Основная информация

Дата опубликования: 09 марта 2023г.
Номер документа: RU56000202300172
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Москва
Принявший орган: Министерство образования Оренбургской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Приказы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

09.03.2023 № 01-21/295

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДМЕТНЫХ КОМИССИЯХ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2023 ГОДУ

На основании Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 года № 189/1513, с учетом методических рекомендаций по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году (письмо Рособрнадзора от 1 февраля 2023 года № 04-31), приказываю:

Утвердить Положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году (далее – Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

Признать утратившим силу приказ министерства образования Оренбургской области от 15 марта 2022 года № 01-21/287 «Об утверждении Положения о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2022 году».

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Оренбургской области.

Приказ вступает в силу после размещения на Портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области (pravo.orb.ru) и на официальном сайте министерства образования Оренбургской области.

Министр

А.А. Пахомов

Приложение

к приказу министерства образования Оренбургской области

от 09.03.2023 № 01-21/295

Положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году Перечень условных обозначений и сокращений

ГЭК

Государственная экзаменационная комиссия

Оренбургской области по проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования

Порядок

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом, Министерства просвещения Российской Федерации
и Федеральной службы по надзору в сфере образования
и науки от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Министерством Российской Федерации 10.12.2018, регистрационный номер № 52953)

ГБУ РЦРО

Государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития образования Оренбургской области»

ГИА

Государственная итоговая аттестация
по образовательным программам основного общего образования

МОУО

Муниципальные органы, осуществляющие управление
в сфере образования

МО

Министерство образования Оренбургской области

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования
и науки

МППОИ

Муниципальный пункт первичной обработки информации

РЦОИ

Региональный центр обработки информации

КИМ

Контрольные измерительные материалы

ОГЭ

Основной государственный экзамен

ГВЭ

Государственный выпускной экзамен

Квалификационные испытания

Испытания для установления уровня квалификации члена (эксперта) предметной комиссии

ПК

Предметная комиссия Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования

ТПП

Территориальная предметная подкомиссия для проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам основного общего образования

Положение

Положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2023 году

Сеть «Интернет»

Информационно-телекоммуникационная сеть Интернет

ФИПИ

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»

ЭР

Экзаменационная работа

I. Введение

Настоящее положение о предметных комиссиях Оренбургской области для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным  программам основного общего образования в 2023 году (далее – Положение) разработано в соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 № 2085 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;

приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»;

методическими документами Рособрнадзора по вопросам организационного и технологического сопровождения ГИА;

нормативными правовыми актами и инструктивными документами министерства образования Оренбургской области по вопросам организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Оренбургской области.

II. Общие положения о деятельности предметных комиссий

Предметные комиссии формируются для проверки развернутых ответов участников экзаменов (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам в период организации и проведения основного государственного экзамена и государственного выпускного экзамена.

По решению МО в составе ПК создаются территориальные предметные подкомиссии, осуществляющие полномочия ПК на территории одного или нескольких муниципального образования.

Общее руководство и координацию деятельности ПК по соответствующим учебным предметам осуществляет ее председатель.

Кандидатуры председателей ПК представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК.

Председатель ПК (по согласованию с МОУО) направляет председателю ГЭК предложения по составу ПК.

Состав ПК формируется из персональных составов ТПП по соответствующим учебным предметам, включающих председателей ТПП, членов (экспертов) ТПП из числа работников соответствующего муниципалитета, утвержденных приказом МО.

Численные составы ТПП определяются исходя из количества участников, планирующих сдавать ГИА в текущем году по соответствующим учебным предметам, а также с учетом установленных сроков и нормативов проверки экзаменационных работ.

ТПП осуществляют проверку экзаменационных работ в изолированных помещениях, расположенных в муниципальных пунктах первичной обработки информации. Организация допуска в помещения для работы ПК обеспечивается через пропускной режим.

ТПП работают в помещениях, исключающих возможность доступа к ним посторонних лиц (за исключением сотрудников МППОИ, осуществляющих организационно-технологическое сопровождение работы ТПП) и несанкционированного распространения информации ограниченного доступа.

ПК по соответствующим учебным предметам прекращают свою деятельность с момента создания ПК по соответствующим учебным предметам для проведения ГИА в Оренбургской области в следующем году.

III. Порядок формирования ПК

Для работы в ПК члены (эксперты) должны соответствовать следующим требованиям:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы основного общего, среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ по соответствующему учебному предмету.

Кандидату в эксперты ПК необходимо иметь положительные результаты квалификационного испытания в текущем году.

Квалификационные испытания для определения статуса членов (экспертов) в Оренбургской области по каждому учебному предмету проводит государственное бюджетное учреждение «Региональный центр развития образования Оренбургской области» по итогам обучения на курсах повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Подготовка членов (экспертов) для работы в предметных комиссиях при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (по предметам образовательных программ основного общего образования).

Подготовка экспертов ПК проводится в соответствии с образовательными программами и использованием:

учебно-методических материалов  для подготовки экспертов ОГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ;

изображений ЭР развернутых ответов участников экзамена прошлых лет.

По результатам квалификационных испытаний, проводимых в форме зачета (оценивание экзаменационных работ), согласно показателям, присваивается статус «ведущий эксперт», «старший эксперт», «основной эксперт».

Показатель: доля заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта ПК не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

Значения показателя для присвоения статуса членам (экспертам)

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий

эксперт ПК

Старший

эксперт ПК

Основной эксперт ПК

Русский язык

Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология

История

10%

15%

20%

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

География

5%

7%

10%

Математика

1%

5%

7%

Показатель: доля позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.

Значения показателя для присвоения статуса членам (экспертам) ПК

Статус эксперта ПК

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт ПК

0

Старший эксперт ПК

0

Статусы членов (экспертов) ПК:

Ведущий эксперт – статус, присваиваемый председателю ПК, председателям ТПП, заместителям председателя ТПП (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), позволяющий:

осуществлять руководство подготовкой и (или) подготовку членов (экспертов) ПК на региональном уровне;

консультировать членов (экспертов) ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов;

осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;

устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляций (в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами);

осуществлять межрегиональную перекрестную перепроверку в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Старший эксперт – статус, позволяющий:

осуществлять первую, вторую, третью проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;

консультировать членов (экспертов) ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников экзаменов;

устанавливать правильность оценивания развернутого ответа апеллянта и присутствовать во время рассмотрения апелляций (в рамках рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами).

Основной эксперт – статус, позволяющий:

осуществлять первую, вторую проверки, перепроверку развернутых ответов участников экзаменов в составе ПК, в том числе и в рамках межрегиональной перекрестной проверки;

участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК, осуществляя первую и вторую проверки развернутых ответов участников экзаменов.

По результатам квалификационных испытаний составляется протокол.

Квалификационное испытание для присвоения статуса члену (эксперту) проводится ежегодно.

Члены (эксперты), не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

При формировании состава ПК исключается возможность возникновения конфликта интересов. Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лиц, привлекаемых к проведению ГИА, или их родственников, влияет или может повлиять на объективное исполнение возложенных на них обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью указанных лиц и законными интересами участников ГИА, их родителей (законных представителей), иных заинтересованных лиц, способное привести к причинению вреда их интересам.

IV. Организация проверки экзаменационных работ
участников ГИА и их оценивание

Проверка развернутых ответов (в том числе устных ответов) участников ГИА осуществляется ТПП по соответствующим учебным предметам.

Информационное и технологическое обеспечение работы ТПП, подготовку материалов для проведения проверки развернутых ответов участников ГИА осуществляют МППОИ.

МППОИ обеспечивает ТПП обезличенными копиями развернутых ответов участников ГИА.

Записи на контрольных измерительных материалах, текстах, темах, заданиях, билетах для проведения ГВЭ, а также листах бумаги для черновиков не обрабатываются и не проверяются.

При проверке устных ответов на задания ГВЭ ТПП обеспечиваются файлами с цифровой аудиозаписью устных ответов или протоколами устных ответов участников экзамена.

Распределение развернутых ответов ЭР участников ГИА между членами (экспертами), а также определение необходимости третьей проверки осуществляется автоматизировано с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и ФЦТ.

Развернутые ответы ЭР оцениваются двумя членами (экспертами) независимо друг от друга. Оба члена (эксперта), проверяющие одну работу, выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается по нескольким критериям) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом. Результаты каждого оценивания вносятся в протоколы проверки ТПП, подписываются членами (экспертами). После заполнения протоколы передаются в МППОИ для сканирования и дальнейшей обработки и передачи в РЦОИ. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя членами (экспертами), назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.

Председатель ТПП формирует список членов (экспертов) для третьей проверки из числа членов (экспертов) соответствующего муниципалитета. РЦОИ назначает третьего члена (эксперта) из числа экспертов ТПП, ранее не проверявших данную ЭР.

Третьему члену (эксперту) предоставляется информация о баллах, выставленных членами (экспертами), проверявшими ЭР ранее. Эксперт ТПП, назначенный на третью проверку, проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Баллы, выставленные третьим членом (экспертом), являются окончательными.

Членам (экспертам) запрещается:

иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, копировать и выносить из указанных помещений ЭР, критерии оценивания, протоколы проверки ЭР, а также разглашать информацию, содержащуюся в указанных материалах;

самостоятельно изменять рабочие места;

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться.

В случае установления факта нарушения членами (экспертами) указанных требований, недобросовестного выполнения возложенных на них обязанностей или использования статуса члена (эксперта) в личных целях председатель ГЭК принимает решение об исключении члена (эксперта) из состава ПК.

ЭР хранятся в местах, определенных МОУО, до 1 марта года, следующего за годом проведения экзамена, и по истечении указанного срока уничтожаются лицами, определенными МОУО.

По завершении проверки использованные членами (экспертами) материалы (за исключением протоколов проверки ЭР) уничтожаются лицом, определенным председателем ТПП.

По решению МО или ГЭК ПК осуществляет перепроверку отдельных ЭР.

V. Ответственность председателя ПК
(заместителя председателя в отсутствии председателя)

Председатель ПК (заместитель председателя в отсутствии председателя) обеспечивает:

соблюдение информационной безопасности;

качество и своевременность выполнения возложенных на него функций.

VI. Полномочия и функции председателя
(заместителя председателя в его отсутствие)

Председатель ПК (заместитель председателя в отсутствии председателя):

представляет председателю ГЭК предложения по составу ПК;

по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы ПК;

осуществляет консультирование членов (экспертов) по вопросам оценивания экзаменационных работ (в том числе устных ответов);

взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии;

дает указания председателю ТПП в рамках своих полномочий;

отстраняет по согласованию с ГЭК членов (экспертов) ТПП от участия в работе в следующих случаях:

утери подотчетных документов;

невыполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

принимает по согласованию с МОУО решения по организации работы ТПП, в случае возникновения форс-мажорных ситуаций и иных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению работы.

Председатель ПК (заместитель председателя в отсутствии председателя) по соответствующим учебным предметам:

совместно с ГБУ РЦРО осуществляет подготовку кандидатов в члены (экспертов) ТПП по соответствующим учебным предметам по оцениванию ЭР в соответствии с критериями оценивания ЭР, определяемых Рособрнадзором;

оказывает консультативную помощь председателям и членам (экспертам) ТПП, в том числе и дистанционно, при осуществлении оценивания ЭР участников ГИА.

VII. Компетенции ТПП

Проверка экзаменационных работ.

Подготовка и передача в МППОИ информации:

об обнаружении в требованиях и критериях оценивания экзаменационных работ некорректных формулировок, затрудняющих осуществление полномочий ТПП;

об обнаружении в КИМ некорректных заданий.

VIII. Функции и организация работы ТПП по соответствующему учебному предмету

ТПП в период проведения ГИА выполняет следующие функции: принимает к рассмотрению копии бланков ответов № 2 и дополнительных бланков ответов № 2 экзаменационных материалов, на которых оформлены ответы участников ОГЭ, ГВЭ на задания ЭР с развернутым ответом, с удаленными регистрационными полями участников ОГЭ;

осуществляет проверку ответов участников ОГЭ, ГВЭ на задания ЭР с развернутым ответом в соответствии с критериями оценивания, разработанными ФИПИ, по соответствующим предметам;

составляет и направляет в МППОИ протоколы результатов проверки ответов на задания с развернутым ответом.

Протоколы проверки ЭР хранятся в МППОИ. По окончании срока хранения осуществляется уничтожение протоколов проверки ЭР с оформлением соответствующего акта.

IX. Полномочия и функции председателя,

заместителя председателя и членов (экспертов) ТПП

Председатель ТПП:

обеспечивает координацию работы членов (экспертов) ТПП;

проводит инструктаж членов (экспертов) ТПП по порядку проведения проверки и оценивания экзаменационных работ;

обеспечивает соблюдение конфиденциальности и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при хранении и проверке экзаменационных работ, передаче протоколов результатов проверки экзаменационных работ в ГЭК;

информирует председателя ПК о ходе проверки экзаменационных работ при возникновении проблемных ситуаций, об обнаружении некорректных заданий в контрольных измерительных материалах;

незамедлительно информирует председателя ПК в письменной форме о случаях нарушения процедуры проверки экзаменационных работ и режима информационной безопасности, а также иных нарушениях в работе с документацией в деятельности ТПП;

готовит итоговый отчет о результатах работы ТПП на территории муниципального образования.

Заместитель председателя ТПП:

соблюдает требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение ГИА;

соблюдает конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

обеспечивает координацию работы членов (экспертов) ТПП;

согласует график работы с председателем ТПП;

осуществляет контроль за выполнением графика работы ТПП;

принимает участие в обсуждении итогового отчета о работе ТПП, вносит в него свои предложения;

выполняет обязанности председателя ТПП в случае его отсутствия.

Члены (эксперты) ТПП:

соблюдают требования законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих проведение ГИА;

получают разъяснения по вопросам, касающимся процедуры проверки экзаменационных работ, применения (использования) критериев оценивания выполнения экзаменационных работ, а также другие необходимые для работы материалы и документы;

обсуждают с председателем ТПП процедурные вопросы проверки экзаменационных работ;

объективно проверяют экзаменационные работы в соответствии с требованиями рекомендаций и инструкций организации-разработчика экзаменационных заданий и оценивают их, придерживаясь установленных критериев оценивания выполнения экзаменационных заданий;

соблюдают конфиденциальность и установленный порядок обеспечения информационной безопасности при проверке экзаменационных работ;

информируют председателя ТПП о проблемах, возникающих при проверке экзаменационных работ.

Члены (эксперты) ТПП привлекаются к ответственности за умышленное искажение результатов государственной итоговой аттестации, а также за нарушение установленного законодательством об образовании порядка государственной итоговой аттестации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 13.03.2023
Рубрики правового классификатора: 130.010.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать