Основная информация

Дата опубликования: 29 ноября 2017г.
Номер документа: В201705526
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705526

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

29.11.2017 N АКПИ17-824

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 2 постановления Правительства

Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании

территории опережающего социально-экономического развития

"Нефтехимический"]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,

при секретаре Ткачеве П.В.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным исковым заявлениям Ходырева Дмитрия Викторовича, Насыровой Натальи Махмудовны, Смирнова Геннадия Константиновича, Ходырева Михаила Викторовича о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический", установил:

согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" местоположение границ территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" определяется по границе кадастрового квартала <...>, в пределах которого создается указанная территория (далее - Постановление).

Граждане Ходырев Д.В., Насырова Н.М., Смирнов Г.К., Ходырев М.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании недействующим пункта 2 Постановления, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат подпункту 3 статьи 395 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права административных истцов на предоставление земельных участков в собственность.

Как указывают административные истцы, они являются участниками некоммерческой организации - дачного потребительского кооператива "Океан", созданного в целях ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства. Владеют земельными участками с кадастровыми номерами <...>, находящимися в границах кадастрового квартала <...>, на территории которого была создана территория опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический". Обращались в администрацию Партизанского муниципального района Приморского края (далее - Администрация) с просьбой предоставить земельные участки, которыми они владеют, в собственность, но Администрация со ссылкой на Постановление в части нахождения участков в границах указанного кадастрового квартала отложила рассмотрение вопроса о предоставлении земельных участков, а повторные обращения оставила без ответа.

Административные истцы Ходырев Д.В., Насырова Н.М., Смирнов Г.К., Ходырев М.В. и их представитель по доверенности Дудкин М.В о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (поручение от 21 сентября 2017 г. N ЮТ-П16-6232).

Представитель Правительства Российской Федерации Сикачева О.О. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.

Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя Правительства Российской Федерации Сикачевой О.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Территория опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа (часть 1 статьи 3).

Правительство Российской Федерации во исполнение предоставленных ему федеральным законодателем полномочий издало 7 марта 2017 г. постановление N 272 о создании на территории Партизанского муниципального района Приморского края территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический", определено ее местоположение границ которого определяется по границе кадастрового квартала <...>.

Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 13 марта 2017 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 20 марта 2017 г., N 12.

Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", предусматривающего, что постановление Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития должно предусматривать перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности; минимальный объем капитальных вложений резидентов; положение о применении или неприменении на территории таможенной процедуры свободной таможенной зоны; описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития (часть 2 статьи 3).

Согласно части 3 статьи 9 названного Федерального закона в границы территории опережающего социально-экономического развития допускается включать земельные участки, на которых расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц.

Следовательно, включение земельных участков, расположенных в дачно-потребительском кооперативе, в границы территории опережающего социально-экономического развития не противоречит положениям названного Федерального закона.

Доводы административных истцов о противоречии пункта 2 Постановления нормам Земельного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа согласно пункту 3 статьи 39.6 данного Кодекса осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования данной некоммерческой организации. Оспариваемые положения нормативного правового акта указанные отношения не регулируют.

По существу административные истцы не согласны с бездействием Администрации по передаче им в собственность спорных земельных участков. Между тем проверка законности такого бездействия не входит в предмет судебного контроля по настоящему административному делу, оно может быть оспорено административными истцами в установленном законом порядке.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административных исковых заявлений Ходырева Дмитрия Викторовича, Насыровой Натальи Махмудовны, Смирнова Геннадия Константиновича, Ходырева Михаила Викторовича о признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2017 г. N 272 "О создании территории опережающего социально-экономического развития "Нефтехимический" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Романенков

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г. Иваненко

А.М. Назарова

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.040.040 Административно-территориальное деление, 010.070.080 Законодательство об отдельных регионах Российской Федерации, 020.030.010 Общие положения, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.030.050 Некоммерческие организации (см. также 010.170.010, 010.170.020), 030.090.030 Право государственной собственности (см. также 030.150.050, 200.030.030), 030.090.040 Право муниципальной собственности, 030.090.050 Приобретение и прекращение права собственности, 030.090.080 Право собственности и другие вещные права на землю и иные природные ресурсы (см. также 110.020.070, 110.030.040, 110.030.050, 110.040.060, 110.050.060, 110.060.050, 110.060.060, 110.070.030, 110.080.030), 050.090.000 Дачное хозяйство, 110.020.050 Землеустройство. Землеустроительный процесс. Установление границ, 110.020.080 Возникновение прав на землю. Предоставление земельных участков

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать