Основная информация

Дата опубликования: 26 октября 2006г.
Номер документа: RU51000200600365
Текущая редакция: 15
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Мурманская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

26 октября 2006 г. № 801-01-ЗМО

ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят Мурманской

областной Думой

19 октября 2006 года

(в редакции Законов Мурманской области от 25.05.2011 № 1351-01-ЗМО,от 10.11.2011 № 1419-01-ЗМО,от 05.03.2012 № 1455-01-ЗМО,от 25.12.2012 № 1563-01-ЗМО,

от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО,от 07.11.2013 № 1674-01-ЗМО,от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО,от 10.05.2016 № 2002-01-ЗМО,от 27.05.2016 № 2023-01-ЗМО,

от 21.12.2016 № 2074-01-ЗМО, от 08.05.2018 № 2252-01-ЗМО, от 06.05.2019 № 2363-01-ЗМО, от 04.12.2020 № 2568-01-ЗМО, от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия): объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения (далее - объекты культурного наследия регионального значения), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, а также, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в Мурманской области (далее - объекты культурного наследия федерального значения).

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Мурманской области

Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в Мурманской области основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области, настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 3. Термины и понятия, используемые в настоящем Законе

Термины и понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 4. Полномочия Мурманской областной Думы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям Мурманской областной Думы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия , в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся:

принятие законодательных актов Мурманской области, внесение в них изменений и дополнений, контроль за их исполнением, реализация права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

утверждение в составе областного бюджета расходов на решение вопросов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;

иные полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относящиеся к полномочиям Мурманской области как субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральными законами и законами Мурманской области.

(статья в редакции Законов Мурманской области от 10.11.2011 № 1419-01-ЗМО, от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО (вступает в силу с 1 января 2022 года)

Статья 5. Полномочия Правительства Мурманской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

К полномочиям Правительства Мурманской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия , в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, относятся:

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО вступает в силу с 1 января 2022 года)

обеспечение сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

определение исполнительного органа государственной власти Мурманской области, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, не наделенного функциями, не предусмотренными Федеральным законом;

утверждение государственных программ Мурманской области по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия;

(абзац в редакции Закона Мурманской области от 10.11.2011 № 1419-01-ЗМО, от 07.11.2013 № 1674-01-ЗМО)

формирование расходов областного бюджета на решение вопросов сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

установление порядка организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - региональный государственный контроль (надзор) в области охраны объектов культурного наследия);

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО )

согласование представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия) о создании историко-культурного заповедника федерального значения, об утверждении его границ и режима его содержания;

утверждение порядка установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Мурманской области;

(в редакции Закона Мурманской области от 08.05.2018 № 2252-01-ЗМО)

утверждение порядка предоставления в аренду объектов культурного наследия, относящихся к государственной собственности Мурманской области, порядка установления льготной арендной платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Мурманской области;

установление порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;

принятие решения об отнесении достопримечательного места к историко-культурному заповеднику регионального значения;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 6. Полномочия исполнительного органа государственной власти Мурманской области, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

1. К полномочиям исполнительного органа государственной власти Мурманской области, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия , в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации (далее - уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия), относятся:

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО вступает в силу с 1 января 2022 года)

осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Мурманской области;

принятие решения о включении объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения или об отказе во включении объекта в указанный реестр в порядке, установленном Федеральным законом и настоящим Законом;

организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона;

формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Мурманской области , а также в примыкающих к ее территории внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации;

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО вступает в силу с 1 января 2022 года)

организация изучения объектов культурного наследия;

организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

установление в соответствии с положениями Федерального закона порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающейся объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

выдача в соответствии с Федеральным законом задания, разрешения и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

выдача письменного предписания, обязательного для исполнения юридическими и физическими лицами, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся объекты культурного наследия, о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ в случае обнаружения не указанного в заключении государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, а также письменного разрешения на возобновление указанных работ;

выдача письменного предписания, обязательного для исполнения юридическими и физическими лицами, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или собственности которых находятся объекты культурного наследия, о приостановлении земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия или нарушить его целостность и сохранность, а также письменного разрешения на возобновление указанных работ;

определение границ и режимов содержания историко-культурных заповедников регионального значения;

согласование органам местного самоуправления порядка организации историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения, их границ и режима содержания;

определение границ защитной зоны объекта культурного наследия;

утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в порядке, установленном настоящим Законом;

утверждение перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах, в порядке, установленном настоящим Законом;

организация разработки режимов использования территорий объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

установление требований к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, требований к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения;

проведение обследования объектов культурного наследия, включая обследование их технического состояния, содержания и использования;

утверждение охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

внесение предложений по ограничению или запрещению движения транспортных средств, самоходных машин и механизмов на территориях объектов культурного наследия и в зонах их охраны;

установление в пределах полномочий, установленных Федеральным законом, условий доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр;

обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Мурманской области;

установление в пределах полномочий, установленных Федеральным законом, требований к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности, к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающих в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия, к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия;

обращение в суд в случаях нарушения законодательства Российской Федерации, законодательства Мурманской области о культуре, об охране и использовании памятников истории и культуры;

установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования;

контроль за разработкой градостроительных регламентов, в которых должны предусматриваться меры, обеспечивающие содержание и использование объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона;

согласование в пределах полномочий, установленных Федеральным законом, обязательных разделов об обеспечении сохранности объектов культурного наследия в проектах проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия;

согласование в случаях и порядке, установленных Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Мурманской области и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима;

согласование проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

согласование проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения, в порядке, установленном настоящим Законом;

осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

2. К полномочиям уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия относятся также полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 1 статьи 9.1 Федерального закона

(статья в редакции Законов Мурманской области от 25.05.2011 № 1351-01-ЗМО, от 05.03.2012 № 1455-01-ЗМО, от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО, от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 10.05.2016 № 2002-01-ЗМО, от 27.05.2016 № 2023-01-ЗМО)

3.                            Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия осуществляет полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, определенные настоящей статьей, в акваториях внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации с учетом положений Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

(пункт дополнен Законом Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО вступает в силу с 1 января 2022 года)

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

В соответствии с Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований, государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

принятие в пределах своей компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием культурного наследия;

согласование решения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо решения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения;

выдача задания, разрешения и согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения;

установление порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, определение его границ и режима содержания по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режимов использования территорий, земель объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также градостроительных регламентов в границах данных зон;

установление в пределах своей компетенции порядка финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в реестр, и (или) выявленных объектов культурного наследия;

установление льготной арендной платы и определение ее размеров в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;

обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов;

-абзац исключен Законом Мурманской области от 06.05.2019 № 2364-01-ЗМО;

обращение в суд об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включенного в реестр;

иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 04.12.2020 № 2568-01-ЗМО)

Глава 3. ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 8. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия

1. Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

федеральный бюджет;

областной бюджет;

местные бюджеты;

внебюджетные поступления.

2. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в государственной собственности Мурманской области объектов культурного наследия, включенных в реестр, и (или) выявленных объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном законом Мурманской области.

3. Финансирование мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия за счет средств, получаемых от использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, включенных в реестр, и (или) выявленных объектов культурного наследия осуществляется в порядке, определенном органами местного самоуправления, в пределах их компетенции.

Статья 9. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам, вложившим свои средства в работы по сохранению объектов культурного наследия

1. Физическое или юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного наследия, находящимся в государственной собственности Мурманской области или в муниципальной собственности, вложившее свои средства в работы по сохранению объекта культурного наследия (консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного пользования и т.д.), имеет право на льготную арендную плату.

2. Порядок установления льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Мурманской области, определяются Правительством Мурманской области.

3. Установление льготной арендной платы и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, определяются представительными органами местного самоуправления в пределах их компетенции.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 08.05.2018 № 2252-01-ЗМО)

Статья 9.1. Льготы, предоставляемые физическим и юридическим лицам при передаче в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии

1. Неиспользуемые объекты культурного наследия, включенные в реестр, находящиеся в неудовлетворительном состоянии (далее - объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии), относящиеся к государственной собственности Мурманской области, по решению исполнительного органа государственной власти Мурманской области, осуществляющего полномочия собственника государственного имущества Мурманской области по контролю за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Мурманской области, могут быть предоставлены физическим или юридическим лицам в аренду на срок до 49 лет с установлением льготной арендной платы при условии соблюдения требований, установленных настоящей статьей.

2. Льготная арендная плата устанавливается со дня заключения договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к государственной собственности Мурманской области, по результатам проведения аукциона на право заключения такого договора.

(в редакции Закона Мурманской области от 08.05.2018 № 2252-01-ЗМО)

2.1. Порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Мурманской области, устанавливается Правительством Мурманской области.

Порядок установления льготной арендной платы для объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к муниципальной собственности, устанавливается представительными органами местного самоуправления.

(добавлен Законом Мурманской области от 08.05.2018 № 2252-01-ЗМО)

3. Порядок предоставления в аренду объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, относящихся к государственной собственности Мурманской области, устанавливается Правительством Мурманской области.

4. Существенным условием договора аренды объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к государственной собственности Мурманской области, является обязанность арендатора провести работы по сохранению такого объекта культурного наследия в соответствии с охранным обязательством, предусмотренным статьей 47.6 Федерального закона, в срок, не превышающий семи лет со дня передачи указанного объекта культурного наследия в аренду, включая срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, не превышающий двух лет со дня передачи его в аренду.

5. В случае неисполнения арендатором указанного условия договор подлежит расторжению в порядке, установленном Правительством Мурманской области.

6. Сдача в субаренду объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, относящегося к государственной собственности Мурманской области, предоставленного арендатору по договору аренды, предусмотренному настоящей статьей, передача им своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставление указанного объекта культурного наследия в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.

(статья добавлена Законом Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Глава 4. ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 10. Выявление и государственный учет объектов культурного наследия

1. Выявление и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия), осуществляется в порядке, установленном статьей 16.1 Федерального закона.

2. Работы по выявлению объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, организуются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, муниципальными органами охраны объектов культурного наследия, а также иными заинтересованными физическими и юридическими лицами.

3. Федеральный орган охраны объектов культурного наследия, муниципальный орган охраны объектов культурного наследия, физическое или юридическое лицо вправе направить в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

В случае обнаружения места захоронения жертв массовых репрессий орган местного самоуправления направляет в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта (адреса объекта или при его отсутствии описания местоположения объекта) и его историко-культурной ценности.

4. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия, в который направлено заявление о включении в реестр объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, организует в срок не более 90 рабочих дней со дня регистрации в уполномоченном органе охраны объектов культурного наследия указанного заявления работу по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в том числе с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия.

Порядок организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, устанавливается Правительством Мурманской области.

5. По истечении срока, установленного пунктом 4 настоящей статьи, уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень и в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения информирует о принятом решении заявителя с приложением копии такого решения.

Решение о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия оформляется правовым актом уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия и включает в себя текстовое и графическое описание границ выявленного объекта культурного наследия, полученное по результатам проведения работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия.

6. Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, в отношении которого в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия поступило заявление о его включении в реестр, является выявленным объектом культурного наследия со дня принятия уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении такого объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Мурманской области, а также в примыкающих к ее территории внутренних морских водах Российской Федерации и территориальном море Российской Федерации, осуществляются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО вступает в силу с 1 января 2022 года)

7. В случае угрозы ухудшения состояния выявленного объекта культурного наследия уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в пределах своей компетенции могут быть установлены требования к содержанию и использованию указанного объекта, предусмотренные пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона.

8. Мероприятия по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, включаются в государственные программы Мурманской области и ведомственные целевые программы Мурманской области по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия на территории Мурманской области.

(статья в редакции Законов Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 10.05.2016 № 2002-01-ЗМО)

Статья 11. Порядок выявления объектов, представляющих собой историко-культурную ценность

(статья утратила силу - Закон Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 12. Выявление объектов археологического наследия

1. Работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся в соответствии с порядком, установленным статьей 45.1 Федерального закона.

2. Объекты археологического наследия считаются выявленными объектами культурного наследия со дня их обнаружения лицом, получившим разрешение (открытый лист) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Выявленные объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов культурного наследия решением уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия в течение трех рабочих дней со дня поступления сведений об объекте археологического наследия в порядке, установленном пунктом 11 статьи 45.1 Федерального закона.

(статья в редакции Законов Мурманской области от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО, от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

(наименование главы в редакции Закона Мурманской области от 05.03.2012 № 1455-01-ЗМО)

Статья 13. Организация проведения государственной историко-культурной экспертизы

(пункт утратил силу - Закон Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

2. Проведение историко-культурной экспертизы организуется уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

3. В случае поступления в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения такого заключения указанный орган охраны объектов культурного наследия направляет заявление о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения, заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее сведения, предусмотренные Федеральным законом, в федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

4. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, а также объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения является основанием для принятия решений (согласований) уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия или органом местного самоуправления, которые отнесены к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.

5. В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе или по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении объектов, расположенных на территории Мурманской области, подлежит обязательному размещению уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

(наименование и текст статьи в редакции Законов Мурманской области от 05.03.2012 № 1455-01-ЗМО, от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 14. Порядок определения размера оплаты историко-культурной экспертизы

(статья утратила силу - Закон Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 15. Организация государственного учета объектов культурного наследия

1. Государственному учету подлежат все объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, расположенные на территории Мурманской области.

2. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения реестра.

3. Включение объекта культурного наследия в реестр возможно только после проведения историко-культурной экспертизы, которая проводится в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом.

4. До принятия уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия решения о включении в реестр либо об отказе о включении в реестр выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с Федеральным законом.

5. Решение о включении объекта культурного наследия в реестр принимается уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении включения объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

6. В реестр могут быть включены выявленные объекты культурного наследия, со времени возникновения или с даты создания которых либо с даты исторических событий, с которыми такие объекты связаны, прошло не менее 40 лет (за исключением мемориальных квартир и мемориальных домов, которые связаны с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, имеющих особые заслуги перед Россией, и которые могут быть отнесены к объектам культурного наследия до истечения указанного срока после смерти таких лиц). Включению в реестр подлежат объекты археологического наследия, с момента возникновения которых прошло не менее 100 лет.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 16. Порядок принятия решения о включении в реестр объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения

1. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения, в срок не позднее 30 рабочих дней со дня получения указанного заключения принимает решение о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления - местного (муниципального) значения либо об отказе во включении объекта в реестр.

2. Решение о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения либо об отказе во включении такого объекта в реестр должно быть принято уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в срок не более одного года со дня принятия им решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия.

3. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия принимает решение об отказе во включении выявленного объекта культурного наследия в реестр при наличии следующих оснований:

1) отрицательное заключение государственной историко-культурной экспертизы;

2) недостоверность сведений об объекте (в том числе сведений о времени возникновения или дате создания объекта, датах основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) датах связанных с ним исторических событий, о местонахождении объекта);

3) наличие сведений об объекте в реестре.

4. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия направляет письменное уведомление собственнику или иному законному владельцу выявленного объекта культурного наследия, земельного участка в границах территории объекта культурного наследия либо земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, о принятии решения о включении такого объекта в реестр либо об отказе во включении такого объекта в реестр не позднее трех рабочих дней со дня принятия такого решения.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 17. Порядок изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия и исключения объекта культурного наследия из реестра

1. Изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения либо изменение категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения осуществляется решением федерального органа охраны объектов культурного наследия по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

2. Решение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия местного (муниципального) значения.

3. Решение уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения принимается по согласованию с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, содержащего вывод о соответствии такого объекта критериям отнесения объекта к объекту культурного наследия регионального значения.

4. Исключение объекта культурного наследия регионального значения или местного (муниципального) значения из реестра осуществляется Правительством Российской Федерации в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 18. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр

1. Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр (далее - охранное обязательство), утверждается актом уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения, земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Охранное обязательство не утверждается в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями.

В отношении памятников и ансамблей, расположенных в границах территорий достопримечательных мест, охранные обязательства утверждаются.

(в редакции Закона Мурманской области от 06.05.2019 № 2364-01-ЗМО)

2. Охранное обязательство подготавливается и утверждается в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и предусматривает установление следующих требований:

1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 Федерального закона;

2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона;

3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 Федерального закона;

4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5) к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия в соответствии со статьей 27 Федерального закона и в сроки, указанные в акте технического состояния объекта культурного наследия, предусмотренном пунктом 2 статьи 47.2 Федерального закона.

(в редакции Закона Мурманской области от 06.05.2019 № 2364-01-ЗМО)

3. В случае необходимости уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.

4. Копия охранного обязательства является неотъемлемой частью договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, либо права владения и (или) пользования таким имуществом. Такой договор должен содержать в качестве существенного условия обязательство лица, у которого на основании этого договора возникает право собственности на указанное имущество или право владения и (или) пользования этим имуществом, по выполнению требований, предусмотренных соответствующим охранным обязательством, порядок и условия их выполнения. В случае отсутствия в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной.

5. Акт уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, предусмотренный пунктом 1 настоящей статьи, с утвержденным им охранным обязательством подлежит размещению на сайте уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

6. Копия акта уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия с копией утвержденного им охранного обязательства вручается под роспись или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, другим лицам, к обязанностям которых относится его исполнение в соответствии с Федеральным законом, а также в орган регистрации прав для регистрации указанных в статье 47.1 Федерального закона ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не позднее пятнадцати рабочих дней со дня утверждения охранного обязательства.

(пункт в редакции Закона Мурманской области от 21.12.2016 № 2074-01-ЗМО)

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 06.05.2019 № 2364-01-ЗМО)

Статья 19. Порядок утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель, требований к градостроительным регламентам

1. В соответствии с Федеральным законом в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженных с ними территориях устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

2. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия, который разрабатывается в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

3. Градостроительная документация подлежит разработке и реализации только при наличии в ее составе проектов зон охраны объектов культурного наследия.

Историко-культурный опорный план и зоны охраны объектов культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон являются неотъемлемой составной частью градостроительной документации с момента утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия и оформляются специальным разделом проекта.

4. Границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

5. Проект зон охраны объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, а также предлагаемые к утверждению границы их зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон согласовываются с органом исполнительной власти в области регулирования архитектуры и градостроительства и органом местного самоуправления, на территории которого находится данный объект культурного наследия, в срок не более тридцати дней.

6. Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории объекта культурного наследия, обязаны соблюдать режим использования данной территории, установленный в соответствии с Федеральным законом, земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Законом по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Согласование уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия осуществления юридическими и физическими лицами хозяйственной и иной деятельности на территории объекта культурного наследия проводится на основании заключения историко-культурной экспертизы.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 20. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

1. На объектах культурного наследия регионального значения, а также на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, включенных в реестр, должны быть установлены информационные надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения).

2. Образцы и тексты информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения утверждаются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

3. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения возлагается на собственника объекта культурного наследия за счет собственных средств.

4. Для установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения собственник объекта культурного наследия направляет заявление с образцами и текстами информационных надписей в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия.

5. Заявление собственника объекта культурного наследия, указанное в пункте 4 настоящей статьи, должно быть рассмотрено уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия не позднее десяти дней с момента его поступления.

6. По результатам рассмотрения уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия собственнику объекта культурного наследия не позднее трех дней с момента рассмотрения выдается заключение о возможности изготовления и установки обозначения на объектах культурного наследия регионального значения представленных образцов и текстов информационных надписей и обозначений.

7. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения изготавливаются и устанавливаются собственником объекта культурного наследия только после получения заключения органа охраны объектов культурного наследия.

8. Порядок установки информационных надписей и обозначений, утверждения образцов и текстов информационных надписей на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения определяется муниципальным правовым актом.

Статья 21. Ограничение или запрет движения транспортных средств, самоходных машин и механизмов на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

1. В случае угрозы нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия в результате движения транспортных средств, самоходных машин и механизмов (далее - движение транспортных средств) Правительством Мурманской области принимается решение об ограничении или запрете движения транспортных средств на территории данного объекта или в его зонах охраны.

2. Решение об ограничении или запрете движения транспортных средств принимается Правительством Мурманской области на основании представления уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия, а также с учетом мнения органа местного самоуправления, на территории которого расположен объект культурного наследия.

3. В решении об ограничении или запрете движения транспортных средств должны быть предусмотрены сроки и иные условия ограничения или запрета их движения.

Статья 21.1. Порядок утверждения перечня исторических поселений

                                          регионального значения, предмета охраны исторического

                                          поселения регионального значения, границы территории

                                          исторического поселения регионального значения

                                          и требований к градостроительным регламентам

                                          в указанных границах.

Решения об утверждении перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах принимаются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

С инициативой о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия могут обратиться органы государственной власти Мурманской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, организации и граждане.

Для принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения должны быть представлены следующие материалы:

краткая историческая справка;

историко-культурный опорный план населенного пункта или его части;

перечень объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории населенного пункта или его части;

материалы исторической и современной фотофиксации объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, панорам населенного пункта или его части, окружающего ландшафта населенного пункта или его части;

описание и материалы исторической и современной фотофиксации исторически ценных градоформирующих объектов – зданий и сооружений, формирующих историческую застройку и объединенных, в том числе, масштабом, объемом, структурой, стилем, конструктивными материалами, цветовым решением и декоративными элементами;

описание планировочной структуры населенного пункта или его части, включая ее элементы;

описание объемно-пространственной структуры населенного пункта или его части;

описание композиции и силуэта застройки населенного пункта или его части – соотношения вертикальных и горизонтальных доминант и акцентов;

описание соотношения между различными городскими пространствами населенного пункта или его части (свободными, застроенными, озелененными);

описание композиционно-видовых связей (панорамы) населенного пункта или его части, соотношения природного и созданного человеком окружения;

описание предлагаемых границ территории исторического поселения регионального значения и их картографическое изображение.

4. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия рассматривает материалы, указанные в пункте 3 настоящей статьи, в течение 30 дней со дня их представления и принимает решение о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения либо об отказе во включении в перечень исторических поселений. Указанное решение в течение 10 календарных дней со дня его принятия направляется инициатору.

В случае отказа от включения населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения в решении указывается обоснование причин отказа.

Основанием для отказа уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия от включения населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения являются:

предоставление неполного комплекта документов;

отсутствие объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия и объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения регионального значения, в границах населенного пункта или его части;

несоответствие представленных документов предмету охраны исторического поселения регионального значения;

несоответствие представленных документов требованиям к определению границ территории исторического поселения регионального значения, установленным Правительством Российской Федерации.

(пункт утратил силу - Закон Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия вправе самостоятельно инициировать включение населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения. В этом случае подготовка материалов и документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Предмет охраны исторического поселения регионального значения утверждается уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия применительно к каждому историческому поселению в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом на основании материалов и документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

Границы территории исторического поселения регионального значения утверждаются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации на основании материалов и документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

          9. Требования к градостроительным регламентам в границах территории исторического поселения регионального значения утверждаются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом на основании материалов и документов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в течение 30 календарных дней со дня принятия решения о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

10. Документы о включении населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения либо об отказе во включении в перечень исторических поселений, об утверждении предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах направляются в орган местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположено историческое поселение регионального значения, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решений об их утверждении

(статья добавлена Законом Мурманской области от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО, в редакции Законов Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО, от 10.05.2016 № 2002-01-ЗМО)

Статья 22. Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность

                    в историческом поселении регионального значения

Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения в соответствии с Федеральным законом.

2. В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предметов охраны исторического поселения градостроительная деятельность в таком поселении подлежит особому регулированию органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом, Градостроительным кодексом Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия проводит согласование проектов генеральных планов, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения, подлежат согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном статьей 22.1 настоящего Закона.

5. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия в течение 25 дней со дня поступления от застройщика, технического заказчика либо органа или организации, уполномоченных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, предусмотренного пунктом 3 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации раздела проектной документации объекта капитального строительства или предусмотренного пунктом 4 части 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства рассматривает указанные раздел проектной документации объекта капитального строительства или описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства и направляет соответственно застройщику, техническому заказчику, в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, заключение о соответствии или несоответствии указанных раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения.

6. Направление органом или организацией, уполномоченными в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, указанных в пункте 5 настоящей статьи раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия и направление уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия указанных в пункте 5 настоящей статьи заключений в орган или организацию, уполномоченные в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации на выдачу разрешений на строительство, осуществляются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

7. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории Мурманской области. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия размещает типовые архитектурные решения объектов капитального строительства на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней со дня их утверждения. Указанные типовые архитектурные решения должны быть доступны для ознакомления на таком сайте всем заинтересованным лицам без взимания платы.

(статья в редакции Законов Мурманской области от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО, от 10.05.2016 № 2002-01-ЗМО (изменения вступают в силу с 1 января 2017 года))

Статья 22.1. Порядок согласования проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территории исторического поселения регионального значения

Органы местного самоуправления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации направляют проект правил землепользования и застройки, подготовленный применительно к территории исторического поселения регионального значения (далее – проект), в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия для согласования.

Предметом согласования проекта является его соответствие утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального значения.

3. Уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия по результатам рассмотрения представленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи проекта в течение 30 дней со дня его поступления согласовывает проект либо отказывает в его согласовании и выдает соответствующее заключение. В случае отказа в согласовании проекта в заключении указывается обоснование причин отказа.

Основанием для отказа уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия в согласовании представленного проекта является несоответствие проекта утвержденному предмету охраны исторического поселения регионального значения.

После устранения замечаний, изложенных в заключении об отказе в согласовании проекта, органы местного самоуправления Мурманской области вправе повторно представить проект для согласования в уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия. В этом случае согласование проекта осуществляется уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия в порядке и сроки, установленные пунктом 3 настоящей статьи.

(статья добавлена Законом Мурманской области от 28.06.2013 № 1642-01-ЗМО)

Глава 8. СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Статья 23. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия

1. Работы по сохранению (в том числе по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению для современного использования) объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия проводятся на основании письменных разрешений и заданий, выданных уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с проектной документацией, согласованной с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом государственного контроля (надзора) за проведением работ.

(в редакции Закона Мурманской области от 09.11.2021 № 2686-01-ЗМО)

2. Прием документов, необходимых для получения разрешений и заданий на проведение указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, выдача этих разрешений и заданий могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В обязательном порядке перечень многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляющих прием данных документов и выдачу соответствующих разрешений и заданий, с указанием их адресов и иной контактной информации размещается в местах приема заявителей и на региональном портале государственных и муниципальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (51.gosuslugi.ru).

3. Выдача уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и согласование проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, осуществляются в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 03.07.2015 № 1894-01-ЗМО)

Статья 24. Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объекта культурного наследия регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленного объекта культурного наследия и в зонах охраны данных объектов

Проектирование и проведение работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории достопримечательного места, а также в зонах охраны объекта культурного наследия, а также выявленного объекта культурного наследия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

(статья в редакции Закона Мурманской области от 05.03.2012 № 1455-01-ЗМО)

Статья 25. Организация историко-культурного заповедника

1. Организация историко-культурных заповедников регионального значения, относящихся к объектам культурного наследия регионального значения, осуществляется на основании решения об отнесении достопримечательного места к историко-культурным заповедникам регионального значения, принимаемого Правительством Мурманской области по представлению уполномоченного органа охраны объектов культурного наследия при наличии положительного заключения историко-культурной экспертизы.

2. Границы историко-культурных заповедников регионального значения на основании историко-культурных опорных планов и (или) иных документов и материалов, в которых обосновываются предлагаемые границы, определяются уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия с учетом мнения органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся соответствующие заповедники.

3. Режим содержания историко-культурных заповедников регионального значения устанавливается уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

4. Порядок организации историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения, относящихся к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, и их границы устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых расположены соответствующие достопримечательные места, по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

5. Границы историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения определяются на основании историко-культурных опорных планов и (или) иных документов и материалов, в которых обосновываются предлагаемые границы органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся такие заповедники.

6. Режим содержания историко-культурных заповедников местного (муниципального) значения устанавливается органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся такие заповедники, по согласованию с уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия.

Глава 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 26. Ответственность за нарушение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения

За нарушение законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения должностные лица, физические лица и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.

Статья 27. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Мурманской области

Ю.А.ЕВДОКИМОВ

26 октября 2006 г.

№ 801-01-ЗМО

г.Мурманск             

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Мурманский вестник № 209-210 от 02.11.2006
Рубрики правового классификатора: 130.000.000 Образование. Наука. Культура, 130.030.000 Культура (см. также 200.160.040), 130.030.010 Общие положения, 130.030.020 Управление в сфере культуры (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 130.030.040 Охрана и использование памятников истории и культуры, 130.030.060 Особенности регулирования правового положения культурных ценностей (см. также 200.190.070)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать