Основная информация
Дата опубликования: | 29 ноября 2006г. |
Номер документа: | ru89000200600458 |
Текущая редакция: | 8 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Ямало-Ненецкий автономный округ |
Принявший орган: | Государственная Дума Ямало-Ненецкого автономного округа |
Раздел на сайте: | Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации |
Тип документа: | Законы |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
З А К О Н
О государственной семейной политике
в Ямало-Ненецком автономном округе (наим.в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 ноября 2006 г.
Документ с изменениями внесенными:
-законом атомного округа от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО
-законом автономного округа от 08.10.2010 №97-ЗАО
-законом автономного округа от 23.12.2010 №136-ЗАО
-законом автономного округа от 27.04.2011 №42-ЗАО
-законом автономного округа от 25.12.2013 № 154-ЗАО
- законом автономного округа от 20.04.2015 № 37-ЗАО
-законом автономного округа от 28.09.2016 № 75-ЗАО
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Закона
Настоящий Закон принят с целью установления правовых основ реализации основных направлений государственной семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ).(с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Статья 2. Задачи настоящего Закона (статья утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Задачами настоящего Закона являются:
1) создание условий и принятие мер для укрепления семьи как социального института, повышения социального статуса отцовства и материнства, возрождения семейных ценностей и традиций;
2) закрепление гарантий защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
3) создание условий для обеспечения сознательного родительства, предупреждения демографических проблем в автономном округе;
4) формирование ответственного отцовства и материнства, сокращение масштабов социального сиротства, защита прав детей в семье;
5) создание целостной системы мер социальной защиты и социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
6) обеспечение социальных гарантий семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, на основе принципа адресности, дифференцированного и индивидуального подхода к проблемам семьи;
7) активизация субъектной роли семьи в реализации основных направлений семейной политики автономного округа и стремления к самореализации, самообеспечению семьи, социальное стимулирование внутренних резервов семьи.
Статья 3. Государственная семейная политика в автономном округе. Полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе. (статья в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
1. Государственная семейная политика в автономном округе представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей в автономном округе.
Государственная семейная политика в автономном округе строится исходя из признания человека высшей ценностью, приоритета прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация основных направлений государственной семейной политики в автономном округе осуществляется совместно с реализацией основных направлений по улучшению демографической ситуации, охране и защите прав детей.
2. Основными задачами государственной семейной политики в автономном округе являются:
1) развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;
2) развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
3) создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
5) повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
6) содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
7) обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
8) профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
9) повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Решение основных задач государственной семейной политики в автономном округе включает в себя:
1) создание условий для профессиональной реадаптации родителей, имеющих детей в возрасте от полутора до трех лет, в том числе многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, путем содействия в их трудоустройстве и организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, мужчин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
2) реализацию мер по организации временного трудоустройства и занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
3) создание условий для развития предпринимательской деятельности родителей, имеющих детей;
4) развитие вариативных форм временного присмотра и ухода за детьми, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
5) осуществление мониторинга доходов и уровня жизни семей;
6) предоставление при рождении (усыновлении) третьих или последующих детей материнского (семейного) капитала за счет средств окружного бюджета;
7) развитие государственной социальной помощи семьям, в том числе на основании социального контракта;
8) создание и развитие механизмов поддержки семей, в том числе молодых и многодетных, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
9) реализацию профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья среди населения;
10) реализацию мер по улучшению охраны здоровья детей, беременных женщин, матерей, отцов и граждан, принявших на воспитание детей, организации отдыха и оздоровления семей;
11) развитие сети организаций социального обслуживания, находящихся в ведении автономного округа, повышение качества и расширение сферы социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим детей;
12) создание условий для развития форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью) в случае невозможности их возвращения к кровным родителям;
13) осуществление иных мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
4. К полномочиям Законодательного Собрания автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе относятся:
1) законодательное регулирование общественных отношений в сфере государственной семейной политики в автономном округе;
2) контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, регулирующих общественные отношения в сфере государственной семейной политики в автономном округе;
3) иные полномочия в сфере государственной семейной политики в автономном округе, установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами автономного округа.
5. К полномочиям исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе относятся:
1) осуществление мероприятий по улучшению положения семьи, женщин и детей в автономном округе;
2) реализация мер по защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства, по социальной защите и социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства;
3) иные полномочия в сфере государственной семейной политики в автономном округе, установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 31. Основные направления государственной семейной политики в автономном округе (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Основными направлениями государственной семейной политики в автономном округе являются: (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
1) создание условий и принятие мер для укрепления семьи как социального института, повышения социального статуса отцовства и материнства, утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
2) создание условий для обеспечения сознательного родительства, предупреждения демографических проблем в автономном округе;
3) создание условий для обеспечения семейного благополучия, родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи; (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
4) создание целостной системы мер социальной защиты и социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
5) обеспечение социальных гарантий семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально-опасном положении, на основе принципа адресности, дифференцированного и индивидуального подхода к проблемам семьи.
Глава 2. Реализация основных направлений государственной семейной политики в автономном округе (наим. в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Статья 4. Обязанности органов государственной власти автономного округа перед семьей
1. Законодательное Собрание автономного округа и исполнительные органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий принимают меры по реализации основных направлений государственной семейной политики в автономном округе, осуществляют мероприятия по защите прав, законных интересов и социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, создают условия для развития благотворительной деятельности в интересах семьи, материнства, отцовства и детства. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО) (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
2. Уполномоченным органом по организации выполнения основных направлений государственной семейной политики в автономном округе, мероприятий по защите прав и законных интересов, социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства является исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере социального развития. (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
3. В целях обеспечения эффективной реализации основных направлений государственной семейной политики в автономном округе создается постоянно действующий коллегиальный орган - Координационный совет по реализации основных направлений государственной семейной политики, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства (далее - Совет). (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Совет формируется из представителей Законодательного Собрания автономного округа и исполнительных органов государственной власти автономного округа. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Органы местного самоуправления вправе принимать участие в работе Совета.
Общественные организации (объединения), организации, независимо от форм собственности, расположенные на территории автономного округа, вправе принимать участие в работе Совета. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Полномочия и порядок работы Совета утверждаются постановлением Правительства автономного округа. (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
Статья 5. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа с общественными организациями
1. Исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере социального развития способствует формированию и развитию общественных организаций (в том числе общественных объединений семей), деятельность которых направлена непосредственно на социальную помощь семье и детям. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
2. Общественным организациям (объединениям) органом, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть оказана поддержка в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в следующих направлениях деятельности: (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
1) развитии общественно-полезных инициатив;
2) организации благотворительной деятельности;
3) информировании семей об их правах и обязанностях;
4) вовлечении семей в предпринимательскую деятельность;
5) создании фондов финансовой поддержки семей;
6) оказании различных видов помощи семьям, нуждающимся в особой заботе государства.
Глава 3. Семья. Защита прав и интересов семьи
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 6. Понятие семьи, ее обязанности и функции
1. Семья - это объединение двух и более лиц, связанных между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
2. Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их представительство и защиту.
3. Семья выполняет репродуктивную, воспитательную, экономическую, хозяйственно-бытовую, психологическую и иные функции с учетом интересов общества.
Статья 7. Обеспечение репродуктивной функции семьи
1. В автономном округе поощряется сознательное материнство и отцовство, создаются условия для рождения детей, обеспечения сознательного родительства, социальной поддержки и защиты семей, желающих иметь детей.
В целях обеспечения репродуктивной функции семьи в автономном округе:
1) создается комплексная система информационного обеспечения населения по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, планирования семьи, предупреждения нежелательной беременности, предоставления несовершеннолетним информации в доступной для них форме с учетом возрастных особенностей по вопросам охраны репродуктивного здоровья, подготовки к семейной жизни;
2) организуется работа служб планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья;
3) организуется система обеспечения населения современными эффективными и доступными средствами контрацепции;
4) создается поэтапная система экономического стимулирования рождаемости в форме установления единовременных выплат:
а) при рождении второго ребенка - в размере 5000 рублей;
б) при рождении третьего и последующих детей – в размере 15 000 рублей. (в ред. от 27.04.2011 №42-ЗАО)
в) при рождении четвертого ребенка - в размере 10000 рублей; (утр. силу от 27.04.2011 №42-ЗАО)
г) при рождении пятого и последующих детей - 15000 рублей. (утр. силу от 27.04.2011 №42-ЗАО)
При одновременном рождении двух детей устанавливается дополнительно единовременная выплата в размере 10000 рублей на семью, при одновременном рождении трех и более детей - в размере 15000 рублей на семью.
Предусмотренные настоящим пунктом единовременные выплаты назначаются и выплачиваются одному из родителей - гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему в автономном округе, при рождении детей в автономном округе, а также за его пределами в случае выезда женщины на период беременности и родов. Порядок предоставления единовременных выплат устанавливается постановлением Правительства автономного округа. (в ред. от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО) (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
5) создается система поощрений и стимулирования достойного воспитания детей в форме:
а) награждения Почетной грамотой и Благодарностью губернатора автономного округа отцов и матерей, достойно выполняющих родительский долг;
б) ежегодного материального поощрения ко Дню матери в размере 1000 рублей на каждого ребенка многодетных матерей, родивших (усыновивших) и (или) достойно воспитавших (воспитывающих) пять и более детей, в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа; (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
Право на ежегодное материальное поощрение ко Дню матери имеют многодетные матери - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в автономном округе. (в ред. от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО)
в) освещения в средствах массовой информации позитивных примеров семей с социально положительным потенциалом;
г) иных форм, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству автономного округа;
6) осуществляется контроль за исполнением законодательства об охране труда женщин детородного возраста;
7) проводится работа по пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.
2. Деятельность службы планирования семьи организуется как элемент первичной медицинской помощи с целью содействия в планировании рождения детей и предупреждения нежелательной беременности.
Служба планирования семьи обеспечивает население автономного округа необходимой информацией о демографической ситуации в автономном округе и методах охраны репродуктивного здоровья.
Статья 8. Обеспечение воспитательной функции семьи
1. За семьей признается преимущественное право и обязанность:
1) воспитывать детей;
2) определять формы, средства и методы семейного и внесемейного воспитания, не ущемляющие прав ребенка;
3) самостоятельно осуществлять выбор дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного или семейного образования;
4) привлекать детей к посильному труду, давать согласие на участие их в трудовой деятельности в свободное от учебы время;
5) определять систему моральных норм, развивать и поддерживать моральную ответственность членов семьи друг перед другом и перед обществом;
6) решать вопросы, которые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа не могут разрешаться несовершеннолетними детьми самостоятельно.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа:
1) создают необходимые условия для воспитания детей в семье;
2) организуют учебно-воспитательный процесс детей в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях различного типа;
3) гарантируют защиту семьи от необоснованного вмешательства в осуществляемый ею воспитательный процесс;
4) организуют консультирование и оказание психолого-педагогической помощи представителям семей по вопросам воспитания детей и взаимоотношений в семье.
3. При наличии уважительных причин, не позволяющих воспитывать ребенка в семье, родители, с их обоюдного согласия, вправе поместить ребенка в государственное детское учреждение на временное или постоянное воспитание с полной или частичной компенсацией ими затрат по его содержанию. Преимущественное право на это имеют несовершеннолетние родители, одинокие родители, родители-инвалиды и родители, воспитывающие ребенка-инвалида.
Статья 9. Обеспечение экономической и хозяйственно-бытовой функций семьи
1. Семья является коллективным хозяйствующим субъектом и обеспечивает собственную экономическую самостоятельность за счет трудовой деятельности и иных не противоречащих закону источников дохода.
Экономическая самостоятельность семьи охраняется государством.
Семейная политика автономного округа направлена на развитие экономического потенциала семьи, содействие занятости членов семьи и экономической самостоятельности семьи.
2. В целях обеспечения выполнения семьей экономической и хозяйственно-бытовой функций в автономном округе осуществляется:
1) проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей населения в развитии сферы услуг и создании предприятий, оказывающих необходимые услуги;
2) стимулирование создания и развития общественных формирований по интересам для объединения усилий различных семей по организации надомного труда, предпринимательства, семейного досуга, оказанию социальной помощи населению по месту жительства.
Статья 10. Обеспечение условий для развития духовно-эмоциональной и досуговой функций семьи
1. Для обеспечения духовно-эмоциональной и досуговой функций семьи в автономном округе развивается и укрепляется сеть учреждений культуры, дополнительного образования, детских оздоровительных учреждений, досуговых центров по месту жительства, спортивных сооружений различных форм собственности.
2. Учреждениями, указанными в части 1 настоящей статьи, организуются мероприятия:
1) по повышению общей культуры членов семьи;
2) по пропаганде семейных традиций, культуры семейных отношений, семейного образа жизни;
3) по повышению психологической компетентности населения в вопросах семейных отношений;
4) по сохранению и развитию системы семейного отдыха и досуга, предметной среды дворового отдыха детей и подростков;
5) по разработке мер стимулирования деятельности организаций независимо от форм собственности, ориентирующихся на создание условий для полноценного физического и духовного развития детей, воспитания здорового поколения;
6) по ограничению разделения семей и детей по досуговым и культурным возможностям;
7) по созданию и оснащению сети служб психологической поддержки семьи.
Статья 11. Обеспечение социально-статусной функции семьи
Социально-статусная функция семьи обеспечивается поддержкой усилий семьи, ее активностью по повышению экономического благосостояния в социальной структуре общества, а также посредством организации финансовой и других видов помощи семьям с различным уровнем благосостояния, а также семьям, принадлежащим к различным социальным группам общества.
Статья 12. Гарантии охраны здоровья семьи
1. В автономном округе предоставляются и обеспечиваются гарантии, связанные с соблюдением прав семьи и отдельных ее членов в области охраны здоровья.
2. Каждая семья имеет право на экологическую безопасность, безопасные для здоровья членов семьи условия труда, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3. Исполнительными органами государственной власти автономного округа, организациями всех форм собственности, общественными организациями и объединениями для обеспечения базовых условий нормальной жизнедеятельности семьи, сохранения и укрепления здоровья граждан проводится комплекс мероприятий, пропагандирующих медико-санитарные знания и формирующих здоровый образ жизни среди всех групп населения автономного округа.
4. В целях создания целостной системы охраны здоровья семьи, родителей и детей, профилактики врожденной инвалидности в автономном округе формируются службы: медико-генетическая, перинатологии, проводится обязательное скрининговое обследование беременных женщин и новорожденных детей.
5. Исполнительные органы государственной власти автономного округа содействуют созданию условий для семейного отдыха, совместно с профсоюзными, молодежными, детскими, общественными организациями и объединениями осуществляют организацию отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, по специальным оздоровительным программам.
Статья 13. Гарантии социальной поддержки и защиты семей
1. В автономном округе гарантирована социальная поддержка и защита семей, имеющих детей, и молодых семей, не имеющих детей в первые три года после заключения брака.
2. Для обеспечения адресности, конкретности и действенности проводимой семейной политики осуществляется дифференцированный подход к социальной поддержке семей различных категорий с учетом оценки их социально-экономического положения, принимаемых мер к самообеспечению.
Методика оценки социально-экономического положения семей разрабатывается исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере социального развития и утверждается нормативным правовым актом автономного округа.
3. В приоритетном порядке социальная защита и социальная поддержка в автономном округе обеспечиваются:
1) многодетным семьям;
2) неполным семьям - семьям, состоящим из матери (отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми);
3) молодым семьям;
4) студенческим семьям - семьям, в которых оба родителя (или единственный родитель) обучаются по очной форме в учреждениях среднего или высшего профессионального образования;
5) приемным семьям;
6) опекунским семьям - семьям, в которых ребенок (дети) переданы на воспитание под опеку (попечительство);
7) семьям, в которых родители (один из родителей) или ребенок являются инвалидами;
8) семьям военнослужащих срочной службы;
9) малоимущим семьям;
10) семьям коренных малочисленных народов Севера, ведущим кочевой образ жизни, - семьям, способ организации проживания которых характеризуется постоянными переездами вместе с жильем и имуществом по местам нахождения оленьих пастбищ.
4. Социальная защита и социальная поддержка семей обеспечиваются в виде:
1) установленных федеральным законодательством государственных пособий и выплат;
2) дополнительных пособий и выплат, установленных законодательством автономного округа;
3) предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям семей и детей;
4) предоставления социальных услуг.
Статья 14. Поддержка в сфере образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма
1. Исполнительные органы государственной власти автономного округа в сфере социального развития, образования, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма:
1) оказывают поддержку учреждениям образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, работающим с семьей и детьми;
2) осуществляют грантовую, стипендиальную, премиальную и другие формы поддержки одаренных детей в области образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, в том числе:
а) установление именных стипендий губернатора автономного округа студентам и аспирантам образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения, в размере, установленном постановлением губернатора автономного округа;
б) установление стипендий за выдающиеся творческие и спортивные достижения учащимся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения в размере, установленном постановлением губернатора автономного округа.
2. Порядок и условия предоставления поддержки в сфере образования, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма определяются нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 15. Социальное обслуживание семьи и детей
1. В автономном округе для организации социального обслуживания семьи и детей развиваются государственная система социальных служб автономного округа и негосударственные социальные службы.
2. В целях осуществления социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней семей, женщин и детей, оказания комплексных социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых услуг (в том числе - обслуживание на дому) исполнительными органами государственной власти автономного округа в сфере социального развития, образования, здравоохранения, некоммерческими организациями и объединениями создаются различного типа учреждения социального обслуживания населения.
3. Семья и ее члены имеют право на надомное социальное обслуживание и социальный патронаж социальными работниками этих учреждений.
Статья 16. Защита прав семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. С этой целью в автономном округе семье и ребенку гарантируется право выбора условий обучения, воспитания, реабилитации. Ребенок с ограниченными возможностями (при отсутствии медицинских противопоказаний) может посещать как общие, так и специальные воспитательные и образовательные учреждения (включая группы и классы).
2. Меры социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Глава 4. Материнство и отцовство
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 17. Право на материнство
1. Женщина вправе по своему усмотрению решать вопрос о материнстве. В автономном округе создаются необходимые условия по оказанию женщине специализированной помощи, направленной на благополучное течение беременности и нормальные роды ожидаемого ребенка.
2. Каждая женщина имеет право выбора места родов: государственное или муниципальное родовспомогательное учреждение, частную клинику.
3. В родовспомогательных учреждениях ребенок может находиться вместе с матерью, кроме случаев, когда это невозможно по состоянию здоровья матери или ребенка. Отец, с согласия матери, может присутствовать при рождении ребенка, если для этого созданы необходимые условия.
Статья 18. Право на отцовство
1. Мужчина обладает всеми правами и обязанностями по содержанию и воспитанию ребенка, отцом которого он является.
2. Спор об отцовстве доказывается в судебном порядке.
Глава 5. Детство. Защита прав и законных интересов детей
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 19. Понятие детства
1. Детство - период жизни и развития человека с момента его рождения до восемнадцати лет (совершеннолетия), в течение которого ребенок наделяется законодательством обусловленными возрастом правами и обязанностями и особой правовой охраной.
2. Охрана детства обеспечивается автономным округом путем создания благоприятных социально-экономических и экологических условий для физического, нравственного и психического развития ребенка и осуществляется исходя из его интересов, приоритетности семейных форм воспитания, обеспеченности достаточного уровня жизни.
3. Права, предоставленные детям настоящим Законом, в равной степени принадлежат всем им, независимо от факта проживания в семье или в детском учреждении.
Статья 20. Гарантии и защита прав ребенка
1. В автономном округе гарантируются закрепленные Конвенцией ООН «О правах ребенка» право ребенка на жизнь и полноценное развитие, на неприкосновенность его личности, сохранение индивидуальности (включая гражданство, имя, семейные связи, пол, национальность, родной язык), честь и достоинство, свободу мысли, совести и религии, воспитание, образование, здоровье, отдых и досуг, другие личные имущественные и неимущественные права, независимо от происхождения, пола, национальности, социальной принадлежности, политических и иных убеждений.
2. Органы государственной власти автономного округа доводят через средства массовой информации, посредством социальной рекламы или иным способом, доступным до понимания ребенка, информацию о правах несовершеннолетних и способах их защиты.
3. Все виды государственной помощи семьям, имеющим детей, должны использоваться только на нужды детей. При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на государственное или общественное обеспечение родители (законные представители) утрачивают право получения установленных выплат и мер социальной поддержки на детей. Выплата пособий, пенсий и иных выплат, назначенных ребенку, в том числе средств, взыскиваемых с родителей на его содержание, производится в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 21. Защита прав ребенка на развитие и воспитание
1. Каждый ребенок имеет право на всестороннее развитие своей личности, воспитание, основанное на гуманистических нравственных принципах, на приоритете общечеловеческих ценностей.
2. Развитие и воспитание ребенка в семье признается приоритетной формой, наилучшим способом обеспечивающей интересы ребенка.
3. В автономном округе создаются условия для развития, самореализации ребенка в государственных, муниципальных и частных образовательных учреждениях.
4. В автономном округе гарантируется ребенку, оставшемуся без попечения родителей, семейная форма воспитания, а при невозможности устройства ребенка в семью определение его на воспитание в соответствующее детское учреждение.
Статья 22. Защита прав ребенка на образование
1. В автономном округе гарантируется право ребенка на образование. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях ребенку гарантируется получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта, включающее в себя обязательное приобретение достаточного объема знаний, подготовку к самостоятельной жизни.
Повышение уровня образования, а также избрание негосударственных форм обучения осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) с учетом желания и способностей ребенка, а по достижении им четырнадцатилетнего возраста - по его инициативе с учетом мнения родителей (законных представителей).
2. Обучение ребенка производится квалифицированными специалистами: учителями, преподавателями, воспитателями, организаторами детского досуга, психологами, логопедами-дефектологами, социальными педагогами и другими педагогическими работниками.
3. Во всех типах образовательных учреждений автономного округа в интересах семьи и детей гарантировано осуществление единого воспитательно-образовательного процесса.
4. В образовательных учреждениях автономного округа процесс обучения и воспитания, а также регулирование поведения учащихся должны поддерживаться методами и мерами, исключающими унижение достоинства или оскорбление ребенка.
Статья 23. Защита прав ребенка на здоровье
1. Система здравоохранения автономного округа обеспечивает охрану здоровья, создание благоприятных условий для развития детей. В этих целях обеспечивается:
1) усиленное медицинское наблюдение за здоровьем новорожденных детей, детей в младенческом и раннем возрасте;
2) профилактика детских заболеваний;
3) бесплатная своевременная квалифицированная медицинская помощь;
4) развитие службы здравоохранения в образовательных учреждениях;
5) производство продуктов детского питания надлежащего качества в достаточном количестве и ассортименте;
6) широкая информация и пропаганда здорового образа жизни.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа в сфере здравоохранения, образования, социального развития обязаны осуществлять систему комплексных мер, направленных на обеспечение естественного вскармливания детей первого года жизни, а также осуществлять целенаправленную пропаганду преимущества естественного вскармливания для матери и ребенка.
3. Для сохранения здоровья детей и подростков и профилактики заболеваний в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования производятся медицинские осмотры с последующим комплексным оздоровлением детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.
4. В автономном округе создаются условия для экологической защиты детей, их медико-экологической реабилитации, принимаются меры к обеспечению их доброкачественным питанием, чистой питьевой водой.
5. Условия воспитания, обучения и содержания детей должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
6. За нарушение требований, указанных в части 5 настоящей статьи, администрации детских лечебных, образовательных и иных детских учреждений независимо от форм собственности и родители (законные представители) несут ответственность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации или автономного округа.
7. Дети в возрасте до трех лет помещаются в стационарные медицинские учреждения без матери или другого члена семьи только с согласия родителей (законных представителей). При госпитализации детей старше трех лет в стационарные медицинские учреждения разрешается размещение, если этого требует состояние здоровья, вместе с матерью или другим членом семьи.
Статья 24. Защита прав детей с ограниченными возможностями
1. В автономном округе в целях социальной защиты, социальной поддержки и адаптации детей с ограниченными возможностями развивается сеть учебных, лечебных и реабилитационных учреждений для получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания.
2. При строительстве и оснащении учреждений социального назначения учитывается доступность зданий для маломобильных групп населения, в том числе детей с ограниченными возможностями.
3. Родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ограниченными возможностями, предоставляются гарантии и компенсации, направленные на улучшение условий жизни больного ребенка.
Статья 25. Защита прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
2. Дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую защиту и помощь.
Статья 26. Защита прав детей, проживающих в семьях коренных малочисленных народов Севера
1. Приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти по поддержке детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, являются: поиск (поддержка развития) оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов Севера (кочевых, семейных, стойбищных школ, интернатов с ведением видов традиционной хозяйственной деятельности и др.); обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания на родном языке, в традициях культуры и истории своего народа, приобщение детей к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству; обеспечение мер по обязательному получению детьми коренных малочисленных народов Севера основного общего образования. (с изм. от 08.10.2010 №97-ЗАО)
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа обеспечивают поддержку и развитие в округе интернатных учреждений, организующих воспитание детей по семейному типу (для детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни).
3. Дополнительные требования к содержанию детей в интернатных учреждениях, организующих воспитание детей по семейному типу, регулируют особенности условий содержания детей с учетом традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера: внедрение в учебно-воспитательный процесс этнопедагогики и этнопсихологии, обеспечение сохранения традиционного рациона питания.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 27. Финансирование отдельных положений настоящего Закона (статья утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Расходы на осуществление выплат, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона, финансируются за счет средств окружного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона.
2. Пункты 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2007 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
29 ноября 2006 г.
№ 79-ЗАО
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
З А К О Н
О государственной семейной политике
в Ямало-Ненецком автономном округе (наим.в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Принят Государственной Думой
Ямало-Ненецкого автономного округа
15 ноября 2006 г.
Документ с изменениями внесенными:
-законом атомного округа от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО
-законом автономного округа от 08.10.2010 №97-ЗАО
-законом автономного округа от 23.12.2010 №136-ЗАО
-законом автономного округа от 27.04.2011 №42-ЗАО
-законом автономного округа от 25.12.2013 № 154-ЗАО
- законом автономного округа от 20.04.2015 № 37-ЗАО
-законом автономного округа от 28.09.2016 № 75-ЗАО
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Закона
Настоящий Закон принят с целью установления правовых основ реализации основных направлений государственной семейной политики в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – автономный округ).(с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Статья 2. Задачи настоящего Закона (статья утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Задачами настоящего Закона являются:
1) создание условий и принятие мер для укрепления семьи как социального института, повышения социального статуса отцовства и материнства, возрождения семейных ценностей и традиций;
2) закрепление гарантий защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
3) создание условий для обеспечения сознательного родительства, предупреждения демографических проблем в автономном округе;
4) формирование ответственного отцовства и материнства, сокращение масштабов социального сиротства, защита прав детей в семье;
5) создание целостной системы мер социальной защиты и социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
6) обеспечение социальных гарантий семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении, на основе принципа адресности, дифференцированного и индивидуального подхода к проблемам семьи;
7) активизация субъектной роли семьи в реализации основных направлений семейной политики автономного округа и стремления к самореализации, самообеспечению семьи, социальное стимулирование внутренних резервов семьи.
Статья 3. Государственная семейная политика в автономном округе. Полномочия органов государственной власти автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе. (статья в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
1. Государственная семейная политика в автономном округе представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей в автономном округе.
Государственная семейная политика в автономном округе строится исходя из признания человека высшей ценностью, приоритета прав и интересов семьи, материнства, отцовства и детства.
Реализация основных направлений государственной семейной политики в автономном округе осуществляется совместно с реализацией основных направлений по улучшению демографической ситуации, охране и защите прав детей.
2. Основными задачами государственной семейной политики в автономном округе являются:
1) развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного решения ею своей социальной функции;
2) развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
3) создание механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
4) развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
5) повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;
6) содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
7) обеспечение социальной защиты семей и детей, нуждающихся в особой заботе государства;
8) профилактика семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности;
9) повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми, вовлеченными в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Решение основных задач государственной семейной политики в автономном округе включает в себя:
1) создание условий для профессиональной реадаптации родителей, имеющих детей в возрасте от полутора до трех лет, в том числе многодетных родителей и родителей, воспитывающих детей-инвалидов, путем содействия в их трудоустройстве и организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, мужчин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
2) реализацию мер по организации временного трудоустройства и занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;
3) создание условий для развития предпринимательской деятельности родителей, имеющих детей;
4) развитие вариативных форм временного присмотра и ухода за детьми, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
5) осуществление мониторинга доходов и уровня жизни семей;
6) предоставление при рождении (усыновлении) третьих или последующих детей материнского (семейного) капитала за счет средств окружного бюджета;
7) развитие государственной социальной помощи семьям, в том числе на основании социального контракта;
8) создание и развитие механизмов поддержки семей, в том числе молодых и многодетных, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
9) реализацию профилактических мероприятий по сохранению репродуктивного здоровья среди населения;
10) реализацию мер по улучшению охраны здоровья детей, беременных женщин, матерей, отцов и граждан, принявших на воспитание детей, организации отдыха и оздоровления семей;
11) развитие сети организаций социального обслуживания, находящихся в ведении автономного округа, повышение качества и расширение сферы социальных услуг, предоставляемых гражданам, имеющим детей;
12) создание условий для развития форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью) в случае невозможности их возвращения к кровным родителям;
13) осуществление иных мероприятий, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
4. К полномочиям Законодательного Собрания автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе относятся:
1) законодательное регулирование общественных отношений в сфере государственной семейной политики в автономном округе;
2) контроль за соблюдением и исполнением законов автономного округа, регулирующих общественные отношения в сфере государственной семейной политики в автономном округе;
3) иные полномочия в сфере государственной семейной политики в автономном округе, установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами автономного округа.
5. К полномочиям исполнительных органов государственной власти автономного округа в сфере государственной семейной политики в автономном округе относятся:
1) осуществление мероприятий по улучшению положения семьи, женщин и детей в автономном округе;
2) реализация мер по защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства, по социальной защите и социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства;
3) иные полномочия в сфере государственной семейной политики в автономном округе, установленные федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 31. Основные направления государственной семейной политики в автономном округе (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Основными направлениями государственной семейной политики в автономном округе являются: (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
1) создание условий и принятие мер для укрепления семьи как социального института, повышения социального статуса отцовства и материнства, утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании; (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
2) создание условий для обеспечения сознательного родительства, предупреждения демографических проблем в автономном округе;
3) создание условий для обеспечения семейного благополучия, родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи; (в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
4) создание целостной системы мер социальной защиты и социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства;
5) обеспечение социальных гарантий семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально-опасном положении, на основе принципа адресности, дифференцированного и индивидуального подхода к проблемам семьи.
Глава 2. Реализация основных направлений государственной семейной политики в автономном округе (наим. в ред. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Статья 4. Обязанности органов государственной власти автономного округа перед семьей
1. Законодательное Собрание автономного округа и исполнительные органы государственной власти автономного округа в пределах своих полномочий принимают меры по реализации основных направлений государственной семейной политики в автономном округе, осуществляют мероприятия по защите прав, законных интересов и социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства, создают условия для развития благотворительной деятельности в интересах семьи, материнства, отцовства и детства. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО) (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
2. Уполномоченным органом по организации выполнения основных направлений государственной семейной политики в автономном округе, мероприятий по защите прав и законных интересов, социальной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства является исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере социального развития. (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
3. В целях обеспечения эффективной реализации основных направлений государственной семейной политики в автономном округе создается постоянно действующий коллегиальный орган - Координационный совет по реализации основных направлений государственной семейной политики, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства (далее - Совет). (с изм. от 28.09.2016 № 75-ЗАО)
Совет формируется из представителей Законодательного Собрания автономного округа и исполнительных органов государственной власти автономного округа. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Органы местного самоуправления вправе принимать участие в работе Совета.
Общественные организации (объединения), организации, независимо от форм собственности, расположенные на территории автономного округа, вправе принимать участие в работе Совета. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Полномочия и порядок работы Совета утверждаются постановлением Правительства автономного округа. (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
Статья 5. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти автономного округа с общественными организациями
1. Исполнительный орган государственной власти автономного округа в сфере социального развития способствует формированию и развитию общественных организаций (в том числе общественных объединений семей), деятельность которых направлена непосредственно на социальную помощь семье и детям. (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
2. Общественным организациям (объединениям) органом, указанным в части 1 настоящей статьи, может быть оказана поддержка в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в следующих направлениях деятельности: (с изм. от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
1) развитии общественно-полезных инициатив;
2) организации благотворительной деятельности;
3) информировании семей об их правах и обязанностях;
4) вовлечении семей в предпринимательскую деятельность;
5) создании фондов финансовой поддержки семей;
6) оказании различных видов помощи семьям, нуждающимся в особой заботе государства.
Глава 3. Семья. Защита прав и интересов семьи
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 6. Понятие семьи, ее обязанности и функции
1. Семья - это объединение двух и более лиц, связанных между собой личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью.
2. Семья обязана содействовать реализации прав и интересов членов семьи, на нее возлагается ответственность за воспитание и содержание детей, их представительство и защиту.
3. Семья выполняет репродуктивную, воспитательную, экономическую, хозяйственно-бытовую, психологическую и иные функции с учетом интересов общества.
Статья 7. Обеспечение репродуктивной функции семьи
1. В автономном округе поощряется сознательное материнство и отцовство, создаются условия для рождения детей, обеспечения сознательного родительства, социальной поддержки и защиты семей, желающих иметь детей.
В целях обеспечения репродуктивной функции семьи в автономном округе:
1) создается комплексная система информационного обеспечения населения по вопросам профилактики нарушений репродуктивного здоровья, планирования семьи, предупреждения нежелательной беременности, предоставления несовершеннолетним информации в доступной для них форме с учетом возрастных особенностей по вопросам охраны репродуктивного здоровья, подготовки к семейной жизни;
2) организуется работа служб планирования семьи, охраны репродуктивного здоровья;
3) организуется система обеспечения населения современными эффективными и доступными средствами контрацепции;
4) создается поэтапная система экономического стимулирования рождаемости в форме установления единовременных выплат:
а) при рождении второго ребенка - в размере 5000 рублей;
б) при рождении третьего и последующих детей – в размере 15 000 рублей. (в ред. от 27.04.2011 №42-ЗАО)
в) при рождении четвертого ребенка - в размере 10000 рублей; (утр. силу от 27.04.2011 №42-ЗАО)
г) при рождении пятого и последующих детей - 15000 рублей. (утр. силу от 27.04.2011 №42-ЗАО)
При одновременном рождении двух детей устанавливается дополнительно единовременная выплата в размере 10000 рублей на семью, при одновременном рождении трех и более детей - в размере 15000 рублей на семью.
Предусмотренные настоящим пунктом единовременные выплаты назначаются и выплачиваются одному из родителей - гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему в автономном округе, при рождении детей в автономном округе, а также за его пределами в случае выезда женщины на период беременности и родов. Порядок предоставления единовременных выплат устанавливается постановлением Правительства автономного округа. (в ред. от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО) (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
5) создается система поощрений и стимулирования достойного воспитания детей в форме:
а) награждения Почетной грамотой и Благодарностью губернатора автономного округа отцов и матерей, достойно выполняющих родительский долг;
б) ежегодного материального поощрения ко Дню матери в размере 1000 рублей на каждого ребенка многодетных матерей, родивших (усыновивших) и (или) достойно воспитавших (воспитывающих) пять и более детей, в порядке, установленном постановлением Правительства автономного округа; (с изм. от 23.12.2010 №136-ЗАО)
Право на ежегодное материальное поощрение ко Дню матери имеют многодетные матери - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в автономном округе. (в ред. от 23.05.2008 г. № 29-ЗАО)
в) освещения в средствах массовой информации позитивных примеров семей с социально положительным потенциалом;
г) иных форм, не противоречащих федеральному законодательству и законодательству автономного округа;
6) осуществляется контроль за исполнением законодательства об охране труда женщин детородного возраста;
7) проводится работа по пропаганде здорового образа жизни, развитию физической культуры и спорта.
2. Деятельность службы планирования семьи организуется как элемент первичной медицинской помощи с целью содействия в планировании рождения детей и предупреждения нежелательной беременности.
Служба планирования семьи обеспечивает население автономного округа необходимой информацией о демографической ситуации в автономном округе и методах охраны репродуктивного здоровья.
Статья 8. Обеспечение воспитательной функции семьи
1. За семьей признается преимущественное право и обязанность:
1) воспитывать детей;
2) определять формы, средства и методы семейного и внесемейного воспитания, не ущемляющие прав ребенка;
3) самостоятельно осуществлять выбор дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, дополнительного или семейного образования;
4) привлекать детей к посильному труду, давать согласие на участие их в трудовой деятельности в свободное от учебы время;
5) определять систему моральных норм, развивать и поддерживать моральную ответственность членов семьи друг перед другом и перед обществом;
6) решать вопросы, которые в соответствии с федеральным законодательством и законодательством автономного округа не могут разрешаться несовершеннолетними детьми самостоятельно.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа:
1) создают необходимые условия для воспитания детей в семье;
2) организуют учебно-воспитательный процесс детей в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях различного типа;
3) гарантируют защиту семьи от необоснованного вмешательства в осуществляемый ею воспитательный процесс;
4) организуют консультирование и оказание психолого-педагогической помощи представителям семей по вопросам воспитания детей и взаимоотношений в семье.
3. При наличии уважительных причин, не позволяющих воспитывать ребенка в семье, родители, с их обоюдного согласия, вправе поместить ребенка в государственное детское учреждение на временное или постоянное воспитание с полной или частичной компенсацией ими затрат по его содержанию. Преимущественное право на это имеют несовершеннолетние родители, одинокие родители, родители-инвалиды и родители, воспитывающие ребенка-инвалида.
Статья 9. Обеспечение экономической и хозяйственно-бытовой функций семьи
1. Семья является коллективным хозяйствующим субъектом и обеспечивает собственную экономическую самостоятельность за счет трудовой деятельности и иных не противоречащих закону источников дохода.
Экономическая самостоятельность семьи охраняется государством.
Семейная политика автономного округа направлена на развитие экономического потенциала семьи, содействие занятости членов семьи и экономической самостоятельности семьи.
2. В целях обеспечения выполнения семьей экономической и хозяйственно-бытовой функций в автономном округе осуществляется:
1) проведение маркетинговых исследований по изучению потребностей населения в развитии сферы услуг и создании предприятий, оказывающих необходимые услуги;
2) стимулирование создания и развития общественных формирований по интересам для объединения усилий различных семей по организации надомного труда, предпринимательства, семейного досуга, оказанию социальной помощи населению по месту жительства.
Статья 10. Обеспечение условий для развития духовно-эмоциональной и досуговой функций семьи
1. Для обеспечения духовно-эмоциональной и досуговой функций семьи в автономном округе развивается и укрепляется сеть учреждений культуры, дополнительного образования, детских оздоровительных учреждений, досуговых центров по месту жительства, спортивных сооружений различных форм собственности.
2. Учреждениями, указанными в части 1 настоящей статьи, организуются мероприятия:
1) по повышению общей культуры членов семьи;
2) по пропаганде семейных традиций, культуры семейных отношений, семейного образа жизни;
3) по повышению психологической компетентности населения в вопросах семейных отношений;
4) по сохранению и развитию системы семейного отдыха и досуга, предметной среды дворового отдыха детей и подростков;
5) по разработке мер стимулирования деятельности организаций независимо от форм собственности, ориентирующихся на создание условий для полноценного физического и духовного развития детей, воспитания здорового поколения;
6) по ограничению разделения семей и детей по досуговым и культурным возможностям;
7) по созданию и оснащению сети служб психологической поддержки семьи.
Статья 11. Обеспечение социально-статусной функции семьи
Социально-статусная функция семьи обеспечивается поддержкой усилий семьи, ее активностью по повышению экономического благосостояния в социальной структуре общества, а также посредством организации финансовой и других видов помощи семьям с различным уровнем благосостояния, а также семьям, принадлежащим к различным социальным группам общества.
Статья 12. Гарантии охраны здоровья семьи
1. В автономном округе предоставляются и обеспечиваются гарантии, связанные с соблюдением прав семьи и отдельных ее членов в области охраны здоровья.
2. Каждая семья имеет право на экологическую безопасность, безопасные для здоровья членов семьи условия труда, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям.
3. Исполнительными органами государственной власти автономного округа, организациями всех форм собственности, общественными организациями и объединениями для обеспечения базовых условий нормальной жизнедеятельности семьи, сохранения и укрепления здоровья граждан проводится комплекс мероприятий, пропагандирующих медико-санитарные знания и формирующих здоровый образ жизни среди всех групп населения автономного округа.
4. В целях создания целостной системы охраны здоровья семьи, родителей и детей, профилактики врожденной инвалидности в автономном округе формируются службы: медико-генетическая, перинатологии, проводится обязательное скрининговое обследование беременных женщин и новорожденных детей.
5. Исполнительные органы государственной власти автономного округа содействуют созданию условий для семейного отдыха, совместно с профсоюзными, молодежными, детскими, общественными организациями и объединениями осуществляют организацию отдыха и оздоровления детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, по специальным оздоровительным программам.
Статья 13. Гарантии социальной поддержки и защиты семей
1. В автономном округе гарантирована социальная поддержка и защита семей, имеющих детей, и молодых семей, не имеющих детей в первые три года после заключения брака.
2. Для обеспечения адресности, конкретности и действенности проводимой семейной политики осуществляется дифференцированный подход к социальной поддержке семей различных категорий с учетом оценки их социально-экономического положения, принимаемых мер к самообеспечению.
Методика оценки социально-экономического положения семей разрабатывается исполнительным органом государственной власти автономного округа в сфере социального развития и утверждается нормативным правовым актом автономного округа.
3. В приоритетном порядке социальная защита и социальная поддержка в автономном округе обеспечиваются:
1) многодетным семьям;
2) неполным семьям - семьям, состоящим из матери (отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми);
3) молодым семьям;
4) студенческим семьям - семьям, в которых оба родителя (или единственный родитель) обучаются по очной форме в учреждениях среднего или высшего профессионального образования;
5) приемным семьям;
6) опекунским семьям - семьям, в которых ребенок (дети) переданы на воспитание под опеку (попечительство);
7) семьям, в которых родители (один из родителей) или ребенок являются инвалидами;
8) семьям военнослужащих срочной службы;
9) малоимущим семьям;
10) семьям коренных малочисленных народов Севера, ведущим кочевой образ жизни, - семьям, способ организации проживания которых характеризуется постоянными переездами вместе с жильем и имуществом по местам нахождения оленьих пастбищ.
4. Социальная защита и социальная поддержка семей обеспечиваются в виде:
1) установленных федеральным законодательством государственных пособий и выплат;
2) дополнительных пособий и выплат, установленных законодательством автономного округа;
3) предоставления льгот и преимуществ отдельным категориям семей и детей;
4) предоставления социальных услуг.
Статья 14. Поддержка в сфере образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма
1. Исполнительные органы государственной власти автономного округа в сфере социального развития, образования, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма:
1) оказывают поддержку учреждениям образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, работающим с семьей и детьми;
2) осуществляют грантовую, стипендиальную, премиальную и другие формы поддержки одаренных детей в области образования, культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма, в том числе:
а) установление именных стипендий губернатора автономного округа студентам и аспирантам образовательных учреждений среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения, в размере, установленном постановлением губернатора автономного округа;
б) установление стипендий за выдающиеся творческие и спортивные достижения учащимся общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, учащимся и студентам образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, обучающимся по очной форме обучения в размере, установленном постановлением губернатора автономного округа.
2. Порядок и условия предоставления поддержки в сфере образования, культуры и искусства, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма определяются нормативными правовыми актами автономного округа.
Статья 15. Социальное обслуживание семьи и детей
1. В автономном округе для организации социального обслуживания семьи и детей развиваются государственная система социальных служб автономного округа и негосударственные социальные службы.
2. В целях осуществления социальной адаптации и реабилитации нуждающихся в ней семей, женщин и детей, оказания комплексных социально-экономических, социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых услуг (в том числе - обслуживание на дому) исполнительными органами государственной власти автономного округа в сфере социального развития, образования, здравоохранения, некоммерческими организациями и объединениями создаются различного типа учреждения социального обслуживания населения.
3. Семья и ее члены имеют право на надомное социальное обслуживание и социальный патронаж социальными работниками этих учреждений.
Статья 16. Защита прав семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями
1. Дети с ограниченными возможностями имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества. С этой целью в автономном округе семье и ребенку гарантируется право выбора условий обучения, воспитания, реабилитации. Ребенок с ограниченными возможностями (при отсутствии медицинских противопоказаний) может посещать как общие, так и специальные воспитательные и образовательные учреждения (включая группы и классы).
2. Меры социальной поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, устанавливаются федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Глава 4. Материнство и отцовство
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 17. Право на материнство
1. Женщина вправе по своему усмотрению решать вопрос о материнстве. В автономном округе создаются необходимые условия по оказанию женщине специализированной помощи, направленной на благополучное течение беременности и нормальные роды ожидаемого ребенка.
2. Каждая женщина имеет право выбора места родов: государственное или муниципальное родовспомогательное учреждение, частную клинику.
3. В родовспомогательных учреждениях ребенок может находиться вместе с матерью, кроме случаев, когда это невозможно по состоянию здоровья матери или ребенка. Отец, с согласия матери, может присутствовать при рождении ребенка, если для этого созданы необходимые условия.
Статья 18. Право на отцовство
1. Мужчина обладает всеми правами и обязанностями по содержанию и воспитанию ребенка, отцом которого он является.
2. Спор об отцовстве доказывается в судебном порядке.
Глава 5. Детство. Защита прав и законных интересов детей
(глава утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Статья 19. Понятие детства
1. Детство - период жизни и развития человека с момента его рождения до восемнадцати лет (совершеннолетия), в течение которого ребенок наделяется законодательством обусловленными возрастом правами и обязанностями и особой правовой охраной.
2. Охрана детства обеспечивается автономным округом путем создания благоприятных социально-экономических и экологических условий для физического, нравственного и психического развития ребенка и осуществляется исходя из его интересов, приоритетности семейных форм воспитания, обеспеченности достаточного уровня жизни.
3. Права, предоставленные детям настоящим Законом, в равной степени принадлежат всем им, независимо от факта проживания в семье или в детском учреждении.
Статья 20. Гарантии и защита прав ребенка
1. В автономном округе гарантируются закрепленные Конвенцией ООН «О правах ребенка» право ребенка на жизнь и полноценное развитие, на неприкосновенность его личности, сохранение индивидуальности (включая гражданство, имя, семейные связи, пол, национальность, родной язык), честь и достоинство, свободу мысли, совести и религии, воспитание, образование, здоровье, отдых и досуг, другие личные имущественные и неимущественные права, независимо от происхождения, пола, национальности, социальной принадлежности, политических и иных убеждений.
2. Органы государственной власти автономного округа доводят через средства массовой информации, посредством социальной рекламы или иным способом, доступным до понимания ребенка, информацию о правах несовершеннолетних и способах их защиты.
3. Все виды государственной помощи семьям, имеющим детей, должны использоваться только на нужды детей. При передаче ребенка другим лицам или при помещении ребенка в детское учреждение на государственное или общественное обеспечение родители (законные представители) утрачивают право получения установленных выплат и мер социальной поддержки на детей. Выплата пособий, пенсий и иных выплат, назначенных ребенку, в том числе средств, взыскиваемых с родителей на его содержание, производится в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством автономного округа.
Статья 21. Защита прав ребенка на развитие и воспитание
1. Каждый ребенок имеет право на всестороннее развитие своей личности, воспитание, основанное на гуманистических нравственных принципах, на приоритете общечеловеческих ценностей.
2. Развитие и воспитание ребенка в семье признается приоритетной формой, наилучшим способом обеспечивающей интересы ребенка.
3. В автономном округе создаются условия для развития, самореализации ребенка в государственных, муниципальных и частных образовательных учреждениях.
4. В автономном округе гарантируется ребенку, оставшемуся без попечения родителей, семейная форма воспитания, а при невозможности устройства ребенка в семью определение его на воспитание в соответствующее детское учреждение.
Статья 22. Защита прав ребенка на образование
1. В автономном округе гарантируется право ребенка на образование. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях ребенку гарантируется получение бесплатного образования в пределах государственного образовательного стандарта, включающее в себя обязательное приобретение достаточного объема знаний, подготовку к самостоятельной жизни.
Повышение уровня образования, а также избрание негосударственных форм обучения осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) с учетом желания и способностей ребенка, а по достижении им четырнадцатилетнего возраста - по его инициативе с учетом мнения родителей (законных представителей).
2. Обучение ребенка производится квалифицированными специалистами: учителями, преподавателями, воспитателями, организаторами детского досуга, психологами, логопедами-дефектологами, социальными педагогами и другими педагогическими работниками.
3. Во всех типах образовательных учреждений автономного округа в интересах семьи и детей гарантировано осуществление единого воспитательно-образовательного процесса.
4. В образовательных учреждениях автономного округа процесс обучения и воспитания, а также регулирование поведения учащихся должны поддерживаться методами и мерами, исключающими унижение достоинства или оскорбление ребенка.
Статья 23. Защита прав ребенка на здоровье
1. Система здравоохранения автономного округа обеспечивает охрану здоровья, создание благоприятных условий для развития детей. В этих целях обеспечивается:
1) усиленное медицинское наблюдение за здоровьем новорожденных детей, детей в младенческом и раннем возрасте;
2) профилактика детских заболеваний;
3) бесплатная своевременная квалифицированная медицинская помощь;
4) развитие службы здравоохранения в образовательных учреждениях;
5) производство продуктов детского питания надлежащего качества в достаточном количестве и ассортименте;
6) широкая информация и пропаганда здорового образа жизни.
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа в сфере здравоохранения, образования, социального развития обязаны осуществлять систему комплексных мер, направленных на обеспечение естественного вскармливания детей первого года жизни, а также осуществлять целенаправленную пропаганду преимущества естественного вскармливания для матери и ребенка.
3. Для сохранения здоровья детей и подростков и профилактики заболеваний в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования производятся медицинские осмотры с последующим комплексным оздоровлением детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции.
4. В автономном округе создаются условия для экологической защиты детей, их медико-экологической реабилитации, принимаются меры к обеспечению их доброкачественным питанием, чистой питьевой водой.
5. Условия воспитания, обучения и содержания детей должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
6. За нарушение требований, указанных в части 5 настоящей статьи, администрации детских лечебных, образовательных и иных детских учреждений независимо от форм собственности и родители (законные представители) несут ответственность в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации или автономного округа.
7. Дети в возрасте до трех лет помещаются в стационарные медицинские учреждения без матери или другого члена семьи только с согласия родителей (законных представителей). При госпитализации детей старше трех лет в стационарные медицинские учреждения разрешается размещение, если этого требует состояние здоровья, вместе с матерью или другим членом семьи.
Статья 24. Защита прав детей с ограниченными возможностями
1. В автономном округе в целях социальной защиты, социальной поддержки и адаптации детей с ограниченными возможностями развивается сеть учебных, лечебных и реабилитационных учреждений для получения ими доступного по состоянию здоровья образования, профессионального обучения и воспитания.
2. При строительстве и оснащении учреждений социального назначения учитывается доступность зданий для маломобильных групп населения, в том числе детей с ограниченными возможностями.
3. Родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ограниченными возможностями, предоставляются гарантии и компенсации, направленные на улучшение условий жизни больного ребенка.
Статья 25. Защита прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
2. Дети, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую защиту и помощь.
Статья 26. Защита прав детей, проживающих в семьях коренных малочисленных народов Севера
1. Приоритетными направлениями деятельности исполнительных органов государственной власти по поддержке детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни, являются: поиск (поддержка развития) оптимальных форм обучения детей коренных малочисленных народов Севера (кочевых, семейных, стойбищных школ, интернатов с ведением видов традиционной хозяйственной деятельности и др.); обеспечение реализации их прав на получение образования и воспитания на родном языке, в традициях культуры и истории своего народа, приобщение детей к традиционным промыслам, национально-прикладному творчеству; обеспечение мер по обязательному получению детьми коренных малочисленных народов Севера основного общего образования. (с изм. от 08.10.2010 №97-ЗАО)
2. Исполнительные органы государственной власти автономного округа обеспечивают поддержку и развитие в округе интернатных учреждений, организующих воспитание детей по семейному типу (для детей коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни).
3. Дополнительные требования к содержанию детей в интернатных учреждениях, организующих воспитание детей по семейному типу, регулируют особенности условий содержания детей с учетом традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера: внедрение в учебно-воспитательный процесс этнопедагогики и этнопсихологии, обеспечение сохранения традиционного рациона питания.
Глава 6. Заключительные положения
Статья 27. Финансирование отдельных положений настоящего Закона (статья утр. силу от 25.12.2013 № 154-ЗАО)
Расходы на осуществление выплат, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона, финансируются за счет средств окружного бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством.
Статья 28. Порядок вступления в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона.
2. Пункты 4 и 5 части 1 статьи 7 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2007 года.
Губернатор Ямало-Ненецкого
автономного округа Ю.В.Неёлов
г. Салехард
29 ноября 2006 г.
№ 79-ЗАО
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | Газета "Красный Север" № с/в 90-91 от 08.12.2006 |
Рубрики правового классификатора: | 040.080.000 Охрана семьи, материнства, отцовства и детства, 040.000.000 Семья |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: