Основная информация

Дата опубликования: 17 декабря 2007г.
Номер документа: ru70000200700547
Текущая редакция: 12
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Томская область
Принявший орган: Государственная Дума Томской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ГОСУДАРСТВЕНАЯ ДУМА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Закон от 17.12.2007 г. № 276-ОЗ

Об утверждении Методики расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области

(наименование в редакции Закона Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

Утратил силу в соответствии с Законом Томской области от 30.12.2014 г. № 200-ОЗ

Настоящий Закон в соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 11 части 1 статьи 15, пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает методику расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области.

(преамбула в редакции Закона Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

Статья 1

Субвенции местным бюджетам из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области (далее – субвенции) предоставляются на основе региональных нормативов расходов (далее – нормативы).

Субвенции предоставляются из областного бюджета в соответствии с законом Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

(ст. 1 в редакции Закона Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

Статья 2

Утвердить Методику расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области (далее – Методика) согласно приложению к настоящему Закону.

Общий объем субвенций определяется на основании Методики в соответствии с нормативами, определяемыми Администрацией Томской области.

(ст. 2 в редакции Закона Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

Статья 3 признана утратившей силу в соответствии с Законом Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ

Статья 4 признана утратившей силу в соответствии с Законом Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ

Статья 5

Контроль за использованием субвенций осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

(ст. 2 в редакции Закона Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

Статья 6

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Томской области от 14 декабря 2006 года № 320-ОЗ «О выделении субвенций местным бюджетам на обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, а также дополнительного образования в рамках общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» (Официальные ведомости Государственной Думы Томской области, 2006, № 59 (120)-II, постановление от 30.11.2006 № 3657).

Губернатор Томской области

В.М.Кресс

Приложение 1

к Закону Томской области

«О выделении субвенций местным бюджетам

на обеспечение государственных гарантий прав

граждан на получение общедоступного и бесплатного

дошкольного, начального общего, основного общего,

среднего (полного) общего, а также дополнительного

образования в рамках общеобразовательных программ

в муниципальных общеобразовательных учреждениях»

(в редакции Закона Томской области

от 26.12.2009 г. № 288-ОЗ;

от 08.08.2011 г № 160-ОЗ;

от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ)

МЕТОДИКА

расчета субвенций местным бюджетам на обеспечение
государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области

Настоящая Методика разработана для расчета общего объема субвенций местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области на основе региональных нормативов расходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования», Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области», Законом Томской области от 11 октября 2007 года № 231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», Законом Томской области от 13 августа 2007 года № 170-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Томской области», и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.

1. В региональные нормативы расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в Томской области включаются расходы на оплату труда, а также расходы на приобретение учебников и учебных пособий (печатных и (или) электронных учебных изданий), средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).

2. Размер субвенции для i–го муниципального образования рассчитывается исходя из значений региональных нормативов расходов на одного обучающегося, обучающегося – инвалида, воспитанника дошкольного возраста, на один класс-комплект по формуле:

Si = (СУММ (Njuo x Hijuo) + СУММ (Njodi x Hijodi) + СУММ (Njuomk х Kijuomk)

+СУММ (Njnrdo x Hijnrdo)) x k1i x k2i,

где:

Si – объем субвенции для i-го муниципального образования;

Njuo – региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, на одного обучающегося по уровням общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, видам и направленности (профилям) реализуемых общеобразовательных программ, в зависимости от формы получения образования и формы обучения, особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся, на территории i-го муниципального образования;

Njodi – региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося - инвалида, получающего общее образование с применением дистанционных образовательных технологий, на территории i-го муниципального образования;

Njuomk – региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по уровням общего образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных малокомплектных общеобразовательных организациях на один класс-комплект на территории i-го муниципального образования;

Njnrdo – региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях на одного воспитанника по направленности групп с режимом кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов), сокращенного дня (от 8 до 10,5 часов) на территории i-го муниципального образования;

Нijuo – среднегодовая прогнозная численность обучающихсяна соответствующий финансовый год в муниципальных общеобразовательных организациях по уровням общего образования, видам и направленности (профилям) реализуемых общеобразовательных программ, в зависимости от формы получения образования и формы обучения, от особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся, на территории i-го муниципального образования;

Kijuomk – среднегодовое прогнозное количество классов-комплектов на соответствующий финансовый год в муниципальных малокомплектных общеобразовательных организациях по уровням общего образования на территории i-го муниципального образования;

Hijodi – среднегодовая прогнозная численность обучающихся-инвалидов муниципальных общеобразовательных организаций, получающих общее образование с применением дистанционных образовательных технологий, на соответствующий финансовый год на территории i-го муниципального образования;

Hijnrdo – среднегодовая прогнозная численность воспитанников дошкольного возраста в группах с режимом кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов), сокращенного дня (от 8 до 10,5 часов) муниципальных общеобразовательных организаций в зависимости от направленности групп на территории i-го муниципального образования на соответствующий финансовый год;

k1i – районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в i-м муниципальном образовании;

k2i – коэффициент удорожания фонда оплаты труда, учитывающий работу в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования (определяется исходя из установленного коэффициента удорожания с учетом доли фонда оплаты труда в общих расходах, учтенных в региональных нормативах расходов).

3. Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося по уровням общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, видам и направленности (профилю) реализуемых общеобразовательных программ, в зависимости от формы получения образования и формы обучения, от особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся, а также на одного инвалида, обучающегося с применением дистанционных образовательных технологий, рассчитываются по формуле:

auo

---- x с4 x Kf  x Kcst x Kn х  Kur х Wmo х Kvf x 12

D

Njuo  (Njodi ) = ----------------------------------------------------------------,

m

где:

auo – количество часов в неделю по уровням общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее);

D – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы;

с4 – величина должностного оклада четвертого квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников;

Kf  – коэффициент увеличения фонда оплаты труда на прочий персонал в зависимости от особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся;

Kcst – коэффициент увеличения фонда оплаты трудана компенсационные и стимулирующие выплаты, включая выплатыза квалификационную категорию, стаж работы, вознаграждения за выполнение функций классного руководителя, за работу в сельской местности, выплаты в зависимости от видов и направленности (профиля) общеобразовательных программ, особенностей реализации общеобразовательных программ и предоставления образования отдельным категориям обучающихся;

Kur – коэффициент, учитывающий долю материального обеспечения (учебные расходы);

Wmo – коэффициент удорожания, учитывающий особенности муниципальной системы образования (в том числе организация подвоза обучающихся, создание специальных условий получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья);

Kn – корректирующий коэффициент в зависимости от различных факторов, учитывающие, в том числе, обеспечение дополнительного образования детей, внеурочную деятельность, деление классов на группы при изучении отдельных предметов, различную стоимость образовательной услуги в зависимости от формы получения образования (в том числе в форме семейного образования и самообразования), формы обучения (очная, очно-заочная, заочная).

Kvf – коэффициент отчислений во внебюджетные фонды;

12 – число месяцев в году;

m – наполняемость классов.

4. Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ - образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных малокомплектных общеобразовательных организациях, рассчитываются по формуле:

Njuomk   = (auo / D) x с4 x Kf  x Kcst x Kn х  Kur х Wmo х Kvf x 12

Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных малокомплектных общеобразовательных организациях рассчитываются исходя из средней наполняемости класса и общей численности обучающихся, установленных с Законом Томской области от 12 августа 2013 года № 149-ОЗ «Об образовании в Томской области».

Региональный норматив расходов на муниципальные малокомплектные общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы начального общего образования, распространяется только на филиалы муниципальных сельских общеобразовательных организаций, реализующих программы исключительно начального общего образования, в которых средняя наполняемость классов не превышает 10 человек, а общее количество обучающихся составляет не более 40 человек при условии отсутствия в данном населенном пункте других общеобразовательных организаций.

Нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в муниципальных малокомплектных общеобразовательных организациях и муниципальных общеобразовательных организациях, расположенных в сельских населенных пунктах для обеспечения государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ – образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечения дополнительного образования детей должны предусматривать затраты на осуществление образовательной деятельности вне зависимости от количества обучающихся.

Перечень малокомплектных общеобразовательных организаций определяется нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Томской области.

5. Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях включают текущие расходы на оплату труда (в том числе начисления на заработную плату), за исключением должностей кочегаров и истопников (далее по тексту – фонд оплаты труда), а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом (далее по тексту – фонд материального обеспечения), включая:

расходы на промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся (включая расходы на бланки документов об образовании),

расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание), с аттестацией педагогических работников на соответствие занимаемой должности, с прохождением работниками медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством,

расходы на учебники и учебные пособия (печатные и (или) электронные учебные издания), средства обучения, канцелярские принадлежности, расходные материалы для занятий с обучающимися;

расходы на приобретение учебного оборудования, мебели для занятий с обучающимися;

расходы на подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на электронное обучение, расходы, связанные с применением образовательных технологий, включая дистанционные;

расходы, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательной деятельности;

расходы, связанные с использованием сетевой формы реализации основных общеобразовательных программ;

расходы на создание специальных условий получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья  в соответствии с действующим законодательством;

расходы по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся;

расходы на организацию обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, обучающихся-инвалидов;

расходы на хозяйственные нужды, связанные с обеспечением образовательного процесса (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов).

6. Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях на одного воспитанника по направленности групп с режимом кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов), сокращенного дня (от 8 до 10,5 часов), рассчитываются по формуле:

(a х bn) х c х kf  х kcst х kur  х mo х kvf  х 12

Njnrdo =           d

---------------------------------------------------------,

mdo

где:

a – количество дней (в неделю) функционирования групп;

bn – продолжительность пребывания воспитанника в группе с режимом кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов), сокращенного дня (от 8 до 10,5 часов) муниципальных общеобразовательных организаций;

d – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы:

воспитателя группы в муниципальной общеобразовательной организации 36 часов в неделю;

воспитателя, работающего непосредственно в группах с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, 25 часов в неделю;

c – величина должностного оклада третьего квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников;

– коэффициент увеличения фонда оплаты труда на педагогический (за исключением воспитателей), административно-управленческий, учебно-вспомогательный и обслуживающий персонал, участвующий в реализации образовательных программ дошкольного образования;

– коэффициент увеличения фонда оплаты труда на компенсационные и стимулирующие выплаты, включая выплаты за работу в группах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, за квалификационную категорию, расходы, связанные с замещением временно отсутствующих работников;

– коэффициент, учитывающий долю материального обеспечения (учебные расходы);

– коэффициент удорожания, учитывающий особенности муниципальной системы образования;

mdo – наполняемость групп;

– коэффициент отчислений во внебюджетные фонды;

12 – количество месяцев в году.

Региональные нормативы расходов на реализацию основных общеобразовательных программ – образовательных программ дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях включают текущие расходы на оплату труда педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала, участвующего в реализации образовательных программ дошкольного образования (в том числе начисления на заработную плату), а также на обеспечение материальных затрат, непосредственно связанных с образовательным процессом, включая:

приобретение средств обучения;

приобретение учебных пособий, канцелярских принадлежностей, расходных материалов для занятий с воспитанниками;

приобретение учебного оборудования, мебели для занятий;

приобретение игрового оборудования, игр и игрушек;

приобретение справочной, методической и другой литературы для реализации образовательных программ дошкольного образования;

расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников (проезд, оплата за курсы, суточные, проживание), с аттестацией педагогических работников на соответствие занимаемой должности, с прохождением работниками медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством;

расходы на подключение и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», расходы, связанные с использованием сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования;

расходы на создание специальных условий получения дошкольного образования воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с действующим законодательством;

расходы на организацию обучения по образовательным программам дошкольного образования на дому или в медицинских организациях для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов;

расходы по обеспечению безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья воспитанников;

расходы на хозяйственные нужды, связанные с обеспечением образовательного процесса (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов и расходов, связанных с осуществлением присмотра и ухода за детьми).

7. В случае индексации бюджетных ассигнований расчет региональных нормативов расходов осуществляется исходя из соотношения фонда оплаты труда и фонда материального обеспечения, предусмотренного в действующих региональных нормативах расходов.

8. Распределение субвенции для финансирования муниципальных общеобразовательных организаций на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, обеспечение дополнительного образования детей осуществляется на основе муниципальных нормативов расходов с применением дополнительных корректирующих коэффициентов.

Порядок распределения субвенции на финансирование муниципальных общеобразовательных организаций на основе муниципальных нормативов расходов, перечни и значения дополнительных корректирующих коэффициентов, применяемых при распределении средств субвенции между муниципальными общеобразовательными организациями, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области.

При этом минимальные значения муниципальных нормативов расходов не могут быть менее семидесяти процентов соответствующих значений региональных нормативов расходов.

9. Общий объем субвенции рассчитывается по следующей формуле:

S ОБЩ = SUM Si

При уменьшении или увеличении фактической среднегодовой численности обучающихся (воспитанников), количества классов-комплектов от планируемых в размере более 3 процентов объем утвержденной субвенции подлежит перерасчету.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Томской области до 1 октября текущего года представляют на согласование в Департамент общего образования Томской области по установленной им форме сведения об изменении объема субвенции в связи с уточнением среднегодовой численности обучающихся (воспитанников), среднегодового количества классов-комплектов муниципальных общеобразовательных организаций.

Департамент общего образования Томской области не позднее 15 октября текущего года представляет в Департамент финансов Томской области по установленной форме согласованные сведения об изменении объема субвенции для внесения изменений в закон Томской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Утвержденные объемы средств муниципальных общеобразовательных организаций подлежат корректировке при отклонении фактической численности обучающихся (воспитанников) и количества классов-комплектов от планируемой численности обучающихся (воспитанников) и количества классов-комплектов в порядке, установленном органом местного самоуправления муниципального образования Томской области.»;

Приложение № 2 признано утратившим силу в соответствии с Законом Томской области от 19.03.2014 г. № 26-ОЗ

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Собрание законодательства Томской области" № 12 (29) декабрь от 31.12.2007 Стр. 112
Рубрики правового классификатора: 080.060.000 Бюджеты субъектов Российской Федерации, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.010.000 Образование (см. также 200.160.040), 130.010.030 Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать