Основная информация

Дата опубликования: 04 мая 1999г.
Номер документа: Р199902108
Текущая редакция: 17
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Федеральные законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р9902108Р0906204

Р199902108Р202008421

ОПУБЛИКОВАНО:

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 03.05.1999, N 18, СТ. 2222

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 13.05.1999, N 91, СТР. 4

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

04.05.99 N 96-ФЗ

ОБ ОХРАНЕ атмосферного воздуха. Мониторинг атмосферного воздуха

<Наименование дано в ред. Федерального закона  от 21 ноября 2011 N 331-ФЗ (изменения вступают  в силу с 1 января 2012 г.)>

Принят Государственной Думой

2 апреля 1999 года

Одобрен Советом Федерации

22 апреля 1999 года

<Изменение:

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701 (изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.),

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ; НГР:Р0501660 (изменения вступают с 11 августа 2005 г.),

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716,

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445 (изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.),

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ ;  НГР:Р0804853 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ; НГР:Р0906204(изменения вступают в силу с 30 января 2010 г.) ,

Федеральный закон от 19 июля 2011 N 248-ФЗ (изменения вступают в силу с 21 октября 2011 г.),

Федеральный закон от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.),

Федеральный закон от 21 ноября 2011 N 331-ФЗ (изменения вступают  в силу с 1 января 2012 г.),

Федеральный закон от 25 июня 2012 N 93-ФЗ ,

Федеральный закон от 23 июля 2013 N 226-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2014 г),

Федеральный закон от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федеральный закон от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федеральный закон от 13 июля 2015 N 233-ФЗ ,

Федеральный закон от 26 июля 2019 N 195-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 ноября 2019 г.) ,

Федеральный закон от 08 декабря 2020 N 429-ФЗ >

<См. также:

постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 182; НГР:Р0000966,

постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183; НГР:Р0000974,

постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 622; НГР:Р0003767,

распоряжение Правительства РФ от 7 мая 2001 г. N 641-Р; НГР:Р0100854,

Федеральный закон от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

<Преамбула дана в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;

загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека;

загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;

вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду;

трансграничное загрязнение атмосферного воздуха - загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса загрязняющих веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;

неблагоприятные метеорологические условия - метеорологические условия, способствующие накоплению загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха;

предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух - норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду;

предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух - норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и ото всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;

технологический норматив выброса - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для технологических процессов основных производств и оборудования, отнесенных к областям применения наилучших доступных технологий, с применением технологического показателя выброса;

предельно допустимая (критическая) нагрузка - показатель воздействия одного или нескольких загрязняющих веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую среду;

предельно допустимый выброс - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха;

временно разрешенный выброс - показатель объема или массы загрязняющего вещества, устанавливаемый для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников на период поэтапного достижения предельно допустимого выброса или технологического норматива выброса;

мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;

охрана атмосферного воздуха - система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

гигиенический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека;

экологический норматив качества атмосферного воздуха - критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую среду;

качество атмосферного воздуха - совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха;

технологический показатель выброса - показатель концентрации загрязняющего вещества, объема или массы выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу времени или единицу произведенной продукции (товара), характеризующий технологические процессы и оборудование;

технический норматив выброса - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ в расчете на единицу пробега транспортного средства или единицу произведенной работы двигателя передвижного источника;

источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух загрязняющие вещества;

стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника;

передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса;

установка очистки газа - сооружение, оборудование, аппаратура, используемые для очистки и (или) обезвреживания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

результаты проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха - обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях.

<В ред.

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., абзац 13 вступает в силу с 1 января 2019 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области

охраны атмосферного воздуха

1. Законодательство Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.

3. Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.

4. Отношения в области охраны атмосферного воздуха, возникающие при установлении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, регулируются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

<В ред. Федерального закона от 19 июля 2011 N 248-ФЗ (изменения вступают в силу с 21 октября 2011 г.)>

Глава II. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 3. Основные принципы государственного управления

в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха основывается на следующих принципах:

приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений;

обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды;

обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом;

обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.

<В ред.

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 4. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

формирование и проведение единой государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на территории Российской Федерации;

установление порядка разработки и утверждения гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух и других экологических нормативов в целях охраны атмосферного воздуха;

формирование единой нормативно-методической базы в области охраны атмосферного воздуха;

формирование и обеспечение реализации федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

установление порядка государственного учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него;

установление порядка разработки технических нормативов выбросов, утверждение технических нормативов выбросов, а также перечня объектов (кадастров), в отношении которых они разрабатываются;

установление порядка разработки и утверждения предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

установление порядка выдачи разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка использования сборов, полученных за выдачу разрешений на выбросы радиоактивных веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

установление порядка организации государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору;

организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения;

установление порядка ограничения, приостановления или прекращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и (или) вредных физических воздействий на атмосферный воздух, которые осуществляются с нарушением условий, предусмотренных разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух;

координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

определение величины уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сроков, в которые будет осуществлено такое уменьшение, в соответствии с федеральными целевыми программами охраны атмосферного воздуха и международными обязательствами Российской Федерации в данной области;

организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха;

осуществление иных полномочий в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

утверждение методик разработки (расчета) и установления нормативов предельно допустимых выбросов;

установление порядка разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

формирование и ведение перечней методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и методик (методов) измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

утверждение методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

определение правил проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию;

утверждение методик разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух;

утверждение методики определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

утверждение требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

утверждение порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе;

утверждение методических указаний по определению фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

<В редакции:

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716,

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.),

Федерального закона от 19 июля 2011 N 248-ФЗ (изменения вступают в силу с 21 октября 2011 г.),

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., абзац 10 вступает в силу с 1 января 2019 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

<Абзацы 6, 7, 11 и 14 утрачивают силу с 1 января 2019 г.: Федеральный закон от 21 июля 2014 N 219-ФЗ >

Статья 51. Передача осуществления полномочий федеральных органов

исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха органам

исполнительной власти субъектов Российской Федерации

<Введена Федеральным законом от 13 июля 2015 N 233-ФЗ >

Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов

Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся:

принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха;

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;

участие в организации и проведении государственного мониторинга атмосферного воздуха;

проведение мероприятий по защите населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;

осуществление в пределах своей компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;

информирование населения о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих мероприятий;

участие в проведении государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на соответствующей территории субъекта Российской Федерации;

право принятия и реализации региональных программ в области охраны атмосферного воздуха, в том числе в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, и стимулирования производства и применения экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей;

организация и осуществление государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;

введение ограничений на передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха и туризма, на особо охраняемых территориях в целях уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в результате организации и проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

установление целевых показателей объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории субъекта Российской Федерации и сроков их снижения.

<В редакции:

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716,

Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.),

Федерального закона от 25 июня 2012 N 93-ФЗ ,

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления

в области охраны атмосферного воздуха

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 8. Специально уполномоченный федеральный орган

исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха

<Настоящая статья утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 9. Программы охраны атмосферного воздуха и мероприятия по его охране

<Настоящая статья утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Статья 10. Финансирование программ охраны атмосферного

воздуха и мероприятий по его охране

<Настоящая статья утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Статья 11. Нормирование качества атмосферного воздуха

и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

1. В целях определения критериев безопасности и (или) безвредности воздействия химических, физических и биологических факторов на людей, растения и животных, особо охраняемые природные территории и объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий на него.

2. Гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые уровни физических воздействий на атмосферный воздух устанавливаются и пересматриваются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Нормативы выбросов загрязняющих веществ

в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

<В новой ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу  с 1 января 2019 г.)>

1. В целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются:

предельно допустимые выбросы;

предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

технологические нормативы выбросов;

технические нормативы выбросов.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

21. При определении предельно допустимых выбросов (за исключением выбросов радиоактивных веществ) применяются методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Методики разработки и установления нормативов предельно допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух утверждаются органом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

22. Программы для электронных вычислительных машин, используемые для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), подлежат экспертизе, которая проводится федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в целях признания соответствия указанных программ формулам и алгоритмам расчетов, включенным в утвержденные методы расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (за исключением выбросов радиоактивных веществ), проводится за счет средств правообладателя такой программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Экспертиза программы для электронных вычислительных машин, используемых для расчетов рассеивания выбросов радиоактивных веществ в атмосферном воздухе, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

23. Фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных государственного мониторинга атмосферного воздуха в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. При наличии сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального (промышленного) парка в отношении загрязняющих веществ, по которым не осуществляется государственный мониторинг атмосферного воздуха, фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха определяется на основании данных сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

3. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

4. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов.

5. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Статья 13. Государственная регистрация загрязняющих веществ и потенциально опасных веществ

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Федеральный   орган  исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно  с  другими федеральными    органами    исполнительной   власти   осуществляет организацию  регистрационных  испытаний   загрязняющих веществ  и  потенциально  опасных  веществ,  которые оказывают или могут оказывать  вредное  воздействие  на  человека  и  окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 14. Разрешение на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух

и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух

<В новой ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.)>

1. Выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ.

2. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Общие требования к хозяйственной и иной деятельности,

оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух

1. В целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.

<В ред. Федерального закона от 19 июля 2011 N 248-ФЗ (изменения вступают в силу с 21 октября 2011 г.)>

2. <Утрачивает силу с 21 октября 2011 г.: Федеральный закон от 19 июля 2011 N 248-ФЗ >

3. <Утрачивает силу с 21 октября 2011 г.: Федеральный закон от 19 июля 2011 N 248-ФЗ >

4. <Утрачивает силу с 21 октября 2011 г.: Федеральный закон от 19 июля 2011 N 248-ФЗ >

5. <Утрачивает силу с 21 октября 2011 г.: Федеральный закон от 19 июля 2011 N 248-ФЗ >

6. Органы исполнительной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха на соответствующей территории, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива и других энергоносителей.

<В редакции:

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716>

7. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.

<В ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

8. Действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

9. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.)>

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

10. Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах II категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, осуществляются на основании декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.)>

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

11. Для осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.)>

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании,

размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов

хозяйственной и иной деятельности

1. При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

2. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха, в том числе полученный по результатам проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, и прогноз изменения его качества при осуществлении указанной деятельности.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно - защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

4. В проектах строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, должны предусматриваться меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их обезвреживанию в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и другими федеральными органами исполнительной власти.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

5. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

6. При вводе в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должно обеспечиваться непревышение технологических нормативов выбросов и (или) предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

<В ред.

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

7. Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

8. Запрещаются проектирование, размещение и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя атмосферы, ухудшению здоровья людей, уничтожению генетического фонда растений и генетического фонда животных, наступлению необратимых последствий для людей и окружающей среды.

<В ред.

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 23 июля 2013 N 226-ФЗ >

Статья 161. Требования охраны атмосферного воздуха

при эксплуатации установок очистки газа

<Введена Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.)>

1. Эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 17. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при производстве

и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

1. Запрещаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание загрязняющих веществ в выбросах которых превышает установленные технические нормативы выбросов.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять меры по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств.

<В редакции:

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716,

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

3. <Утрачивает силу с 1 января 2005 г.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

4. Транспортные и иные передвижные средства, выбросы которых оказывают вредное воздействие на атмосферный воздух, подлежат регулярной проверке на соответствие таких выбросов техническим нормативам выбросов в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<В ред. Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445 (изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.)>

5. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут в пределах своей компетенции вводить ограничения на въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты, места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на указанных территориях.

<Введен  Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716>

Статья 18. Регулирование выбросов загрязняющих веществ

при хранении, захоронении, обезвреживании

и сжигании отходов производства и потребления

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

1. Хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

2. Юридические лица, отходы производства и потребления которых являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязаны обеспечивать своевременный вывоз таких отходов на специализированные места их хранения или захоронения, а также на другие объекты хозяйственной или иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья.

3. Места хранения и захоронения загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления должны быть согласованы с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 29 декабря 2014 N 458-ФЗ >

Статья 19. Мероприятия по защите населения при изменении состояния

атмосферного воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей

1. В городских и иных поселениях органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления организуют работы по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Порядок проведения указанных в пункте 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

3. При получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.

Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Информация о неблагоприятных метеорологических условиях представляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области охраны окружающей среды.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

4. При изменении состояния атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и при котором создается угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по защите населения в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 20. Трансграничное загрязнение атмосферного воздуха

В целях  уменьшения  трансграничного  загрязнения  атмосферного воздуха  источниками  выбросов  загрязняющих веществ, расположенными  на  территории  Российской  Федерации,  Российская Федерация  обеспечивает  проведение  мероприятий   по   уменьшению выбросов  загрязняющих веществ в атмосферный воздух,  а также осуществляет  иные  меры  в  соответствии  с  международными обязательствами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ВРЕДНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

НА АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ИХ ИСТОЧНИКОВ

Статья 21. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников

1. Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

<В ред.

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

Статья 22. Инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

<В новой ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.)>

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

3. Инвентаризация стационарных источников на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вводимых в эксплуатацию, проводится не позднее чем через два года после выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов. Корректировка данных инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменению состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обнаружения несоответствия между выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и данными последней инвентаризации, изменения требований к порядку проведения инвентаризации, а также в случаях, определенных правилами эксплуатации установок очистки газа.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

4. Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировка ее данных, документирование и хранение данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

5. Сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), и корректировки этой инвентаризации, используются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Статья 221. Проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха

<Введена Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

1. Для территории населенного пункта или его части, на которой расположены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и иные объекты, влияющие на качество атмосферного воздуха, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе организовать проведение сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха в случаях превышения гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха на территории населенного пункта или его части в целях сокращения или исключения выбросов загрязняющих веществ, а также в иных случаях для предотвращения такого превышения.

2. Правила проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, включая их актуализацию, методика определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

3. Сводные расчеты загрязнения атмосферного воздуха уточняются по результатам сопоставления с данными государственного мониторинга атмосферного воздуха. В случае выявления несоответствия результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха данным государственного мониторинга атмосферного воздуха орган государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает уточнение сведений, полученных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и представленных для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха. Уточнение результатов сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха осуществляется в соответствии с правилами проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Глава V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ

КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

<Наименование дано в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

Статья 23. Мониторинг атмосферного воздуха

1. В целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

2. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ; НГР:Р0802445 (изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.),

Федерального закона от 21 ноября 2011 N 331-ФЗ >

3. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.

<В ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701>

<См. также:

постановление Правительства РФ от 23 августа 2000 г. N 622; НГР:Р0003767>

Статья 24. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха

<В новой ред. Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

1. Под государственным надзором в области охраны атмосферного воздуха понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

2. Государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

3. Должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать объекты хозяйственной деятельности (в том числе объекты оборонного значения), на которых имеются источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на атмосферный воздух, проводить обследования используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

проверять соблюдение установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, работу установок очистки газа, средств контроля за такими выбросами, а также реализацию мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уровней физических воздействий на атмосферный воздух, которые включены в план мероприятий по охране окружающей среды, разработанный в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, и мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Федерального закона;

определять размеры вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха;

вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;

выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам в результате нарушений обязательных требований;

направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

<В ред.

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

31. Поступление информации о неблагоприятных метеорологических условиях в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Федерального закона является основанием для проведения в рамках государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха внеплановой выездной проверки осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

32. Внеплановая выездная проверка юридического лица, индивидуального предпринимателя в периоды неблагоприятных метеорологических условий проводится после извещения органов прокуратуры о проведении такой проверки. В этом случае согласование внеплановой проверки органом государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха с органами прокуратуры не требуется.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

33. В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, внеплановые выездные проверки в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся, за исключением случаев поступления в органы государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха обращения или заявления, содержащих сведения о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, животным, растениям, окружающей среде.

<Введен Федеральным законом от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

4. Органы государственного надзора могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

Статья 25. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха

1. Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.

<В ред. Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

<В ред. Федерального закона от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

3. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический надзор.

<В ред. 

Федерального закона от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ;  НГР:Р0505716,

Федерального закона от 25 июня 2012 N 93-ФЗ >

4. Стационарные источники на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, должны быть оснащены автоматическими средствами измерения и учета объема или массы выбросов загрязняющих веществ, концентрации этих веществ в таких выбросах, а также техническими средствами передачи информации об объеме или о массе таких выбросов в атмосферный воздух, о концентрации загрязняющих веществ в таких выбросах в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), создаваемый и используемый в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.)>

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

5. Требования к автоматическим средствам измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, а также к техническим средствам передачи информации об объеме или о массе таких выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения единства измерений.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.)>

6. Перечень стационарных источников и перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, а также технических средств передачи информации об объеме или о массе таких выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

<Введен Федеральным законом от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.)>

Статья 26. Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха

Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации об общественных объединениях.

<В ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

Статья 27. Права и обязанности государственных инспекторов  по охране природы,

осуществляющих контроль за охраной атмосферного воздуха

<Утратила силу: Федеральный закон от 18 июля 2011 N 242-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.)>

Глава VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ

АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 28. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух

<Наименование в ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

<В новой ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.)>

За выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

Глава VII. ПРАВА ГРАЖДАН, ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОБЩЕСТВЕННЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 29. Права граждан, юридических лиц и общественных

объединений в области охраны атмосферного воздуха

1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:

информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;

участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;

участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;

обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.

2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.

<В ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Обязанности граждан, юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники

<Наименование дано в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.)>

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;

согласовывать места строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти;

внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования;

обеспечивать соблюдение режима санитарно - защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйственной и иной деятельности на специализированные места складирования или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах, вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угрожать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей среде, в государственные органы надзора и контроля;

представлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации по его запросу сведения, полученные в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, и корректировки этой инвентаризации, на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха;

обеспечивать доступ органу государственной власти субъекта Российской Федерации на территорию объекта, который оказывает негативное воздействие на окружающую среду и на котором расположены источники выбросов, для уточнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации сведений, полученных в результате проведения инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предоставленных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне;

предоставлять в установленном порядке органам, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, своевременную, полную и достоверную информацию по вопросам охраны атмосферного воздуха;

соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

<В ред.

Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ; НГР:Р0403701,

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.),

Федерального закона от 21 июля 2014 N 219-ФЗ (изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.),

Федерального закона от 26 июля 2019 N 195-ФЗ >

2. Юридические лица при производстве и эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок и граждане при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств и установок должны обеспечивать для таких средств и установок непревышение установленных технических нормативов выбросов.

Глава VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 31. Ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 32. Возмещение вреда, причиненного здоровью, имуществу граждан,

имуществу юридических лиц и окружающей  природной

среде загрязнением атмосферного воздуха

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей  среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха.

<В ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ; НГР:Р0804874 (изменения вступают в силу с 11 января 2009 г.)>

Глава IX. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Статья 33. Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха

<В новой ред. Федерального закона от 08 декабря 2020 N 429-ФЗ >

1. Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с принципами, установленными международными договорами Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

3. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

Глава X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Признать утратившим силу Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1027).

3. Признать утратившим силу Постановление Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1982, N 29, ст. 1028).

4. Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент

Российской Федерации

Б.ЕЛЬЦИН

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 91 от 13.05.1999 Стр. 4, СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 18 от 03.05.1999
Рубрики правового классификатора: 090.000.000 Хозяйственная деятельность, 090.050.000 Градостроительство и архитектура, 090.050.050 Градостроительные нормативы. Градостроительная документация. Экспертиза, 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды, 110.010.000 Общие вопросы охраны окружающей природной среды (см. также 200.150.020), 110.010.030 Экологические права и обязанности граждан и юридических лиц, 110.010.070 Нормирование качества окружающей природной среды, 110.010.130 Охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности (см. также 160.040.090), 110.090.000 Охрана атмосферного воздуха (см. также 200.150.020), 110.090.010 Общие положения, 110.090.020 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха. Контроль за охраной атмосферного воздуха (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 110.090.030 Мониторинг за состоянием атмосферного воздуха. Служба слежения за состоянием атмосферы, 110.090.050 Охрана атмосферы от загрязнения, радиационного, теплового и иных вредных воздействий, 110.090.060 Разрешение споров. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать