Основная информация

Дата опубликования: 30 апреля 2019г.
Номер документа: RU79000201900342
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Еврейская автономная область
Принявший орган: Законодательное Собрание Еврейской автономной области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЗаконОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

Еврейской автономной области

ЗАКОН

ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

от 30 апреля 2019 года №409-ОЗ

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА

В ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего закона

Настоящий закон определяет правовой статус, порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам ребенка в Еврейской автономной области (далее - область), его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Статья 2. Назначение на должность Уполномоченного по правам ребенка в области

1. Должность Уполномоченного по правам ребенка в области (далее - Уполномоченный) учреждается в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

2. Должность Уполномоченного является государственной должностью области.

3. Назначение на должность и досрочное прекращение полномочий Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном настоящим законом, по согласованию с Уполномоченным.

4. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Биробиджан.

Статья 3. Правовая основа деятельности Уполномоченного

Уполномоченный в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией и международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом области, настоящим законом  и иными нормативными правовыми актами области.

Статья 4. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение на территории области защиты прав и законных интересов детей в соответствии с законодательством Российской Федерации и области;

2) содействие формированию и эффективному функционированию на территории области системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами области, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти области, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и их должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей на территории области;

6) содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей на территории области;

7) взаимодействие с органами государственной власти области и местного самоуправления муниципальных образований области, общественными и иными организациями на территории области в сфере обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, в том числе участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 5. Статус Уполномоченного

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам, органам местного самоуправления муниципальных образований области и должностным лицам.

2. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие на территории области средства защиты прав и свобод ребенка, не отменяет и не влечет пересмотр компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 6. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные законом области от 28.03.2001 №265-ОЗ «О статусе и социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Еврейской автономной области».

3. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение 14 дней со дня назначения на должность.

Статья 7. Порядок внесения представлений для назначения на должность Уполномоченного

1. Предложение о кандидатуре на должность Уполномоченного вносится в Законодательное Собрание области губернатором области в письменном виде не ранее чем за 60 календарных дней и не позднее чем за 40 календарных дней до дня окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного или в течение 30 календарных дней со дня его досрочного освобождения от должности.

2. К обращению с предложением о кандидатуре на должность Уполномоченного прилагаются следующие документы:

1) письменное заявление кандидата о согласии на внесение его кандидатуры в Законодательное Собрание области и назначение на должность Уполномоченного;

2) копия паспорта гражданина Российской Федерации (иного документа, удостоверяющего личность);

3) обязательство о прекращении деятельности, не совместимой со статусом Уполномоченного, в случае его назначения;

4) анкета с биографическими сведениями о кандидате по утвержденной форме с цветной фотографией 4 x 6, а также автобиография с указанием обстоятельств о наличии (отсутствии): гражданства иностранного государства, вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели; осуществления преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) согласие на обработку персональных данных;

6) копия документа о высшем образовании кандидата, а по желанию кандидата также о дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, присвоении классного чина, квалификационного разряда, ученой степени, ученого звания, награждении государственными наградами и почетными званиями;

7) копия трудовой книжки, копии иных документов о трудовой и (или) общественной деятельности, подтверждающих опыт и навыки деятельности в области защиты прав и законных интересов детей, восстановления нарушенных прав и законных интересов детей, опыт правозащитной деятельности;

8) сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера за предшествующий налоговый период по формам, утвержденным действующим законодательством.

3. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного Законодательное Собрание области согласовывает ее с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка путем направления письма Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с приложением копий документов кандидата.

Указанное письмо направляется председателем Законодательного Собрания области не позднее 35 календарных дней до дня окончания срока полномочий Уполномоченного, а в случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности - не позднее 35 календарных дней со дня досрочного освобождения от должности.

Статья 8. Порядок назначения и освобождение от должности Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Законодательным Собранием области большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания области тайным голосованием.

Уполномоченный освобождается от должности Законодательным Собранием области большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания области.

2. Решение о назначении Уполномоченного оформляется постановлением Законодательного Собрания области.

3. Законодательное Собрание области принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока (досрочного прекращения) полномочий предыдущего Уполномоченного.

4. Документом, подтверждающим полномочия Уполномоченного, является удостоверение, выдаваемое Законодательным Собранием области после принесения Уполномоченным присяги. Удостоверение Уполномоченного подписывается председателем Законодательного Собрания области.

Положение об удостоверении Уполномоченного и его образец утверждаются Законодательным Собранием области.

Статья 9. Срок полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет.

Срок полномочий Уполномоченного начинается со дня принесения им присяги и прекращается со дня принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным, кроме случаев досрочного освобождения от должности в соответствии со статьей 10 настоящего закона.

2. Окончание срока полномочий депутатов Законодательного Собрания области, а также досрочное прекращение полномочий Законодательного Собрания области, назначившего на должность Уполномоченного, не влекут прекращение полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 10. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:

1) утраты им гражданства Российской Федерации;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

3) неспособности Уполномоченного по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности;

4) подачи Уполномоченным письменного заявления о сложении полномочий;

5) смерти Уполномоченного;

6) признания Уполномоченного недееспособным или ограниченно дееспособным на основании вступившего в законную силу решения суда;

7) признания Уполномоченного безвестно отсутствующим или объявления умершим на основании вступившего в законную силу решения суда;

8) его выезда за пределы области на постоянное место жительства;

9) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 131 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

10) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральными законами и настоящим законом.

2. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Законодательным Собранием области после консультаций с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 2, 5 - 8 части 1 настоящей статьи.

3. В целях проведения консультации председатель Законодательного Собрания области в течение 5 дней со дня появления оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного направляет Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка обращение с приложением документов, подтверждающих наличие оснований для досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

4. При досрочном прекращении полномочий Уполномоченного по основаниям, предусмотренным пунктами 9, 10 части 1 настоящей статьи, к обращению прилагаются:

1) письменное объяснение Уполномоченного по рассматриваемому вопросу;

2) копии документов, являющихся основаниями досрочного прекращения полномочий Уполномоченного, в том числе по результатам проведенных проверок;

3) другие документы, являющиеся основаниями досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

Статья11. Вступление в должность Уполномоченного

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: «Клянусь защищать права и свободы ребенка всеми средствами, предоставленными мне законом, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, быть беспристрастным, руководствоваться только законом и голосом совести».

2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания области непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 12. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории области;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в области;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти области, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти области, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории области;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти области, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти области и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять губернатору области мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти области в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя Уполномоченного, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством области;

9) на безотлагательный прием руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории области.

3. Органы государственной власти области, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение 15 дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 13. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет губернатору области, в Законодательное Собрание области и Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка ежегодный доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории области, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 14. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее - заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

3. Уполномоченный принимает к рассмотрению обращения, поданные не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

4. При получении обращения Уполномоченный вправе принять следующие решения:

1) принять обращение к рассмотрению;

2) дать заявителю разъяснения и указать средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать обращение государственному органу области, органу местного самоуправления муниципального образования области или должностному лицу, к компетенции которых относится решение жалобы по существу;

4) отказать в принятии обращения к рассмотрению. В случае отказа в принятии жалобы к рассмотрению Уполномоченный обязан указать причины отказа.

5. Уполномоченный отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции Уполномоченного, определенной настоящим законом.

6. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

7. Обращение, которое не входит в компетенцию Уполномоченного, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования области или должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение обращения по существу, с уведомлением заявителя о переадресации обращения.

8. При рассмотрении обращения Уполномоченный обязан предоставить возможность органам государственной власти области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, иным организациям и должностным лицам, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию.

9. Уполномоченный не может передавать обращение или поручать проверку обращения органам государственной власти области и органам местного самоуправления муниципальных образований области, иным организациям и должностным лицам, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

10. Уполномоченный проводит работу по обращению только в том случае, если у заявителя нет иных правовых средств защиты либо все иные правовые средства не дали результатов.

Статья 15. Обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Финансирование деятельности Уполномоченного является расходным обязательством областного бюджета.

2. Обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется аппаратом губернатора и правительства области.

Статья 16. Общественные помощники Уполномоченного

1. Уполномоченный вправе иметь по одному помощнику, работающему на общественных началах, в административно-территориальных единицах области.

2. Положение о помощниках Уполномоченного, работающих на общественных началах, утверждается Законодательным Собранием области.

3. Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдаются соответствующие удостоверения. Форма, порядок выдачи и возврата удостоверения помощника Уполномоченного утверждаются Законодательным Собранием области.

Статья 17. Органы, создаваемые при Уполномоченном

1. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц органов государственной власти области, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

2. Положения об общественных, консультативных и экспертных советах, их состав утверждаются Уполномоченным.

Решения общественных, консультативных и экспертных советов носят рекомендательный характер.

Статья 18. Ответственность за неисполнение требований настоящего закона

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влекут ответственность, установленную законом области «Об административных правонарушениях».

Статья 19. Вступление в силу настоящего закона

1. Настоящий закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего закона признать утратившими силу:

1) закон области от 23.12.2011 №05-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Еврейской автономной области»;

2) закон области от 09.06.2015 №733-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Еврейской автономной области»;

3) статью 1 закона области от 28.02.2019 №382-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Еврейской автономной области».

Губернатор области

А.Б. Левинталь

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 22.05.2019
Рубрики правового классификатора: 010.040.020 Государственная граница Российской Федерации (см. также 020.040.010, 160.030.020, 200.040.030), 010.060.020 Основные (конституционные) личные права и свободы, 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 010.110.000 Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать