Основная информация
Дата опубликования: | 28 июня 2006г. |
Номер документа: | ru19000200600132 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Хакасия |
Принявший орган: | Верховный совет Республики Хакасия |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ЗАКОН
от 28.06.2006 № 29-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ» НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 21 июня 2006 года
(фактически утратил силу)
Статья 1
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
Статья 2
Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
Приложение
к Закону Республики Хакасия
«Об утверждении республиканской
целевой программы
«Сейсмобезопасность территории
Республики Хакасия»
на 2006-2010 годы»
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ» НА 2006-2010 ГОДЫ
(действие программы приостановлено с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. Законом Республики Хакасия от 25.12.2007 №109-ЗРХ, НГР RU19000200700409)
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 - 2010 годы
Наименование Программы
- республиканская целевая программа «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 -2010 годы
Государственные заказчики Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
Координатор Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
Основной разработчик Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
Основные цели Программы
- максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к землетрясениям силой более 6 баллов
Основные задачи Программы
- осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах.
Формирование:
- научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
- нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
- научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям
Сроки реализации Программы
2006 -20 10 годы
Основные мероприятия Программы
- обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах;
создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий;
проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов
Исполнители Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
Объемы и источники финансирования Программы
- в 2006 - 2010 годах - всего 144,4 млн. руб., в том числе предположительно средства федерального бюджета - 74,7 млн. руб., республиканского бюджета - 69,7 млн. руб.;
из них:
- 2006 г. - всего 19,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 10,0 млн. руб., республиканского бюджета - 9,0 млн. руб.;
- 2007 г. - всего 24,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 12,8 млн. руб., республиканского бюджета - 11,8 млн. руб.;
- 2008 г. - всего 28,2 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 14,6 млн. руб., республиканского бюджета - 13,6 млн. руб.;
- 2009 г. - всего 33,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 17,3 млн. руб., республиканского бюджета- 16,3 млн. руб.;
- 2010 г. - всего 39,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 20,0 млн. руб., республиканского бюджета- 19,0 млн. руб.
Реализация Программы и контроль за ее исполнением
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия как государственный заказчик Программы обеспечивает реализацию программных мероприятий и контроль за исполнением Программы в пределах компетенции, установленной действующим законодательством
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 60 - 70 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе и от вторичных эффектов землетрясений. Затраты на сейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Поскольку значительная часть территории Республики Хакасия характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечение сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по территории Республики Хакасия.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
По приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
II. Цели и основные задачи Программы
1. Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.
2. Основными задачами Программы являются:
- осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
- проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
- формирование:
научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
- применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
- создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
- совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
III. Система программных мероприятий
1. Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах
В рамках Программы необходимо осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений на наиболее сейсмоопасных территориях. Экспертная оценка уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территории Республики Хакасия согласно федеральной целевой программе «Сейсмобезопасность территории России» (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года № 690, установлена индексом сейсмического риска и составляет 0,75.
Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.
Республика Хакасия имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7-8 баллов и ниже, но могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.
Таким образом, при определении районов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитываются также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
2. Создание научно-методической базы
Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:
приобретение нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
уточнение исходной информации по сейсмичности для городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
разработку карт сейсмического микрорайонирования для площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
приобретение эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, систем сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
использование эффективной методики паспортизации зданий и сооружений и методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;
внедрение новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;
применение новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;
разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно-сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;
паспортизацию существующих сооружений.
3. Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов Республики Хакасия
Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:
разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риск, и технологий его снижения;
разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям;
разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;
разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.
4. Совершенствование нормативной правовой и информационной базы
Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;
внедрение нормативных правовых документов по страховой деятельности.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия.
1. За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
осуществление первоочередных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;
создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия;
подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия.
2. За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия планируется финансировать:
осуществление мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для Республики Хакасия;
разработку и реализацию проектов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;
подготовку населения к действиям при землетрясениях;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в Республике Хакасия.
V. Перечень мероприятий Программы
Наименование мероприятия
Исполнитель
Объем финансирования, млн. руб. (по годам и в общем)
2006
2007
2008
2009
2010
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия
1 . Осуществление мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе обследование и паспортизация сейсмически уязвимых сооружении
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
3,5
6,3
8,1
10,8
13,5
42,2
2. Разработка и реализация мер по снижению рисков, наиболее характерных для Республики Хакасия
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
5,0
3. Разработка и реализация проектов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясении
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
5,0
4. Подготовка населения к действиям при землетрясениях
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
5. Создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в Республике Хакасия
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
3,0
3,0
3,0
3,0
3,0
15,0
Итого
9,0
11,8
13,6
16,3
19,0
69,7
VI. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия и Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Вопросы, имеющие межведомственный характер, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству Республики Хакасия по представлению Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно-технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы.
Работа на территориях муниципальных образований Республики Хакасия проводится во взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, реализуемых в Республике Хакасия.
VII. Оценка экономической эффективности реализации программных мероприятий
Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 60 -70 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе и от вторичных эффектов землетрясений.
Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ЗАКОН
от 28.06.2006 № 29-ЗРХ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ» НА 2006 - 2010 ГОДЫ
Принят Верховным Советом Республики Хакасия 21 июня 2006 года
(фактически утратил силу)
Статья 1
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 - 2010 годы (далее - Программа).
Статья 2
Правительству Республики Хакасия осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на очередной финансовый год.
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Хакасия А.И. Лебедь
Приложение
к Закону Республики Хакасия
«Об утверждении республиканской
целевой программы
«Сейсмобезопасность территории
Республики Хакасия»
на 2006-2010 годы»
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «СЕЙСМОБЕЗОПАСНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ» НА 2006-2010 ГОДЫ
(действие программы приостановлено с 01.01.2008г. по 31.12.2008г. Законом Республики Хакасия от 25.12.2007 №109-ЗРХ, НГР RU19000200700409)
ПАСПОРТ
республиканской целевой программы «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 - 2010 годы
Наименование Программы
- республиканская целевая программа «Сейсмобезопасность территории Республики Хакасия» на 2006 -2010 годы
Государственные заказчики Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
Координатор Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
Основной разработчик Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
Основные цели Программы
- максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к землетрясениям силой более 6 баллов
Основные задачи Программы
- осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах.
Формирование:
- научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
- нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
- научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям
Сроки реализации Программы
2006 -20 10 годы
Основные мероприятия Программы
- обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах;
создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий;
проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов
Исполнители Программы
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия;
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
Объемы и источники финансирования Программы
- в 2006 - 2010 годах - всего 144,4 млн. руб., в том числе предположительно средства федерального бюджета - 74,7 млн. руб., республиканского бюджета - 69,7 млн. руб.;
из них:
- 2006 г. - всего 19,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 10,0 млн. руб., республиканского бюджета - 9,0 млн. руб.;
- 2007 г. - всего 24,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 12,8 млн. руб., республиканского бюджета - 11,8 млн. руб.;
- 2008 г. - всего 28,2 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 14,6 млн. руб., республиканского бюджета - 13,6 млн. руб.;
- 2009 г. - всего 33,6 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 17,3 млн. руб., республиканского бюджета- 16,3 млн. руб.;
- 2010 г. - всего 39,0 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 20,0 млн. руб., республиканского бюджета- 19,0 млн. руб.
Реализация Программы и контроль за ее исполнением
- Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия как государственный заказчик Программы обеспечивает реализацию программных мероприятий и контроль за исполнением Программы в пределах компетенции, установленной действующим законодательством
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
- реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 60 - 70 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе и от вторичных эффектов землетрясений. Затраты на сейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Поскольку значительная часть территории Республики Хакасия характеризуется высоким или повышенным уровнем сейсмического риска, а развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений, необходимость сохранения жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечение сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по территории Республики Хакасия.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства населенных пунктов.
По приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружений должны быть отнесены к несейсмостойким.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Кроме того, проблема усложняется в связи с крупномасштабной деятельностью человека (добыча полезных ископаемых, строительство гидротехнических сооружений, водохранилищ и т.д.), которая влияет на природу и человека как непосредственно, так и через провоцирование природных сейсмоявлений на напряженных участках земной коры.
Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясений в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясений более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения. Это обстоятельство следует учитывать при разработке и выполнении всех программных мероприятий.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах страны. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
II. Цели и основные задачи Программы
1. Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска в Республике Хакасия, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов и других населенных пунктов, транспортных и энергетических сооружений, трубопроводов к сильным землетрясениям.
2. Основными задачами Программы являются:
- осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений и разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, начиная с наиболее сейсмически опасных районов;
- проведение обследования и паспортизации зданий и сооружений в сейсмоопасных районах;
- формирование:
научно-методической базы и механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
- применение новейших технологий сейсмоизоляции и других систем сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
- создание системы информационного обеспечения управления сейсмическим риском и деятельности по смягчению последствий сильных землетрясений;
- совершенствование системы подготовки специалистов по управлению сейсмическим риском и системы подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
III. Система программных мероприятий
1. Обеспечение усиления объектов в наиболее сейсмоопасных районах
В рамках Программы необходимо осуществить комплекс взаимосвязанных и скоординированных мероприятий по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений на наиболее сейсмоопасных территориях. Экспертная оценка уровня сейсмической опасности и сейсмического риска на территории Республики Хакасия согласно федеральной целевой программе «Сейсмобезопасность территории России» (2002 - 2010 годы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2001 года № 690, установлена индексом сейсмического риска и составляет 0,75.
Индекс сейсмического риска характеризует необходимый объем антисейсмических усилений, учитывает сейсмическую опасность, сейсмический риск и численность населения наиболее крупных населенных пунктов.
Республика Хакасия имеет прогнозируемую сейсмическую интенсивность 7-8 баллов и ниже, но могут происходить и более сильные землетрясения, но либо с невысокой вероятностью, либо на территориях, где плотность населения сравнительно невысока.
Таким образом, при определении районов и объектов для первоочередного сейсмоусиления основными факторами являются сейсмическая опасность и плотность населения. Учитываются также степень фактической сейсмической уязвимости застройки и дефицит сейсмостойкости на данной территории.
2. Создание научно-методической базы
Создание научно-методической базы и системы нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий и нормированию сейсмических воздействий включает в себя:
приобретение нормативных документов по проектированию новых, усилению и реконструкции существующих зданий и сооружений;
уточнение исходной информации по сейсмичности для городов, ответственных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
разработку карт сейсмического микрорайонирования для площадок размещения крупных промышленных, энергетических и транспортных объектов;
приобретение эффективных систем сейсмозащиты гражданских и промышленных сооружений, инновационных технологий, систем сейсмоизоляции для снижения сейсмического риска;
использование эффективной методики паспортизации зданий и сооружений и методов усиления и восстановления существующих зданий и сооружений;
внедрение новых высокосейсмостойких, энергосберегающих конструкций гражданских и промышленных зданий с применением местных строительных материалов;
применение новых конструкций и нормативных документов по сейсмостойким фундаментам и основаниям, по транспортным сооружениям (аэропорты, морские порты, мосты, дороги, трубопроводы), усилению и реконструкции эксплуатируемых транспортных сооружений, по энергетическим сооружениям (гидростанции, тепловые станции, плотины, трансформаторные подстанции, сети), по инженерным сетям в сейсмически опасных районах;
разработку и реализацию системы сейсмометрического мониторинга для оперативной оценки состояния сооружений при землетрясении и для уточнения методов расчета сооружений, в том числе путем установки на зданиях и сооружениях инженерно-сейсмометрических станций, включающихся в автоматическом режиме при землетрясении;
паспортизацию существующих сооружений.
3. Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов Республики Хакасия
Проведение работ по повышению сейсмической безопасности городов и других населенных пунктов включает в себя:
разработку и совершенствование методов оценки и прогноза сейсмического риска, включая прямой и косвенный риск, и технологий его снижения;
разработку нормативных документов по подготовке населенных пунктов к землетрясениям;
разработку сценариев землетрясений с учетом последних сейсмических катастроф;
разработку и реализацию программ снижения сейсмической уязвимости существующих городов и других населенных пунктов, снижения сейсмического, а также экономического, социального и экологического риска.
4. Совершенствование нормативной правовой и информационной базы
Совершенствование нормативной правовой и информационной базы с целью обеспечения сейсмической безопасности предполагает:
формирование и совершенствование законодательной базы по сейсмической безопасности;
внедрение нормативных правовых документов по страховой деятельности.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия.
1. За счет средств федерального бюджета планируется финансировать:
осуществление первоочередных мероприятий в населенных пунктах, расположенных в наиболее сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе усиление наиболее сейсмически уязвимых сооружений;
создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия;
подготовка специалистов для обеспечения деятельности органов управления и контроля единой государственной системы обеспечения сейсмической безопасности по Республике Хакасия.
2. За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия планируется финансировать:
осуществление мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе паспортизации и усиления сейсмически уязвимых сооружений;
разработку и реализацию мер по снижению рисков, наиболее характерных для Республики Хакасия;
разработку и реализацию проектов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясений;
подготовку населения к действиям при землетрясениях;
создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в Республике Хакасия.
V. Перечень мероприятий Программы
Наименование мероприятия
Исполнитель
Объем финансирования, млн. руб. (по годам и в общем)
2006
2007
2008
2009
2010
Всего
1
2
3
4
5
6
7
8
За счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия
1 . Осуществление мероприятий в населенных пунктах, расположенных в сейсмоопасных районах (7-8 баллов), в том числе обследование и паспортизация сейсмически уязвимых сооружении
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
3,5
6,3
8,1
10,8
13,5
42,2
2. Разработка и реализация мер по снижению рисков, наиболее характерных для Республики Хакасия
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
5,0
3. Разработка и реализация проектов усиления зданий и сооружений, включая оценку объектов по ответственности и степени важности для ликвидации последствий землетрясении
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
5,0
4. Подготовка населения к действиям при землетрясениях
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2,5
5. Создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий землетрясений в Республике Хакасия
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия
3,0
3,0
3,0
3,0
3,0
15,0
Итого
9,0
11,8
13,6
16,3
19,0
69,7
VI. Механизм реализации Программы
Государственными заказчиками Программы являются Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия и Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Вопросы, имеющие межведомственный характер, рассматриваются Межведомственной комиссией по сейсмическому районированию и сейсмостойкому строительству Республики Хакасия по представлению Министерства по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия осуществляет управление выполнением Программы, обеспечение необходимого научно-технического уровня ее основных мероприятий и контроль за реализацией Программы.
Работа на территориях муниципальных образований Республики Хакасия проводится во взаимодействии с соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия.
Определение организаций и предприятий, ответственных за выполнение программных мероприятий, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Хакасия.
Министерство по градостроительной и жилищной политике Республики Хакасия осуществляет координацию и взаимодействие с исполнителями других федеральных программ, реализуемых в Республике Хакасия.
VII. Оценка экономической эффективности реализации программных мероприятий
Реализация Программы позволит, по предварительным оценкам, на 60 -70 процентов уменьшить потери населения от землетрясений, а в некоторых случаях полностью избежать потерь, в том числе и от вторичных эффектов землетрясений.
Затраты на антисейсмическую защиту населения в результате выполнения Программы будут снижены.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Вестник Хакасии № 37, с. 3-11 от 04.07.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 160.040.100 Иные вопросы безопасности общества, 080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: