Основная информация

Дата опубликования: 16 июля 2007г.
Номер документа: ru75000200700244
Текущая редакция: 2
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Забайкальский край
Принявший орган: Читинская Областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗАКОН

ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)"

Принят Читинской областной Думой 27 июня 2007 года.

{Утратил силу:

Закон Забайкальского края от 18.12.2009 года № 308-ЗЗК НГР: ru92000200901147}

{Изменения и дополнения:

Закон Забайкальского края от 27.02.2009 года № 146-ЗЗК НГР: ru92000200900098}

{Действие программы приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2008 года в части финансирования из областного бюджета в 2008 году на сумму 50150,0 тыс. рублей

См. Закон Читинской области от 24.12.2007 года № 1055-ЗЧО НГР: ru75000200700453}

{Действие раздела 6 программы приостановлено с 1 января по 31 декабря 2009 года, в части финансирования из бюджета Забайкальского края в 2009 году на сумму 52214,4 тыс. рублей

См. Закон Забайкальского края от 16.12.2008 года № 83-ЗЗК НГР: ru9200020080456}

Статья 1.

Утвердить областную целевую программу "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)" (прилагается).

Статья 2.

Настоящий Закон области вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель областной Думы

А.П. Романов

№ 964-ЗЧО

г. Чита

{обнародование Закона Читинской области удостоверено Постановлением Губернатора Читинской области от 16.07.2007 г. № 92}

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Закону Читинской области

"Об областной целевой программе

"Экология и минерально-сырьевые

ресурсы Читинской области

(2007-2010 годы)"

ПАСПОРТ

областной целевой программы "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)"

Наименование программы

Областная целевая программа "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)" (далее - программа).

Дата принятия решения о разработке программы

Распоряжение Администрации Читинской области от 29 января 2007 года № 38-А/р "О разработке областной целевой программы "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)".

Дата утверждения программы

Закон Читинской области от 27 июня 2007 года № 964-ЗЧО "Об областной целевой программе "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2007-2010 годы)".

Заказчик программы

Исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области природопользования и экологии

{раздел «Государственный заказчик программы» в редакции Закона Забайкальского края от 27.02.2009 года № 146-ЗЗК}

Основные разработчики программы

Комитет промышленности и природных ресурсов Читинской области,

ООО "Забайкальское научно-техническое геологическое общество".

Цель и задачи программы

Цель - устойчивое и сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы области в 2007-2010 годах на основе обеспечения горнорудной промышленности области запасами минерального сырья для текущих и прогнозируемых потребностей экономики, их разработка на основе использования современных малоотходных и экологически безопасных технологий.

Задачи:

удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, горнодобывающего и строительного комплексов) в минеральном сырье с учетом прогнозов развития данных отраслей;

улучшение платежного баланса области и улучшение социально-экономической обстановки за счет развития добывающей и сопутствующих отраслей экономики;

повышение инвестиционной привлекательности выявленных на территории области перспективных участков недр и месторождений;

повышение качества информационного обеспечения органов государственной власти для оперативного принятия управленческих решений по вопросам недропользования.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

Целевые индикаторы

Показатели

всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Физические объемы работ:

скважины колонкового бурения, пог. м

скважины ударно-механического бурения, пог. м

проходка канав, тыс. м3

21350

20500

632

5150

4750

148

5200

5500

156

5500

5250

164

5500

5000

164

Количество водозаборных скважин

22

7

5

5

5

Прирост ресурсов и запасов:

угля, тыс. тонн

золота рудного, тонн

золота россыпного, тонн

вольфрама, тыс. тонн

общераспространенных полезных ископаемых, тыс. м3

подземных вод, м3/сутки

7000

47,5

23,8

100

10000

9500

1000

7,5

5,95

25

2500

2900

2000

12

6,05

25

2500

2200

2000

14

5,9

25

2500

2200

2000

14

5,9

25

2500

2200

Рост инвестиций в развитие горнодобывающего комплекса (к уровню 2006 года)

в 1,2 раза

в 2 раза

в 6 раз

в 10 раз

Сроки и этапы реализации программы

2007-2010 годы.

Программа реализуется в один этап.

Исполнители основных мероприятий программы

Организации, отобранные на конкурсной основе.

Объемы и источники финансирования программы

Объем финансирования программы из средств областного бюджета составляет 322000 тыс. рублей, в том числе по годам:

2007 год - 83550 тыс. рублей;

2008 год - 82150 тыс. рублей;

2009 год - 79650 тыс. рублей;

2010 год - 76650 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

Выявление в районах с неразвитой горнодобывающей промышленностью участков для промышленного освоения;

обеспечение необходимого уровня прироста полезных ископаемых в районах действия социально значимых добывающих предприятий;

обеспечение организаций местной строительной индустрии минерально-сырьевой базой;

разработка современных технологий для внедрения на горнорудных предприятиях области малоотходных производств по извлечению из руд полезных компонентов, переработке пород вскрыши и некондиционных запасов;

стабилизация, а в дальнейшем увеличение поступлений в консолидированный бюджет Читинской области налогов и платежей за пользование минерально-сырьевыми ресурсами;

привлечение дополнительных инвестиций в развитие горной промышленности области;

сохранение более 500 и создание не менее 1000 новых рабочих мест;

выявление участков повышенной экологической опасности и разработка для них проектов ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Читинская область обладает высоким минерально-сырьевым потенциалом. В недрах области заключено 94 процента разведанных запасов урана Российской Федерации, 36 процентов плавикового шпата, 37,2 процента циркония, 23,8 процента меди, 30,5 процента молибдена, 22,7 процента титана, 14,4 процента серебра, 8,5 процента свинца, 7 процентов золота, имеются также запасы вольфрама, олова, лития, цинка, железных руд и различных нерудных материалов.

С развитием в области горнодобывающей промышленности связывается существенный прорыв в развитии экономики.

Стабильное развитие горнодобывающей отрасли на долгосрочную перспективу невозможно без укрепления ее минерально-сырьевой базы. На 1 января 2006 года в распределенном фонде недр Читинской области находится 39 процентов разведанных запасов угля, 87 процентов урана, 46 процентов железа, 100 процентов марганца, 97 процентов вольфрама, 100 процентов молибдена, 6,7 процента золота рудного и 70 процентов золота россыпного, 99 процентов ниобия, 97 процентов тантала, 80 процентов бериллия и 55 процентов плавикового шпата.

Среднегодовое погашение запасов в недрах (добыча и эксплуатационные потери) составляет менее 1-5 процентов имеющихся запасов. В то же время ежегодный прирост запасов полезных ископаемых неуклонно снижается. Так, по россыпному золоту (наиболее ликвидный вид полезных ископаемых) в 1991 году прирост промышленных запасов компенсировал погашение их при добыче на 91 процент, а в 2004 году только на 3 процента.

В целом по области обеспеченность добычи разведанными запасами составляет по наиболее ликвидным видам полезных ископаемых 15-18 лет, у таких организаций как ООО "Бальджа", ОАО "Прииск Усть-Кара", ООО "Газимур", ООО "Казаковское ГГП" обеспеченность составляет 1-5 лет.

Практически все выявленные на территории области месторождения разведывались в конце XX века. В новых экономических условиях качество выявленного минерального сырья по многим месторождениям не соответствует современным требованиям, что снижает инвестиционную привлекательность многих месторождений (даже наиболее востребованных видов полезных ископаемых), особенно мелких и средних по масштабам. Для того, чтобы такие объекты заинтересовали недропользователей, необходимо провести их геолого-экономическую переоценку с учетом современных условий рынка.

Несовершенство технологии обогащения руд и извлечения из них полезного компонента приводят к его значительным потерям (до 40-45 процентов), которые могут быть значительно уменьшены за счет внедрения новых технологий добычи, обогащения и комплексного использования руд, основанных на детальном изучении вещественного состава руд современными методами исследования. Решение проблемы рационального, комплексного использования минерального сырья значительно повысит экономическую эффективность эксплуатации месторождений.

Новые технологии разработки месторождений будут способствовать повышению их инвестиционной привлекательности и вовлечению в промышленное освоение.

В ряде районов области проблема водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине выхода из строя водозаборов и систем подачи воды, так и по причине антропогенного загрязнения источников водоснабжения и ухудшения качества воды в источниках, особенно в зоне влияния накопителей промышленных отходов, мышьяковых аномалий. Особенно остро данная проблема стоит в городах Балее, Могоче, Хилке и поселках городского типа Приаргунске, Забайкальске, Золотореченске, в отдельных селах области. Решением данной проблемы могут стать переоценка запасов и качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения области, поиски новых источников подземных вод, доразведка ранее выявленных месторождений, организация новых водозаборов на имеющихся и вновь выявленных месторождениях.

В последние годы в области ведется интенсивное строительство. Как следствие, возросли объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ), являющихся основной сырьевой базой строительной индустрии: глины, песчано-гравийной смеси, песка, строительного каменя. Так, по данным государственной статистики, для целей строительства в 2000 году было добыто 926,7 тыс. м3 ОПИ, в 2005 - 15488 тыс. м3, а количество месторождений, на которых велась добыча ОПИ, возросло с 23 в 2000 году до 120 в 2006 году. Основной проблемой освоения сырьевой базы ОПИ стало то, что соответствующие месторождения с утвержденными запасами располагаются вблизи административных центров с крупными промышленными объектами (города Чита, Краснокаменск, Нерчинск, Борзя и др.), а потребность в ОПИ для целей строительства возникает во всех районах области. Кроме этого, в ближайшие годы намечается освоение минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья и строительство железнодорожной ветки "Нарын - Газимурский Завод - Лугокан", что значительно увеличит потребность строителей в ОПИ. Для решения данной проблемы необходимо выявить и подготовить для освоения участки, содержащие месторождения ОПИ, востребованных для целей строительства.

В 90-е годы ряд добывающих организаций прекратили хозяйственную деятельность, не проведя соответствующих ликвидационных работ, оставив после себя нарушенные земли и бесхозные хвостохранилища. Данное обстоятельство существенно ухудшает экологическую обстановку (загрязнение почв, атмосферного воздуха, подземных вод) в ближайших населенных пунктах.

В настоящее время обострилась проблема нехватки в отрасли квалифицированных кадров горно-геологического профиля. Для решения данной проблемы ГОУ ВПО "Читинский государственный университет" планирует приступить к подготовке инженеров-геологов по специальности "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых". В рамках данной программы предусматривается создание учебного полигона в пределах Кокертайского рудного узла (Сретенский район), где студенты будут нарабатывать практические навыки.

Динамичное развитие экономики области, в том числе и горной отрасли, обуславливает необходимость оперативного принятия управленческих решений, имеющих значительные социально-экономические последствия. Качество каждого принятого решения напрямую будет зависеть от своевременности и полноты полученной информации. В рамках программы предусматривается ряд мероприятий, направленных на качественное повышение информационного обеспечения государственного регулирования вопросов недропользования.

Решение перечисленных проблем, учитывая их многоплановость, высокую социально-экономическую значимость, необходимость координации действий различных ведомственных структур и организаций и эффективного использования средств областного бюджета, возможно только программно-целевым методом.

Раздел 2. Основная цель, задачи, сроки и этапы реализации программы

Целью программы является устойчивое и сбалансированное развитие минерально-сырьевой базы области в 2007-2010 годах на основе обеспечения горнорудной промышленности области запасами минерального сырья для текущих и прогнозируемых потребностей экономики, их разработка на основе использования современных малоотходных и экологически безопасных технологий.

Для достижения поставленной цели программой предусматривается решение следующих взаимосвязанных задач:

удовлетворение потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, горнодобывающего и строительного комплексов) в минеральном сырье с учетом прогнозов развития данных отраслей;

улучшение платежного баланса области и улучшение социально-экономической обстановки за счет развития добывающей и сопутствующих отраслей экономики;

повышение инвестиционной привлекательности выявленных на территории области перспективных участков недр и месторождений;

повышение качества информационного обеспечения органов государственной власти для оперативного принятия управленческих решений по вопросам недропользования.

Прогноз развития отраслей горнодобывающей промышленности разработан с учетом лицензионных сроков вовлечения в эксплуатацию месторождений распределенного фонда недр. В соответствии с прогнозом ожидается увеличение добычи золота к 2010 году в 2,0-2,5 раза (по сравнению с 2006 годом), а также начало добычи черных металлов (Березовское и Чинейское месторождения), полиметаллов, меди, молибдена и других полезных ископаемых.

Для обеспечения прогнозируемых потребностей экономики в минеральном сырье приоритетными направлениями работ являются:

изучение и воспроизводство ресурсного потенциала недр для обеспечения текущих и перспективных потребностей области в минеральном сырье;

государственное регулирование использования фонда недр;

мониторинг состояния и охраны недр, охраны окружающей природной среды;

информационное обеспечение геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Сроки реализации программы:

2007-2010 годы. Программа реализуется в один этап.

Исполнение мероприятий программы в указанные сроки позволит:

создать основы устойчивого воспроизводства минерально-сырьевой базы в объемах, соответствующих текущим и среднесрочным потребностям области;

подготовить путем качественного и количественного улучшения ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр резерв объектов с высоколиквидными видами полезных ископаемых для предоставления прав пользования недрами;

сформировать единую информационную базу для целей государственного регулирования вопросов недропользования.

Характеристика основных мероприятий программы

В рамках программы будут реализованы следующие взаимосвязанные комплексы программных мероприятий.

Поисковые, оценочные и разведочные работы

Комплекс программных мероприятий включает в себя:

государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий области;

перевод ресурсного минерально-сырьевого потенциала в запасы добываемого сырья;

изучение подземных вод для целей хозяйственно-бытового водоснабжения населенных пунктов;

развитие минерально-сырьевой базы муниципальных образований области для обеспечения деятельности организаций строительной индустрии.

Государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий области направлено на локализацию и оценку ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных районах. Данный комплекс работ включает в себя проведение прогнозно-поисковых, поисковых, оценочных и разведочных работ на участках с наиболее высоким минерагеническим потенциалом на золото рудное, золото россыпное, вольфрам и другие наиболее востребованные полезные ископаемые (уголь, общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды), уточнение поисковых признаков и критериев выявления таких месторождений и их оценку с получением запасов и прогнозных ресурсов.

В результате предполагается обеспечить формирование фонда резервных участков и месторождений с проведением их геолого-экономической оценки и последующим предоставлением прав пользования в установленном порядке.

Основными индикаторами выполнения мероприятий данного комплекса являются прирост прогнозных ресурсов и физические объемы проведенных горно-буровых работ.

Тематические, геолого-экологические, информационные и прочие работы

Комплекс программных мероприятий включает государственный мониторинг геологической среды и обеспечение органов государственной власти геологической и экологической информацией, необходимой для выполнения возложенных на органы государственной власти Читинской области полномочий в сфере регулирования отношений недропользования.

Мероприятия данного программного комплекса предполагают:

обеспечение органов исполнительной власти информацией о тенденциях изменения среды под воздействием природных и техногенных факторов;

повышение качества информационного обеспечения органов государственной власти для эффективного государственного управления в области изучения и использования минеральных ресурсов, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического обеспечения недропользования;

обследование проблемных экологических участков и изучение экологической обстановки в отдельных населенных пунктах с разработкой для них проектов ликвидации факторов вредного воздействия на окружающую среду;

проведение отдельных мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) с целью повышения инвестиционной привлекательности объектов недропользования Читинской области;

пропаганду горно-геологических знаний среди молодежи области.

Кроме этого, обеспечение геологической информацией органов государственной власти включает ведение территориального фонда геологической информации, использование ГИС-Атласа Читинской области и аппаратно-программного комплекса УниСкан 2.04 в режиме мониторинга.

Все мероприятия данного комплекса направлены на повышение инвестиционной привлекательности горнодобывающего комплекса. В результате реализации мероприятий программы данный показатель к уровню 2006 года увеличится в 2007 году - в 1,2 раза, в 2008 году - в 2 раза, в 2009 году - в 6 раз, в 2010 году - в 10 раз.

Мероприятия экологической направленности позволят оценить факторы негативного воздействия на окружающую среду и на основе полученных данных разработать проекты ликвидации заброшенных хвостохранилищ и горных выработок ликвидированных горнодобывающих предприятий.

Пропаганда горно-геологических знаний среди молодежи Читинской области предусматривает организацию встреч ветеранов-геологоразведчиков с молодежью, организацию и работу школ юных геологов в районах с развитой горнодобывающей промышленностью, проведение горно-геологических конкурсов и олимпиад среди учащейся молодежи, публикацию статей, книг, энциклопедий горно-геологической тематики.

Для контроля выполнения программных мероприятий определены следующие целевые индикаторы и показатели, характеризующие прямой эффект от реализации программы:

Целевые индикаторы

Показатели

всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Физические объемы работ:

скважины колонкового бурения, пог. м

21350

5150

5200

5500

5500

скважины ударно-механического бурения, пог. м

20500

4750

5500

5250

5000

проходка канав, траншей, тыс. м3

632

148

156

164

164

Количество водозаборных скважин

22

7

5

5

5

Прирост ресурсов и запасов:

угля, тыс. тонн

7000

1000

2000

2000

2000

золота рудного, тонн

47,5

7,5

12

14

14

золота россыпного, тонн

23,8

5,95

6,05

5,9

5,9

вольфрама, тыс. тонн

100

25

25

25

25

общераспространенных полезных ископаемых, тыс. м3

10000

2500

2500

2500

2500

подземных вод, м3/сутки

9500

2900

2200

2200

2200

Рост инвестиций в развитие горнодобывающего комплекса (к уровню 2006 года)

в 1,2 раза

в 2 раза

в 6 раз

в 10 раз

Раздел 3. Ресурсное обеспечение программы

Мероприятия программы реализуются за счет средств областного бюджета. Объемы финансирования мероприятий программы приведены в таблице:

Мероприятия программы

Финансовые затраты, тыс. рублей

всего

в том числе по годам

2007

2008

2009

2010

Поисковые, оценочные и разведочные работы, направленные на укрепление минерально-сырьевой базы Читинской области

252400

66650

63450

61650

60650

Тематические, экологические, информационные и прочие работы

69600

16900

18700

18000

16000

Итого по программе

322000

83550

82150

79650

76650

Потребности в финансировании мероприятий подраздела "Поисковые, оценочные и разведочные работы" рассчитывались исходя из сложившихся в геологоразведке средних комплексных стоимостей и минимальных объемов горно-буровых работ.

В рамках мероприятий "Топливно-энергетические ресурсы" предусматривается проведение поисковых и оценочных работ на мелких месторождениях и проявлениях угля для обеспечения нужд муниципальных образований (Букачаченское, Алтанское, Даурское и других).

Для реализации данных мероприятий потребуется 8000 тыс. рублей.

В рамках мероприятий "Цветные металлы" геологоразведочные работы направлены на подготовку объектов лицензирования в муниципальных образованиях со слаборазвитой горнодобывающей промышленностью. Предполагается проведение поиска и оценки проявлений вольфрама в пределах Тукулайского, Ангантуйского рудных полей и Салбартуйского рудного узла (Читинский, Акшинский и Ононский районы).

Для реализации данных мероприятий потребуется 24000 тыс. рублей.

В рамках мероприятий "Благородные металлы" предполагается проведение поисковых и оценочных работ на рудное и россыпное золото.

Рудное золото: поиск и оценка проявлений рудного золота для подготовки объектов лицензирования в муниципальных образованиях со слаборазвитой горнодобывающей промышленностью в пределах Тохор-Могойтуйского рудного узла (Акшинский район) и Ононской прогнозной площади (Ононский район). За период реализации программы необходимо пройти 5000 погонных метров колонковых скважин и 504 тыс. м3 канав и траншей. Затраты на эти цели составят 32400 тыс. рублей;

технолого-экономическая переоценка ранее выявленных золоторудных месторождений и проявлений с целью повышения их инвестиционной привлекательности. Потребность в ежегодном финансировании составит 250 тыс. рублей. Всего - 1000 тыс. рублей;

создание полигона для обучения студентов геологических специальностей в пределах Кокертайского рудного узла (Сретенский район) осуществляет Читинский государственный университет с 2004 года на основании выданного Управлением ТЭК и природных ресурсов Администрации Читинской области геологического задания в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке рабочим проектом. Потребность в ежегодном финансировании мероприятия составит 1000 тыс. рублей. Всего - 4000 тыс. рублей. Затраты по рудному золоту составят 37400 тыс. рублей.

Россыпное золото: проведение поисково-оценочных работ с целью выявления перспективных для промышленного освоения участков недр в пределах Каларского, Сретенско-Карийского, Бальджиканского, Хапчерангинского и Тура-Илинского золотороссыпных районов для обеспечения ресурсами социально значимых для муниципальных образований организаций и создания новых золотодобывающих предприятий в районах со слабо развитой горнодобывающей промышленностью, а также завершение ранее проводимых работ (поиск и оценка россыпного золота в долине реки Урульга).

Выявление перспективных участков для промышленного освоения в перечисленных золотороссыпных районах предполагает выявление объектов с суммарными прогнозными ресурсами Р1+2 - 23,8 тонн. Затраты на эти цели составят 82000 тыс. рублей.

Поиск и оценка россыпного золота в долине реки Урульга с представлением окончательного отчета с подсчетом запасов и прогнозных ресурсов в соответствии с рабочим проектом завершается в 2008 году. Остаточные объемы финансирования по данному мероприятию составляют: в 2007 году - 6000 тыс. рублей, в 2008 году - 1000 тыс. рублей. Всего - 7000 тыс. рублей. Затраты по рассыпному золоту составят 89000 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий по направлению "Благородные металлы" потребуется 126400 тыс. рублей.

В рамках мероприятий "Общераспространенные полезные ископаемые" предусматривается обеспечение сырьем строительных организаций муниципальных образований области, которое будет осуществляться путем выявления новых объектов в результате проведения поисково-оценочных работ и геолого-экономической и технолого-экономической переоценки ранее выявленных месторождений общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ). Предполагаемые потребности строительных организаций с учетом строительства железнодорожной ветки Нарын - Газимурский Завод - Лугокан составят 10 млн. м3 ОПИ, для чего за период реализации программы потребуется пройти 9950 погонных метров колонковых скважин, в том числе в 2007 году - 2450 пог. м, в 2008-2010 годах по 2500 пог. м. ежегодно. Затраты на эти цели составят 19900 тыс. рублей.

Завершение оценочных и разведочных работ, проведенных на Капчерангинском месторождении известняков для производства строительной извести (составление окончательного отчета с подсчетом запасов в IV квартале 2007 года). Остаточная стоимость работ - 100 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий данного направления потребуется 20000 тыс. рублей.

В рамки мероприятий "Подземные воды" включена оценка состояния и качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения, поиск источников подземных вод для водоснабжения населенных пунктов и проектирование водозаборных скважин для водоснабжения населенных пунктов.

Оценку состояния и качества подземных вод, используемых для водоснабжения населения, предполагается провести на 300 водопунктах в Калганском, Ононском и Нерчинско-Заводском районах. В соответствии с проведенным ГУП "Читагеомониторинг" сметно-финансовым расчетом стоимость работ составит 4000 тыс. рублей.

Комплекс работ по поиску источников подземных вод для водоснабжения населенных пунктов (1 условная скважина) включает бурение нескольких одиночных поисково-разведочных скважин, бурение разведочно-эксплуатационной скважины и проведение на ней опытных кустовых откачек. Средняя стоимость 1 условной скважины глубиной до 100 м составляет 1300 тыс. рублей. В настоящее время требуется провести поиски подземных вод для 53 населенных пунктов. В 2007 году предполагается пробурить 14 условных скважин, в 2008-2010 годах по 13 условных скважин ежегодно. Потребность в финансировании данных видов работ составляет 68900 тыс. рублей.

Программой предусматривается проектирование 22 водозаборных скважин для водоснабжения населенных пунктов, в том числе: 2007 год - 7 скважин, 2008 год - 5 скважин, 2009 год - 5 скважин, 2010 год - 5 скважин. Стоимость разработки соответствующего проекта - 50 тыс. рублей. Потребность в финансировании данного вида работ составляет 1100 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий по направлению "Подземные воды" потребуется 74000 тыс. рублей.

Мероприятия подраздела "Тематические, геолого-экологические, информационные и прочие работы" включают государственный мониторинг геологической среды, обеспечение органов государственной власти геологической и экологической информацией, необходимой для выполнения возложенных на них полномочий в сфере регулирования отношений недропользования, и проведение НИОКР. Данные мероприятия направлены на повышение инвестиционной привлекательности горнорудных объектов. Доля финансирования мероприятий подраздела составляет 21,6 процента от общего объема финансирования программы.

В рамках мероприятий по НИОКР предусматривается:

геолого-экономическое обоснование приоритетных направлений и очередности освоения объектов нераспределенного фонда Читинской области;

разработка методики и обоснование перспективных на выявление золотоносных площадей в пределах Становой структурно-формационной зоны;

сопровождение и модернизация программного комплекса Aura по подсчету запасов и геолого-экономической переоценке месторождений;

разработка стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы Читинской области;

ревизия геолого-технологической информации, обоснование основных направлений работ по организации глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов Читинской области и разработка эффективных технологий обогащения и переработки руд;

составление геолого-экономических карт крупных промышленных узлов, программное и научное сопровождение геолого-экономической карты Читинской области.

Затраты на геолого-экономическое обоснование приоритетных направлений и очередности освоения объектов нераспределенного фонда Читинской области определены на основании сметно-финансового расчета и составят: в 2007 году - 1200 тыс. рублей; в 2008 году - 1700 тыс. рублей; в 2009 году - 1500 тыс. рублей; в 2010 году - 1000 тыс. рублей. Всего - 5400 тыс. рублей.

Затраты на разработку методики и обоснование перспективных на выявление золотоносных площадей в пределах Становой структурно-формационной зоны определены на основании сметно-финансового расчета и составят: в 2007 - 2009 годах по 1000 тыс. рублей ежегодно; в 2010 году - 500 тыс. рублей. Всего - 3500 тыс. рублей.

Работы по сопровождению и модернизации программного комплекса Aura по подсчету запасов и геолого-экономической переоценке месторождений осуществляются в рамках ежегодных территориальных программ геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы Читинской области. На реализацию данного мероприятия предполагается выделять по 1000 тыс. рублей ежегодно. Всего - 4000 тыс. рублей.

Разработка стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы Читинской области ведется с 1998 года. Рабочим проектом предполагаются разработка соответствующих стратегий по всем основным группам полезных ископаемых Читинской области, завершение работ и представление отчетов в 2008 году. Остаточные объемы финансирования по данному мероприятию составят: в 2007 году - 500 тыс. рублей, в 2008 году - 500 тыс. рублей. Всего - 1000 тыс. рублей.

Затраты на ревизию геолого-технологической информации, обоснование основных направлений работ по организации глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов Читинской области и разработку эффективных технологий обогащения и переработки руд определены на основании сметно-финансового расчета. Потребность в финансировании данного мероприятия составит в 2007 - 2009 годах по 1000 тыс. рублей ежегодно; в 2010 году - 1500 тыс. рублей. Всего - 4500 тыс. рублей.

Составление геолого-экономических карт Юго-востока и Севера Читинской области и внесение изменений и дополнений (сопровождение) в геолого-экономическую карту Читинской области будут проводиться в течение всего срока действия программы. Стоимость работ составит 6000 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий направления НИОКР потребуется 24400 тыс. рублей.

В рамках мероприятий "Геолого-экологические исследования, мониторинг и охрана геологической среды" предусматриваются проведение геолого-экологических исследований проблемных территорий Читинской области и оценка влияния на окружающую среду объектов заброшенных рудников на территории Читинской области, разработка проектов ликвидации их негативного воздействия на окружающую среду и составят 5500 тыс. рублей; оценка влияния на окружающую среду объектов заброшенных рудников и разработка проектов ликвидации их негативного воздействия на окружающую среду - 5000 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий данного направления потребуется 10500 тыс. рублей.

Потребности в финансировании мероприятий подраздела "Государственное геологическое информационное обеспечение" составят:

развитие и сопровождение единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, геологическое информационное обеспечение мероприятий - 5700 тыс. рублей;

программное и научное сопровождение ГИС-Атласа Читинской области - по 1000 тыс. рублей ежегодно. Всего - 4000 тыс. рублей;

развитие электронного банка геологической информации, ведение территориального фонда геологической информации - в 2007-2009 годах по 1000 тыс. рублей ежегодно, в 2010 году (только ведение территориального фонда геологической информации) - 500 тыс. рублей;

использование и совершенствование комплексного космического мониторинга территории Читинского области с использованием аппаратно-программного комплекса УниСкан 2.04 - по 1500 тыс. рублей ежегодно. Всего - 6000 тыс. рублей.

Для реализации мероприятий данного направления потребуется 19200 тыс. рублей.

Мероприятия направления "Прочие работы" включает пропаганду горно-геологических знаний среди молодежи области, подготовку и проведение выставок, конференций, семинаров, симпозиумов, участие в аналогичных мероприятиях других регионов. Потребность в финансировании составит:

пропаганда горно-геологических знаний среди молодежи области - по 1000 тыс. рублей ежегодно. Всего - 4000 тыс. рублей;

проведение выставок, конференций, семинаров, симпозиумов, участие в аналогичных мероприятиях других регионов - 11500 тыс. рублей

Для реализации мероприятий данного направления потребуется 15500 тыс. рублей.

Раздел 4. Механизм реализации программы

Исполнители программных мероприятий, финансируемых из областного бюджета, будут определяться на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

С организациями - победителями конкурса в соответствии с действующим законодательством на выполнение работ заключаются государственные контракты (договоры). Государственный контракт определяет права и обязанности заказчика и исполнителя работ, регулирует их отношения при выполнении государственного контракта, в том числе оговариваются сроки работ и формы контроля за ходом их выполнения.

Организация, получившая соответствующий государственный контракт, оформляет лицензию на право пользования недрами, разрабатывает проектно-сметную документацию, которая проходит все необходимые экспертизы и согласования.

По истечении проектного срока мероприятия исполнитель готовит отчет о выполненных работах.

Заказчик программы ежегодно в установленном порядке направляет в орган исполнительной власти Читинской области, реализующий полномочия в области инвестиционной политики и программ, бюджетные заявки на выделение ассигнований из областного бюджета для финансирования мероприятий программы на очередной финансовый год, вносит предложения по уточнению перечня программных мероприятий, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы.

В случае несоответствия результатов выполнения программы целевым индикаторам и показателям эффективности, выявленного в процессе мониторинга и анализа хода ее реализации, заказчик программы проводит анализ причин невыполнения, по результатам которого готовит и вносит в орган исполнительной власти Читинской области, реализующий полномочия в области инвестиционной политики и программ, предложения:

о внесении в программу изменений, касающихся перечня программных мероприятий, целей и сроков их исполнения;

о сокращении финансирования за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год мероприятий программы, по которым отмечается невыполнение целевых индикаторов и показателей;

о досрочном прекращении реализации программы с соблюдением процедур расторжения договоров (соглашений).

Контроль за ходом выполнения мероприятий программы осуществляют заместитель руководителя высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, курирующий вопросы недропользования, и исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, осуществляющий полномочия в области территориального развития края.

{абзац 10 раздела 4 в редакции Закона Забайкальского края от 27.02.2009 года № 146-ЗЗК}

Раздел 5. Оценка социально-экономической и экологической эффективности программы

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

выявить в районах с неразвитой горнодобывающей промышленностью участки для промышленного освоения;

обеспечить необходимый уровень прироста полезных ископаемых в районах действия социально значимых добывающих предприятий;

обеспечить минерально-сырьевой базой организации местной строительной индустрии;

разработать современные технологии для внедрения на горнорудных предприятиях области малоотходных производств по извлечению из руд полезных компонентов, переработке пород вскрыши и некондиционных запасов;

стабилизировать, а в дальнейшем и увеличить поступления в консолидированный бюджет Читинской области налогов и платежей за пользование минерально-сырьевыми ресурсами;

привлечь дополнительные инвестиции в развитие горной промышленности области.

В результате проведенных работ ожидается прирост запасов и ресурсного потенциала всех категорий рудного (47,5 т) и россыпного золота (23,8 т), вольфрама (100 тыс. т), угля (7 млн. т), подземных вод, пригодных для хозяйственно-бытового использования (9500 м3/сутки) и общераспространенных полезных ископаемых (10 млн. м3), что обеспечит прирост национального богатства в недрах на 63 млрд. рублей Учитывая, что на мероприятия, по которым ожидается прирост запасов или ресурсов (за исключением поисков подземных вод), программой предусматривается выделить 178,4 млн. рублей, эффективность вложения бюджетных средств в развитие минерально-сырьевой базы составляет 14,3 рубля увеличения налоговых поступлений в областной бюджет на каждый рубль, вложенный в развитие минерально-сырьевой базы.

В течение срока действия программы инвестиции в горнодобывающую промышленность составят 17092,6 млн. рублей, из них в 2007 году - 1112 млн. рублей, в 2008 году - 1853,4 млн. рублей, в 2009 году - 5560,2 млн. рублей, в 2010 году - 9267 млн. рублей.

Реализация программы имеет следующий социальный эффект:

выполнение программы потребует проведения значительного объема поисково-разведочных работ (колонковое и ударно-механическое бурение скважин - более 41,8 тыс. пог. м, проходка канав и траншей - более 600 тыс.м3), что позволит сохранить существующую геологическую службу и обеспечить работой 500-600 высококвалифицированных специалистов;

лицензирование подготовленных для недропользования участков (вновь выявленных или прошедших геолого-экономическую переоценку, в том числе и с учетом новых разработанных технологий переработки руд) и строительство на их базе горнодобывающего производства обеспечат занятость населения Читинской области и создание не менее 1000 новых рабочих мест.

Геолого-экологические исследования проблемных территорий позволят дать оценку загрязнения окружающей среды, влияния на нее хвостохранилищ и горных выработок заброшенных рудников Читинской области. В результате данных исследований будет произведена количественная оценка содержания элементов-загрязнителей в геологической среде (почва, растительные сообщества, подземные и поверхностные воды) прилегающих территорий, районирование их по суммарному показателю загрязнения, выявление новых участков повышенной экологической опасности и разработаны проекты ликвидации негативного воздействия на окружающую среду.

Экологические последствия реализации программы будут изучаться по позициям государственного мониторинга состояния недр. За период действия программы будут получены и обработаны данные о состоянии подземных вод, об экзогенных геологических процессах, дан прогноз их влияния на состояние окружающей среды.

Раздел 6. Перечень мероприятий программы



п/п

Наименование мероприятия

Исполнители

Сроки реализации

(годы)

Источники финансирования

Потребности в финансовых затратах (тыс. рублей в ценах 2006 г.)

Всего

В том числе по годам

2007

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6.1. Поисковые, оценочные и разведочные работы

6.1.1

Топливно-энергетические ресурсы: поиски и оценка проявлений угля для обеспечения нужд муниципальных образований

Организации, отобранные на конкурсной основе

2007-2010

Областной бюджет

8000

2000

2000

2000

2000

6.1.2

Цветные металлы:

поиски и оценка проявлений вольфрама в муниципальных образованиях со слаборазвитой горнодобывающей промышленностью

Организации, отобранные на конкурсной основе

2007-2010

Областной бюджет

24000

6000

6000

6000

6000

6.1.3

Благородные металлы

126400

34100

32300

30500

29500

6.1.3.1

Рудное золото, всего:

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

37400

9100

9300

9500

9500

6.1.3.1.1

поиски и оценка проявлений золота в муниципальных образованиях со слаборазвитой горнодобывающей промышленностью

2007-2010

Областной бюджет

32400

7850

8050

8250

8250

6.1.3.1.2

технолого-экономическая переоценка золоторудных месторождений

2007-2010

Областной бюджет

1000

250

250

250

250

6.1.3.1.3

создание полигона для обучения студентов геологических специальностей (Кокертайский рудный узел)

2007-2010

Областной бюджет

4000

1000

1000

1000

1000

6.1.3.2

Россыпное золото, всего

в том числе:

89000

25000

23000

21000

20000

6.1.3.2.1

поиски и оценка проявлений золота в целях обеспечения ресурсами социально

значимых для муниципальных образований организаций и создания золотодобывающих предприятий в районах

со слаборазвитой горнодобывающей промышленностью

Организации, отобранные на конкурсной основе

2007-2010

Областной бюджет

82000

19000

22000

21000

20000

6.1.3.2.2

оценка россыпной золотоносности бассейна реки Урульга

2007-2008

Областной бюджет

7000

6000

1000

-

-

6.1.4

Общераспространенные полезные ископаемые, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

20000

5000

5000

5000

5000

6.1.4.1

развитие минерально-сырьевой базы муниципальных образований области для обеспечения деятельности организаций строительной индустрии (проведения геологоразведочных работ, геолого-экономическая и технолого-экономическая переоценки месторождений общераспространенных полезных)

2007-2010

Областной бюджет

19900

4900

5000

5000

5000

6.1.4.2

оценочные и разведочные работы на Капчерангинском месторождении известняков для производства строительной извести

2007

Областной бюджет

100

100

-

-

-

6.1.5

Подземные воды, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

74000

19550

18150

18150

18150

6.1.5.1

оценка состояния и качества подземных вод, используемых для водоснабжения

населения

2007-2010

Областной бюджет

4000

1000

1000

1000

1000

6.1.5.2

поиски источников подземных вод для водоснабжения населенных пунктов

2007-2010

Областной бюджет

68900

18200

16900

16900

16900

6.1.5.3

проектирование водозаборных скважин для водоснабжения населенных пунктов

2007-2010

Областной бюджет

1100

350

250

250

250

ИТОГО по подразделу

252400

66650

63450

61650

60650

6.2. Тематические, геолого-экологические, информационные и прочие работы

6.2.1

Проведение НИОКР, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

24400

6200

6700

6000

5500

6.2.1.1

геолого-экономическое обоснование приоритетных направлений и очередности освоения объектов нераспределенного фонда Читинской области

2007-2010

Областной бюджет

5400

1200

1700

1500

1000

6.2.1.2

разработка методики и обоснование перспективных на выявление золотоносных площадей в пределах Становой структурно-формационной зоны

2007-2009

Областной бюджет

3500

1000

1000

1000

500

6.2.1.3

сопровождение и модернизация программного комплекса Aura по подсчету запасов и геолого-экономической переоценке месторождений

2007-2009

Областной бюджет

4000

1000

1000

1000

1000

6.2.1.4

разработка стратегии развития и использования минерально-сырьевой базы Читинской области

2007-2008

Областной бюджет

1000

500

500

-

-

6.2.1.5

ревизия геолого-технологической информации,обоснование основных направлений работ по организации глубокой переработки минерально-сырьевых ресурсов Читинской области и разработка эффективных технологий обогащения и переработки руд

2007-2010

Областной бюджет

4500

1000

1000

1000

1500

6.2.1.6

составление геолого-экономических карт крупных промышленных узлов, программное и научное сопровождение геолого-экономической карты Читинской области

2007-2010

Областной бюджет

6000

1500

1500

1500

1500

6.2.2

Геолого-экологические исследования, мониторинг и охрана геологической среды, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

10500

2500

3000

3000

2000

6.2.2.1

геолого-экологические исследования проблемных территорий Читинской области

2007-2010

Областной бюджет

5500

1500

1500

1500

1000

6.2.2.2

оценка влияния на окружающую среду объектов заброшенных рудников на территории Читинской области и разработка проектов ликвидаций их негативного воздействия на окружающую среду

2007-2009

Областной бюджет

5000

1000

1500

1500

1000

6.2.3

Государственное геологическое информационное обеспечение, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

19200

4700

5000

5000

4500

6.2.3.1

развитие и сопровождение единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды, геологическое информационное обеспечение мероприятий

2007-2010

Областной бюджет

5700

1200

1500

1500

1500

6.2.3.2

программное и научное сопровождение ГИС-Атласа Читинской области

2007-2010

Областной бюджет

4000

1000

1000

1000

1000

6.2.3.3

развитие электронного банка геологической информации, ведение территориального фонда геологической информации

2007

Областной бюджет

3500

1000

1000

1000

500

6.2.3.4

использование и совершенствование комплексного космического мониторинга территории Читинского области с использованием аппаратно-программного комплекса УниСкан 2.04

2007-2010

Областной бюджет

6000

1500

1500

1500

1500

6.2.4

Прочие работы, всего

в том числе:

Организации, отобранные на конкурсной основе

15500

3500

4000

4000

4000

6.2.4.1

пропаганда горно-геологических знаний среди молодежи области

2007-2010

Областной бюджет

4000

1000

1000

1000

1000

6.2.4.2

подготовка и проведение выставок, конференций, семинаров, симпозиумов, участие в аналогичных мероприятиях других регионов

2007-2010

Областной бюджет

11500

2500

3000

3000

3000

ИТОГО по подразделу

69600

16900

18700

18000

16000

итоГО по программе

322000

83550

82150

79650

76650

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Забайкальский рабочий № 144-145 от 06.08.2007
Рубрики правового классификатора: 110.010.010 Общие положения, 110.030.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Об областной целевой программе
№285262128 от 29 февраля 2008
Об областной целевой программе
№462421784 от 29 февраля 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать