Основная информация
Дата опубликования: | 25 октября 2017г. |
Номер документа: | В201705517 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705517
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
25.10.2017 N АКПИ17-706
[О признании не противоречащим федеральному законодательству
пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного
доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания
этих услуг, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, в части
установления императивного порядка оплаты услуг по передаче
электрической энергии]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П..,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания", публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж", акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании частично недействующим пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Изменения).
Согласно пункту 3 Изменений пункт 15(3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг изложен в новой редакции и предусматривает, что потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением исполнителей коммунальной услуги, до 12-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах прочих потребителей, в следующем порядке:
30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 12-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 27-го числа этого месяца.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для предшествующего расчетного периода.
Подлежащий оплате объем услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, принимается равным определяемому в соответствии с пунктом 15(1) названных Правил объему услуг по передаче электрической энергии за предшествующий расчетный период.
Потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций - потребителей услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги, а также прочих потребителей) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты.
Стоимость объема услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги), за расчетный период, уменьшенная на величину средств, внесенных потребителем услуг по передаче электрической энергии в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, оплачивается до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Излишне уплаченная за услуги по передаче электрической энергии сумма засчитывается в счет платежа, подлежащего уплате за следующий месяц.
ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", ПАО "Калужская сбытовая компания", ПАО "ТНС энерго Воронеж", АО "Тюменская энергосбытовая компания", ПАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "Городская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 Изменений, в части установления императивного порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Как указывают административные истцы, они являются гарантирующими поставщиками электрической энергии на территориях Волгоградской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Тюменской областей и в силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг являются потребителями услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам первому и восьмому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушают права гарантирующих поставщиков, ставя их в неравные условия с сетевыми организациями.
В суде представители административных истцов ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалов А.Н., Васильев Р.С., ПАО "ТНС энерго Воронеж" Калинин С.А., АО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" Медведева Н.М, ПАО "Волгоградэнергосбыт" Парамонова С.А,, ООО "Городская энергосбытовая компания" Губарев В.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что для гарантирующих поставщиков установлено императивное правило об авансовой оплате услуг по передаче электрической энергии в пользу сетевых организаций и они поставлены в неравные условия по сравнению с сетевыми организациями. При этом реальные правовые инструменты мотивации потребителей к своевременной оплате авансовых платежей у гарантирующего поставщика отсутствуют.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе (поручение от 6 сентября 2017 г. N СП-П9-5920).
Представители Правительства Российской Федерации Смолев А.Г., Савостина Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалова А.Н., ПАО "ТНС энерго Воронеж" Калинина С.А., АО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" Медведевой Н.М., ПАО "Волгоградэнергосбыт" Парамоновой С.А., ООО "Городская энергосбытовая компания" Губарева В.А., Правительства Российской Федерации Смолева А.Г., Савостиной Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере электроэнергетики Федеральный закон "Об электроэнергетике" относит утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг (пункт 1 статьи 21).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 января 2017 г., N 1 (Часть I).
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" включают в себя, в том числе, правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, устанавливающие существенные условия указанных договоров.
В целях синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии пункт 15(3) Правил устанавливает порядок расчетов гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями. В соответствии с данным порядком гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением исполнителей коммунальной услуги, до 12-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, а услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах прочих потребителей, гарантирующие поставщики оплачивают в размере 30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии до 12-го числа текущего месяца; 40 процентов - до 27-го числа этого месяца. Данное правовое регулирование соответствует нормам гражданского законодательства и законодательства об электроэнергетике.
Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии в силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 426 устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который предусматривал бы иной порядок расчетов гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Изменений, отсутствует.
Гарантирующий поставщик электрической энергии и территориальная сетевая организация являются самостоятельными субъектами электроэнергетики, осуществляющими разные виды деятельности.
Устанавливая обязательный для сторон порядок оплаты по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на обеспечение равномерной и стабильной оплаты услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии с целью исключения возможности необоснованного кредитования гарантирующих поставщиков за счет средств, подлежащих выплате сетевым организациям, что соответствует таким принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, как обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации и обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (абзацы первый и восьмой пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Доводы административных истцов о том, что при расчетах гарантирующего поставщика с потребителями применяется диспозитивное правило, установленное пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет равную юридическую силу с указанным постановлением, в связи с чем не может быть проверен на соответствие ему.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания", публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж", акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании частично недействующим пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. Иваненко
А.М. Назарова
В201705517
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
25.10.2017 N АКПИ17-706
[О признании не противоречащим федеральному законодательству
пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного
доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания
этих услуг, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, в части
установления императивного порядка оплаты услуг по передаче
электрической энергии]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П..,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания", публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж", акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании частично недействующим пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, установил:
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Изменения).
Согласно пункту 3 Изменений пункт 15(3) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг изложен в новой редакции и предусматривает, что потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением исполнителей коммунальной услуги, до 12-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Потребители услуг по передаче электрической энергии - гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах прочих потребителей, в следующем порядке:
30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 12-го числа этого месяца;
40 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 27-го числа этого месяца.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии в подлежащем оплате объеме оказываемых услуг в месяце, за который осуществляется оплата, определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, определенных в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике для предшествующего расчетного периода.
Подлежащий оплате объем услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, принимается равным определяемому в соответствии с пунктом 15(1) названных Правил объему услуг по передаче электрической энергии за предшествующий расчетный период.
Потребители услуг по передаче электрической энергии (за исключением гарантирующих поставщиков, энергосбытовых, энергоснабжающих организаций - потребителей услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги, а также прочих потребителей) оплачивают 50 процентов стоимости оказываемых им услуг по передаче электрической энергии на условиях предоплаты.
Стоимость объема услуг по передаче электрической энергии, оказываемых в интересах потребителей электрической энергии (мощности) (за исключением населения и приравненных к нему категорий потребителей, включая исполнителей коммунальной услуги), за расчетный период, уменьшенная на величину средств, внесенных потребителем услуг по передаче электрической энергии в качестве оплаты оказанных услуг по передаче электрической энергии в месяце, за который осуществляется оплата, либо на условиях предоплаты, оплачивается до 20-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Излишне уплаченная за услуги по передаче электрической энергии сумма засчитывается в счет платежа, подлежащего уплате за следующий месяц.
ОАО "Липецкая энергосбытовая компания", ПАО "Калужская сбытовая компания", ПАО "ТНС энерго Воронеж", АО "Тюменская энергосбытовая компания", ПАО "Волгоградэнергосбыт", ООО "Городская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 3 Изменений, в части установления императивного порядка оплаты услуг по передаче электрической энергии.
Как указывают административные истцы, они являются гарантирующими поставщиками электрической энергии на территориях Волгоградской, Воронежской, Калужской, Липецкой, Тюменской областей и в силу пункта 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг являются потребителями услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзацам первому и восьмому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и нарушают права гарантирующих поставщиков, ставя их в неравные условия с сетевыми организациями.
В суде представители административных истцов ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалов А.Н., Васильев Р.С., ПАО "ТНС энерго Воронеж" Калинин С.А., АО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" Медведева Н.М, ПАО "Волгоградэнергосбыт" Парамонова С.А,, ООО "Городская энергосбытовая компания" Губарев В.А. поддержали заявленные требования и пояснили, что для гарантирующих поставщиков установлено императивное правило об авансовой оплате услуг по передаче электрической энергии в пользу сетевых организаций и они поставлены в неравные условия по сравнению с сетевыми организациями. При этом реальные правовые инструменты мотивации потребителей к своевременной оплате авансовых платежей у гарантирующего поставщика отсутствуют.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службе (поручение от 6 сентября 2017 г. N СП-П9-5920).
Представители Правительства Российской Федерации Смолев А.Г., Савостина Е.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" Коновалова А.Н., ПАО "ТНС энерго Воронеж" Калинина С.А., АО "Тюменская энергосбытовая компания", ООО "ТЭК-Энерго" Медведевой Н.М., ПАО "Волгоградэнергосбыт" Парамоновой С.А., ООО "Городская энергосбытовая компания" Губарева В.А., Правительства Российской Федерации Смолева А.Г., Савостиной Е.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение (статья 23).
К полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере электроэнергетики Федеральный закон "Об электроэнергетике" относит утверждение правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг (пункт 1 статьи 21).
Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт издан Правительством Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодателем.
Нормативный правовой акт размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 26 декабря 2016 г., опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 2 января 2017 г., N 1 (Часть I).
Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" включают в себя, в том числе, правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, устанавливающие существенные условия указанных договоров.
В целях синхронизации расчетов за услуги по передаче электрической энергии пункт 15(3) Правил устанавливает порядок расчетов гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями. В соответствии с данным порядком гарантирующие поставщики оплачивают услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах населения и приравненных к нему категорий потребителей, за исключением исполнителей коммунальной услуги, до 12-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, а услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах исполнителей коммунальной услуги, до 17-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Услуги по передаче электрической энергии, оказываемые в интересах прочих потребителей, гарантирующие поставщики оплачивают в размере 30 процентов стоимости услуг по передаче электрической энергии до 12-го числа текущего месяца; 40 процентов - до 27-го числа этого месяца. Данное правовое регулирование соответствует нормам гражданского законодательства и законодательства об электроэнергетике.
Договор возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии в силу пункта 2 статьи 26 Федерального закона "Об электроэнергетике" является публичным и обязательным к заключению для сетевой организации.
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 4 статьи 426 устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Нормативный правовой акт, имеющий большую юридическую силу, который предусматривал бы иной порядок расчетов гарантирующих поставщиков с сетевыми организациями и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Изменений, отсутствует.
Гарантирующий поставщик электрической энергии и территориальная сетевая организация являются самостоятельными субъектами электроэнергетики, осуществляющими разные виды деятельности.
Устанавливая обязательный для сторон порядок оплаты по договору возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, оспариваемые положения нормативного правового акта направлены на обеспечение равномерной и стабильной оплаты услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии с целью исключения возможности необоснованного кредитования гарантирующих поставщиков за счет средств, подлежащих выплате сетевым организациям, что соответствует таким принципам организации экономических отношений и основам государственной политики в сфере электроэнергетики, как обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации и обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики (абзацы первый и восьмой пункта 1 статьи 6 Федерального закона "Об электроэнергетике").
Доводы административных истцов о том, что при расчетах гарантирующего поставщика с потребителями применяется диспозитивное правило, установленное пунктом 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 442, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку по делам об оспаривании нормативных правовых актов суд проверяет оспариваемый нормативный правовой акт или его часть на соответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Оспариваемый нормативный правовой акт имеет равную юридическую силу с указанным постановлением, в связи с чем не может быть проверен на соответствие ему.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Калужская сбытовая компания", публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж", акционерного общества "Тюменская энергосбытовая компания", публичного акционерного общества "Волгоградэнергосбыт", общества с ограниченной ответственностью "Городская энергосбытовая компания", общества с ограниченной ответственностью "ТЭК-Энерго" о признании частично недействующим пункта 3 изменений, которые вносятся в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 1419, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г. Иваненко
А.М. Назарова
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.010.000 Общие положения, 030.110.000 Общие положения о договоре, 030.120.100 Возмездное оказание услуг, 050.040.020 Электроснабжение, 090.010.070 Энергетика, 090.100.020 Управление в сфере торговли (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 090.100.030 Регулирование (формирование) цен в торговле (см. также 020.030.100), 090.100.090 Торговля отдельными видами товаров |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: