Основная информация
Дата опубликования: | 30 августа 1991г. |
Номер документа: | С9100705 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР |
Раздел на сайте: | Законодательство СССР и РСФСР |
Тип документа: | Постановления |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
&С9100705
&С9100705
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 30 августа 1991 г. N
2374-I.
Москва, Кремль
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОПЫТОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
Верховный Совет СССР,
рассмотрев и проанализировав обстоятельства, сделавшие возможным подготовку и
осуществление государственного переворота 18 - 21 августа 1991 года, считает
необходимым принять ряд первоочередных мер в области решения правовых,
военно-политических, экономических проблем, делающих невозможным повторение
подобных обстоятельств и способствующих преодолению последствий переворота.
Осуществление
государственного переворота стало возможным из-за сохранения основ
командно-административной системы управления государством и народным
хозяйством, отсутствия необходимых сдержек и противовесов исполнительным
властям со стороны законодательной и судебной властей, традиционного
монополизма органов государственной безопасности, а также в связи с
несовершенством законодательства, недостаточной регламентацией деятельности
высших органов государственной власти и управления. Способствовал созданию
благоприятных условий для осуществления переворота и подход Президента СССР к
формированию круга своих ближайших помощников и высшего государственного
руководства страны из числа идейных противников проводимого им курса, членов
руководящих органов КПСС.
Провал
государственного переворота показал необратимый характер изменений, к которому
привели демократизация общества, свобода печати и освобождение сознания людей
от идеологических догм, готовность граждан защищать свои права и свободы,
находить законные пути разрешения проблем общества. Провалу авантюры
способствовали возрастание суверенитета республик, решительные действия
Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и Верховного Совета России, высокая
гражданственность и верность своему конституционному долгу военачальников и
военнослужащих, понявших незаконный характер действий преступных авантюристов.
Провал попытки
реакционных сил остановить развитие общества создал новую ситуацию, в которой
стало возможным ускоренное продвижение по пути перемен и которая вызывает
необходимость пересмотра республиками проекта договора об обновлении Союза.
Учитывая эти обстоятельства, сложную экономическую и политическую обстановку в
стране, необходимость принятия мер по исключению в дальнейшем попыток
насильственного изменения государственного устройства и свертывания
демократических процессов преобразований, Верховный Совет СССР
п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Внести на
рассмотрение внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР проекты Закона
об изменении Конституции СССР и иных нормативных актов по вопросам:
порядка перехода
полномочий Президента СССР к Вице-президенту СССР и Председателю Верховного
Совета СССР при невозможности исполнения Президентом СССР своих обязанностей;
порядка и сроков
созыва внеочередных сессий Верховного Совета СССР и Съездов народных депутатов
СССР;
совершенствования
работы Верховного Совета СССР и более четкой регламентации полномочий и
деятельности его Президиума;
введения в Закон СССР
"О конституционном надзоре в СССР" норм ускоренной процедуры с
сокращенными сроками рассмотрения не терпящих отлагательства вопросов.
2. Обратиться с
предложением к республикам:
ускорить согласование
и подписание Союзного Договора;
заключить договоры,
обеспечивающие единое рыночное пространство и финансово-кредитную систему,
национальную и экологическую безопасность, а также общую систему обороны.
3. Предложить
Президенту СССР:
создать на переходный
период межреспубликанские комитеты по стратегическим направлениям обеспечения
жизнедеятельности страны;
принять согласованные
с республиками экстренные меры, стимулирующие развитие фундаментальных наук,
производство, переработку, сохранение и создание необходимых запасов
продовольствия и энергоносителей;
в соответствии с
принятыми Верховным Советом СССР законами и постановлениями осуществить
действенные меры по усилению социальной защиты населения, повышению минимальной
заработной платы, ускорению разгосударствления и приватизации государственной
собственности, демонополизации народного хозяйства и укреплению рыночных
структур;
в кратчайший срок
внести в Верховный Совет СССР проекты законодательных актов о военной реформе,
о реформе государственной безопасности, о службах охраны Президента СССР и
высших органов государственной власти и управления, о реорганизации органов
внутренних дел;
внести необходимые
изменения в воинские уставы и текст военной Присяги;
срочно принять меры,
обеспечивающие сохранность документов и архивных материалов КПСС и
реформируемых государственных органов.
4. Предложить Комитету
конституционного надзора СССР внести в Верховный Совет СССР проекты
законодательных актов о Конституционном Суде СССР и внесении соответствующих
изменений в Конституцию СССР.
5. Расформировать
Комитет Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности, поручив ему
продолжать исполнение обязанностей до создания соответствующих структур
Верховного Совета СССР.
6. Ускорить проведение
судебной реформы.
7. На очередной сессии
Верховного Совета СССР внести изменения в следующие законы СССР:
"О правовом
режиме чрезвычайного положения" в целях более четкой регламентации порядка
и сроков введения чрезвычайного положения, определения условий и порядка
использования Вооруженных Сил СССР и контроля над средствами массовой
информации;
"Об уголовной
ответственности за государственные преступления" в части введения
существующего в новых Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик
понятия государственной измены и установления ответственности за нее;
"Об органах
государственной безопасности в СССР", имея в виду изъятие из системы
органов КГБ руководства пограничными и другими войсками, охраны Президента СССР
и правительственной связи;
"О гражданстве
СССР";
"Об общественных
объединениях", связанные с департизацией Вооруженных Сил СССР,
правоохранительных органов и органов государственного управления СССР;
"О печати и
других средствах массовой информации", уточнив гарантии от незаконного
приостановления, закрытия или иного ограничения деятельности средств массовой
информации, а также взаимоотношений между учредителем, редакционной коллегией и
трудовым коллективом.
8. Разработать и
ускорить принятие следующих законодательных актов:
о государственной
службе в СССР;
о мерах по
предотвращению протекционизма и коррупции;
об отмене всех видов
номенклатурных привилегий и их социальных аналогов;
о расширении
самостоятельности товаропроизводителей;
о поддержке
предпринимательства;
о ценных бумагах и фондовых
биржах;
о несостоятельности
(банкротстве) предприятий;
о реабилитации жертв
политических репрессий и порядке восстановления прав реабилитированных;
об архивах.
9. Согласиться с
мерами, принимаемыми Президентом СССР и президентами республик по департизации
и удалению партийных структур из органов государственного управления,
правоохранительных органов и Вооруженных Сил СССР.
Вопрос о прекращении
деятельности структур Коммунистической партии Советского Союза должен
рассматриваться в установленном законодательством порядке.
10. Согласиться с
совместным ведением Прокуратурами Союза ССР и РСФСР следствия по фактам,
связанным с государственным переворотом 18 - 21 августа 1991 года.
Признать незаконной
деятельность комиссий, кроме создаваемых Верховным Советом СССР и Верховными
Советами республик, осуществляющих расследование фактов и обстоятельств,
связанных с государственным переворотом 18 - 21 августа 1991 года.
&С9100705
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
П+О+С+Т+А+Н+О+В+Л+Е+Н+И+Е
от 30 августа 1991 г. N
2374-I.
Москва, Кремль
О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО
ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ПОПЫТОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕРЕВОРОТА
Верховный Совет СССР,
рассмотрев и проанализировав обстоятельства, сделавшие возможным подготовку и
осуществление государственного переворота 18 - 21 августа 1991 года, считает
необходимым принять ряд первоочередных мер в области решения правовых,
военно-политических, экономических проблем, делающих невозможным повторение
подобных обстоятельств и способствующих преодолению последствий переворота.
Осуществление
государственного переворота стало возможным из-за сохранения основ
командно-административной системы управления государством и народным
хозяйством, отсутствия необходимых сдержек и противовесов исполнительным
властям со стороны законодательной и судебной властей, традиционного
монополизма органов государственной безопасности, а также в связи с
несовершенством законодательства, недостаточной регламентацией деятельности
высших органов государственной власти и управления. Способствовал созданию
благоприятных условий для осуществления переворота и подход Президента СССР к
формированию круга своих ближайших помощников и высшего государственного
руководства страны из числа идейных противников проводимого им курса, членов
руководящих органов КПСС.
Провал
государственного переворота показал необратимый характер изменений, к которому
привели демократизация общества, свобода печати и освобождение сознания людей
от идеологических догм, готовность граждан защищать свои права и свободы,
находить законные пути разрешения проблем общества. Провалу авантюры
способствовали возрастание суверенитета республик, решительные действия
Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и Верховного Совета России, высокая
гражданственность и верность своему конституционному долгу военачальников и
военнослужащих, понявших незаконный характер действий преступных авантюристов.
Провал попытки
реакционных сил остановить развитие общества создал новую ситуацию, в которой
стало возможным ускоренное продвижение по пути перемен и которая вызывает
необходимость пересмотра республиками проекта договора об обновлении Союза.
Учитывая эти обстоятельства, сложную экономическую и политическую обстановку в
стране, необходимость принятия мер по исключению в дальнейшем попыток
насильственного изменения государственного устройства и свертывания
демократических процессов преобразований, Верховный Совет СССР
п+о+с+т+а+н+о+в+л+я+е+т:
1. Внести на
рассмотрение внеочередного пятого Съезда народных депутатов СССР проекты Закона
об изменении Конституции СССР и иных нормативных актов по вопросам:
порядка перехода
полномочий Президента СССР к Вице-президенту СССР и Председателю Верховного
Совета СССР при невозможности исполнения Президентом СССР своих обязанностей;
порядка и сроков
созыва внеочередных сессий Верховного Совета СССР и Съездов народных депутатов
СССР;
совершенствования
работы Верховного Совета СССР и более четкой регламентации полномочий и
деятельности его Президиума;
введения в Закон СССР
"О конституционном надзоре в СССР" норм ускоренной процедуры с
сокращенными сроками рассмотрения не терпящих отлагательства вопросов.
2. Обратиться с
предложением к республикам:
ускорить согласование
и подписание Союзного Договора;
заключить договоры,
обеспечивающие единое рыночное пространство и финансово-кредитную систему,
национальную и экологическую безопасность, а также общую систему обороны.
3. Предложить
Президенту СССР:
создать на переходный
период межреспубликанские комитеты по стратегическим направлениям обеспечения
жизнедеятельности страны;
принять согласованные
с республиками экстренные меры, стимулирующие развитие фундаментальных наук,
производство, переработку, сохранение и создание необходимых запасов
продовольствия и энергоносителей;
в соответствии с
принятыми Верховным Советом СССР законами и постановлениями осуществить
действенные меры по усилению социальной защиты населения, повышению минимальной
заработной платы, ускорению разгосударствления и приватизации государственной
собственности, демонополизации народного хозяйства и укреплению рыночных
структур;
в кратчайший срок
внести в Верховный Совет СССР проекты законодательных актов о военной реформе,
о реформе государственной безопасности, о службах охраны Президента СССР и
высших органов государственной власти и управления, о реорганизации органов
внутренних дел;
внести необходимые
изменения в воинские уставы и текст военной Присяги;
срочно принять меры,
обеспечивающие сохранность документов и архивных материалов КПСС и
реформируемых государственных органов.
4. Предложить Комитету
конституционного надзора СССР внести в Верховный Совет СССР проекты
законодательных актов о Конституционном Суде СССР и внесении соответствующих
изменений в Конституцию СССР.
5. Расформировать
Комитет Верховного Совета СССР по делам обороны и безопасности, поручив ему
продолжать исполнение обязанностей до создания соответствующих структур
Верховного Совета СССР.
6. Ускорить проведение
судебной реформы.
7. На очередной сессии
Верховного Совета СССР внести изменения в следующие законы СССР:
"О правовом
режиме чрезвычайного положения" в целях более четкой регламентации порядка
и сроков введения чрезвычайного положения, определения условий и порядка
использования Вооруженных Сил СССР и контроля над средствами массовой
информации;
"Об уголовной
ответственности за государственные преступления" в части введения
существующего в новых Основах уголовного законодательства Союза ССР и республик
понятия государственной измены и установления ответственности за нее;
"Об органах
государственной безопасности в СССР", имея в виду изъятие из системы
органов КГБ руководства пограничными и другими войсками, охраны Президента СССР
и правительственной связи;
"О гражданстве
СССР";
"Об общественных
объединениях", связанные с департизацией Вооруженных Сил СССР,
правоохранительных органов и органов государственного управления СССР;
"О печати и
других средствах массовой информации", уточнив гарантии от незаконного
приостановления, закрытия или иного ограничения деятельности средств массовой
информации, а также взаимоотношений между учредителем, редакционной коллегией и
трудовым коллективом.
8. Разработать и
ускорить принятие следующих законодательных актов:
о государственной
службе в СССР;
о мерах по
предотвращению протекционизма и коррупции;
об отмене всех видов
номенклатурных привилегий и их социальных аналогов;
о расширении
самостоятельности товаропроизводителей;
о поддержке
предпринимательства;
о ценных бумагах и фондовых
биржах;
о несостоятельности
(банкротстве) предприятий;
о реабилитации жертв
политических репрессий и порядке восстановления прав реабилитированных;
об архивах.
9. Согласиться с
мерами, принимаемыми Президентом СССР и президентами республик по департизации
и удалению партийных структур из органов государственного управления,
правоохранительных органов и Вооруженных Сил СССР.
Вопрос о прекращении
деятельности структур Коммунистической партии Советского Союза должен
рассматриваться в установленном законодательством порядке.
10. Согласиться с
совместным ведением Прокуратурами Союза ССР и РСФСР следствия по фактам,
связанным с государственным переворотом 18 - 21 августа 1991 года.
Признать незаконной
деятельность комиссий, кроме создаваемых Верховным Советом СССР и Верховными
Советами республик, осуществляющих расследование фактов и обстоятельств,
связанных с государственным переворотом 18 - 21 августа 1991 года.
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: