Основная информация
Дата опубликования: | 15 декабря 2006г. |
Номер документа: | ru62000200600372 |
Текущая редакция: | 3 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Рязанская область |
Принявший орган: | Рязанская областная Дума |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы»
Принят Рязанской областной Думой 29 ноября 2006 года
<Изменения: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы» согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Рязанской области Г.И. Шпак
15 декабря 2006 года
№ 171-ОЗ
Приложение
к Закону Рязанской области
«Об утверждении областной целевой программы «Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
на территории Рязанской области
на 2007-2010 годы»
<Паспорт программы в редакции Закона Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закона Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории Рязанской области на 2007-2010 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы» (далее - программа)
Основания
для разработки
программы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006г. № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»
Основные
разработчики
управление экономического развития и торговли Рязанской области, управление гражданской обороны, защиты населения и территорий Рязанской области (далее - управление ГО, ЗНТ)
Государственный
заказчик
Правительство Рязанской области
Исполнители
программы
государственное учреждение Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее -Центр»), государственное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (далее - ГУ Рязанской области «Противопожарно-спасательная служба»), министерство природопользования и экологии Рязанской области, комитет по культуре и туризму Рязанской области
Цели
программы
основными целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны
Задачи программы
совершенствование повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы
Сроки и этапыреализации программы
2007 - 2010 годы:
2007-2008 - первый этап;
2009-2010 - второй этап
Источники и объемы финансирования
всего на реализацию программы предусмотрено
10495,0 тыс. рублей из областного бюджета.
Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета на реализацию настоящей программы, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год
3655,0
3655,0
Основные мероприятия программы
Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций
Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций
Развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ожидаемые
результаты
реализация основных программных мероприятий позволит: создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов, повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Контроль за исполнением программы
контроль за реализацией программы осуществляют Правительство Рязанской области, финансово-казначейское управление Рязанской области *, министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области
* - до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанской области в 2008 году.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Рязанской области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий сил и средств региона.
Реализация программы позволит решить проблемы по ряду следующих факторов:
изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
устранение недостатка ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач;
увеличение эффективности механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
повышение эффективности механизма стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
увеличение эффективности практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Программа позволит обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003г. № 4).
Программа включает в себя такие направления как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данная программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
Важным приоритетом программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.
Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
В настоящее время на территории Рязанской области функционируют 25 химически опасных объектов, 37 пожаро- и взрывоопасных объектов, более 1000 гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 500 тыс. жителей области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики региона.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.
Наиболее проблемной частью единой "вертикали реагирования" является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. В отсутствие постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.
2. Основные цели и задачи программы
Целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
создание региональной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на период с 2007 по 2010 год и предполагает наличие двух промежуточных этапов:
1-й этап - 2007-2008 годы;
2-й этап - 2009-2010 годы.
4. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законом.
Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета на реализацию настоящей программы, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
<Таблица в новой редакции: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
Предполагаемые объемы финансирования по годам и источникам:
Годы
Общий объем финансирования, тыс. руб.
2007
2655,0
2008
2840,0
2009
0
2010
5000,0
Итого за весь период
реализации программы
10495,0";
5.Основные мероприятия программы
Основные мероприятия программы предусматривают: разработку и реализацию системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций; разработку и реализацию системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях; разработку и реализацию мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перечень конкретных мероприятий определяется согласно разделу 8 настоящей программы.
6. Механизм реализации программы и контроль за исполнением
<Раздел 6 в редакции Закона Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514>
Заказчиком программы является Правительство Рязанской области.
Основные исполнители программы осуществляют организацию и обеспечивают выполнение в полном объеме предусмотренных программных мероприятий.
Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию программы.
<Абзац 4 утратил силу: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514>
Контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Рязанской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию программы, в установленном порядке осуществляют: министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
7. Оценка эффективности программы
Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения показателей программы.
В связи с определенной взаимозависимостью отдельных из этих показателей общая экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием следующих 3 групп показателей, характеризующих:
сохранение резервного фонда за счет снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров;
снижение численности гибели людей от чрезвычайных ситуаций и на воде;
снижение численности людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Реализация основных программных мероприятий позволит: создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, опасностей, обусловленных террористическими акциями, а также обеспечить более эффективное регулирование их деятельности; обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов; повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также контроля обстановки в зонах возможных террористических акций; обеспечить эффективное управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций; повысить уровень информационной безопасности при осуществлении деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Введение в полном объеме к 2010 году региональной комплексной подсистемы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит обеспечить гарантированное информирование более 1 млн. человек по вопросам гражданской обороны и защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и террористическими акциями. Действующая в настоящее время система обеспечивает оповещение всего лишь 600 тыс. человек. Предположительный эффект от ее внедрения составит примерно 20 млн. рублей в год. В экономической сфере использование системы будет способствовать развитию науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации. В социальной сфере функционирование системы обеспечит: повышение безопасности жизнедеятельности населения за счет формирования у него культуры поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения; обеспечение равных условий защищенности для всех социальных групп населения. В правоохранительной области эффект от создания и функционирования системы будет достигаться за счет: повышения действенности мониторинга общественного порядка в местах массового пребывания людей; увеличения результативности процессов обнаружения и идентификации социально опасных лиц (подозреваемых, лиц, находящихся в розыске, предполагаемых террористов и других лиц). Таким образом, использование региональной комплексной подсистемы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит сократить сроки доведения до сведения населения необходимой информации в 1,6 раза и уменьшить затраты областного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий террористических акций ориентировочно в 3,4 раза. В целом в результате реализации программы будут существенно снижены риски чрезвычайных ситуаций, повысятся безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также от опасностей, обусловленных террористическими акциями.
8. Основные мероприятия программы
<Раздел 8 в новой редакции: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
№№ пп
Наименование мероприятий
(сроки реализации)
Исполнители
Объем
финанси-
рования
(тыс.
руб.)
Ожидаемые результаты
1
2
3
4
5
1. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска
чрезвычайных ситуаций
1.1
Обеспечение обмена
информацией о природных
источниках возникновения ЧС
на основании заключенных
договоров
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
250,0
получение данных для
повышения достоверности
прогнозирования опасных
природных явлений и
расчетов риска
возникновения ЧС на 10 -
15%
2007
0
2008
250,0
2009
0
2010
0
1.2
Создание единого банка
данных общего доступа
многолетних наблюдений за
состоянием объектов
техногенной опасности,
экологической обстановки и
природных опасностей
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
не
требуется
статистические данные о
ЧС, опасных и
неблагоприятных явлениях,
используемые для расчетов
цикличности и
периодичности проявления
2007
2008
2009
2010
1.3
Совершенствование
технического оснащения
отдела мониторинга,
лабораторного контроля и
прогнозирования ЧС
природного и техногенного
характера (ОМП ЧС) для
обеспечения
организационно-методического
руководства в
функционировании ТСМП ЧС
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
98,281
повышение технической
оснащенности отдела на
50% для использования
программного обеспечения
на основе ГИС-технологий
2007
0
2008
98,281
2009
0
2010
0
Итого по разделу 1: всего
348,281
2007
0
2008
348,281
2009
0
2010
0
2. Развитие системы информационного обеспечения управления риском ЧС, систем связи и
оповещения при ЧС
2.1
Разработка и
совершенствование
информационного обеспечения
и автоматизированных
информационно-управляющих
систем
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
0
создание
автоматизированной
информационно-управляющей
системы области
2008
0
2009
0
Итого по разделу 2: всего
0
2008
0
2009
0
3. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС природного и
техногенного характера
3.1. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с весенним половодьем
3.1.1
Укрепление берегов р. Мокша
в р.п. Кадом, ул.
Московская, ул. Сплавная,
ул. Мичурина
Министерство
природопользования
и экологии
Рязанской области
0
снижение риска обрушения
берега реки и затопления
жилой зоны и объектов
ПОО. Экономическая
эффективность - 44 млн.
руб.
2007
0
2008
0
2009
0
2010
0
3.1.2
Инженерная защита территории
и населенного пункта р.п.
Ермишь, находящихся в зоне
воздействия Ермишинского
пруда (укрепление плотины и
берега)
Министерство
природопользования
и экологии
Рязанской области
1000,0
снижение риска обрушения
плотины и берега пруда,
предотвращение затопления
жилой зоны и
потенциально опасных
объектов р.п. Ермишь (2,5
тыс. чел.)
2007
1000,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.2. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с пожарами
3.2.1
Приобретение 10 наборов для
оказания экстренной
медицинской помощи
пострадавшим на пожарах
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
15,0
для оказания экстренной
медицинской помощи
пострадавшим на пожарах
2007
15,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.3. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с ЖКХ
3.3.1
Приобретение подвижной
электростанции АД-Т400-1Р
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
290,0
обеспечение объектов
автономным
энергоснабжением в
условиях ЧС
2007
290,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.4. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС по
обеспечению безопасности на воде
3.4.1
Оснащение
поисково-спасательной службы
на воде Рязанской области
оборудованием, средствами
связи, вычислительной
техникой, автомобилями и
плавсредствами
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
3151,719
обеспечение сокращения
времени реагирования на
ЧС на 15 - 17 мин.,
повышение технической
оснащенности ПСС на воде
до 32%
2007
600,0
2008
1251,719
2009
0
2010
1300,0
3.4.2
Безопасность населения на
водных объектах (проведение
спасательных работ на воде)
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
0
снижение рисков на воде
при купании, сокращение
гибели людей на воде до
12%
2007
0
2008
0
2009
0
2010
0
3.5. Разработка и реализация мер по обеспечению инструментом и оборудованием
аварийно-спасательных формирований
3.5.1
Оснащение
аварийно-спасательной службы
Рязанской области
оборудованием, снаряжением и
автомобилями
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
4090,0
сокращение времени
реагирования и проведения
спасательных работ на 8 -
10 мин., повышение
технической оснащенности
АСС до 36%
2007
350,0
2008
1240,0
2009
0
2010
2500,0
3.5.2
Приобретение
аварийно-спасательного
инструмента для проведения
аварийно-спасательных работ
личным составом пожарных
частей
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
1600,0
повышение технической
оснащенности ПЧ для
производства спасательных
работ на 5%"
2007
400,0
2008
0
2009
0
2010
1200,0
Итого по разделу 3: всего
10146,719
2007
2655,0
2008
2491,719
2009
0
2010
5000,0
ЗАКОН
РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Об утверждении областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы»
Принят Рязанской областной Думой 29 ноября 2006 года
<Изменения: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы» согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Рязанской области Г.И. Шпак
15 декабря 2006 года
№ 171-ОЗ
Приложение
к Закону Рязанской области
«Об утверждении областной целевой программы «Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера
на территории Рязанской области
на 2007-2010 годы»
<Паспорт программы в редакции Закона Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закона Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
на территории Рязанской области на 2007-2010 годы»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
программы
областная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Рязанской области на 2007-2010 годы» (далее - программа)
Основания
для разработки
программы
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006г. № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года»
Основные
разработчики
управление экономического развития и торговли Рязанской области, управление гражданской обороны, защиты населения и территорий Рязанской области (далее - управление ГО, ЗНТ)
Государственный
заказчик
Правительство Рязанской области
Исполнители
программы
государственное учреждение Рязанской области «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» (далее -Центр»), государственное учреждение Рязанской области «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (далее - ГУ Рязанской области «Противопожарно-спасательная служба»), министерство природопользования и экологии Рязанской области, комитет по культуре и туризму Рязанской области
Цели
программы
основными целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны
Задачи программы
совершенствование повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы
Сроки и этапыреализации программы
2007 - 2010 годы:
2007-2008 - первый этап;
2009-2010 - второй этап
Источники и объемы финансирования
всего на реализацию программы предусмотрено
10495,0 тыс. рублей из областного бюджета.
Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета на реализацию настоящей программы, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год
3655,0
3655,0
Основные мероприятия программы
Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций
Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций
Развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Ожидаемые
результаты
реализация основных программных мероприятий позволит: создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов, повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
Контроль за исполнением программы
контроль за реализацией программы осуществляют Правительство Рязанской области, финансово-казначейское управление Рязанской области *, министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области
* - до утверждения структуры исполнительных органов государственной власти Рязанской области в 2008 году.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В условиях сохранения высокого уровня угрозы техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Рязанской области одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий и потенциально опасных объектов. Проблема заключается в обеспечении снижения рисков чрезвычайных ситуаций и потерь человеческого, природного и экономического потенциала путем концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях создания условий безопасной жизнедеятельности и координации действий сил и средств региона.
Реализация программы позволит решить проблемы по ряду следующих факторов:
изменение структуры потенциальных источников возникновения кризисных и чрезвычайных ситуаций;
устранение недостатка ресурсов, необходимых для достижения прогресса и устойчивой положительной динамики в решении основных задач;
увеличение эффективности механизмов, применяемых для решения ключевых задач в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределения функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);
повышение эффективности механизма стимулирования привлечения дополнительных ресурсов, в том числе внебюджетных средств;
увеличение эффективности практики применения механизмов гражданской и имущественной ответственности по обстоятельствам возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения ущерба гражданам, окружающей среде и социальной инфраструктуре, стимулирования добровольных обязательств бизнеса и корпоративной ответственности.
Программа позволит обеспечить базовые условия, необходимые для реализации неотложных мер в отношении критически важных объектов во исполнение решений совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений (протокол от 13 ноября 2003г. № 4).
Программа включает в себя такие направления как системные исследования, обеспечение пожарной безопасности, обеспечение техногенной и информационной безопасности объектов и населения, а также их защиты от негативных природных явлений, обеспечение безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, совершенствование систем физической защиты и охраны объектов, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, централизованного оповещения населения и связи, а также гражданской обороны. Данная программа направлена на создание условий для уменьшения рисков чрезвычайных ситуаций, реализацию превентивных мер, а также мероприятий по ликвидации причиненного и накопленного ущерба.
Важным приоритетом программы является привлечение и расширение участия институтов бизнеса и гражданского общества в реализации проектов и программ безопасного развития.
Источниками чрезвычайных ситуаций являются стихийные природные явления, природные риски, возникающие в процессе хозяйственной деятельности либо связанные с накопленным экологическим ущербом, а также крупные техногенные аварии и катастрофы.
В настоящее время на территории Рязанской области функционируют 25 химически опасных объектов, 37 пожаро- и взрывоопасных объектов, более 1000 гидротехнических сооружений и других объектов. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, а также окружающей природной среды. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при авариях на этих объектах проживают свыше 500 тыс. жителей области.
Социальную напряженность в обществе вызывают чрезвычайные ситуации, инициируемые авариями на объектах жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики региона.
Эффективное противодействие чрезвычайным ситуациям не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
Для предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий существенное значение имеет система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений и факторов (природных и техногенных).
При применении программно-целевого метода будут осуществляться:
развитие и использование научного потенциала в исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания с учетом их природы (генезиса);
информационная поддержка и создание инфраструктуры для ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования;
реализация комплекса практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций.
Формирование эффективной "вертикали реагирования" на чрезвычайные ситуации возможно при наличии единой информационно-управляющей системы в данной сфере, деятельность которой подкреплена наличием нормативных документов, предотвращающих торможение информационных потоков и потерю управления.
Наиболее проблемной частью единой "вертикали реагирования" является "зона контакта" научного сообщества и государственного управления. В отсутствие постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно на базе применения программных механизмов.
2. Основные цели и задачи программы
Целями программы являются повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития страны.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:
совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, повышения безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера;
совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных и кризисных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками;
создание региональной комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и разработка основных элементов государственной политики и комплекса мер по обеспечению необходимого уровня их защищенности;
совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования в чрезвычайных и кризисных ситуациях;
совершенствование организационной основы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, тушения пожаров и гражданской обороны;
развитие и совершенствование единой дежурно-диспетчерской службы;
совершенствование системы подготовки руководящего состава и населения в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
внедрение системы обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на период с 2007 по 2010 год и предполагает наличие двух промежуточных этапов:
1-й этап - 2007-2008 годы;
2-й этап - 2009-2010 годы.
4. Ресурсное обеспечение программы
Программа реализуется за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и иных источников, не запрещенных законом.
Объем средств, выделяемых ежегодно из областного бюджета на реализацию настоящей программы, носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению при формировании проекта областного бюджета на соответствующий финансовый год.
<Таблица в новой редакции: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
Предполагаемые объемы финансирования по годам и источникам:
Годы
Общий объем финансирования, тыс. руб.
2007
2655,0
2008
2840,0
2009
0
2010
5000,0
Итого за весь период
реализации программы
10495,0";
5.Основные мероприятия программы
Основные мероприятия программы предусматривают: разработку и реализацию системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций; разработку и реализацию системы мер по мониторингу и прогнозированию риска чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления риском чрезвычайных ситуаций, системы связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях; разработку и реализацию мер по снижению рисков, смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Перечень конкретных мероприятий определяется согласно разделу 8 настоящей программы.
6. Механизм реализации программы и контроль за исполнением
<Раздел 6 в редакции Закона Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514>
Заказчиком программы является Правительство Рязанской области.
Основные исполнители программы осуществляют организацию и обеспечивают выполнение в полном объеме предусмотренных программных мероприятий.
Исполнители мероприятий несут ответственность за качественное и своевременное их выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств и ресурсов, выделяемых на реализацию программы.
<Абзац 4 утратил силу: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514>
Контроль за реализацией программы осуществляет Правительство Рязанской области.
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, выделенных на реализацию программы, в установленном порядке осуществляют: министерство финансов Рязанской области, Рязанская областная Дума, Счетная палата Рязанской области.
7. Оценка эффективности программы
Экономическая эффективность и результативность реализации программы в основном зависят от степени достижения показателей программы.
В связи с определенной взаимозависимостью отдельных из этих показателей общая экономическая эффективность реализации программы оценивается с использованием следующих 3 групп показателей, характеризующих:
сохранение резервного фонда за счет снижения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, в том числе пожаров;
снижение численности гибели людей от чрезвычайных ситуаций и на воде;
снижение численности людей, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
Реализация основных программных мероприятий позволит: создать более оптимальную и эффективную организационную структуру органов управления и сил, специально предназначенных и привлекаемых для решения проблем и задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, опасностей, обусловленных террористическими акциями, а также обеспечить более эффективное регулирование их деятельности; обеспечить необходимый уровень безопасности населения и защищенности критически важных объектов; повысить эффективность деятельности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, а также контроля обстановки в зонах возможных террористических акций; обеспечить эффективное управление силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций; повысить уровень информационной безопасности при осуществлении деятельности в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. Введение в полном объеме к 2010 году региональной комплексной подсистемы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит обеспечить гарантированное информирование более 1 млн. человек по вопросам гражданской обороны и защиты от опасностей, обусловленных чрезвычайными ситуациями и террористическими акциями. Действующая в настоящее время система обеспечивает оповещение всего лишь 600 тыс. человек. Предположительный эффект от ее внедрения составит примерно 20 млн. рублей в год. В экономической сфере использование системы будет способствовать развитию науки, передовых наукоемких информационных технологий, промышленности, систем связи и телекоммуникации. В социальной сфере функционирование системы обеспечит: повышение безопасности жизнедеятельности населения за счет формирования у него культуры поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций; повышение имиджа государственных служб, обеспечивающих безопасность населения; обеспечение равных условий защищенности для всех социальных групп населения. В правоохранительной области эффект от создания и функционирования системы будет достигаться за счет: повышения действенности мониторинга общественного порядка в местах массового пребывания людей; увеличения результативности процессов обнаружения и идентификации социально опасных лиц (подозреваемых, лиц, находящихся в розыске, предполагаемых террористов и других лиц). Таким образом, использование региональной комплексной подсистемы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей позволит сократить сроки доведения до сведения населения необходимой информации в 1,6 раза и уменьшить затраты областного бюджета на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий террористических акций ориентировочно в 3,4 раза. В целом в результате реализации программы будут существенно снижены риски чрезвычайных ситуаций, повысятся безопасность населения и защищенность критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также от опасностей, обусловленных террористическими акциями.
8. Основные мероприятия программы
<Раздел 8 в новой редакции: Закон Рязанской области № 225-ОЗ от 31.12.2008г.; нгр:RU62000200800514; Закон Рязанской области № 174-ОЗ от 28.12.2009г.; нгр: RU62000200900626>
№№ пп
Наименование мероприятий
(сроки реализации)
Исполнители
Объем
финанси-
рования
(тыс.
руб.)
Ожидаемые результаты
1
2
3
4
5
1. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска
чрезвычайных ситуаций
1.1
Обеспечение обмена
информацией о природных
источниках возникновения ЧС
на основании заключенных
договоров
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
250,0
получение данных для
повышения достоверности
прогнозирования опасных
природных явлений и
расчетов риска
возникновения ЧС на 10 -
15%
2007
0
2008
250,0
2009
0
2010
0
1.2
Создание единого банка
данных общего доступа
многолетних наблюдений за
состоянием объектов
техногенной опасности,
экологической обстановки и
природных опасностей
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
не
требуется
статистические данные о
ЧС, опасных и
неблагоприятных явлениях,
используемые для расчетов
цикличности и
периодичности проявления
2007
2008
2009
2010
1.3
Совершенствование
технического оснащения
отдела мониторинга,
лабораторного контроля и
прогнозирования ЧС
природного и техногенного
характера (ОМП ЧС) для
обеспечения
организационно-методического
руководства в
функционировании ТСМП ЧС
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
98,281
повышение технической
оснащенности отдела на
50% для использования
программного обеспечения
на основе ГИС-технологий
2007
0
2008
98,281
2009
0
2010
0
Итого по разделу 1: всего
348,281
2007
0
2008
348,281
2009
0
2010
0
2. Развитие системы информационного обеспечения управления риском ЧС, систем связи и
оповещения при ЧС
2.1
Разработка и
совершенствование
информационного обеспечения
и автоматизированных
информационно-управляющих
систем
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
0
создание
автоматизированной
информационно-управляющей
системы области
2008
0
2009
0
Итого по разделу 2: всего
0
2008
0
2009
0
3. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС природного и
техногенного характера
3.1. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с весенним половодьем
3.1.1
Укрепление берегов р. Мокша
в р.п. Кадом, ул.
Московская, ул. Сплавная,
ул. Мичурина
Министерство
природопользования
и экологии
Рязанской области
0
снижение риска обрушения
берега реки и затопления
жилой зоны и объектов
ПОО. Экономическая
эффективность - 44 млн.
руб.
2007
0
2008
0
2009
0
2010
0
3.1.2
Инженерная защита территории
и населенного пункта р.п.
Ермишь, находящихся в зоне
воздействия Ермишинского
пруда (укрепление плотины и
берега)
Министерство
природопользования
и экологии
Рязанской области
1000,0
снижение риска обрушения
плотины и берега пруда,
предотвращение затопления
жилой зоны и
потенциально опасных
объектов р.п. Ермишь (2,5
тыс. чел.)
2007
1000,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.2. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с пожарами
3.2.1
Приобретение 10 наборов для
оказания экстренной
медицинской помощи
пострадавшим на пожарах
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
15,0
для оказания экстренной
медицинской помощи
пострадавшим на пожарах
2007
15,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.3. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС, связанных
с ЖКХ
3.3.1
Приобретение подвижной
электростанции АД-Т400-1Р
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
290,0
обеспечение объектов
автономным
энергоснабжением в
условиях ЧС
2007
290,0
2008
0
2009
0
2010
0
3.4. Разработка и реализация мер по снижению рисков, смягчению последствий ЧС по
обеспечению безопасности на воде
3.4.1
Оснащение
поисково-спасательной службы
на воде Рязанской области
оборудованием, средствами
связи, вычислительной
техникой, автомобилями и
плавсредствами
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
3151,719
обеспечение сокращения
времени реагирования на
ЧС на 15 - 17 мин.,
повышение технической
оснащенности ПСС на воде
до 32%
2007
600,0
2008
1251,719
2009
0
2010
1300,0
3.4.2
Безопасность населения на
водных объектах (проведение
спасательных работ на воде)
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
0
снижение рисков на воде
при купании, сокращение
гибели людей на воде до
12%
2007
0
2008
0
2009
0
2010
0
3.5. Разработка и реализация мер по обеспечению инструментом и оборудованием
аварийно-спасательных формирований
3.5.1
Оснащение
аварийно-спасательной службы
Рязанской области
оборудованием, снаряжением и
автомобилями
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
4090,0
сокращение времени
реагирования и проведения
спасательных работ на 8 -
10 мин., повышение
технической оснащенности
АСС до 36%
2007
350,0
2008
1240,0
2009
0
2010
2500,0
3.5.2
Приобретение
аварийно-спасательного
инструмента для проведения
аварийно-спасательных работ
личным составом пожарных
частей
ГУ Рязанской
области
"Противопожарно-
спасательная
служба"
1600,0
повышение технической
оснащенности ПЧ для
производства спасательных
работ на 5%"
2007
400,0
2008
0
2009
0
2010
1200,0
Итого по разделу 3: всего
10146,719
2007
2655,0
2008
2491,719
2009
0
2010
5000,0
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | газета "Рязанские ведомости" № 342-343 от 23.12.2006 С.5 |
Рубрики правового классификатора: | 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 020.040.040 Режим чрезвычайных ситуаций (см. также 110.010.150), 160.040.000 Безопасность общества |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: