Основная информация
Дата опубликования: | 26 декабря 2018г. |
Номер документа: | RU30000201801235 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Астраханская область |
Принявший орган: | Дума Астраханской области |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
от 26.12.2018 №125/2018-ОЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Принят
постановление Думы
Астраханской области
от 26.12.2018 №471/12
Принят Думой Астраханской области 18 декабря 2018 года
Статья 1
Внести в Закон Астраханской области от 22 июня 2012 г. № 38/2012-ОЗ «О выборах Губернатора Астраханской области» следующие изменения:
1) абзац второй части 1 статьи 3 признать утратившим силу;
2) первое предложение части 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Кандидаты на должность Губернатора Астраханской области (далее – кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями или в порядке самовыдвижения.»;
3) в части 3 статьи 8 слова «сформированным для подготовки и проведения выборов Губернатора Астраханской области» заменить словами «действующим на соответствующей территории»;
4) в пункте 4 части 1 статьи 16 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
5) в пункте 2 части 1 статьи 17 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
6) в статье 18:
а) в части 9:
в предложении первом слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «а также Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Астраханской области (далее – субъекты общественного контроля)»;
в предложении втором слова «Общественная палата Астраханской области» заменить словами «субъекты общественного контроля»;
б) в части 10 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
в) в части 101 слова «Общественная палата Астраханской области» заменить словами «субъекты общественного контроля»;
г) в части 18 слова «Общественной палаты Астраханской области» заменить словами «субъекта общественного контроля»;
7) в части 6 статьи 21 слова «частях 2–5» заменить словами «частях 2, 21, 4 и 5»;
8) часть 4 статьи 22 признать утратившей силу;
9) в части 1 статьи 23 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
10) в статье 25:
а) в части 1 после слов «избирательным объединением» дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии Астраханской области.»;
в) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Кандидат уведомляет избирательную комиссию Астраханской области о выдвижении (самовыдвижении) путем представления заявления, указанного в части 7 настоящей статьи, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Астраханской области до 18 часов по местному времени.
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет также в избирательную комиссию Астраханской области:
1) решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата;
2) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
3) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.»;
г) дополнить частями 121 и 122 следующего содержания:
«121. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может дать согласие на выдвижение на тех же выборах избирательному объединению. Кандидат, давший согласие на выдвижение избирательному объединению, не может на тех же выборах выдвигаться в порядке самовыдвижения.
122. В случае нарушения требований, установленных частью 121 настоящей статьи, действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия Астраханской области была уведомлена раньше, если не позднее дня, следующего за днем более позднего уведомления, кандидат не подаст заявление об отзыве ранее поданного уведомления.»;
11) в статье 26:
а) в части 7 слова «, выдвинутого любым избирательным объединением» исключить;
б) в части 10 слова «с указанием наименования избирательного объединения» заменить словами «избирательным объединением (с указанием его наименования) или в порядке самовыдвижения»;
12) дополнить статьей 261 следующего содержания:
«Статья 261. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата
1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований обязан собрать 1 процент подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории Астраханской области в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата (далее – подписные листы) изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата. Подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
4. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
5. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
6. Если у кандидата имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться на должность Губернатора Астраханской области в соответствии с частью 7 статьи 25 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
7. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись в поддержку самовыдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку самовыдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку самовыдвижения одного и того же кандидата.
8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
9. Каждый подписной лист должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
10. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
11. После окончания сбора подписей избирателей кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией Астраханской области, который подписывается кандидатом.»;
13) в статье 27:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Кандидат представляет для регистрации в избирательную комиссию Астраханской области:
1) листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата;
2) список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата;
3) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
4) протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
5) копию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей);
6) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 1–12 части 9 статьи 25 настоящего Закона;
7) первый финансовый отчет кандидата. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
8) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.»;
б) в части 2 слова «не ранее чем за 60 дней» заменить словами «не ранее чем за 54 дня»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Листы поддержки кандидата, подписные листы представляются кандидатом в избирательную комиссию Астраханской области единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Листы поддержки кандидата, представляемые в избирательную комиссию Астраханской области, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок, рассортированы по муниципальным районам и городским округам, находящимся на территории Астраханской области, где проводился сбор подписей, и пронумерованы.
Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию Астраханской области, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и пронумерованы.»;
г) часть 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Количество подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательную комиссию Астраханской области, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное частью 1 статьи 261 настоящего Закона, но не более чем на 10 процентов.»;
д) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. При приеме документов для регистрации кандидата избирательная комиссия Астраханской области выдает кандидату документ, подтверждающий прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема.
В этом документе указываются также количество принятых листов поддержки кандидата. При этом избирательная комиссия Астраханской области заверяет предварительно каждый лист поддержки кандидата своей печатью, проверяет соответствие количества представленных листов поддержки кандидата количеству, указанному в списке лиц, которые поставили свои подписи в листе поддержки кандидата.
В случае представления подписных листов в документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом избирательная комиссия Астраханской области заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей.
Избирательная комиссия Астраханской области не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме необходимых для регистрации кандидата документов, если документы доставлены до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи.»;
14) в статье 28:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки, подписных листах кандидата, избирательная комиссия Астраханской области создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии Астраханской области, нижестоящих избирательных комиссий и работников их аппаратов. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.»;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Избирательная комиссия Астраханской области проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки, подписных листах кандидата, в пределах срока, указанного в части 1 статьи 29 настоящего Закона.
О результатах проверки подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований избирательная комиссия Астраханской области извещает кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации.»;
в) в части 5 после слов «в листах поддержки» дополнить словами «, подписных листах»;
г) дополнить частями 81–810 следующего содержания:
«81. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.
82. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное количество подписей избирателей.
83. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
84. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
85. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
86. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
87. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 10 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 261 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 261 настоящего Закона;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 261 настоящего Закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
88. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9 и 13 части 87 настоящей статьи.
89. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 87 настоящей статьи.
810. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.»;
15) часть 9 изложить в следующей редакции:
«9. По окончании проверки листов поддержки, подписных листов кандидата по каждому кандидату составляются соответствующие итоговые протоколы, которые подписываются руководителем рабочей группы – членом избирательной комиссии Астраханской области с правом решающего голоса и представляются в избирательную комиссию Астраханской области для принятия решения. В протоколах указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, подписей избирателей, количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, количество подписей, не зачтенных в соответствии с частью 8 настоящей статьи, с указанием оснований признания их таковыми. Протоколы прилагаются к решению избирательной комиссии Астраханской области. Копии протоколов передаются кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в избирательной комиссии Астраханской области одновременно с копиями протоколов заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными, не зачтенными в соответствии с частью 8 настоящей статьи, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.»;
16) часть 10 изложить в следующей редакции:
«10. Повторная проверка достоверности подписей депутатов представительных органов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, подписных листов после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».»;
17) часть 11 изложить в следующей редакции:
«11. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию Астраханской области для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия Астраханской области не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частью 7, пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 25 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктами 1 и 11 части 9 статьи 25 настоящего Закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если подпись депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной на основании пунктов 2–5 части 7 настоящей статьи, кандидат вправе в срок, установленный настоящей частью, заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным в соответствии с настоящим Законом, с подписью того же депутата представительного органа, главы муниципального образования.»;
18) в статье 29:
а) второе предложение части 1 дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;
б) в части 2:
пункт 2 дополнить словами «(для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением)»;
дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:
«14) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения);
15) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения).»;
19) в части 1 статьи 30 слова «, настоящим Законом» исключить;
20) часть 7 статьи 35 дополнить словами «, избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную должность, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации»;
21) в статье 45:
а) в части 1 слова «, их доверенным лицам, избирательным объединениям» исключить;
б) части 3–5 изложить в следующей редакции:
«3. По заявке зарегистрированного кандидата помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией Астраханской области или по ее поручению территориальной избирательной комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам для встреч с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов.
4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату для проведения агитационного публичного мероприятия, собственник, владелец помещения не вправе отказать другим зарегистрированным кандидатам в предоставлении помещения на таких же условиях. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию Астраханской области о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам.
5. Избирательная комиссия Астраханской области, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов.»;
в) в части 6 слова «, представителей избирательных объединений» исключить;
г) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание (помещение) предоставляется командиром воинской части по запросу избирательной комиссии Астраханской области зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам для встреч с избирателями из числа военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией Астраханской области, при этом иные зарегистрированные кандидаты либо их доверенные лица оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.»;
22) в статье 49:
а) в пункте 3 части 2 слова «1 процент и 10 процентов» заменить словами «10 процентов и 50 процентов»;
б) в части 3 слова «10 миллионов» заменить словами «40 миллионов»;
в) пункт 1 части 7 изложить в следующей редакции:
«1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату изготовления подписных листов, листов поддержки кандидата и на расходы, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата;»;
23) часть 1 статьи 50 изложить в следующей редакции:
«1. Кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам обязан открыть специальный избирательный счет для формирования соответствующего избирательного фонда кандидата в период после письменного уведомления избирательной комиссии Астраханской области о выдвижении (самовыдвижении) кандидата до дня представления в избирательную комиссию Астраханской области документов для регистрации кандидата.»;
24) в пункте 1 части 2 статьи 52 слова «, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете» исключить;
25) пункт 2 части 3 статьи 55 изложить в следующей редакции:
«2) информацию о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения либо выдвижении кандидата избирательным объединением с указанием наименования избирательного объединения;»;
26) в части 5 статьи 56:
а) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слово «выдвинут» с указанием наименования избирательного объединения в соответствии с частью 4 статьи 24 настоящего Закона;»;
б) дополнить пунктом 51 следующего содержания:
«51) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;»;
27) в части 10 статьи 59 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
28) в части 15 статьи 60 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
29) в статье 62:
а) дополнить частями 231, 232 следующего содержания:
«231. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 6 статьи 18 настоящего Закона:
1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая избирательная комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем избирательные бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
2) участковая избирательная комиссия производит подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом избирательные бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
3) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1–6 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
4) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7–10, 13 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
5) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11 и 12 протокола об итогах голосования.
232. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 13 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.»;
30) в статье 65:
а) второе предложение части 1 исключить;
б) в части 2 слова «через 14 дней» заменить словами «не позднее чем через 21 день»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению избирательной комиссии Астраханской области передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым избирательная комиссия Астраханской области первоначально назначила повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Закона либо со дня выбытия по иным обстоятельствам.»;
31) приложение 1 изложить в следующей редакции:
«Приложение 1
к Закону Астраханской области
«О выборах Губернатора
Астраханской области»
ЛИСТ ПОДДЕРЖКИ КАНДИДАТА
ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«____» _______________ 20 ____ года
(дата голосования) *
Я, _______________________________________________, _________________,
(фамилия, имя, отчество) (дата рождения)
____________________________________________________________________________________,
(статус лица: депутат представительного органа муниципального образования
с указанием наименования представительного органа, глава муниципального образования
с указанием наименования должности, с указанием наименования муниципального образования, где осуществляют свои полномочия депутат представительного органа муниципального
образования или избранный на выборах глава муниципального образования)
поддерживаю ______________________________________________________________________
(самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения с указанием наименования избирательного объединения)
кандидата на должность Губернатора Астраханской области гражданина Российской Федерации _________________________________________________, ______________________,
(фамилия, имя, отчество) (дата рождения)
работающего ______________________________________________________________________,
(место работы, занимаемая должность или род занятий)
проживающего ____________________________________________________________________.
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города,
иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата)
Фамилия, имя, отчество
Подпись
Дата внесения подписи
Время внесения подписи
Удостоверительная надпись нотариуса о засвидетельствовании подлинности подписи
Примечание. Если у кандидата, данные которого указываются в листе поддержки кандидата, имелась или имеется судимость, в листе поддержки кандидата после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.».
____________________
* Текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном листе поддержки кандидата могут не воспроизводиться.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу настоящего Закона.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Астраханской области С.П. Морозов
г. Астрахань
26 декабря 2018 г.
Рег. № 125/2018-ОЗ
ДУМА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН
от 26.12.2018 №125/2018-ОЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН
АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«О ВЫБОРАХ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
Принят
постановление Думы
Астраханской области
от 26.12.2018 №471/12
Принят Думой Астраханской области 18 декабря 2018 года
Статья 1
Внести в Закон Астраханской области от 22 июня 2012 г. № 38/2012-ОЗ «О выборах Губернатора Астраханской области» следующие изменения:
1) абзац второй части 1 статьи 3 признать утратившим силу;
2) первое предложение части 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
«Кандидаты на должность Губернатора Астраханской области (далее – кандидаты) выдвигаются избирательными объединениями или в порядке самовыдвижения.»;
3) в части 3 статьи 8 слова «сформированным для подготовки и проведения выборов Губернатора Астраханской области» заменить словами «действующим на соответствующей территории»;
4) в пункте 4 части 1 статьи 16 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
5) в пункте 2 части 1 статьи 17 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
6) в статье 18:
а) в части 9:
в предложении первом слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «а также Общественной палатой Российской Федерации, Общественной палатой Астраханской области (далее – субъекты общественного контроля)»;
в предложении втором слова «Общественная палата Астраханской области» заменить словами «субъекты общественного контроля»;
б) в части 10 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
в) в части 101 слова «Общественная палата Астраханской области» заменить словами «субъекты общественного контроля»;
г) в части 18 слова «Общественной палаты Астраханской области» заменить словами «субъекта общественного контроля»;
7) в части 6 статьи 21 слова «частях 2–5» заменить словами «частях 2, 21, 4 и 5»;
8) часть 4 статьи 22 признать утратившей силу;
9) в части 1 статьи 23 слова «частями 3–5» заменить словами «частями 4 и 5»;
10) в статье 25:
а) в части 1 после слов «избирательным объединением» дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;
б) дополнить частью 11 следующего содержания:
«11. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательной комиссии Астраханской области.»;
в) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Кандидат уведомляет избирательную комиссию Астраханской области о выдвижении (самовыдвижении) путем представления заявления, указанного в части 7 настоящей статьи, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Астраханской области до 18 часов по местному времени.
Кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет также в избирательную комиссию Астраханской области:
1) решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата;
2) нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений;
3) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатуры, выдвигаемой в качестве кандидата, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии.»;
г) дополнить частями 121 и 122 следующего содержания:
«121. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может дать согласие на выдвижение на тех же выборах избирательному объединению. Кандидат, давший согласие на выдвижение избирательному объединению, не может на тех же выборах выдвигаться в порядке самовыдвижения.
122. В случае нарушения требований, установленных частью 121 настоящей статьи, действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия Астраханской области была уведомлена раньше, если не позднее дня, следующего за днем более позднего уведомления, кандидат не подаст заявление об отзыве ранее поданного уведомления.»;
11) в статье 26:
а) в части 7 слова «, выдвинутого любым избирательным объединением» исключить;
б) в части 10 слова «с указанием наименования избирательного объединения» заменить словами «избирательным объединением (с указанием его наименования) или в порядке самовыдвижения»;
12) дополнить статьей 261 следующего содержания:
«Статья 261. Сбор подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата
1. Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, помимо получения поддержки депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований обязан собрать 1 процент подписей от числа избирателей, зарегистрированных на территории Астраханской области в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
2. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата (далее – подписные листы) изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата. Подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
3. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
4. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат вправе заключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата.
5. Подписные листы изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
6. Если у кандидата имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат в заявлении о согласии баллотироваться на должность Губернатора Астраханской области в соответствии с частью 7 статьи 25 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.
7. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись в поддержку самовыдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Если избиратель является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку самовыдвижения различных кандидатов, но только один раз в поддержку самовыдвижения одного и того же кандидата.
8. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
9. Каждый подписной лист должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения.
10. При сборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
11. После окончания сбора подписей избирателей кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет протокол об итогах сбора подписей избирателей по форме, установленной избирательной комиссией Астраханской области, который подписывается кандидатом.»;
13) в статье 27:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
«1. Кандидат представляет для регистрации в избирательную комиссию Астраханской области:
1) листы поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата;
2) список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата;
3) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
4) протокол об итогах сбора подписей избирателей (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей);
5) копию документа, подтверждающего факт оплаты изготовления подписных листов (если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей);
6) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с пунктами 1–12 части 9 статьи 25 настоящего Закона;
7) первый финансовый отчет кандидата. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на пять дней предшествует дате сдачи отчета;
8) письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.»;
б) в части 2 слова «не ранее чем за 60 дней» заменить словами «не ранее чем за 54 дня»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Листы поддержки кандидата, подписные листы представляются кандидатом в избирательную комиссию Астраханской области единовременно вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата.
Листы поддержки кандидата, представляемые в избирательную комиссию Астраханской области, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок, рассортированы по муниципальным районам и городским округам, находящимся на территории Астраханской области, где проводился сбор подписей, и пронумерованы.
Подписные листы, представляемые в избирательную комиссию Астраханской области, должны быть сброшюрованы в одну или несколько папок и пронумерованы.»;
г) часть 4 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Количество подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательную комиссию Астраханской области, может превышать необходимое для регистрации кандидата количество подписей, установленное частью 1 статьи 261 настоящего Закона, но не более чем на 10 процентов.»;
д) часть 5 изложить в следующей редакции:
«5. При приеме документов для регистрации кандидата избирательная комиссия Астраханской области выдает кандидату документ, подтверждающий прием представленных документов, в котором указываются дата и время приема.
В этом документе указываются также количество принятых листов поддержки кандидата. При этом избирательная комиссия Астраханской области заверяет предварительно каждый лист поддержки кандидата своей печатью, проверяет соответствие количества представленных листов поддержки кандидата количеству, указанному в списке лиц, которые поставили свои подписи в листе поддержки кандидата.
В случае представления подписных листов в документе указываются также количество принятых подписных листов и заявленное количество подписей избирателей. При этом избирательная комиссия Астраханской области заверяет каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверяет соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей.
Избирательная комиссия Астраханской области не вправе ограничивать доступ кандидата в занимаемое ею помещение или отказывать ему в приеме необходимых для регистрации кандидата документов, если документы доставлены до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи.»;
14) в статье 28:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидата, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки, подписных листах кандидата, избирательная комиссия Астраханской области создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии Астраханской области, нижестоящих избирательных комиссий и работников их аппаратов. К проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.»;
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
«4. Избирательная комиссия Астраханской области проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки, подписных листах кандидата, в пределах срока, указанного в части 1 статьи 29 настоящего Закона.
О результатах проверки подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований избирательная комиссия Астраханской области извещает кандидата не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о его регистрации.»;
в) в части 5 после слов «в листах поддержки» дополнить словами «, подписных листах»;
г) дополнить частями 81–810 следующего содержания:
«81. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС «Выборы», включая регистр избирателей, участников референдума.
82. Проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах. При проведении проверки подписей избирателей вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должны извещаться кандидаты, представившие установленное количество подписей избирателей.
83. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
84. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, если это специально оговорено ими в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию.
85. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными.
86. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
87. Недействительными признаются:
1) подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов;
2) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом;
3) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
4) подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист;
5) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
6) подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
7) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей;
8) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 10 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 261 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 2 статьи 261 настоящего Закона;
10) подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных частью 3 статьи 261 настоящего Закона;
11) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, – на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с частью 3 настоящей статьи;
12) подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом;
13) все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата.
88. При обнаружении в подписном листе заполненной строки (заполненных строк), не соответствующей (не соответствующих) настоящему Закону, не учитывается только подпись в данной строке (данных строках), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8, 9 и 13 части 87 настоящей статьи.
89. Специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена ее недостоверность или недействительность в соответствии с пунктами 8, 9 и 13 части 87 настоящей статьи.
810. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.»;
15) часть 9 изложить в следующей редакции:
«9. По окончании проверки листов поддержки, подписных листов кандидата по каждому кандидату составляются соответствующие итоговые протоколы, которые подписываются руководителем рабочей группы – членом избирательной комиссии Астраханской области с правом решающего голоса и представляются в избирательную комиссию Астраханской области для принятия решения. В протоколах указывается количество заявленных, количество представленных листов поддержки кандидата, подписей избирателей, количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, количество подписей, не зачтенных в соответствии с частью 8 настоящей статьи, с указанием оснований признания их таковыми. Протоколы прилагаются к решению избирательной комиссии Астраханской области. Копии протоколов передаются кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Кандидат вправе получить в избирательной комиссии Астраханской области одновременно с копиями протоколов заверенную руководителем рабочей группы ведомость проверки, в которой называются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными, не зачтенными в соответствии с частью 8 настоящей статьи, с указанием номера папки, листа поддержки кандидата, номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.»;
16) часть 10 изложить в следующей редакции:
«10. Повторная проверка достоверности подписей депутатов представительных органов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, подписных листов после принятия решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».»;
17) часть 11 изложить в следующей редакции:
«11. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию Астраханской области для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов избирательная комиссия Астраханской области не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с частью 7, пунктами 2, 4 и 5 части 9 статьи 25 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктами 1 и 11 части 9 статьи 25 настоящего Закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если подпись депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата признана недостоверной на основании пунктов 2–5 части 7 настоящей статьи, кандидат вправе в срок, установленный настоящей частью, заменить этот лист поддержки иным листом, оформленным в соответствии с настоящим Законом, с подписью того же депутата представительного органа, главы муниципального образования.»;
18) в статье 29:
а) второе предложение части 1 дополнить словами «или в порядке самовыдвижения»;
б) в части 2:
пункт 2 дополнить словами «(для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением)»;
дополнить пунктами 14 и 15 следующего содержания:
«14) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения);
15) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с настоящим Законом сбор подписей запрещен (для кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения).»;
19) в части 1 статьи 30 слова «, настоящим Законом» исключить;
20) часть 7 статьи 35 дополнить словами «, избрание (назначение) зарегистрированного кандидата на государственную должность, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации»;
21) в статье 45:
а) в части 1 слова «, их доверенным лицам, избирательным объединениям» исключить;
б) части 3–5 изложить в следующей редакции:
«3. По заявке зарегистрированного кандидата помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное избирательной комиссией Астраханской области или по ее поручению территориальной избирательной комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам для встреч с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для всех зарегистрированных кандидатов.
4. Если указанное в части 3 настоящей статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату для проведения агитационного публичного мероприятия, собственник, владелец помещения не вправе отказать другим зарегистрированным кандидатам в предоставлении помещения на таких же условиях. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию Астраханской области о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам.
5. Избирательная комиссия Астраханской области, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов.»;
в) в части 6 слова «, представителей избирательных объединений» исключить;
г) часть 8 изложить в следующей редакции:
«8. Предвыборная агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещается, за исключением случая, когда единственное здание (помещение), пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание (помещение) предоставляется командиром воинской части по запросу избирательной комиссии Астраханской области зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам для встреч с избирателями из числа военнослужащих. Организацию указанных встреч обеспечивает командир воинской части совместно с избирательной комиссией Астраханской области, при этом иные зарегистрированные кандидаты либо их доверенные лица оповещаются о месте и времени встречи не позднее чем за три дня до ее проведения.»;
22) в статье 49:
а) в пункте 3 части 2 слова «1 процент и 10 процентов» заменить словами «10 процентов и 50 процентов»;
б) в части 3 слова «10 миллионов» заменить словами «40 миллионов»;
в) пункт 1 части 7 изложить в следующей редакции:
«1) финансовое обеспечение организационно-технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей, сбор подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату изготовления подписных листов, листов поддержки кандидата и на расходы, связанные с нотариальным засвидетельствованием подлинности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата;»;
23) часть 1 статьи 50 изложить в следующей редакции:
«1. Кандидат либо его уполномоченный представитель по финансовым вопросам обязан открыть специальный избирательный счет для формирования соответствующего избирательного фонда кандидата в период после письменного уведомления избирательной комиссии Астраханской области о выдвижении (самовыдвижении) кандидата до дня представления в избирательную комиссию Астраханской области документов для регистрации кандидата.»;
24) в пункте 1 части 2 статьи 52 слова «, подтвержденные банковской справкой об остатке средств на счете» исключить;
25) пункт 2 части 3 статьи 55 изложить в следующей редакции:
«2) информацию о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения либо выдвижении кандидата избирательным объединением с указанием наименования избирательного объединения;»;
26) в части 5 статьи 56:
а) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5) если кандидат выдвинут избирательным объединением, – слово «выдвинут» с указанием наименования избирательного объединения в соответствии с частью 4 статьи 24 настоящего Закона;»;
б) дополнить пунктом 51 следующего содержания:
«51) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;»;
27) в части 10 статьи 59 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
28) в части 15 статьи 60 слова «Общественной палатой Астраханской области» заменить словами «субъектами общественного контроля»;
29) в статье 62:
а) дополнить частями 231, 232 следующего содержания:
«231. При использовании технического средства подсчета голосов после завершения работы со списком избирателей в присутствии членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 6 статьи 18 настоящего Закона:
1) если по какой-либо причине голосование в помещении для голосования временно проводилось без использования технического средства подсчета голосов, участковая избирательная комиссия проверяет неповрежденность печатей (пломб) на специальном отсеке на данном техническом средстве подсчета голосов либо на резервном стационарном ящике для голосования, открывает такой ящик и все содержащиеся в нем избирательные бюллетени опускает в техническое средство подсчета голосов таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
2) участковая избирательная комиссия производит подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи, затем все избирательные бюллетени опускаются в техническое средство подсчета голосов, переключенное в режим подсчета голосов из переносных ящиков для голосования, при этом избирательные бюллетени опускаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования;
3) участковая избирательная комиссия вводит в техническое средство подсчета голосов данные, полученные на этапе работы со списком избирателей, то есть данные, занесенные в строки 1–6 увеличенной формы протокола об итогах голосования;
4) участковая избирательная комиссия осуществляет распечатку протокола об итогах голосования из технического средства подсчета голосов, оглашает и заносит соответствующие данные в строки 7–10, 13 и последующие строки увеличенной формы протокола об итогах голосования;
5) участковая избирательная комиссия проводит проверку контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном ручном подсчете избирательных бюллетеней. Если в результате дополнительного подсчета контрольные соотношения не выполняются снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, прилагаемое к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строки 11 и 12 протокола об итогах голосования.
232. Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования. В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений) лиц, присутствовавших при непосредственном подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая техническое средство подсчета голосов, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования этого средства (ручного подсчета). Если по итогам указанного подсчета выявится разница более чем в один процент (определяемая делением меньшего числа на большее), но не менее трех единиц между данными ручного подсчета голосов и данными, полученными с использованием технического средства подсчета голосов, хотя бы по одной из следующих строк: 9, 10, 13 и последующих строк протокола участковой комиссии об итогах голосования, по результатам ручного подсчета составляется протокол об итогах голосования. Если указанная разница не выявится, подписывается протокол, полученный с помощью технического средства подсчета голосов, и составляется акт о совпадении данных, полученных в ходе повторного подсчета голосов, с первоначальными данными, который вместе с протоколом участковой комиссии об итогах голосования направляется в вышестоящую комиссию.»;
30) в статье 65:
а) второе предложение части 1 исключить;
б) в части 2 слова «через 14 дней» заменить словами «не позднее чем через 21 день»;
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
«3. Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению избирательной комиссии Астраханской области передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым избирательная комиссия Астраханской области первоначально назначила повторное голосование. В этом случае повторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Закона либо со дня выбытия по иным обстоятельствам.»;
31) приложение 1 изложить в следующей редакции:
«Приложение 1
к Закону Астраханской области
«О выборах Губернатора
Астраханской области»
ЛИСТ ПОДДЕРЖКИ КАНДИДАТА
ВЫБОРЫ ГУБЕРНАТОРА АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
«____» _______________ 20 ____ года
(дата голосования) *
Я, _______________________________________________, _________________,
(фамилия, имя, отчество) (дата рождения)
____________________________________________________________________________________,
(статус лица: депутат представительного органа муниципального образования
с указанием наименования представительного органа, глава муниципального образования
с указанием наименования должности, с указанием наименования муниципального образования, где осуществляют свои полномочия депутат представительного органа муниципального
образования или избранный на выборах глава муниципального образования)
поддерживаю ______________________________________________________________________
(самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения с указанием наименования избирательного объединения)
кандидата на должность Губернатора Астраханской области гражданина Российской Федерации _________________________________________________, ______________________,
(фамилия, имя, отчество) (дата рождения)
работающего ______________________________________________________________________,
(место работы, занимаемая должность или род занятий)
проживающего ____________________________________________________________________.
(наименование субъекта Российской Федерации, района, города,
иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата)
Фамилия, имя, отчество
Подпись
Дата внесения подписи
Время внесения подписи
Удостоверительная надпись нотариуса о засвидетельствовании подлинности подписи
Примечание. Если у кандидата, данные которого указываются в листе поддержки кандидата, имелась или имеется судимость, в листе поддержки кандидата после отчества кандидата указываются сведения о судимости кандидата.».
____________________
* Текст подстрочников, а также примечание и сноска в изготовленном листе поддержки кандидата могут не воспроизводиться.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования и не распространяется на правоотношения, возникшие в связи с проведением выборов, назначенных до дня вступления в силу настоящего Закона.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Астраханской области С.П. Морозов
г. Астрахань
26 декабря 2018 г.
Рег. № 125/2018-ОЗ
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 14.02.2019 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: