Основная информация

Дата опубликования: 24 декабря 2007г.
Номер документа: ru05000200700347
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Дагестан
Принявший орган: Народное Собрание Республики Дагестан
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



24 декабря 2007 года

№ 72

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Об утверждении республиканской целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года»

Принят

Народным Собранием

Республики Дагестан

6 декабря 2007 года

Статья 1

Утвердить республиканскую целевую программу «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года» (прилагается).

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Президент

Республики Дагестан

М.Алиев

УТВЕРЖДЕНА

Законом Республики Дагестан «Об утверждении республиканской целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года»

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СНИЖЕНИЕ РИСКОВ Я СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН ДО 2010 ГОДА»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года», Соглашение о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан по реализации федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации на период до 2010 года»

Государственный заказчик-координатор Программы

Правительство Республики Дагестан

Государственный заказчик Программы

Республиканская государственная служба по обеспечению мероприятий гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Дагестан (далее - СЧС Дагестана)

Основные разработчики Программы

СЧС Дагестана, Республиканский центр «Дагестангеомониторинг»

Цель программы

Основными целями Программы являются совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан, последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Дагестан, повышение безопасности населения, территорий и критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики

Основные задачи Программы

Основными задачами Программы являются:

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера

создание первого этапа Территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения (далее - ТАСЦО)

совершенствование системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации

создание базы исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан

разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами

совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками

Важнейшие индикаторы и показатели Программы

Эффективность реализации Программы оценивается с использованием целевых показателей, характеризующих:

повышение эффективности выполнения мероприятий в области гражданской обороны в Республике Дагестан, развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, создание автоматизированной системы управления, повышение оперативности информирования органов управления республиканской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - республиканская подсистема РСЧС), органов местного самоуправления, потенциально опасных объектов (далее - также ПОО) и населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан

снижение числа погибших, пострадавших, а также экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций по отношению к показателям 2007 года

повышение эффективности информационного обеспечения, полноты систем мониторинга, достоверности прогнозирования чрезвычайных ситуаций по отношению к показателям 2007 года; повышение эффективности затрат на мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, достижение установленного значения соотношения размера затрат на мероприятия по снижению рисков чрезвычайных ситуаций и размера предотвращенного ущерба

Сроки и этапы реализации Программы

Исходя из существующего научно-технического Программы и производственного потенциала, а также экономической ситуации в республике выполнение Программы разделено на два связанных между собой этапа.

На первом этапе (2008 год) предусматривается:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий, а также сбор и обобщение необходимой информации для реализации второго этапа

разработка проектно-сметной документации на создание ТАСЦО

определение путей и мер для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Республике Дагестан количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

На втором этапе (2009 - 2010 годы) планируется:

осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность ПОО, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности

создание ТАСЦО в городах Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Дербент, Кизилюрт, Буйнакск и Кизляр

корректировка мероприятий, осуществляемых на данном этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования

Перечень основных мероприятий Программы

Создание первого этапа ТАСЦО органов управления, дежурно-диспетчерских служб (ДДС) городов, районов и ПОО, а также населения республики об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации

разработка прикладных методов анализа и моделирования источников и сценариев техногенных аварий. Создание карт и базы данных по сценариям возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам. Проведение инвентаризации ПОО

обследование населенных пунктов Республики Дагестан, подверженных экзогенным геологическим процессам, и разработка карт природных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций

Объемы финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы - 41,5 млн. руб., в том числе:

первый этап (2008 год) - 9,3 млн. руб.

второй этап (2009-2010 годы) - 32,2 млн. руб.

Источник финансирования Программы

Республиканский бюджет Республики Дагестан

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам,

в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов

Контроль за ходом выполнения Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Республики Дагестан

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Республиканская целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 года № 1 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» и Соглашением о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан по реализации указанной федеральной целевой программы.

На территории Республики Дагестан сохраняются угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, таких как землетрясения, оползни, сели, лавины, ураганы, и тенденция роста количества и масштабов их последствий, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогнозирования и предупреждения.

По сейсмической активности территория Республики Дагестан отнесена к зонам от 6 до 9 баллов по шкале МСК. В 9-балльную зону попадают города Хасавюрт, Буйнакск, Избербаш, Дербент и Дагестанские Огни, 14 районных центров и более 200 селений в этих районах.

В 8-балльной зоне расположены города Махачкала, Кизилюрт, Кизляр и более 300 сельских поселений.

Республика Дагестан является одним из самых сейсмоактивных регионов в Российской Федерации (за последние 35 лет произошло 9 разрушительных землетрясений), и здесь наблюдается активизация экзогенных геологических процессов.

В зоне воздействия экзогенных геологических процессов находится 555 населенных пунктов, в которых требуется проведение первоочередных мероприятий по отселению граждан в безопасную зону или строительству защитных сооружений.

На территории Республики Дагестан расположено 843 потенциально опасных объекта (химически опасные объекты, объекты нефтегазового комплекса, гидротехнические сооружения и др.). Функционируют 6 водохранилищ ГЭС и 55 гидротехнических сооружений, предназначенных для использования поверхностных вод в целях гидрогенерации, мелиорации, водоснабжения и рыбоводства, а также сооружения, предназначенные для защиты от наводнений в период прохождения паводковых вод. Наиболее проблемными в плане безаварийного пропуска паводков являются два гидротехнических сооружения, находящихся в федеральной собственности, - Аксайское водохранилище и водооградительные валы на реке Терек, требующие достаточно серьезных финансовых затрат для их приведения в нормативное состояние. Следует отметить, что в результате прорыва Аксайского водохранилища и разрушения водооградительных валов на реке Терек в период прохождения паводков в 2002 и 2005 годах гражданам, объектам агропромышленного комплекса и инженерной инфраструктуры Республики Дагестан был нанесен значительный ущерб.

Состояние дел на сегодняшний день еще более усугубилось по следующим причинам.

На территории республики ведется бесконтрольная застройка в непосредственной близости от потенциально опасных объектов. Возросло количество объектов, возводимых не только на территориях, подверженных чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, на которых строительная и градостроительная деятельность подлежит особому регулированию с учетом определения степени риска территории и пригодности территории к освоению, но и непосредственно в зонах исхода селей, оползней, камнепадов, просадок, затопления и т.д.

Анализ состояния безопасности территорий и их защиты от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности в Республике Дагестан показывает, что

отмечаются нарушения требований строительных норм и правил в части обязательного выполнения комплексных инженерных изысканий (инженерно-геологические, сейсмические, инженерно-гидрогеологические, инженерно-экологические исследования) при проведении строительных работ.

В период с 2001 по 2005 год решение задач в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций осуществлялось в рамках республиканской целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2005 года».

Предварительные итоги реализации программы свидетельствуют о том, что ее потенциал был реализован не в полном объеме. В первую очередь это связано со следующими факторами:

недостаток ресурсов, необходимых для достижения устойчивой положительной динамики в решении основных задач программы;

недостаточная эффективность механизмов, применяемых для решения ключевых задач программы в условиях модернизации системы государственного управления (перераспределение функций в сфере защиты населения и экономики от чрезвычайных ситуаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления);

изменение структуры угроз и масштаба действия опасных факторов - потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций.

Проблема требует комплексного подхода на республиканском уровне, повышения ответственности органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Учитывая вышесказанное, для практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен использоваться программно-целевой метод.

2. Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан, последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Республике Дагестан, повышение безопасности населения, территорий и критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития республики.

Основными задачами Программы являются:

совершенствование научно-методических основ и развитие механизмов координации управления в сфере снижения рисков чрезвычайных ситуаций, повышения безопасности населения от угроз природного и техногенного характера;

создание первого этапа ТАСЦО;

совершенствование системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации;

создание базы исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан;

разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами;

совершенствование научных основ анализа опасных природных явлений, возникновения техногенных аварий и катастроф, оценки и прогноза рисков чрезвычайных ситуаций, а также оптимизации мер по управлению этими рисками.

Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Республики Дагестан постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Сроки и основные этапы выполнения Программы

Программа рассчитана на 3 года и реализуется в два взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2008 год) предусматривается:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обследование и паспортизация территорий, а также сбор и обобщение необходимой информации для реализации второго этапа;

разработка проектно-сметной документации на создание ТАСЦО;

определение путей и мер для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Республике Дагестан количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций.

На втором этапе (2009 - 2010 годы) планируется:

осуществление мероприятий, которые позволят повысить безопасность населения и защищенность потенциально опасных объектов, эффективность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, уровень информирования и оповещения населения в интересах личной и общественной безопасности;

создание ТАСЦО в городах Махачкала, Каспийск, Хасавюрт, Дербент, Кизилюрт, Буйнакск и Кизляр;

корректировка мероприятий, осуществляемых на данном этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.

Перечень программных мероприятий приведен в приложении.

4. Ресурсное обеспечение Программы

В соответствии с Соглашением о намерениях между МЧС России и Правительством Республики Дагестан финансирование мероприятий данной Программы обеспечивает Правительство Республики Дагестан за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.

Распределение затрат на реализацию программных мероприятий осуществляет государственный заказчик-координатор.

5. Механизм реализации и контроль за выполнением Программы

Реализация Программы осуществляется на основе контрактов, определяющих права и обязанности государственного заказчика и поставщика продукции для нужд республики. Выбор исполнителей мероприятий Программы осуществляется на основе открытых конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», НГР:RU0000R200502966. Выбор исполнителей осуществляется согласно принципу равенства конкурентных условий для участия в реализации программных мероприятий.

Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором.

Государственный заказчик представляет отчетные документы о ходе реализации Программы в Правительство Республики Дагестан.

6. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы

Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов.

Приложение

к республиканской целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года»

ПЕРЕЧЕНЬ

основных мероприятий республиканской целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Республике Дагестан до 2010 года»



Наименование мероприятий, источник финансирования

Основные задачи

Государственные заказчики

Объемы финансирования (млн.рублей)

Результаты

2008-2010 годы, всего

в том числе

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Создание первого этапа ТАСЦО органов управления, ДЦС городов, районов и потенциально опасных объектов, а также населения республики об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее -

Повышение эффективности выполнения мероприятий в области гражданской обороны в Республике Дагестан; создание автоматизированной системы; повышение оперативности информирования органов управления республиканской подсистемы РСЧС, органов местного самоуправления, ПОО и населения при угрозе и возникновении ЧС; совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан

СЧС Дагестана

-

Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, создание автоматизированной системы управления, повышение оперативности информирования органов местного самоуправления, ПОО и населения при угрозе и возникновении ЧС, совершенствование систем связи и оповещения Республики Дагестан

Республиканский бюджет, в том числе

НИОКР

капитальные вложения

прочие нужды

ВСЕГО:

29,2

4,5

24,7

-

29,2

4,5

4,5

-

-

4,5

13,8

-

13,8

-

13,8

10,9

-

10,9

-

10,9

2.

Разработка прикладных методов анализа и моделирования источников и сценариев техногенных аварий. Создание карт и базы данных по сценариям возникновения и развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам. Проведение инвентаризации ПОО

Разработка компьютерных программ оценки риска возникновения и развития техногенных аварии; анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

создание систем исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан

СЧС Дагестана

Прикладные модели оценки рисков возникновения и развития техногенных аварий и опасных природных процессов. База данных по сценариям развития природных и техногенных аварий. Анализ и управление рисками чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Система исходных данных по типовым сценариям развития чрезвычайных ситуаций и их параметрам для проектирования комплексных средств защиты населения и территорий от угроз природного и техногенного характера, а также для разработки Схемы территориального планирования и Паспорта безопасности Республики Дагестан. Снижение безвозвратных потерь населения

Республиканский бюджет, в том числе

НИОКР

капитальные вложения

прочие нужды ВСЕГО:

5,0

5,0

-

-

5,0

2,8

2,8

-

-

2,8

1,1

1,1

-

-

1,1

1,1

1,1

-

-

1,1

3.

Обследование населенных пунктов Республики Дагестан, подверженных экзогенным геологическим процессам, и разработка карт природных опасностей и рисков чрезвычайных ситуаций

Проведение инженерно-геологического обследования населенных пунктов республики, подверженных экзогенным геологическим процессам;

оценка состояния геологической среды, населенных пунктов в пределах зоны влияния опасных геологических процессов; разработка предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами;

составление карты и кадастра подверженности населенных пунктов воздействию экзогенных геологических процессов на территории Республики Дагестан

Оценка состояния геологической среды, населенных пунктов в пределах зоны влияния опасных геологических процессов. Разработка' предварительных рекомендаций по неотложным и долгосрочным мероприятиям по снижению ущербов и рисков, вызванных опасными геологическими процессами. Составление карты и кадастра подверженности населенных пунктов воздействию экзогенных геологических процессов на территории республики.

Снижение рисков чрезвычайных ситуации

Республиканский бюджет, в том числе

НИОКР

капитальные вложения

прочие нужды ВСЕГО:

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

7,3

7,3

-

-

7,3

41,5

2,0

2,0

-

-

2,0

9,3

3,3

3,3

-

-

3,3

18,2

2,0

2,0

-

-

2,0

14,0

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Дагестанская правда № 366-369 (24776-24779), стр.14-15 от 25.12.2007, Собрание законодательства Республики Дагестан № 20, ст.955 от 29.12.2007
Рубрики правового классификатора: 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать