Основная информация

Дата опубликования: 05 октября 2017г.
Номер документа: В201705433
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705433

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

05.10.2017 N АКПИ17-691

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 1 постановления Главного

государственного санитарного врача Российской Федерации

от 6 июля 2017 г. N 96 "О приостановлении розничной

торговли спиртосодержащей непищевой продукцией,

спиртосодержащими пищевыми добавками

и ароматизаторами"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда

Российской Федерации                             Назаровой А.М.

при секретаре                                           Стратиенко В.А.

с участием прокурора                             Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Редникова Павла Викторовича о признании недействующим пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N 96 "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами", установил:

Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 июля 2007 г. принято постановление N 96 "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами" (далее - Постановление), которое зарегистрировано 11 июля 2017 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 47362, опубликовано 12 июля 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 14 июля 2017 г. в "Российской газете".

Пунктом 1 Постановления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предписано приостановить на срок 90 суток розничную торговлю спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами (за исключением стеклоомывающих жидкостей, нежидкой спиртосодержащей продукции, а также спиртосодержащей продукции с использованием укупорочных средств, исключающих ее пероральное потребление) с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции, осуществляемую ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа водки, ликероводочной и другой алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов за 0,5 литра готовой продукции, установленной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 мая 2016 г. N 58н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов" (зарегистрирован в Минюсте России 31 мая 2016 г., регистрационный N 42365) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 апреля 2017 г. N 57н (зарегистрирован в Минюсте России 28 апреля 2017 г., регистрационный N 46537).

Редников П.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей приведенной нормы, как противоречащей статье 34 Конституции Российской Федерации, абзацу пятому подпункта 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса Российской Федерации, статье 50 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), пункту 7 статьи 2 и пункту 2 статьи 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ), пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Указу Президента Российской Федерации от 15 января 2016 г. N 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации", статьям 129 и 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ), нарушающей его права и свободы индивидуального предпринимателя, препятствующей осуществлению свободной предпринимательской деятельности, свободному установлению цен на товары, гарантированному статьей 424 ГК РФ и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, в том числе при розничной продаже спиртосодержащей непищевой (парфюмерно-косметической) продукции.

В обоснование своего требования административный истец указал, что, являясь индивидуальным предпринимателем, он осуществляет в том числе продажу спиртосодержащей непищевой продукции (парфюмерно-косметической), за продажу которой по цене ниже алкогольной продукции его работники были привлечены к административной ответственности.

Редников П.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Трушков Е.Д. поддержал заявленное требование, просил его удовлетворить.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в пределах его компетенции, не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права административного истца.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Минеева О.Н. поддержала изложенную в возражениях правовую позицию и просила отказать в удовлетворении требования.

Минюст России в письменном отзыве на административный иск указал, что Постановление принято Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в целях предупреждения возникновения массовых острых отравлений людей спиртосодержащей непищевой продукцией в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, в установленном порядке зарегистрировано в Минюсте России и опубликовано. Вместе с тем Постановление фактически вводит ограничение на торговлю спиртосодержащей продукцией, производство и оборот которой регулируется Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ.

В судебном заседании представитель Минюста России Чижикова Т.Ю. просила удовлетворить административный иск.

Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.

Приведенный федеральный закон под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимает состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; под средой обитания человека (далее - среда обитания) - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющую условия жизнедеятельности человека; под факторами среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; под вредным воздействием на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

В силу положений абзацев первого и четвертого подпункта 5 пункта 1, пункта 2 статьи 51 названного федерального закона Главный государственный санитарный врач Российской Федерации наделен полномочиями принимать в установленном законом порядке меры по приостановлению разработки, производства, реализации и применения (использования) продукции, а также принимать постановления, издавать распоряжения и указания, утверждать методические, инструктивные и другие документы по вопросам организации федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, вводя федеральным законом ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями, государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры (средства); данное конституционное требование - по его смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции Российской Федерации - обращено не только к законодателю, но и к правоприменительным органам (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2013 г. N 1239-О).

В связи с потреблением гражданами Российской Федерации спиртосодержащей непищевой продукции в качестве суррогата алкогольной продукции, повлекшим массовые острые отравления людей, в том числе со смертельным исходом, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в рамках предоставленных законом полномочий принято Постановление, целью которого является предупреждение возникновения случаев массовых острых отравлений людей указанной продукцией.

Утверждение административного истца о том, что оспариваемая норма препятствует осуществлению свободной предпринимательской деятельности, свободному установлению цен на товары, гарантированному статьей 424 ГК РФ и статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, в том числе при розничной продаже спиртосодержащей непищевой (парфюмерно-косметической) продукции, не может быть признано обоснованным.

Постановление издано в рамках Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, установленные в его пункте 1 меры имеют ограниченный срок действия и направлены на исключение вредного воздействия на человека и соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья.

Постановление не регулирует вопросы установления стоимости спиртосодержащей непищевой продукции, а относит спиртосодержащую непищевую продукцию, стоимость которой существенно ниже минимальной стоимости алкогольной продукции, к рисковой продукции, приостановление реализации которой, плотность и эффективность проводимых совместно с органами внутренних дел проверок, позволивших изъять из оборота значительное количество единиц спиртосодержащей непищевой продукции, позволили существенно снизить количество случаев отравлений и летальных исходов, что определяет действенность принятых мер.

Помимо этого, по данным представителей производителей парфюмерно-косметической продукции и бытовой химии и торговых сетей реализация Постановления не оказала негативного воздействия на экономическую деятельность легального и добросовестного бизнеса.

Согласно материалам дела Р. является владельцем магазина "Табачная лавка", реализация спиртосодержащей непищевой продукции не является его основным видом деятельности, в связи с чем приостановление на срок 90 суток розничной торговли этой продукцией также не оказывает негативного воздействия и на осуществляемую им предпринимательскую деятельность.

Привлечение сотрудников административного истца к административной ответственности за несоблюдение требований законодательства Российской Федерации об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которое в силу Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ является обязательным для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, не является основанием для отмены нормативного правового акта.

Принимая во внимание, что оспариваемое предписание не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Редникова Павла Дмитриевича о признании недействующим пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 июля 2017 г. N 96 "О приостановлении розничной торговли спиртосодержащей непищевой продукцией, спиртосодержащими пищевыми добавками и ароматизаторами" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М. НАЗАРОВА

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.110.000 Общие положения о договоре, 090.010.120 Химическая и нефтехимическая промышленность, 090.100.020 Управление в сфере торговли (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.100.030 Регулирование (формирование) цен в торговле (см. также 020.030.100), 090.100.050 Розничная торговля (см. также 030.120.010), 090.100.090 Торговля отдельными видами товаров, 140.010.110 Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (см. также 160.040.080), 160.040.080 Санитарно-эпидемиологическая безопасность (см. также 140.010.110)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать