временного содержания для несовершеннолетних

правонарушителей органов внутренних дел

1. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел:

1) обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений;

2) проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, выявляют среди них лиц, причастных к совершению преступлений и общественно опасных деяний, а также устанавливают обстоятельства, причины и условия, способствующие их совершению, и информируют об этом соответствующие органы внутренних дел и другие заинтересованные органы и учреждения;

3) доставляют несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

2. В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

1) направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4) совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

5) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";

6) совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории Республики Крым, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям в течение срока, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

3. Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются:

1) приговор суда или постановление судьи – в отношении несовершеннолетних, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи;

2) постановление судьи – в отношении несовершеннолетних, указанных в пунктах 2–6 части 2 настоящей статьи.

4. Несовершеннолетние, указанные в пунктах 3–6 части 2 настоящей статьи, могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов на основании постановления руководителя органа внутренних дел или уполномоченного сотрудника органа внутренних дел, замещающих должности, перечень которых утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации.

Материалы на несовершеннолетних, указанных в пунктах 3–6 части 2 настоящей статьи, представляются судье в порядке и в сроки, которые установлены статьей 31-1 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", для решения вопроса о дальнейшем содержании или об освобождении несовершеннолетних.

5. Начальник центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел или его заместитель незамедлительно, но не позднее чем через 24 часа уведомляет прокурора по месту нахождения этого центра о помещении в него лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.

6. Несовершеннолетние, указанные в части 2 настоящей статьи, могут находиться в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток, в который не входят:

1) период карантина, объявленного органом управления здравоохранением или медицинской организацией, в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел;

2) время болезни несовершеннолетнего, которая подтверждена медицинской организацией и препятствует его возвращению в семью или направлению в соответствующее учреждение;

3) время рассмотрения жалобы или протеста прокурора на приговор суда или постановление судьи о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

7. Ответственность за нарушение срока содержания несовершеннолетних в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел возлагается на должностных лиц органов и учреждений, по вине которых было допущено указанное нарушение.

Переписка несовершеннолетнего с органами, осуществляющими контроль за деятельностью центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, судом, прокуратурой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченным по правам человека в Республике Крым, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Крым, общественной наблюдательной комиссией, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, цензуре не подлежит. Корреспонденция несовершеннолетних, адресованная указанным органам и должностным лицам, не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляется по принадлежности.

Переписка несовершеннолетнего с адвокатом или иным лицом, оказывающим юридическую помощь на законных основаниях, цензуре не подлежит, за исключением случаев, когда администрация центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел располагает достоверными данными о том, что содержащиеся в переписке сведения направлены на инициирование, планирование или организацию преступления либо вовлечение в его совершение других лиц. В этих случаях контроль почтовых, телеграфных или иных сообщений осуществляется по мотивированному решению администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел. Копия такого решения направляется прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законов соответствующим центром временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел.

Проведение беседы членами общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, с несовершеннолетними по вопросам обеспечения их прав в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел осуществляется в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел видеть их, но не слышать.

8. Должностные лица центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел пользуются правами, предусмотренными пунктом 6 статьи 13, пунктом 10 статьи 15 и пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Статья 18. Учреждения уголовно-исполнительной системы

1. Следственные изоляторы в пределах своей компетенции проводят культурно-воспитательную работу с несовершеннолетними, подозреваемыми и обвиняемыми в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, социальной и психологической помощи, помощи в получении начального общего, основного общего, среднего общего образования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, создают условия для самообразования, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Воспитательные колонии в пределах своей компетенции проводят работу по исправлению несовершеннолетних осужденных, организуют оказание им медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего, а также среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, оказывают им помощь в социальной адаптации, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Уголовно-исполнительные инспекции в пределах своей компетенции проводят воспитательную работу с несовершеннолетними осужденными, оказывают им помощь в трудоустройстве, а также осуществляют иные мероприятия по предупреждению правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ФИНАНСОВОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНОВ

И УЧРЕЖДЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

Статья 19. Источники и порядок финансирования органов и учреждений

по защите прав детей

Финансирование органов и учреждений по защите прав детей осуществляется за счет средств федерального, республиканского и муниципального бюджетов, а также других источников, не запрещенных законодательством.

Статья 20. Материально-бытовое и медицинское обеспечение детей

в специальных учреждениях для детей

Лицам, помещенным в специальные учреждения для детей, создаются надлежащие жилищно-бытовые условия в соответствии с установленными правилами санитарии и гигиены.

Дети обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, предметами для учебы и досуга, а также коммунально-бытовыми услугами согласно нормативам, утвержденным законодательством Российской Федерации. Лечебно-профилактическая и санитарно-противоэпидемическая работа в отмеченных заведениях организуется и проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья.

Статья 21. Кадровое обеспечение деятельности органов и учреждений

по защите прав детей

С целью надлежащей организации деятельности органов и учреждений по защите прав детей государство обеспечивает специальную подготовку и переподготовку руководителей и специалистов (педагогов, социальных психологов, социологов, юристов, медицинских работников и работников правоохранительных органов).

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 22. Охрана прав детей во время осуществления профилактики

правонарушений

Дети, относительно которых осуществлялись профилактические мероприятия или которых они коснулись, в случае противоправного посягательства на их права, свободу, честь и достоинство, причинения им имущественного или другого вреда имеют право на полное возобновление нарушенных прав и возмещение причиненного вреда.

Должностные лица, виновные в нарушении прав детей, причинении им вреда, во время проведения профилактических мероприятий несут ответственность на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Статья 23. Контроль за деятельностью органов и учреждений

по защите прав детей

Контроль за деятельностью органов и учреждений по защите прав детей осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации органы и должностные лица.

Статья 24. Порядок вступления в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

2. Нормативные правовые акты органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Временно исполняющий обязанности

Главы Республики Крым                                                                                     С. АКСЕНОВ

г. Симферополь,

15 сентября 2014 года

№ 75-ЗРК

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 02.08.2019
Рубрики правового классификатора: 040.040.000 Права и обязанности родителей и детей

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать