Основная информация

Дата опубликования: 18 декабря 2007г.
Номер документа: ru26000200700374
Текущая редакция: 5
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ставропольский край
Принявший орган: Государственная Дума Ставропольского края
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



18 декабря 2007 г. № 69-кз

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Принят

Государственной Думой СК

6 декабря 2007 года

(в ред. Законов СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816

от 07.02.2012 г. № 11-кз, НГР: ru26000201200058;

и от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

Утратил силу:

Закон СК от 26.09.2014 года № 82-кз, НГР: ru26000201400833

Статья 1. Предмет и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия граждан Российской Федерации в обеспечении охраны общественного порядка на территории Ставропольского края.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с организацией и деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью по обеспечению общественной безопасности.

Статья 2. Принципы участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка

Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, соблюдения прав и свобод граждан, уважения их чести и достоинства, взаимодействия с правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления Ставропольского края, недопустимости подмены их полномочий в сфере обеспечения общественного порядка.

Статья 3. Формы участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка

1. Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

2. Индивидуальное и коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется посредством:

1) самостоятельного или совместного с органами внутренних дел участия в обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе во время проведения массовых мероприятий;

2) непосредственной реализации гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;

3) организации и участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

4) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений;

причинах и условиях, способствующих их совершению;

5) оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) участия совместно с органами внутренних дел в проведении мероприятий по пресечению хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также сохранности урожая сельскохозяйственных культур;

7) оказания содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

8) участия в неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятиях в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

9) участия в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

10) оказания иной помощи правоохранительным органам в формах, не запрещенных законодательством.

3. Индивидуальное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в виде внештатного сотрудничества с органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, к которым относятся:

добровольная народная дружина; муниципальная казачья дружина; добровольная студенческая дружина.

5. На деятельность добровольных формирований населения по охране общественного порядка не распространяются положения Федерального закона "Об общественных объединениях".

Статья 4. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка

1. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка могут создаваться на территориях поселений и городских округов Ставропольского края по инициативе граждан по месту жительства, обучения, а также по инициативе органов территориального общественного самоуправления, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации.

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

2. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положениями о добровольной народной дружине, муниципальной казачьей дружине, добровольной студенческой дружине, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления Ставропольского края.

3. Муниципальная казачья дружина может создаваться на территории соответствующего поселения или городского округа Ставропольского края из числа казаков казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

4. Добровольные студенческие дружины могут создаваться в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, расположенных на территориях соответствующих поселений и городских округов Ставропольского края, из числа студентов указанных образовательных организаций.»;

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

5. Не допускается создание добровольных формирований населения по охране общественного порядка при общественных объединениях, в том числе при политических партиях и их органах, а также создание и деятельность структур политических партий в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

6. В состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут входить граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, проживающие на территории Ставропольского края, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

7. Членами добровольных формирований населения по охране общественного порядка не могут быть лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в медицинских организациях по поводу наркомании (токсикомании), алкоголизма, психического или иного заболевания, препятствующего участию в обеспечении охраны общественного порядка;

3) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

4) подвергавшиеся административному наказанию за совершенные административные правонарушения, в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию.»;

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

8. Гражданам, входящим в состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка, выдаются удостоверения, форма которых устанавливается соответствующим органом местного самоуправления.

Статья 5. Основная задача и функции добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Основной задачей добровольных формирований населения по охране общественного порядка является оказание содействия органам внутренних дел на территории Ставропольского края в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.

2. К функциям добровольных формирований населения по охране общественного порядка относятся:

1) участие в охране общественного порядка на улицах, в жилых микрорайонах, общественных местах населенных пунктов, на транспортных магистралях, а также участие в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий;

2) оказание содействия правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) оказание содействия правоохранительным органам в мероприятиях по пресечению хищений имущества (в том числе квартирных краж, хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений), хулиганства, пьянства, наркомании, нарушений правил охоты и рыболовства, детской безнадзорности, правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, иных правонарушений, а также проведение мероприятий по охране и защите природных ресурсов, сохранности урожая сельскохозяйственных культур;

4) оказание содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

5) участие в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

6) оказание содействия специальным службам в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Статья 6. Руководство деятельностью добровольных формирований населения по охране общественного порядка

(в ред. Закона СК и от 07.02.2012 г. № 11-кз, НГР: ru26000201200058)

1. Координация деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и обеспечение их взаимодействия с органами внутренних дел осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ставропольского края.

2. Руководство деятельностью добровольных формирований населения по охране общественного порядка осуществляют руководители указанных формирований, избираемые из числа членов соответствующего формирования.

3. Для координации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и их эффективного взаимодействия с органами внутренних дел органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ставропольского края могут создаваться штабы дружин.

4. Состав, порядок создания и деятельности штаба дружин определяются положением, утверждаемым органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования Ставропольского края.

Статья 7. Права и обязанности граждан, участвующих в обеспечении охраны общественного порядка

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

1. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, имеют право на ношение и применение средств индивидуальной защиты в соответствии с федеральным законодательством.

2. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, обязаны:

1) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения совершения правонарушений;

2) препятствовать необоснованному ограничению прав и свобод граждан;

3) в случаях обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности или общественному порядку, либо в случае непосредственного выявления указанных событий или фактов сообщать об этом в органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией;

4) принимать меры по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от противоправных действий или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, создающем угрозу их жизни и здоровью;

5) при исполнении обязанностей носить нарукавную повязку с надписью «Дружинник» и удостоверение;

6) быть тактичными и вежливыми в обращении с гражданами.

3. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, не имеют права:

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, иных государственных органов, органов местного самоуправления;

2) совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан.»;

Статья 8. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении охраны общественного порядка

1. Правоохранительные органы не могут привлекать граждан для участия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

2. Правоохранительные органы не вправе разглашать сведения об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка, если это прямо не установлено федеральным законом или не является желанием гражданина.

3. Гражданам, участвующим в охране общественного порядка в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, запрещается:

(Утратил силу в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) создавать препятствия служебной деятельности правоохранительных органов;

4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях;

5) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;

6) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства человека и гражданина.

Статья 9. Общественные пункты охраны порядка

1. Общественные пункты охраны порядка могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления в целях организации совместной деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, органов территориального общественного самоуправления.

2. Общественные пункты охраны порядка осуществляют свою деятельность на территории, определенной органом местного самоуправления Ставропольского края.

3. Общественные пункты охраны порядка могут осуществлять деятельность по следующим направлениям:

1) обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности;

2) профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства;

3) соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, а также придомовых и дворовых территорий;

4) обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах;

5) организация дорожного движения в жилых зонах, а также охрана гаражных строений и автостоянок;

6) соблюдение правил благоустройства, обеспечения санитарного состояния территории, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах.

4. Порядок организации и деятельности общественных пунктов охраны порядка регулируется правовыми актами органов местного самоуправления Ставропольского края.

Статья 10. Отношения органов местного самоуправления Ставропольского края, органов внутренних дел и добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края оказывают поддержку деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка путем:

1) издания соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан в добровольных формированиях по охране общественного порядка, а также установления порядка предоставления им мер социальной поддержки;

2) предоставления информации, необходимой для организации и деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

3) материального поощрения граждан, активно участвующих и особо отличившихся в охране общественного порядка;

4) предоставления помещений для организации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

2. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами внутренних дел и иными правоохранительными органами.

(в ред. Закона СК и от 07.02.2012 г. № 11-кз, НГР: ru26000201200058)

3. Органы местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края осуществляют учет (регистрацию) добровольных формирований населения по охране общественного порядка в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления.

4. Для учета (регистрации) добровольного формирования населения по охране общественного порядка гражданин представляет заявление с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданства, основного места работы, службы или обучения. В заявлении также указывается о соответствии гражданина требованиям, установленным частью 7 статьи 4 настоящего Закона.

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

5. Сведения о соответствии членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка требованиям, установленным частью 7 статьи 4 настоящего Закона, могут быть направлены органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края в соответствующие органы для проверки.

6. Органы внутренних дел оказывают содействие добровольным формированиям населения по охране общественного порядка в выполнении возложенных на них задач, проводят работу по правовому воспитанию членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка, в необходимых случаях инструктируют их, обучают формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений, оказывают методическую помощь в планировании и учете их работы.

(в ред. Закона СК и от 07.02.2012 г. № 11-кз, НГР: ru26000201200058)

Статья 11. Гарантии правовой защиты и социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

2. Страхование жизни, здоровья и имущества гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, а также риск его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может осуществляться органами местного самоуправления Ставропольского края в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Меры социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут устанавливаться органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края за счет средств местных бюджетов.

4. Меры социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут включать:

1) пункт 1 утратил силу

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

2) пункт 2 утратил силу

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

3) выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров;

4) выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление;

5) выплату ежемесячной денежной компенсации на питание детей в дошкольных образовательных организациях;

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

6) внеочередное обеспечение детей местами в дошкольных образовательных организациях;

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

7) иные меры, устанавливаемые органами местного самоуправления Ставропольского края.

4.1. В случае гибели (смерти) члена добровольного формирования населения по охране общественного порядка в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка членам его семьи и лицам, находившимся на иждивении погибшего (умершего), выплачивается в равных долях единовременное денежное пособие в размере 120 тыс. рублей.

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

4.2. Членами семьи и лицами, находившимися на иждивении погибшего (умершего) члена добровольного формирования населения по охране общественного порядка, имеющими право на получение единовременного денежного пособия, считаются:

1) супруга (супруг), состоявшая (состоявший) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим);

2) родители погибшего (умершего);

3) несовершеннолетние дети погибшего (умершего), дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;

(в ред. Закона СК от 10.12.2013 г. №109-кз, НГР: ru26000201300926)

4) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

4.3. Члену добровольного формирования населения по охране общественного порядка в случае причинения вреда здоровью в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка выплачивается единовременное денежное пособие в следующих размерах:

в случае причинения тяжкого вреда здоровью - 60 тыс. рублей;

в случае причинения вреда здоровью средней тяжести - 40 тыс. рублей;

в случае причинения легкого вреда здоровью - 20 тыс. рублей.

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

4.4. Единовременные денежные пособия, указанные в частях 4.1 и 4.3. настоящей статьи, выплачиваются за счет средств бюджета Ставропольского края. Порядок назначения и выплаты указанных единовременных денежных пособий определяется Правительством Ставропольского края.

(в ред. Закона СК от 20.10.2011 г. № 86-кз, НГР: ru26000201100816)

5. Для поощрения граждан, активно участвующих в охране общественного порядка, органы местного самоуправления Ставропольского края могут устанавливать и применять различные формы морального и материального поощрения.

Статья 12. Финансирование деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Финансовые обязательства по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка исполняются за счет средств соответствующих местных бюджетов.

2. Финансирование деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка может осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.

3. Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может осуществляться как на безвозмездной, так и на возмездной основе в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор

Ставропольского края

А.Л. ЧЕРНОГОРОВ

г. Ставрополь

18 декабря 2007 г.

№ 69-кз

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края" № 3-4, ст. 6956 от 30.01.2008, газета "Ставропольская правда" № 298-300 от 20.12.2007, газета "Ставропольская правда" № 303 от 22.12.2007
Рубрики правового классификатора: 160.060.030 Частная детективная и охранная деятельность, 160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности, 160.070.000 Участие граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать