Основная информация
Дата опубликования: | 27 мая 2009г. |
Номер документа: | RU145263022009001 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Субъект РФ: | Республика Саха (Якутия) |
Принявший орган: | Наслежный Совет депутатов муниципального образования "Чыбагалахский национальный наслег" Момского района Республики Саха (Якутия) |
Раздел на сайте: | Уставы муниципальных образований |
Тип документа: | Муниципальный правовой акт |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Наслежный Совет муниципального образования «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия).
УТРАТИЛО СИЛУ - Уставом муниципального образования, принятого решением наслежного Совета от 12.11.2010 №23
РЕШЕНИЕ №1.
от 27.05.2009.
«О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования».
2009 год.
В соответствии с Федеральными законами от 25.11.2008 №222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления», от 25.12.2008 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в ред. Федерального закона от 07.05.2009 № 90-ФЗ, с учетом рекомендаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Наслежный Совет муниципального образования «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия)
РЕШИЛ:
1. Внести следующие изменения в устав муниципального образования:
1.1. Главу II переименовать текстом следующего содержания: «Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления»:
1.2. Пункт 27 части 1 статьи 5 исключить;
1.3. Часть 2 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:
«Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.»;
1.4. Статью 6.1 изложить в следующей редакции:
«1. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия)»;
1.5. Пункт 15 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с федеральным законодательством, но не может быть менее 25 подписей.
Сбор подписей участников местного референдума может осуществляться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия), со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Подписные листы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) передаются представителем инициативной группы в комиссию местного референдума»;
1.6. Пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
«Муниципальные выборы назначаются наслежным Советом в сроки, предусмотренные настоящей статьей. Назначение муниципальных выборов иным уполномоченным органом возможно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством»;
1.7. Статью 11 изложить в следующей редакции:
«1. Депутат, не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, нарушающий Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Саха (Якутия), настоящий Устав, может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа.
2. Отзыв главы наслега, депутата наслежного Совета осуществляется в связи с совершением действий или бездействием, влекущих утрату доверия населения к нему, в случаях:
1) нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия), настоящего Устава и иных нормативных правовых актов сельского поселения;
2) неисполнение полномочий по занимаемой должности.
Основаниями для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. Для организации отзыва депутата создается инициативная группа избирателей соответствующего округа в количестве не менее 10 человек.
Инициативной группой в поддержку начала процедуры отзыва должно быть собрано не менее 2% подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Мотивированное заявление о причинах отзыва депутата передается инициативной группой в наслежный Совет. Заявление рассматривается наслежным Советом, и по итогам обсуждения принимается решение квалифицированным большинством о проведении в округе голосования избирателей по отзыву депутата либо отклонению заявления об отзыве.
Отзываемое лицо должно быть информировано наслежным Советом о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве, предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва.
4. Отзыв главы наслега осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
5. Голосование по отзыву главы наслега, депутата наслежного Совета проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Саха (Якутия) для проведения местного референдума.
6. Депутат наслежного Совета, глава наслега считается отозванным и его полномочия прекращаются, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
7. Итоги голосования по отзыву главы наслега, депутата наслежного Совета, и принятые решения подлежат официальному обнародованию»;
1.8. Статью 12 переименовать текстом следующего содержания:
«Учет мнения населения при изменении границ сельского поселения, преобразовании сельского поселения»;
1.9. Статью 21 дополнить частью 4 следующего содержания:
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4.1. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях в порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74 Федерального закона от 07.05.2009 № 90-ФЗ.
1.10. Пункт 5 части 1 статьи 24 изложить в следующей редакции: «Установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»;
1.11. Часть 1 статьи 24 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
11. Наслежный Совет заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
1.12. Статью 29 изложить в следующей редакции:
«1. Глава наслега является высшим должностным лицом сельского поселения. Глава наслега наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава наслега избирается на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, в соответствии с законом Республики Саха(Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия).
3. Главой наслега может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 21 года, обладающий избирательным правом.
4. Глава наслега избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающим избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Полномочия главы наслега начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы наслега.
5. Глава наслега входит в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и является его председателем.
6. Глава наслега является главой наслежной администрации.
7. Глава наслега в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, нормативными правовыми актами наслежного Совета издает постановления и распоряжения.
8. Ограничения, связанные с осуществлением главой наслега своих полномочий устанавливаются федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Саха (Якутия).
9. Гарантии прав главы наслега при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы наслега, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливается федеральными законами.
Глава наслега не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда главой наслега были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Глава наслега в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и наслежному Совету.
11. В случае отсутствия главы наслега или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также временно в случае досрочного прекращения им своих полномочий, его полномочия осуществляет главный специалист администрации»;
1.13. Часть 1 статьи 30 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
15) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
1.14. Статью 30 дополнить частью 3 следующего содержания:
3. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
1.15. Часть 1 статьи 31 дополнить пунктом 12 следующего содержания: 12) Удаления в отставку.
1.16. Пункт 9 части 1 статьи 33 изложить в следующей редакции:
«От имени муниципального образования осуществляет муниципальные заимствования»;
1.17. В статье 34 цифру 3 части 2 заменить на цифру 2, после слова «Республики Саха (Якутия) добавить слова «настоящим Уставом»;
1.18. Дополнить статьей 34.1. следующего содержания:
Статья 34.1. Удаление главы муниципального образования в отставку. 1. наслежный Совет в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов наслежного Совета или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2.Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных 2 и 3 части 1 статьи 75 № 131-ФЗ;
2) Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3). Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования наслежным Советом по результатам его ежегодного отчета перед наслежным Советом, данная два раза подряд.
3. Инициатива депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов наслежного Совета, оформляется в виде обращения, которое вносится в наслежный Совет. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня следующего за днем внесения указанного обращения в наслежный Совет.
4. Рассмотрение инициативы депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в наслежный Совет вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в наслежный Совет.
7. Рассмотрение инициативы депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется наслежным Советом в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
9. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем наслежного Совета.
10. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав наслежного Совета входит в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании наслежного Совета
11. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя наслежного Совета, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании наслежного Совета.
12. В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании наслежного Совета, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата наслежного Совета уполномоченного на это наслежным Советом.
13. При рассмотрении и принятии наслежным Советом решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть в отставку должны быть обеспечены:
13.1. заблаговременно получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения наслежного Совета об удалении его в отставку;
13.2. предоставление ему возможности дать депутатам наслежного Совета объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
14. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением наслежного Совета об удалении в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
15. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением наслежного Совета.
16. В случае, если инициатива депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена наслежным Советом, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение наслежного Совета не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания наслежного Совета, на котором рассматривался указанный вопрос.
1.19. Статью 36 изложить в следующей редакции:
«Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления»;
1.20. Статьи 37, 38, 39, 40, 41, и 42 исключить;
1.21. Часть 2 статьи 43 дополнить абзацем следующего содержания: «- постановления и распоряжения наслежной администрации»;
1.22. В части 2 статьи 44 после слов «публичные слушания» добавить слова: «кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами»;
1.23. В части 1 статьи 45 слово «гражданами» заменить «жителями»;
1.24. Часть 4 статьи 46 изложить в следующей редакции:
« 4. Нормативный правовой акт, принятый наслежным Советом, подлежит подписанию и обнародованию главой наслега.
Подписание главой наслега нормативного правового акта, принятого наслежным Советом осуществляется посредством подписания акта и скрепления подписи главы наслега печатью наслежного Совета»;
1.25. Статью 47 изложить в следующей редакции:
«Статья 47. Муниципальные правовые акты главы наслега и наслежной
администрации»
1. Глава наслега как глава наслежной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами наслежного Совета, издает постановления наслежной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), а также распоряжения наслежной администрации по вопросам организации работы наслежной администрации.
По иным вопросам глава наслега в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами наслежного Совета, издает постановления и распоряжения.
2. Муниципальные правовые акты главы наслега, наслежной администрации вступают в силу со дня их подписания, если действующим законодательством или в самом акте не предусмотрено иное.
3. Муниципальные нормативные правовые акты главы наслега, наслежной администрации затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования.
1.26. Статью 50 изложить в следующей редакции:
«Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия)»;
1.27. Часть 3 статьи 54 изложить в следующей редакции:
«3. Наслежный Совет устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности»;
1.28. Часть 4 статьи 56 изложить в следующей редакции:
«4. Органы местного самоуправления от имени сельского поселения субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом»;
1.29. Статью 56 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»;
1.30. Пункт 5 части 1 статьи 59 изложить в следующей редакции:
«5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и другие безвозмездные поступления;»;
1.31. Абзац 1 части 1 статьи 60 изложить в следующей редакции:
«1. Расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации»;
1.32. Статью 65 изложить в следующей редакции:
«1. Муниципальное образование вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Предельный объем заимствований муниципального образования в текущем финансовом году с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств местного бюджета.
2. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает наслежная администрация, осуществляющая указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом муниципального образования.
3. Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливаются наслежным Советом в соответствии с верхним пределом муниципального долга, установленным решением наслежного Совета о местном бюджете.
4. В соответствии с федеральным законодательством процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, включает следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
5. Кредиты муниципальному образованию от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства, предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации.».
2. Пункт 1 настоящего решения вступает в силу после официального
обнародования (либо опубликования) после его государственной регистрации.
3. Главе муниципального образования в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» обеспечить в 15-дневный срок направление настоящего решения в регистрирующий орган для государственной регистрации.
4. После официального обнародования (либо опубликования) настоящего решения после государственной регистрации:
- главе наслега в течение 10 дней направить сведения о дате и об источнике официального обнародования (либо опубликования) решения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);
- в установленном порядке направить решение в Департамент по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), для внесения его в Регистр муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Глава МО «Чыбагалахский национальный наслег»
Черов Ю.П.
Наслежный Совет муниципального образования «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия).
УТРАТИЛО СИЛУ - Уставом муниципального образования, принятого решением наслежного Совета от 12.11.2010 №23
РЕШЕНИЕ №1.
от 27.05.2009.
«О внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования».
2009 год.
В соответствии с Федеральными законами от 25.11.2008 №222-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации местного самоуправления», от 25.12.2008 №281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 06.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в ред. Федерального закона от 07.05.2009 № 90-ФЗ, с учетом рекомендаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Наслежный Совет муниципального образования «Чыбагалахский национальный наслег» Момского района Республики Саха (Якутия)
РЕШИЛ:
1. Внести следующие изменения в устав муниципального образования:
1.1. Главу II переименовать текстом следующего содержания: «Вопросы ведения и полномочия органов местного самоуправления»:
1.2. Пункт 27 части 1 статьи 5 исключить;
1.3. Часть 2 статьи 5 дополнить абзацем следующего содержания:
«Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.»;
1.4. Статью 6.1 изложить в следующей редакции:
«1. Органы местного самоуправления муниципального образования вправе решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местного бюджета (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Саха (Якутия)»;
1.5. Пункт 15 статьи 9 изложить в следующей редакции:
«Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых составляет 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с федеральным законодательством, но не может быть менее 25 подписей.
Сбор подписей участников местного референдума может осуществляться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия), со дня, следующего за днем регистрации инициативной группы по проведению местного референдума.
Подписные листы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и законодательством Республики Саха (Якутия) передаются представителем инициативной группы в комиссию местного референдума»;
1.6. Пункт 2 статьи 10 изложить в следующей редакции:
«Муниципальные выборы назначаются наслежным Советом в сроки, предусмотренные настоящей статьей. Назначение муниципальных выборов иным уполномоченным органом возможно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством»;
1.7. Статью 11 изложить в следующей редакции:
«1. Депутат, не выполняющий или ненадлежащим образом выполняющий свои обязанности, нарушающий Конституцию и законы Российской Федерации, Конституцию и законы Республики Саха (Якутия), настоящий Устав, может быть отозван избирателями соответствующего избирательного округа.
2. Отзыв главы наслега, депутата наслежного Совета осуществляется в связи с совершением действий или бездействием, влекущих утрату доверия населения к нему, в случаях:
1) нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Саха (Якутия), законов Республики Саха (Якутия), настоящего Устава и иных нормативных правовых актов сельского поселения;
2) неисполнение полномочий по занимаемой должности.
Основаниями для отзыва выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только конкретные противоправные решения или действия (бездействия) в случае их подтверждения в судебном порядке.
3. Для организации отзыва депутата создается инициативная группа избирателей соответствующего округа в количестве не менее 10 человек.
Инициативной группой в поддержку начала процедуры отзыва должно быть собрано не менее 2% подписей от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
Мотивированное заявление о причинах отзыва депутата передается инициативной группой в наслежный Совет. Заявление рассматривается наслежным Советом, и по итогам обсуждения принимается решение квалифицированным большинством о проведении в округе голосования избирателей по отзыву депутата либо отклонению заявления об отзыве.
Отзываемое лицо должно быть информировано наслежным Советом о времени и месте рассмотрения вопроса об отзыве, предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для отзыва.
4. Отзыв главы наслега осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
5. Голосование по отзыву главы наслега, депутата наслежного Совета проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и законом Республики Саха (Якутия) для проведения местного референдума.
6. Депутат наслежного Совета, глава наслега считается отозванным и его полномочия прекращаются, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе).
7. Итоги голосования по отзыву главы наслега, депутата наслежного Совета, и принятые решения подлежат официальному обнародованию»;
1.8. Статью 12 переименовать текстом следующего содержания:
«Учет мнения населения при изменении границ сельского поселения, преобразовании сельского поселения»;
1.9. Статью 21 дополнить частью 4 следующего содержания:
4. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
4.1. Участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность в освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях в порядке, установленных частями 5 и 11 статьи 37 и статьей 74 Федерального закона от 07.05.2009 № 90-ФЗ.
1.10. Пункт 5 части 1 статьи 24 изложить в следующей редакции: «Установление порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности»;
1.11. Часть 1 статьи 24 дополнить пунктами 10 и 11 следующего содержания:
10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
11. Наслежный Совет заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
1.12. Статью 29 изложить в следующей редакции:
«1. Глава наслега является высшим должностным лицом сельского поселения. Глава наслега наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
2. Глава наслега избирается на основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства, в соответствии с законом Республики Саха(Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия).
3. Главой наслега может быть избран гражданин, достигший на день голосования возраста 21 года, обладающий избирательным правом.
4. Глава наслега избирается гражданами, проживающими на территории сельского поселения и обладающим избирательным правом, на основании всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
Полномочия главы наслега начинаются со дня вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы наслега.
5. Глава наслега входит в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и является его председателем.
6. Глава наслега является главой наслежной администрации.
7. Глава наслега в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом, законами Республики Саха (Якутия), настоящим Уставом, нормативными правовыми актами наслежного Совета издает постановления и распоряжения.
8. Ограничения, связанные с осуществлением главой наслега своих полномочий устанавливаются федеральным законодательством, а также принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Саха (Якутия).
9. Гарантии прав главы наслега при привлечении его к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении главы наслега, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливается федеральными законами.
Глава наслега не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда главой наслега были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
10. Глава наслега в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и наслежному Совету.
11. В случае отсутствия главы наслега или невозможности исполнения им должностных обязанностей, а также временно в случае досрочного прекращения им своих полномочий, его полномочия осуществляет главный специалист администрации»;
1.13. Часть 1 статьи 30 дополнить пунктом 15 следующего содержания:
15) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
1.14. Статью 30 дополнить частью 3 следующего содержания:
3. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
1.15. Часть 1 статьи 31 дополнить пунктом 12 следующего содержания: 12) Удаления в отставку.
1.16. Пункт 9 части 1 статьи 33 изложить в следующей редакции:
«От имени муниципального образования осуществляет муниципальные заимствования»;
1.17. В статье 34 цифру 3 части 2 заменить на цифру 2, после слова «Республики Саха (Якутия) добавить слова «настоящим Уставом»;
1.18. Дополнить статьей 34.1. следующего содержания:
Статья 34.1. Удаление главы муниципального образования в отставку. 1. наслежный Совет в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов наслежного Совета или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
2.Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются:
1) Решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных 2 и 3 части 1 статьи 75 № 131-ФЗ;
2) Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3). Неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования наслежным Советом по результатам его ежегодного отчета перед наслежным Советом, данная два раза подряд.
3. Инициатива депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку, выдвинутая не менее чем одной третью от установленной численности депутатов наслежного Совета, оформляется в виде обращения, которое вносится в наслежный Совет. Указанное обращение вносится вместе с проектом решения наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) уведомляются не позднее дня следующего за днем внесения указанного обращения в наслежный Совет.
4. Рассмотрение инициативы депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
5. В случае, если при рассмотрении инициативы депутатов наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку предполагается рассмотрение вопросов, касающихся обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, и (или) решений, действий (бездействия) главы муниципального образования, повлекших (повлекшего) наступление последствий, решение об удалении главы муниципального образования в отставку может быть принято только при согласии высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
6. Инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку оформляется в виде обращения, которое вносится в наслежный Совет вместе с проектом соответствующего решения представительного органа муниципального образования. О выдвижении данной инициативы глава муниципального образования уведомляется не позднее дня, следующего за днем внесения указанного обращения в наслежный Совет.
7. Рассмотрение инициативы депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется наслежным Советом в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
8. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
9. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается председателем наслежного Совета.
10. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав наслежного Совета входит в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании наслежного Совета
11. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования глава сельского поселения возглавляет исполнительно-распорядительный орган и исполняет полномочия председателя наслежного Совета, решение об удалении главы муниципального образования в отставку подписывается депутатом, председательствующим на заседании наслежного Совета.
12. В случае, если глава муниципального образования, входящий в состав наслежного Совета с правом решающего голоса и исполняющий полномочия его председателя, присутствует на заседании наслежного Совета, на котором рассматривается вопрос об удалении его в отставку, указанное заседание проходит под председательством депутата наслежного Совета уполномоченного на это наслежным Советом.
13. При рассмотрении и принятии наслежным Советом решения об удалении главы муниципального образования в отставку должны быть в отставку должны быть обеспечены:
13.1. заблаговременно получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и с проектом решения наслежного Совета об удалении его в отставку;
13.2. предоставление ему возможности дать депутатам наслежного Совета объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
14. В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением наслежного Совета об удалении в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.
15. Решение наслежного Совета об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением наслежного Совета.
16. В случае, если инициатива депутатов наслежного Совета или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку отклонена наслежным Советом, вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку может быть вынесен на повторное рассмотрение наслежного Совета не ранее чем через два месяца со дня проведения заседания наслежного Совета, на котором рассматривался указанный вопрос.
1.19. Статью 36 изложить в следующей редакции:
«Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним законами Республики Саха (Якутия), муниципальными правовыми актами, принимаемыми органами местного самоуправления»;
1.20. Статьи 37, 38, 39, 40, 41, и 42 исключить;
1.21. Часть 2 статьи 43 дополнить абзацем следующего содержания: «- постановления и распоряжения наслежной администрации»;
1.22. В части 2 статьи 44 после слов «публичные слушания» добавить слова: «кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами»;
1.23. В части 1 статьи 45 слово «гражданами» заменить «жителями»;
1.24. Часть 4 статьи 46 изложить в следующей редакции:
« 4. Нормативный правовой акт, принятый наслежным Советом, подлежит подписанию и обнародованию главой наслега.
Подписание главой наслега нормативного правового акта, принятого наслежным Советом осуществляется посредством подписания акта и скрепления подписи главы наслега печатью наслежного Совета»;
1.25. Статью 47 изложить в следующей редакции:
«Статья 47. Муниципальные правовые акты главы наслега и наслежной
администрации»
1. Глава наслега как глава наслежной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами наслежного Совета, издает постановления наслежной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), а также распоряжения наслежной администрации по вопросам организации работы наслежной администрации.
По иным вопросам глава наслега в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Саха (Якутия), уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами наслежного Совета, издает постановления и распоряжения.
2. Муниципальные правовые акты главы наслега, наслежной администрации вступают в силу со дня их подписания, если действующим законодательством или в самом акте не предусмотрено иное.
3. Муниципальные нормативные правовые акты главы наслега, наслежной администрации затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального обнародования.
1.26. Статью 50 изложить в следующей редакции:
«Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Республики Саха (Якутия), - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Республики Саха (Якутия)»;
1.27. Часть 3 статьи 54 изложить в следующей редакции:
«3. Наслежный Совет устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, ставки арендной платы, предоставляет льготы по использованию объектов муниципальной собственности»;
1.28. Часть 4 статьи 56 изложить в следующей редакции:
«4. Органы местного самоуправления от имени сельского поселения субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом»;
1.29. Статью 56 дополнить частью 5 следующего содержания:
«5. Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти»;
1.30. Пункт 5 части 1 статьи 59 изложить в следующей редакции:
«5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и другие безвозмездные поступления;»;
1.31. Абзац 1 части 1 статьи 60 изложить в следующей редакции:
«1. Расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации»;
1.32. Статью 65 изложить в следующей редакции:
«1. Муниципальное образование вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации под муниципальными заимствованиями понимаются муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства.
Предельный объем заимствований муниципального образования в текущем финансовом году с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств местного бюджета.
2. Эмитентом ценных бумаг муниципального образования выступает наслежная администрация, осуществляющая указанные функции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и настоящим Уставом муниципального образования.
3. Предельные объемы выпуска муниципальных ценных бумаг по номинальной стоимости на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливаются наслежным Советом в соответствии с верхним пределом муниципального долга, установленным решением наслежного Совета о местном бюджете.
4. В соответствии с федеральным законодательством процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, включает следующие этапы:
1) принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
2) утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
3) государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
4) размещение эмиссионных ценных бумаг;
5) представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
5. Кредиты муниципальному образованию от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства, предоставляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации.».
2. Пункт 1 настоящего решения вступает в силу после официального
обнародования (либо опубликования) после его государственной регистрации.
3. Главе муниципального образования в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 №97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» обеспечить в 15-дневный срок направление настоящего решения в регистрирующий орган для государственной регистрации.
4. После официального обнародования (либо опубликования) настоящего решения после государственной регистрации:
- главе наслега в течение 10 дней направить сведения о дате и об источнике официального обнародования (либо опубликования) решения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия);
- в установленном порядке направить решение в Департамент по государственно-правовым вопросам Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), для внесения его в Регистр муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).
Глава МО «Чыбагалахский национальный наслег»
Черов Ю.П.
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | стенд "Официальная информация" в административном здании от 15.07.2009 |
Рубрики правового классификатора: | 010.150.020 Устав муниципального образования |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: