Основная информация
Дата опубликования: | 22 декабря 2008г. |
Номер документа: | ru15000200800268 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Северная Осетия - Алания |
Принявший орган: | Парламент Республики Северная Осетия-Алания |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
№ 57-рз от 22.12.08г.
г. Владикавказ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ» НА 2008-2010 ГОДЫ
{Утратил силу:
Закон РСО-Алания от 14.11.2014 № 36-рз; НГР: ru 15000201400355}
Статья 1
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2008 - 2010 годы
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Северная Осетия-Алания Т.Мамсуров
1. Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Программа «Обеспечение жильем молодых семей» направлена на реализацию одного из приоритетов национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан при приобретении жилья, в том числе на оплату первого взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Программа сформирована с учетом одновременно реализуемых мер по развитию ипотечного жилищного кредитования, нацелена на обеспечение повышения доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. Механизм реализации Программы соответствует концепции формирования единого подхода к оказанию государственной поддержки за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан при улучшении жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья.
На учете, нуждающихся на улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления состоит 312 молодых семей, члены которых не достигли 35-летнего возраста.
В рамках настоящей скорректированной Программы решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Предполагается, что участником подпрограммы станет молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, независимо от наличия детей. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Программа нацелена на обеспечение унифицированного подхода к решению жилищной проблемы молодых семей в Республике Северная Осетия-Алания, на активное использование ипотечного жилищного кредитования.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей, признанная в соответствии с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья - участник Программы).
Для достижения основной цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
определить реальные потребности молодых семей и их возможности в улучшении ими жилищных условий;
осуществлять строительство жилья в необходимых объемах, в том числе жилья социального найма для малообеспеченных граждан;
принять меры для повышения доступности возводимого жилья, в том числе с использованием новых строительных технологий;
осуществлять развитие социально-бытовой инфраструктуры, отвечающей уровню современных стандартов;
обеспечить механизм предоставления молодым семьям - участникам Программы субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
создать условия для привлечения молодыми семьями собственных средств и/или кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации данной Программы являются:
бюджетная поддержка молодых семей - участников Программы путем предоставления субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
добровольность участия в программе молодых семей;
нуждаемость молодой семьи - участника Программы в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;
возможность для молодых семей - участников Программы реализовать свое право на получение бюджетной поддержки при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз;
расчет размера субсидии на основе норматива средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в республике;
привлечение собственных средств молодых семей, средств ипотечных жилищных кредитов, а также безвозмездных или заемных средств предприятий и организаций для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения средств субсидии до молодых семей - участников Программы используются свидетельства на приобретение жилья.
Для решения задач Программы будет реализована следующая мера - предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в размере не менее:
35% средней стоимости жилья - для семей, не имеющих детей;
40% от средней стоимости жилья, имеющих одного и более ребенка.
3. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработка нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов республиканского бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия предусматривают:
сбор данных о молодых семьях - участниках Программы от муниципалитетов и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы;
определение объема ежегодного финансирования Программы;
отбор банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств субсидии;
разработка графика выпуска, выпуск, оплата и погашение свидетельств на приобретение жилья;
выдача молодым семьям - участникам Программы в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья;
формирование единой республикой базы данных об участниках Программы, ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья;
осуществление контроля за реализацией Программы;
организация работы, направленной на освещение целей и задач Программы в средствах массовой информации;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику Программы.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского и местных бюджетов;
средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников Программы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
средства участников Программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Общий объем финансирования Программы составляет 306,28 млн рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета - 91,887 млн рублей;
средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и местных бюджетов - 30,629 млн рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - участников Программы - 183,774 млн рублей.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей различной численности, количества членов молодой семьи - участника Программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленный в муниципальном образовании, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Северная Осетия-Алания, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Норма общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок)- 42 кв. метра;
для семей численностью 3 и более человек, помимо молодых супругов, одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 и более детей), - количество членов семьи, умноженное на 18 кв. метров.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидий, определяется по следующей формуле:
СтЖ=Н х РЖ, где
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норма общей площади жилого помещения;
РЖ - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с правилами Программы.
Сумма субсидии для молодых семей определяется в размере не менее:
35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с правилами Программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с правилами Программы, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также неполных молодых семей.
Доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий Программы будет рассчитываться по формуле:
ДСФ=(40 - 15 х КБО),
где:
ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной Программы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, принимается в размере 10 %.
При этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно:
не менее (15 х КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 % - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 х КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 % - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного кредита (займа), необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи - участника Программы, ученного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи - участника Программы, которой предоставлена субсидия.
Свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство) является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи - участника Программы на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства составляет 9 месяцев с даты его выдачи.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (далее - порядок) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Формирование списков молодых семей - получателей свидетельств и выдача свидетельств осуществляются республиканским органом исполнительной власти (далее - исполнитель Программы), участвующим в реализации Программы, по месту признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий. В первую очередь, субсидии будут предоставляться молодым семьям, состоящим на учете в качестве очередников на улучшение жилищных условий.
Исполнитель Программы, осуществляющей выдачу свидетельств, обязан проинформировать молодые семьи, принимающие решение об участии в Программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных документов, формируют списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить свидетельство в планируемом году, и представляют его в адрес исполнителя Программы.
Исполнитель Программы на основании списков, полученных от органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей - участников Программы на соответствующий год и утверждает его.
На основе утвержденного сводного списка молодых семей - участников Программы исполнитель Программы формирует заявку на объем средств субсидий, необходимый для финансирования Программы за счет средств федерального бюджета. Заявка предоставляется государственному координатору Программы.
Исполнитель Программы выпускает свидетельства в пределах объема субсидии, предусмотренной для данного республиканского бюджета в федеральном бюджете на соответствующий год, а также объема средств на реализацию Программы, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах.
Исполнитель Программы ведет реестр выданных, оплаченных и погашенных свидетельств.
Размер субсидии молодой семье - участнику Программы рассчитывается исполнителем Программы, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Исполнитель Программы, осуществляющий выдачу свидетельства, несет ответственность за предоставление за счет средств федерального и республиканского бюджета субсидий молодой семье - владельцу свидетельства в соответствии с Программой и порядком.
Полученное свидетельство, подтверждающее обязательства по предоставлению субсидии молодой семье - участнику Программы, сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается отдельный банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в Программе, в котором открыт отдельный банковский счет. Особенности участия в Программе организаций, предоставляющих ипотечные жилищные займы, определяются порядком.
Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Банки, претендующие на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретенное посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Существуют особенности использования средств субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств субсидии на отдельный банковский счет в банке является заключение молодой семьей - участником Программы кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья семья - участник Программы исключается из списка очередников на получение субсидии в рамках данной Программы, снимается с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение, приобретенное по договору купли-продажи, должно находиться на территории Республики Северная Осетия-Алания. Индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое молодой семьей - участником Программы в соответствии с правилами программы, должно осуществляться на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный Программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство исполнителю Программы, выдавшему свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на условиях, определяемых порядком.
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается государственным заказчиком Программы - Министерством архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Парламент Республики Северная Осетия-Алания и Контрольно-счетная палата Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы. Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик ежеквартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий Программы федеральному государственному заказчику - Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
6. Организационное обеспечение реализации Программы
Государственный заказчик Программы осуществляет:
общее руководство Программой;
обеспечение взаимодействия всех участников Программы;
осуществление контроля за целевым использованием средств.
Исполнитель Программы осуществляет:
подготовку заявки на реализацию Программы;
подготовку отчета о результатах реализации Программы;
организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и индикаторам оценки;
выпуск и выдачу гражданам в установленном порядке свидетельства;
формирование списков молодых семей - участников Программы;
ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств;
обеспечение через банки, участвующие в реализации Программы, своевременной оплаты договоров приобретения жилья, предъявленных молодыми семьями - владельцами свидетельств; перечисление средств субсидии;
учет средств, использованных для реализации Программы;
подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов государственному заказчику Программы о количестве выпущенных, оплаченных и погашенных свидетельств и сумме средств субсидий, предоставленных молодым семьям - участникам Программы;
оказание молодым семьям - участникам Программы консультативной помощи в решении вопросов, возникающих в процессе участия в Программе.
Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям - участникам Программы, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, республиканского и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидии;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями - участниками Программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка объема и эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей - участников Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов);
доля молодых семей, обеспеченных жильем, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств от общего количества свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем 330 молодых семей, а также обеспечит:
финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в Республике Северная Осетия-Алания;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
№ 57-рз от 22.12.08г.
г. Владикавказ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ» НА 2008-2010 ГОДЫ
{Утратил силу:
Закон РСО-Алания от 14.11.2014 № 36-рз; НГР: ru 15000201400355}
Статья 1
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей» на 2008 - 2010 годы
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Северная Осетия-Алания Т.Мамсуров
1. Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Программа «Обеспечение жильем молодых семей» направлена на реализацию одного из приоритетов национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», который предполагает формирование системы оказания бюджетной поддержки определенным категориям граждан при приобретении жилья, в том числе на оплату первого взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Программа сформирована с учетом одновременно реализуемых мер по развитию ипотечного жилищного кредитования, нацелена на обеспечение повышения доступности жилья и ипотечных жилищных кредитов для молодых семей. Механизм реализации Программы соответствует концепции формирования единого подхода к оказанию государственной поддержки за счет средств федерального бюджета различным категориям граждан при улучшении жилищных условий путем предоставления субсидий на приобретение жилья.
На учете, нуждающихся на улучшение жилищных условий, в органах местного самоуправления состоит 312 молодых семей, члены которых не достигли 35-летнего возраста.
В рамках настоящей скорректированной Программы решение демографической проблемы не ставится в качестве прямой цели, а рассматривается как ее дополнительный социальный эффект. Предполагается, что участником подпрограммы станет молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, независимо от наличия детей. Решение жилищной проблемы молодой семьи создаст условия и для роста рождаемости.
Программа нацелена на обеспечение унифицированного подхода к решению жилищной проблемы молодых семей в Республике Северная Осетия-Алания, на активное использование ипотечного жилищного кредитования.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя в возрасте до 35 лет и одного и более детей, признанная в соответствии с действующим жилищным законодательством нуждающейся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья - участник Программы).
Для достижения основной цели Программы необходимо решить следующие основные задачи:
определить реальные потребности молодых семей и их возможности в улучшении ими жилищных условий;
осуществлять строительство жилья в необходимых объемах, в том числе жилья социального найма для малообеспеченных граждан;
принять меры для повышения доступности возводимого жилья, в том числе с использованием новых строительных технологий;
осуществлять развитие социально-бытовой инфраструктуры, отвечающей уровню современных стандартов;
обеспечить механизм предоставления молодым семьям - участникам Программы субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
создать условия для привлечения молодыми семьями собственных средств и/или кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Основными принципами реализации данной Программы являются:
бюджетная поддержка молодых семей - участников Программы путем предоставления субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья;
добровольность участия в программе молодых семей;
нуждаемость молодой семьи - участника Программы в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством;
возможность для молодых семей - участников Программы реализовать свое право на получение бюджетной поддержки при улучшении жилищных условий в рамках данной Программы только один раз;
расчет размера субсидии на основе норматива средней стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в республике;
привлечение собственных средств молодых семей, средств ипотечных жилищных кредитов, а также безвозмездных или заемных средств предприятий и организаций для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
В качестве механизма доведения средств субсидии до молодых семей - участников Программы используются свидетельства на приобретение жилья.
Для решения задач Программы будет реализована следующая мера - предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в размере не менее:
35% средней стоимости жилья - для семей, не имеющих детей;
40% от средней стоимости жилья, имеющих одного и более ребенка.
3. Перечень программных мероприятий
Система мероприятий Программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
Нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
В состав мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы включена разработка нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов республиканского бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия предусматривают:
сбор данных о молодых семьях - участниках Программы от муниципалитетов и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы;
определение объема ежегодного финансирования Программы;
отбор банков по установленным на федеральном уровне критериям для обслуживания средств субсидии;
разработка графика выпуска, выпуск, оплата и погашение свидетельств на приобретение жилья;
выдача молодым семьям - участникам Программы в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья;
формирование единой республикой базы данных об участниках Программы, ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств на приобретение жилья;
осуществление контроля за реализацией Программы;
организация работы, направленной на освещение целей и задач Программы в средствах массовой информации;
проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику Программы.
4. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Основными источниками финансирования Программы являются:
средства федерального бюджета;
средства республиканского и местных бюджетов;
средства банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), используемые для кредитования участников Программы на цели приобретения жилья или строительства индивидуального жилья;
средства участников Программы, используемые для частичной оплаты стоимости приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Общий объем финансирования Программы составляет 306,28 млн рублей,
в том числе:
средства федерального бюджета - 91,887 млн рублей;
средства республиканского бюджета Республики Северная Осетия-Алания и местных бюджетов - 30,629 млн рублей;
собственные и заемные средства молодых семей - участников Программы - 183,774 млн рублей.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям при улучшении жилищных условий путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья.
Субсидия предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц (одного или нескольких) жилого помещения (жилых помещений), в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания (далее - субсидия).
Расчет размера субсидии производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей различной численности, количества членов молодой семьи - участника Программы и норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья. Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, установленный в муниципальном образовании, не может превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Республике Северная Осетия-Алания, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Норма общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок)- 42 кв. метра;
для семей численностью 3 и более человек, помимо молодых супругов, одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и 2 и более детей), - количество членов семьи, умноженное на 18 кв. метров.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидий, определяется по следующей формуле:
СтЖ=Н х РЖ, где
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера субсидии;
Н - норма общей площади жилого помещения;
РЖ - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с правилами Программы.
Сумма субсидии для молодых семей определяется в размере не менее:
35% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с правилами Программы, - для молодых семей, не имеющих детей;
40% средней стоимости жилья, определяемой в соответствии с правилами Программы, - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также неполных молодых семей.
Доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации на софинансирование мероприятий Программы будет рассчитываться по формуле:
ДСФ=(40 - 15 х КБО),
где:
ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации на софинансирование мероприятий указанной Программы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности соответствующего субъекта Российской Федерации после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации больше 2, для такого субъекта Российской Федерации доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, принимается в размере 10 %.
При этом доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, направляемых на софинансирование мероприятий Программы, с учетом указанных уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации должна составлять соответственно:
не менее (15 х КБО - 5), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 25 % - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 х КБО), а в случае, если КБО больше 2, то не менее 30 % - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
Условием получения субсидии является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного кредита (займа), необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи - участника Программы, ученного при расчете размера субсидии, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи - участника Программы, которой предоставлена субсидия.
Свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство) является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи - участника Программы на получение субсидии. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства составляет 9 месяцев с даты его выдачи.
Порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (далее - порядок) утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.
Формирование списков молодых семей - получателей свидетельств и выдача свидетельств осуществляются республиканским органом исполнительной власти (далее - исполнитель Программы), участвующим в реализации Программы, по месту признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий. В первую очередь, субсидии будут предоставляться молодым семьям, состоящим на учете в качестве очередников на улучшение жилищных условий.
Исполнитель Программы, осуществляющей выдачу свидетельств, обязан проинформировать молодые семьи, принимающие решение об участии в Программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи - дать письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Органы местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания осуществляют до 1 сентября года, предшествующего планируемому, проверку представленных документов, формируют списки молодых семей - участников Программы, изъявивших желание получить свидетельство в планируемом году, и представляют его в адрес исполнителя Программы.
Исполнитель Программы на основании списков, полученных от органов местного самоуправления Республики Северная Осетия-Алания, формирует до 1 октября года, предшествующего планируемому, сводный список молодых семей - участников Программы на соответствующий год и утверждает его.
На основе утвержденного сводного списка молодых семей - участников Программы исполнитель Программы формирует заявку на объем средств субсидий, необходимый для финансирования Программы за счет средств федерального бюджета. Заявка предоставляется государственному координатору Программы.
Исполнитель Программы выпускает свидетельства в пределах объема субсидии, предусмотренной для данного республиканского бюджета в федеральном бюджете на соответствующий год, а также объема средств на реализацию Программы, предусмотренных в республиканском и местных бюджетах.
Исполнитель Программы ведет реестр выданных, оплаченных и погашенных свидетельств.
Размер субсидии молодой семье - участнику Программы рассчитывается исполнителем Программы, осуществляющим выдачу свидетельства, указывается в свидетельстве и является неизменным на весь срок его действия. Расчет размера субсидии производится на дату выдачи свидетельства, указанную в бланке свидетельства.
Исполнитель Программы, осуществляющий выдачу свидетельства, несет ответственность за предоставление за счет средств федерального и республиканского бюджета субсидий молодой семье - владельцу свидетельства в соответствии с Программой и порядком.
Полученное свидетельство, подтверждающее обязательства по предоставлению субсидии молодой семье - участнику Программы, сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается отдельный банковский счет, предназначенный для зачисления субсидии. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, отобранном для участия в Программе, в котором открыт отдельный банковский счет. Особенности участия в Программе организаций, предоставляющих ипотечные жилищные займы, определяются порядком.
Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется Правительством Республики Северная Осетия-Алания.
Банки, претендующие на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации подпрограммы;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Молодая семья - владелец свидетельства в течение срока его действия представляет для оплаты в банк договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретенное посредством реализации такого договора.
Банк осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Перечисление средств с банковского счета лицу, участвующему в договоре, осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора к оплате.
Существуют особенности использования средств субсидии на оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на строительство индивидуального жилья. Условием перечисления средств субсидии на отдельный банковский счет в банке является заключение молодой семьей - участником Программы кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
После заключения договора купли-продажи жилья или кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья семья - участник Программы исключается из списка очередников на получение субсидии в рамках данной Программы, снимается с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Жилое помещение, приобретенное по договору купли-продажи, должно находиться на территории Республики Северная Осетия-Алания. Индивидуальное жилищное строительство, осуществляемое молодой семьей - участником Программы в соответствии с правилами программы, должно осуществляться на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить своей жилищной проблемы (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования индивидуального жилищного строительства) в установленный Программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему субсидии, он сдает свидетельство исполнителю Программы, выдавшему свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в Программе на условиях, определяемых порядком.
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации обеспечивается государственным заказчиком Программы - Министерством архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Парламент Республики Северная Осетия-Алания и Контрольно-счетная палата Республики Северная Осетия-Алания в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.
Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органы местного самоуправления, участвующие в реализации Программы, представляют ежеквартально государственному заказчику отчеты о ходе реализации Программы. Ход выполнения мероприятий Программы анализируется государственным заказчиком с участием других заинтересованных органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик ежеквартально обобщает указанные отчеты, подготавливает и представляет сводный отчет о выполнении мероприятий Программы федеральному государственному заказчику - Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).
6. Организационное обеспечение реализации Программы
Государственный заказчик Программы осуществляет:
общее руководство Программой;
обеспечение взаимодействия всех участников Программы;
осуществление контроля за целевым использованием средств.
Исполнитель Программы осуществляет:
подготовку заявки на реализацию Программы;
подготовку отчета о результатах реализации Программы;
организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и индикаторам оценки;
выпуск и выдачу гражданам в установленном порядке свидетельства;
формирование списков молодых семей - участников Программы;
ведение единого реестра выданных, оплаченных и погашенных свидетельств;
обеспечение через банки, участвующие в реализации Программы, своевременной оплаты договоров приобретения жилья, предъявленных молодыми семьями - владельцами свидетельств; перечисление средств субсидии;
учет средств, использованных для реализации Программы;
подготовка ежеквартальных и ежегодных отчетов государственному заказчику Программы о количестве выпущенных, оплаченных и погашенных свидетельств и сумме средств субсидий, предоставленных молодым семьям - участникам Программы;
оказание молодым семьям - участникам Программы консультативной помощи в решении вопросов, возникающих в процессе участия в Программе.
Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:
количество свидетельств, выданных молодым семьям - участникам Программы, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.
7. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального, республиканского и местных бюджетов будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления субсидии;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями - участниками Программы собственных и кредитных (заемных) средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Оценка объема и эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей - участников Программы будет осуществляться на основе следующих индикаторов:
количество молодых семей, обеспеченных жильем, в том числе с помощью ипотечных кредитов (займов);
доля молодых семей, обеспеченных жильем, в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
доля оплаченных свидетельств от общего количества свидетельств, выданных молодым семьям.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит обеспечить жильем 330 молодых семей, а также обеспечит:
финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального, республиканского и местных бюджетов;
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в Республике Северная Осетия-Алания;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Северная Осетия № 18 от 05.02.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: