Основная информация

Дата опубликования: 16 июня 2014г.
Номер документа: RU05000201400269
Текущая редакция: 13
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Народное Собрание Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



16 июня 2014 года

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ЗАКОН

от 16 июня 2014 года № 48

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

29 мая 2014 года

(в редакции Законов Республики Дагестан от 10.04.2017 №27, НГР:RU05000201700178; от 07.12.2018 № 89, НГР:RU05000201800468; от 11.06.2019 № 43; от 21.06.2019 № 69; от 12.12.2019 № 115; от 16.03.2020 № 5; от 06.04.2020 № 24; от 13.07.2020 № 41, от 10.11.2020 № 63; от 11.12.2020 № 95; от 25.12.2020 № 97; от 25.12.2020 № 102)

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Республике Дагестан, определяет полномочия органов государственной власти Республики Дагестан в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся образовательных организаций, педагогических и иных работников системы образования Республики Дагестан.

Статья 2. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются понятия и термины, определенные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 3. Законодательство Республики Дагестан в сфере образования

Законодательство Республики Дагестан в сфере образования основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», иных федеральных нормативных правовых актах, Конституции Республики Дагестан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Дагестан.

Статья 4. Государственная политика Республики Дагестан в сфере образования

1.Сфера образования в Республике Дагестан признается приоритетной.

2.Государственная политика в сфере образования Республики Дагестан основывается на принципах, закрепленных в статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 5. Полномочия Главы Республики Дагестан в сфере образования

К полномочиям Главы Республики Дагестан в сфере образования относятся:

1) назначение на должность руководителя органа исполнительной власти Республики Дагестан:

осуществляющего полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее также – переданные полномочия);

осуществляющего государственное управление в сфере образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования;

(Пункт 1 статьи 5 изложен в редакции Закона Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

2) утверждение структуры органа исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющего переданные полномочия;

(Пункт 2 статьи 5 в редакции Закона Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

3) организация деятельности по осуществлению переданных полномочий в соответствии с законодательством об образовании;

4) обеспечение предоставления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования:

а)              ежеквартального отчета о расходовании предоставленных субвенций, о достижении целевых прогнозных показателей;

б)              необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Дагестан, по вопросам переданных полномочий;

в)              информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования;

5) утверждение до принятия нормативных правовых актов, указанных в пункте 8 части 7 статьи 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», административных регламентов предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в части переданных полномочий, если данные регламенты не противоречат нормативным правовым актам Российской Федерации (в том числе не содержат не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций) и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций;

(Пункт 1 статьи 5 изложен в редакции Закона Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

6) присвоение почетных званий работникам системы образования Республики Дагестан, награждение государственными наградами Республики Дагестан;

7) учреждение именных стипендий, определение размера и условий выплаты таких стипендий;

8) установление специальных денежных поощрений для лиц, проявивших выдающиеся способности в области образования;

9) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 6. Полномочия Народного Собрания Республики Дагестан в сфере образования

К полномочиям Народного Собрания Республики Дагестан в сфере образования относятся:

1) осуществление законодательного регулирования;

2) осуществление контроля за соблюдением и исполнением законов Республики Дагестан;

3) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 7. Полномочия Правительства Республики Дагестан в сфере образования

К полномочиям Правительства Республики Дагестан в сфере образования относятся:

1) утверждение и реализация государственной программы Республики Дагестан развития образования с учетом социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и иных особенностей Республики Дагестан;

2) создание, реорганизация, ликвидация государственных образовательных организаций Республики Дагестан, осуществление функций и полномочий учредителя образовательных организаций Республики Дагестан;;

(Пункт 2 статьи 7 в редакции Закона Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Республики Дагестан;

4) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Республики Дагестан;

5) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей статьи;

6) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Дагестан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ;

(Пункт 6 статьи 7 в редакции Закона Республики Дагестан от 16.03.2020 № 5)

7) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

8) установление основных требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в Республике Дагестан;

9) установление порядка признания организаций, указанных в части 3 статьи 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», региональными инновационными площадками;

10) установление порядка назначения государственной академической стипендии студентам, государственной социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, установление нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан;

11) установление случаев и порядка обеспечения вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, обучающихся за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан;

12) создание общеобразовательных организаций со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский (морской кадетский) корпус» и «казачий кадетский корпус»;

13) определение порядка создания в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания;

14) создание отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

15) утверждение порядка установления организациями, осуществляющими образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан с учетом потребностей экономики и социальной сферы Республики Дагестан;

15.1) установление квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, утверждение порядка и сроков ее установления;

(Пункт 15.1 статьи 7 введен Законом Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

15.2) установление порядка выплаты штрафа за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении по образовательным программам высшего образования, предусмотренного частью 6 статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», порядка и оснований освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядка определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан;

(Пункт 15.2 статьи 7 введен Законом Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

16) установление дополнительных мер государственной поддержки для привлечения специалистов к педагогической деятельности;

16.1) утверждение методики расчета компенсации расходов учредителя му­ниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района (городского округа);

(Пункт 16.1 введен Законом Республики Дагестан от 07.12.2018 № 89, НГР:RU05000201800468)

16.2) установление порядка формирования и ведения республиканской информационной системы, в том числе предоставление родителям (законным представителям) детей сведений из информационных систем, указанных в части 14 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с учетом методических рекомендаций, указанных в части 15 статьи 98 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

(Пункт 16.2 статьи 7 введен Законом Республики Дагестан от 13.07.2020 № 41)

17) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющего государственное управление в сфере образования

(Наименование статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

К полномочиям органа исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющего государственное управление в сфере образования (далее – уполномоченный орган) относятся:

(Абзац 1 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

1) разработка государственной программы Республики Дагестан развития образования;

2) участие в экспертизе примерных основных общеобразовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

3) участие в проведении экспертизы учебников для включения в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в целях обеспечения учета региональных и этнокультурных особенностей Республики Дагестан, реализации прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Дагестана и изучение родного языка из числа языков народов Дагестана и литературы народов Дагестана на родном языке;

(Пункт 3 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 16.03.2020 № 5)

4) участие в отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Дагестана и литературе народов Дагестана на родном языке;

5) создание учебно-методических объединений в системе образования и утверждение положений о них;

6) создание государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Дагестан;

7) обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Республики Дагестан;

8) установление форм и порядка государственной итоговой аттестации для обучающихся по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, изучавших родной язык из числа языков народов Дагестана и литературу народов Дагестана на родном языке для прохождения государственной итоговой аттестации;

9) формирование аттестационных комиссий для проведения аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Республики Дагестан, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

10) подготовка и представление в Правительство Республики Дагестан предложений о создании, реорганизации, ликвидации государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

11) назначение на должность и освобождение от должности руководителей государственных образовательных организаций Республики Дагестан;

12) осуществление мониторинга в системе образования на республиканском уровне;

13) установление порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Республики Дагестан, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок со здания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений;

14) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Республики Дагестан;

15) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

16) обеспечение подготовки педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействие привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

17) осуществление информационного обеспечения в пределах своей компетенции организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

18) обеспечение целевого направления на обучение в образовательной организации высшего образования Российской Федерации;

19) осуществление переданных полномочий в случае наделения ими:

(Абзац 1 пункта 19 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

а)              по государственному контролю (надзору) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан (далее - органы местного самоуправления), осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

б)              по лицензированию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;

(Подпункт б пункта 19 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

в)              по государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;

(Подпункт в пункта 19 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

г)              по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации;

20) создание условий для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику;

21) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Республики Дагестан;

22) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

23) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Республики Дагестан;

24) создание условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, организации их питания;

24.1) обеспечение реализации комплекса мер, направленных на обеспечение в Республике Дагестан условий доступности для инвалидов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и предоставляемых услуг в сфере образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;

(Пункт 24.1 статьи 8 в редакции Закона Республики Дагестан от 10.04.2017 №27, НГР:RU05000201700178).

24.2) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность;

(Пункт 24.2 статьи 8 введен Законом Республики Дагестан от 11.06.2019 № 43)

24.3) согласование назначения должностных лиц исполнительно-распоряди-тельных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования;

(Пункт 24.3 статьи 8 введен Законом Республики Дагестан от 25.12.2020 № 102)

25) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Статья 9. Основные направления развития системы образования Республики Дагестан

Основными направлениями развития системы образования Республики Дагестан являются:

1) создание условий для устойчивого развития системы образования Республики Дагестан с учетом потребностей общества и в соответствии с приоритетными направлениями развития Республики Дагестан;

2) развитие кадрового потенциала образовательных организаций Республики Дагестан путем совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, стимулирования их деятельности;

3) разработка и внедрение вариативных моделей обучения путем консолидации экономических, кадровых и социальных ресурсов в целях взаимовыгодного сотрудничества, совместного решения финансово-хозяйственных вопросов, системного и комплексного предоставления образовательных услуг, индивидуализации образовательных программ;

4) развитие системы дошкольного образования, обеспечивающей образование и воспитание детей дошкольного возраста с учетом традиций и обычаев народов Дагестана;

5) обновление содержания образования, реализация компетентностного подхода в обучении и воспитании, эффективная социализация обучающихся, индивидуализация и дифференциация образовательных услуг;

6) обеспечение соответствия образовательных услуг запросам личности и кадровым потребностям рынка труда, создание условий для всесторонней подготовки обучающихся к самостоятельной жизни и профессиональному самоопределению на основе усиления взаимосвязи образовательных организаций и производственных структур;

7) обеспечение права на доступное и качественное образование обучающихся в сельских общеобразовательных организациях за счет использования дистанционных образовательных технологий, определения эффективных механизмов организации транспортной доставки обучающихся, интеграции и кооперации образовательных организаций разных типов;

8) создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе путем инклюзивного образования;

9) формирование механизма прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, получающих среднее профессиональное образование, в соответствии с потребностями рынка труда Республики Дагестан;

10) развитие негосударственного сектора в образовании путем создания равных условий для всех поставщиков образовательных услуг;

11) развитие конкурентоспособной системы образования Республики Дагестан;

12) развитие доступного качественного дополнительного образования детей и взрослых.

Статья 10. Язык образования в Республике Дагестан

1. Языками обучения в Республике Дагестан являются русский язык и родные языки народов Дагестана.

2. В Республике Дагестан гарантируются получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования Республики Дагестан.

3. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

4. В государственных и муниципальных образовательных организациях с русским языком обучения обеспечивается изучение родных языков народов Дагестана как обязательного предмета.

5. Граждане Российской Федерации, проживающие в Республике Дагестан, имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

(Часть 5 статьи 10 изложена в редакции Закона Республики Дагестан от 21.06.2019 № 69)

6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан. Свободный выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственных языков Республики Дагестан осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при приеме (переводе) на обучение по образовательным программам дошкольного образования, имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования.

(Часть 6 статьи 10 в редакции Закона Республики Дагестан от 21.06.2019 № 69)

7. Органы государственной власти Республики Дагестан оказывают содействие представителям народов Дагестана, проживающим вне территории республики, в изучении ими предметов, отражающих региональные, национальные и этнокультурные особенности Республики Дагестан, разработке учебных программ, обеспечении учебно-методическими комплектами, подготовке и повышении квалификации педагогических кадров.

Статья 11. Воспитательный компонент образовательного процесса

1. Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей, культуры и традиций народов Дагестана и России, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

2. Воспитательный процесс осуществляется в рамках учебной деятельности, дополнительного образования и досуговой деятельности обучающихся, организуемых в образовательных организациях. Воспитательные функции в образовательной организации реализуют все педагогические работники.

3. Воспитательная политика осуществляется во взаимодействии с семьей, организациями, общественностью.

Статья 12. Инфраструктура системы образования Республики Дагестан

1. Инфраструктуру системы образования Республики Дагестан составляют:

1) государственные образовательные организации Республики Дагестан, муниципальные образовательные организации;

2) осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность;

3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

2. В инфраструктуру системы образования Республики Дагестан могут входить библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование системы образования.

3. В целях координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования Республики Дагестан уполномоченным органом создаются учебно-методические объединения.

4. Учебно-методические объединения осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями, утвержденными уполномоченным органом.

Статья 13. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в Республике Дагестан в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

2. В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования Республики Дагестан, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования Республики Дагестан.

Статья 14. Информационная открытость. Мониторинг в системе образования

1. Уполномоченный орган обеспечивает открытость и доступность информации о системе образования, в том числе посредством размещения информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

2. Уполномоченный орган обеспечивает организацию мониторинга в системе образования на республиканском уровне.

3. Результаты мониторинга в виде итогового (годового) отчета о состоянии и перспективах развития образования в Республике Дагестан ежегодно размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 15. Обеспечение обучающихся учебниками и учебными пособиями

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Статья 16. Обеспечение питанием и вещевым имуществом

1. Обучающиеся по образовательным программам начального общего образования в государственных и муниципальных образовательных организациях Республики Дагестан обеспечиваются учредителями таких организаций не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обеспечение питанием обучающихся общеобразовательных организаций за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан осуществляется в случаях и в порядке, устанавливаемых Правительством Республики Дагестан, обучающихся общеобразовательных организаций за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

(Часть первая статьи 16 в редакции Закона Республики Дагестан от 10.11.2020 № 63

)

2. Обучающиеся государственных образовательных организаций Республики Дагестан по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, проживающие в образовательной организации, обеспечиваются вещевым имуществом (обмундированием), в том числе форменной одеждой, за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан в порядке, установленном Правительством Республики Дагестан.

Статья 17. Социальная поддержка отдельных категорий обучающихся и студентов

1. В целях реализации права на образование обучающихся и студентов, нуждающихся в социальной поддержке, данная поддержка оказывается в порядке и размерах, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Республики Дагестан.

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся в родственных отношениях, гарантируется право направления в одну организацию, осуществляющую обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов и инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).

(Часть 3 статьи 17 в редакции Закона Республики Дагестан от 10.04.2017 №27, НГР:RU05000201700178).

3.1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Порядок предоставления бесплатного двухразового питания (компенсации) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается Правительством Республики Дагестан.

(Часть 3.1 статьи 17 введен Законом Республики Дагестан от 25.12.2020 №97).

4. Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, назначается государственная академическая и (или) государственная социальная стипендия.

5. Порядок назначения государственной академической стипендии, государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан, устанавливается Правительством Республики Дагестан.

Статья 17.1. Транспортное обеспечение обучающихся и порядок компенсации расходов учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района (городского округа)

(Статья 17.1 введена Законом Республики Дагестан от 07.12.2018 № 89, НГР:RU05000201800468)

1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между городскими округами, между поселением и городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

3. Расходы учредителя муниципальной образовательной организации, реализующей основные общеобразовательные программы, на организацию бесплатной перевозки обучающихся в данной образовательной организации и проживающих на территории иного муниципального района (городского округа) подлежат компенсации в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, и учитываются в межбюджетных отношениях между соответствующими муниципальными образованиями.

4. Компенсация расходов учредителя муниципальной образовательной организации, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляется в форме иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района (городского округа), не обеспечившего транспортную доступность образовательных организаций по месту жительства обучающихся.

Размер указанной компенсации определяется в соответствии с методикой расчета, утверждаемой Правительством Республики Дагестан.

5. Предоставление иного межбюджетного трансферта осуществляется на основании соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта между муниципальным образованием, обеспечившим бесплатную перевозку обучающихся, и муниципальным районом (городским округом), не обеспечившим транспортную доступность муниципальной образовательной организации по месту жительства обучающихся (далее - соглашение).

6. Соглашение должно содержать в том числе следующее:

1) порядок и условия предоставления иного межбюджетного трансферта, в том числе:

а)              наличие в местном бюджете муниципального района (городского округа), не обеспечившего транспортную доступность муниципальной образовательной организации по месту жительства обучающихся, бюджетных средств на финансовое обеспечение расходных обязательств, на исполнение которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

б)              перечень документов, подтверждающих фактически осуществленные расходы муниципального района (городского округа), обеспечившего бесплатную перевозку обучающихся;

2). условия и сроки перечисления иного межбюджетного трансферта в местный бюджет муниципального района (городского округа), обеспечившего бесплатную перевозку обучающихся;

3). права и обязанности сторон соглашения;

4) сроки, форму и порядок представления отчетности об исполнении условий предоставления иного межбюджетного трансферта;

5). ответственность сторон соглашения за нарушение условий соглашения;

6). порядок осуществления контроля за выполнением органами местного самоуправления муниципального района (городского округа), не обеспечившего транспортную доступность муниципальной образовательной организации по месту жительства обучающихся, обязательств, предусмотренных соглашением;

7). иные положения, предусмотренные сторонами соглашения.

Статья 18. Компенсация платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях

1. В целях обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования и материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом Правительством Республики Дагестан, но не менее 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Республики Дагестан, на первого ребенка, не менее 50 процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее 70 процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы в государственных образовательных организациях Республики Дагестан и муниципальных образовательных организациях устанавливается Правительством Республики Дагестан. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату в соответствующей образовательной организации.

2. Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются Правительством Республики Дагестан.

3. Финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой компенсации, указанной в части 1 настоящей статьи, является расходным обязательством Республики Дагестан.

Статья 19. Обучение и воспитание детей-инвалидов на дому

1. Уполномоченный орган, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы, на основании медицинского заключения и с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, и детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать образовательные учреждения, на дому или в медицинских организациях.

2. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Статья 20. Особенности получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

1. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, уполномоченным органом организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или) творческие конкурсы, физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия (далее - конкурсы), направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений.

2. Обучающиеся принимают участие в конкурсах на добровольной основе. Взимание платы за участие в региональных олимпиадах и иных конкурсах не допускается.

3. Для лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научноисследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурноспортивной деятельности, предусматриваются премии, академические стипендии и иные меры стимулирования. Критерии и порядок отбора таких лиц, порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан определяются нормативными правовыми актами Главы Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан.

4. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научноисследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурноспортивной деятельности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (далее - нетиповые образовательные организации). Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений и указанных нетиповых образовательных организаций обучающимися устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций с учетом уровня и направленности реализуемых образовательными организациями образовательных программ, обеспечивающих развитие интеллектуальных, творческих и прикладных способностей обучающихся в образовательных организациях.

Статья 21. Права работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и меры их социальной поддержки

Работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, пользуются правами и мерами социальной поддержки в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Дагестан.

Статья 22. Некоторые меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций, руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений образовательных организаций и их заместителей в Республике Дагестан

(Наименование статьи 22 в редакции Закона Республики Дагестан от 11.12.2020 № 95)

1. Педагогические работники, руководители образовательных организаций и их заместители, руководители структурных подразделений образовательных организаций и их заместители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки вышеназванным категориям работников государственных и муниципальных образовательных организаций Республики Дагестан, устанавливаются законодательством Республики Дагестан и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Дагестан.

(Часть 1 статьи 22 изложено в редакции Закона Республики Дагестан от 11.12.2020 № 95)

2. Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению указанной государственной итоговой аттестации. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются уполномоченным органом за счет бюджетных ассигнований рес­публиканского бюджета Республики Дагестан, выделяемых на проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

(Часть 2 статьи 22 изложена в редакции Закона Республики Дагестан от 21.06.2019 № 69)

3. Педагогическим работникам - молодым специалистам в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Республики Дагестан, производится ежемесячная социальная выплата в течение двух лет с момента их поступления на работу в государственные образовательные организации Республики Дагестан или муниципальные образовательные организации.

4. Выпускники образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, приступившие к работе в государственных образовательных организациях Республики Дагестан или муниципальных образовательных организациях по специальности, пользуются правом первоочередного получения субсидий на строительство или приобретение жилья. Условия и порядок предоставления указанных субсидий определяются Правительством Республики Дагестан.

5. Педагогическим работникам образовательных организаций, работающим в сельских населенных пунктах, устанавливаются повышенные на 25 процентов тарифные ставки (оклады) по сравнению со ставками педагогических работников образовательных организаций, расположенных на территориях городских населенных пунктов.

(Часть 5 статьи 22 изложена в редакции Закона Республики Дагестан от 06.04.2020 № 24)

6. Преподавателям русского языка и литературы, работающим в школах с родным языком обучения, и преподавателям родного языка и литературы, работающим в школах с русским языком обучения, устанавливаются повышенные на процентов тарифные ставки (оклады) по сравнению со ставками других педагогических работников.

Статья 22.1. Обеспечение размещения информации о предоставлении мер социальной поддержки  и иных социальных гарантий обучающимся,  педагогическим работникам и руководителям  образовательных организаций

(Статья 22.1 введена Законом Республики Дагестан от 12.12.2019 № 115)

Информация о предоставлении мер социальной поддержки и иных социальных гарантий обучающимся, педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций в соответствии с настоящим Законом размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Статья 23. Малокомплектные образовательные организации и особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных образовательных услуг в сфере образования в Республике Дагестан

1. К малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся, в которых при отсутствии параллельных классов средняя наполняемость класса меньше норматива, установленного нормативным правовым актом Правительства Республики Дагестан.

2. Основой обеспечения государственных гарантий получения гражданами в Республике Дагестан качественного образования является финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и местных бюджетов на основе нормативов, определяемых Правительством Республики Дагестан в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона, и нормативных затрат на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования в расчете на одного обучающегося.

3. Для малокомплектных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования определяются из расчета количества классов и предусматривают в том числе затраты на обеспечение образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Статья 24. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Дагестан

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) Закон Республики Дагестан от 3 ноября 2006 года № 57 «Об образовании», НГР:ru05000200600229, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2006, №11, ст. 663);

2) Закон Республики Дагестан от 29 ноября 2007 года № 60 «О внесении изменений в Закон Республики Дагестан «Об образовании», НГР:ru05000200700284, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2007, № 18, ст. 848);

3) статью 2 Закона Республики Дагестан от 5 апреля 2010 года № 18 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан», НГР:RU05000201000067, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2010, № 7, ст. 277);

4) статью 32 Закона Республики Дагестан от 30 декабря 2013 года № 106 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Дагестан», НГР:RU05000201300716, (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2013, № 24, ст. 1624).

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава

Республики Дагестан

Р. Абдулатипов

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Собрание законодательства Республики Дагестан № 12, ст. 656 от 30.06.2014, Дагестанская правда № 210-211 от 17.06.2014
Рубрики правового классификатора: 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.010 Общие положения, 130.010.020 Управление системой образования (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 130.010.040 Образовательные учреждения и иные образовательные организации (см. также 150.040.020, 150.040.030, 150.040.040), 130.010.070 Гарантии реализации прав граждан в области образования

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать