Основная информация

Дата опубликования: 21 ноября 1996г.
Номер документа: Р199605470
Текущая редакция: 24
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
Раздел на сайте: Федеральное законодательство
Тип документа: Федеральные законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р9605470Р1003592

Р199605470

ОПУБЛИКОВАНО:

СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 25.11.1996, N 48, СТ. 5369

РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 28.11.1996, N 228

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

21.11.96 N 129-ФЗ

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Принят Государственной Думой

23 февраля 1996 года

Одобрен Советом Федерации

20 марта 1996 года

<Утрачивает силу с 1 января 2013 г.: Федеральный закон от 06 декабря 2011 N 402-ФЗ >

<Изменения:

Федеральный закон от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ; НГР:Р9803511,

Федеральный закон от 28 марта 2002г. N 32-ФЗ;НГР:Р0200632(изменения вступают в силу с 12 апреля 2002 г.),

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ; НГР:Р0206279 (изменения вступают в силу с 1 февраля 2003 г.),

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ; НГР:Р0206280 (изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.),

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ;  НГР:Р0300040 (изменения вступают в силу с 15 февраля 2003 г.),

Федеральный закон от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ; НГР:Р0302045 (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.),

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; НГР:Р0302431 (изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.),

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ; НГР:Р0603205 ,

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ; НГР:Р0905504 (изменения вступают в силу с 27 ноября 2009 г.),

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.),

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 209-ФЗ;  НГР:Р1003592,

Федеральный закон от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ (изменения вступают в силу с 30 сентября 2010 г.),

Федеральный закон от 28 ноября 2011 N 339-ФЗ >

<См. также:

Порядок, утв. приказом Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. N 2; НГР:В9701511,

Особенности публикации, утв. приказом Министерства финансов РФ от 21 февраля 1997 г. N 17; НГР:В9700457,

постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 835; НГР:Р9703030,

Положение, утв. приказом Министерства финансов РФ от 3 сентября 1997 г. N 65н; НГР:В9704373, НГР:В9704374,

письмо Министерства финансов РФ от 15 сентября 1997 г. N 16-00-17-56; НГР:В9703407,

приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ от 27 января 1998 г. N 6; НГР:В9800089,

постановление Государственного комитета РФ по статистике, Министерства финансов РФ от 29 мая 1998 г. N 57а, N 27н; НГР:В9801504,

письмо Министерства финансов РФ от 17 июня 1998 г. N 16-00-17-67; НГР:В9801381,

приказ Министерства финансов РФ от 20 июня 1998 г. N 33н; НГР:В9801858,

приказ Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 30 декабря 1998 г. N 222; НГР:В9804420,

приказ Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ от 8 февраля 1999 г. N 4; НГР:В9900178,

постановление Государственного комитета РФ по статистике от 24 марта 1999 г. N 20; НГР:В9901220,

письмо Министерства РФ по налогам и сборам от 27 августа 1999 г. N ВГ-6-16/685; НГР:В9902725,

указание Центрального Банка РФ от 12 июля 2000 г. N 821-У; НГР:В0001980,

приказ Министерства РФ по налогам и сборам от 10 декабря 2002 г. N БГ-3-32/705; НГР:В0203682,

приказ Государственного комитета РФ по статистике, Министерства финансов РФ от 14 ноября 2003 г. N 475/102н; НГР:В0303554>

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, ЕГО ОБЪЕКТЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

2. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

3. Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Статья 2. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

руководитель организации - руководитель исполнительного органа организации либо лицо, ответственное за ведение дел организации;

синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета;

аналитический учет - учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета;

план счетов бухгалтерского учета - систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета;

бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

СТАТЬЯ 3. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, устанавливающего единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации, других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Статья 4. СФЕРА ДЕЙСТВИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

1. Настоящий Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

<В ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ; НГР:Р0206279>

3. Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26\2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

<Введен Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 191-ФЗ; НГР:Р0206280>

4. Организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей вправе вести учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 262 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Организации, использующие право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Организации, использующие право, предусмотренное абзацем первым настоящего пункта, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Организации, указанные в абзаце первом настоящего пункта, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с законодательством Российской Федерации начиная с начала календарного года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций превысил один миллиард рублей.

<Введен Федеральным  законом  от 28 сентября 2010 г. N 243-ФЗ>

<В ред. Федерального  закона  от 28 ноября 2011 N 339-ФЗ (действие положений пункта 4 статьи 4 распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года) >

Статья 5. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.

2. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:

а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;

б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;

в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

<В ред. Федерального закона от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ; НГР:Р0302045 (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>

г) положения и стандарты, устанавливающие принципы, правила и способы ведения учета и отчетности для таможенных целей.

<Введен Федеральным законом от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ; НГР:Р0302045 (изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.)>

В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.

Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 187-ФЗ; НГР:Р0206279>

3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Статья 6. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственный операций несут руководители организаций.

2. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

б) ввести в штат должность бухгалтера;

в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

г) вести бухгалтерский учет лично.

3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.

При этом утверждаются:

рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственный операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

правила документооборота и технология обработки учетной информации;

порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

4. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.

Статья 7. ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР

1. Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

2. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

3. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

4. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И РЕГИСТРАЦИЯ

Статья 8. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

Статья 9. ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

<В ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ; НГР:Р0302431>

Статья 10. РЕГИСТРЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях.

2. Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

3. При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

4. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 11. ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Оценка имущества и обязательств производится организацией для их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном выражении.

Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования фактически произведенных расходов на его покупку; имущества полученного безвозмездно, - по рыночной стоимости на дату оприходования; имущества, произведенного в самой организации, - по стоимости его изготовления.

Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов производится независимо от результатов хозяйственной деятельности организации в отчетном периоде.

Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета.

2. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения операции.

Статья 12. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

1. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

2. Проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации организации;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений приходуется и отражается в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

<В ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетных и казенных учреждений списываются и отражаются в учете в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

ГЛАВА III. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

СТАТЬЯ 13. СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

1. Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность.

2. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности государственных (муниципальных) учреждений, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

г) аудиторского заключения или заключения ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов, подтверждающих достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту или обязательной ревизии;

<В ред.

Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 183-ФЗ; НГР:Р0603205 >

д) пояснительной записки.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов Российской Федерации.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается упрощенный состав годовой бухгалтерской отчетности в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.

<В ред.:

Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ; НГР:Р9803511,

Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

3. Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

4. Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности, сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.

5. Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации, ценрализованной бухгалтерии или специализированной организации либо бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

6. Бухгалтерская отчетность составляется, хранится и представляется пользователям бухгалтерской отчетности в установленной форме на бумажных носителях. При наличии технических возможностей и с согласия пользователей бухгалтерской отчетности, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, организация может представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<Введен Федеральным законом от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ; НГР:Р0200632>

<В ред. Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ; НГР:Р0905504 >

Статья 14. ОТЧЕТНЫЙ ГОД

1. Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно.

2. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.

Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

3. Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.

Статья 15. АДРЕСА И СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОЙ

ОТЧЕТНОСТИ

1. Все организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений представляют годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

2. Организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений, и общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую - в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность организации, за исключением бюджетных и казенных учреждений, должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами.

Годовая бухгалтерская отчетность бюджетного или казенного учреждения утверждается в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

<В ред.

Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ; НГР:Р9803511,

Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

3. Государственные (муниципальные) учреждения представляют месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

<В ред. Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ; НГР:Р1001811 (изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.)>

4. Общественные организации (объединения) и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и не имеющие кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), представляют бухгалтерскую отчетность только один раз в год по итогам отчетного года в упрощенном составе:

а) бухгалтерский баланс;

б) отчет о прибылях и убытках;

в) отчет о целевом использовании полученных средств

<Введен Федеральным законом от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ; НГР:Р9803511>

5. Бухгалтерская отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.

Пользователь бухгалтерской отчетности не вправе отказать в принятии бухгалтерской отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии бухгалтерской отчетности о принятии и дату ее представления. При получении бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь бухгалтерской отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.

Днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.

<В ред. Федерального закона от 28 марта 2002 г. N 32-ФЗ; НГР:Р0200632>

<Новая нумерация пункта дана в редакции Федерального закона от 23 июля 1998 г. N 123-ФЗ; НГР:Р9803511>

Статья 16. ПУБЛИЧНОСТЬ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Открытые акционерные общества, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июля года, следующего за отчетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных федеральными законами, иные организации обязаны публиковать квартальную бухгалтерскую отчетность.

Публичность бухгалтерской отчетности заключается в ее опубликовании в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространении среди них брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность, а также в ее передаче территориальным органам государственной статистики по месту регистрации организации для предоставления заинтересованным пользователям.

<В ред.

Федерального закона от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ;  НГР:Р0300040,

Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 209-ФЗ;  НГР:Р1003592>

Статья 17. ХРАНЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.

2. Рабочий план счетов бухгалтерского учета, другие документы учетной политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки данных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской отчетности в последний раз.

3. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации.

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Руководители организаций и другие лица, ответственные за организацию и ведение бухгалтерского учета, в случае уклонения от ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, искажения бухгалтерской отчетности и несоблюдения сроков ее представления и публикации привлекаются к административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 19. О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО

ЗАКОНА

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей ему.

Президент

Российской Федерации

Б.Ельцин

[введено:   03.12.96 оператор  НЦПИ - Куркина     Р.И.]

[проверено: 03.12.96 корректор НЦПИ – Протасевич  Е.В.]

[ТРТ:       07.04.97 юрист     НЦПИ - Артемьева    Л.В.]

[ТРТ:       14.07.97 юрист     НЦПИ - Артемьева   Л.В.]

[ТРТ:       28.08.97 юрист     НЦПИ - Артемьева   Л.В.]

[ТРТ:       17.11.97 юрист     НЦПИ - Артемьева   Л.В.]

[ТРТ:       25.03.98 юрист     НЦПИ - Жарова      М.К.]

[ТРТ:       07.08.98 юрист     НЦПИ – Артемьева    Л.В.]

[ТРТ:       11.08.98 юрист     НЦПИ - Ланина      О.Г.]

[ТРТ:       26.08.98 юрист     НЦПИ - Артемьева   Л.В.]

[ТРТ:       22.09.98 юрист     НЦПИ - Ланина      О.Г.]

[ТРТ:       25.02.99 юрист     НЦПИ - Ланина       О.Г.]

[ТРТ:       27.05.99 юрист     НЦПИ - Тонких       А.В.]

[ТРТ:       05.10.99 юрист     НЦПИ - Тонких      А.В.]

[ТРТ:     25.07.2000 юрист     НЦПИ - Ланина       О.Г.]

[ТРТ:     17.04.2002 юрист     НЦПИ - Жарова      М.К.]

[ТРТ:     21.01.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     23.01.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     30.01.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     04.02.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     09.06.2003 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     08.07.2003 юрист     НЦПИ - Жарова      М.К.]

[ТРТ:     05.01.2004 юрист     НЦПИ - Городничая   Н.Н.]

[ТРТ:     22.11.2006 юрист     НЦПИ - Фалюта       Л.А.]

[ТРТ:     10.12.2009 юрист     НЦПИ - Фалюта       Л.А.]

[ТРТ:     09.05.2010 юрист     НЦПИ - Беспалова   Н.С.]

[ТРТ:     06.08.2010 юрист     НЦПИ - Скворцова   М.В.]

[ТРТ:     15.11.2010 юрист     НЦПИ - Фадеева     Н.А.]

[ТРТ:     16.11.2010 юрист     НЦПИ – Давыденкова  С.С.]

[ТРТ:     19.12.2011 юрист     НЦПИ - Скворцова    М.В.]

[ТРТ:     27.12.2011 юрист     НЦПИ - Скворцова    М.В.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 228 от 28.11.1996, СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 48 от 25.11.1996
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.150.000 Бухгалтерский учет и финансовая отчетность, 080.150.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать