Основная информация
Дата опубликования: | 15 ноября 2017г. |
Номер документа: | В201705521 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705521
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
15.11.2017 N АКПИ17-813
[О признании не противоречащей федеральному
законодательству сноски 5 приложения к Правилам
представления декларации о сделках с древесиной,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, в части
необходимости указания сведений в отношении граждан]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, установил:
согласно сноске 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной (Форма декларации о сделках с древесиной) поля заполняются только в отношении граждан или индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
Общество с ограниченной ответственностью "Альтерра" (далее - ООО "Альтерра") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании сноски 5 приложения к Правилам не действующей в части указания в ней граждан, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 7 и 8 части 9 статьи 506 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме нет упоминания о том, что в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней должна содержаться информация о физическом лице - покупателе древесины. Из буквального толкования нормы следует, что субъектный состав покупателей древесины, информация о которых должна содержаться в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Возложение обязанности на продавца требовать ФИО и паспортные данные у потребителя при совершении данных сделок, а также вносить их в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду создания препятствий в совершении сделок по продаже древесины.
Как указывает административный истец, 1 июля 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 911-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р", в соответствии с которым был изменен и существенно расширен перечень видов древесины, сделки с которой подлежат декларированию в ЕГАИС. В перечень включены пиломатериалы из хвойных и лиственных пород, а также обрезной пиломатериал, необрезной пиломатериал, строганый пиломатериал, брус, брусок и доска, то есть те виды товаров, которые обычно присутствуют в ассортименте не только ООО "Альтерра", но и любого розничного магазина строительных и хозяйственных товаров, и продавцы пиломатериалов обязаны декларировать все сделки с древесиной, заключенные не только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и с физическими лицами.
ООО "Альтерра" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 16 сентября 2017 г. N СП-П9-6118).
Представитель Правительства Российской Федерации Сорокин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 505 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 506 данного Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Частью 4 указанной статьи определено, что форма декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 утверждены Правила.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.
В соответствии с установленным порядком юридические лица и индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной.
Согласно части 3 статьи 506 ЛК РФ в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней).
Информация в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6 статьи 506 ЛК РФ).
Обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых в случае непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Физические лица, приобретающие древесину, декларацию о сделках подавать не обязаны.
В соответствии с частью 2 статьи 505, пунктом 8 части 9 статьи 506 ЛК РФ в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина.
В силу пункта 4 части 2 статьи 505 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются также сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе наименования сторон этого договора.
Соответственно, сделки с древесиной, заключенные с физическими лицами, декларируются в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в одностороннем порядке продавцом древесины - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Часть 9 статьи 506 ЛК РФ определяет содержание документированной информации, подаваемой в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, и не содержит запрета высшему исполнительному органу государственной власти при установлении формы декларации о сделках с древесиной определить в соответствии с требованиями лесного законодательства указание о стороне договора - покупателе-гражданине.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. Иваненко
А.М. Назарова
В201705521
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
15.11.2017 N АКПИ17-813
[О признании не противоречащей федеральному
законодательству сноски 5 приложения к Правилам
представления декларации о сделках с древесиной,
утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, в части
необходимости указания сведений в отношении граждан]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, установил:
согласно сноске 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной (Форма декларации о сделках с древесиной) поля заполняются только в отношении граждан или индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).
Общество с ограниченной ответственностью "Альтерра" (далее - ООО "Альтерра") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании сноски 5 приложения к Правилам не действующей в части указания в ней граждан, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пунктам 7 и 8 части 9 статьи 506 Лесного кодекса Российской Федерации, поскольку в данной норме нет упоминания о том, что в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней должна содержаться информация о физическом лице - покупателе древесины. Из буквального толкования нормы следует, что субъектный состав покупателей древесины, информация о которых должна содержаться в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней, ограничен юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Возложение обязанности на продавца требовать ФИО и паспортные данные у потребителя при совершении данных сделок, а также вносить их в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности ввиду создания препятствий в совершении сделок по продаже древесины.
Как указывает административный истец, 1 июля 2017 г. вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 мая 2017 г. N 911-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 июня 2014 г. N 1047-р", в соответствии с которым был изменен и существенно расширен перечень видов древесины, сделки с которой подлежат декларированию в ЕГАИС. В перечень включены пиломатериалы из хвойных и лиственных пород, а также обрезной пиломатериал, необрезной пиломатериал, строганый пиломатериал, брус, брусок и доска, то есть те виды товаров, которые обычно присутствуют в ассортименте не только ООО "Альтерра", но и любого розничного магазина строительных и хозяйственных товаров, и продавцы пиломатериалов обязаны декларировать все сделки с древесиной, заключенные не только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но и с физическими лицами.
ООО "Альтерра" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (поручение от 16 сентября 2017 г. N СП-П9-6118).
Представитель Правительства Российской Федерации Сорокин И.А. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сорокина И.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 505 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, в том числе в целях ввоза в Российскую Федерацию, вывоза из Российской Федерации, представляют оператору предусмотренной статьей 506 данного Кодекса единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Частью 4 указанной статьи определено, что форма декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 утверждены Правила.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 12 января 2015 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 12 января 2015 г. N 2.
В соответствии с установленным порядком юридические лица и индивидуальные предприниматели, совершившие сделки с древесиной, представляют оператору единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней декларацию о сделках с древесиной.
Согласно части 3 статьи 506 ЛК РФ в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации создана Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС учета древесины и сделок с ней).
Информация в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней представляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ полномочия по предоставлению лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду и заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими маркировку древесины, сделки с древесиной (часть 6 статьи 506 ЛК РФ).
Обязанность подавать декларацию о сделках с древесиной в форме электронного документа возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для которых в случае непредставления или несвоевременного представления декларации о сделках с древесиной наступает административная ответственность, предусмотренная статьей 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Физические лица, приобретающие древесину, декларацию о сделках подавать не обязаны.
В соответствии с частью 2 статьи 505, пунктом 8 части 9 статьи 506 ЛК РФ в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней содержится указанная в декларациях о сделках с древесиной информация о лице, подавшем такую декларацию, а также о лице, в собственность которого отчуждается древесина.
В силу пункта 4 части 2 статьи 505 ЛК РФ в декларации о сделках с древесиной указываются также сведения о договоре, по которому приобретается или отчуждается древесина, в том числе наименования сторон этого договора.
Соответственно, сделки с древесиной, заключенные с физическими лицами, декларируются в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней в одностороннем порядке продавцом древесины - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
Часть 9 статьи 506 ЛК РФ определяет содержание документированной информации, подаваемой в ЕГАИС учета древесины и сделок с ней, и не содержит запрета высшему исполнительному органу государственной власти при установлении формы декларации о сделках с древесиной определить в соответствии с требованиями лесного законодательства указание о стороне договора - покупателе-гражданине.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Альтерра" о признании частично недействующей сноски 5 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. Иваненко
А.М. Назарова
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.020.010 Общие положения, 030.020.030 Индивидуальные предприниматели, 030.030.010 Общие положения, 030.060.000 Сделки, 030.090.050 Приобретение и прекращение права собственности, 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030), 030.120.010 Купля-продажа (см. также 030.100.050, 030.150.100, 090.100.050), 110.050.030 Государственный учет лесного фонда. Государственный лесной кадастр. Мониторинг лесов, 110.050.060 Право собственности на лесной фонд и на леса, не входящие в лесной фонд. Права на участки лесного фонда и участки леса (см. также 030.090.080), 110.050.070 Использование лесного фонда. Виды лесопользования, 120.030.060 Информация о гражданах (персональные данные), 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050), 120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: