В РФ в процессе устройства государственной системы было решено применить уже популярный на тот момент среди множества государств мира принцип разделения властей. Он предполагает, что государственная власть не сосредотачивается в одном месте (персона или организация, как в монархических системах), а распределяется среди нескольких политических институтов. Очень важно, что данные институты имеют независимые статусы и функционируют отдельно друг от друга. Каждый из них имеет собственные своды прав и обязанностей, свои сферы осуществления власти. 

Принцип разделения власти был создан столетия назад, складываясь одновременно в нескольких разных обществах. Основателями и официальными оформителями подхода считают Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Дидро и пр. деятелей. Они стремились создать модель государственной системы, способной противопоставить распространенной ранее монархии. Предполагалось, что рассредоточение государственной власти поможет внести в процесс ее осуществления гласности, справедливости, непредвзятости, тем самым обеспечив лучшее соблюдение прав граждан.

В нашей стране современная государственная система построена в строгом соответствии с принципом разделения властей. Поэтому в структуре современной властной “машины” РФ можно выделить 3 основных ветви:

  • законодательная (ведомства, входящие в эту группу, уполномочены создавать и корректировать действующие законы);
  • исполнительная (аппарат для эффективной реализации на практике решений законодателей по всей территории страны, во всех сферах жизни);
  • судебная (независимая система, призванная осуществлять надзор и контроль над работой первых 2 ветвей власти). 

Сегодняшняя российская власть, впрочем как и власть во многих других странах, имеет собственную отличительную особенность. Она заключается в том, что одновременно с разделением власти на 3 главных ветви в стране фактически выделяется и функционирует еще одна - четвертая. Ее функции на практике выполняет Президент, который, по сути, стоит вне означенного разделения. Его полномочия по сравнению с коллегами из многих стран более обширны. Они включают в себя компоненты из всех 3 ветвей власти. Таким образом, российский Президент несет функции посредника, координатора между 3 выделенными ветвями власти.

Материал подготовлен пресс-службой сайта Jurdocs.ru
Ссылка на первоисточник обязательна.

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать