Основная информация

Дата опубликования: 03 апреля 2017г.
Номер документа: В201705385
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201705385

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

03.04.2017 N АКПИ17-108

[О признании не противоречащим федеральному

законодательству пункта 45 Административного регламента

Министерства внутренних дел Российской Федерации

по предоставлению государственной услуги по регистрации

автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации

от 7 августа 2013 г. N 605, в части, обязывающей водителя транспортного

средства иметь при себе и по требованию сотрудников полиции

передавать регистрационные документы (паспорт транспортного средства

и свидетельство о соответствии транспортного средства) для проверки]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,

при секретаре Стратиенко В.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ковалевой О.В. о признании частично недействующим пункта 45 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, установил:

пункт 45 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним предусматривает, что при проведении регистрационных действий с транспортным средством выдаются (оформляются) следующие регистрационные документы:

45.1. Свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки.

В свидетельство о регистрации транспортного средства, а также в реестр регистрации транспортных средств (приложение N 3 к Административному регламенту) вносятся регистрационные данные, к которым относятся сведения о транспортном средстве и его владельце, подлежащие обязательному учету.

В случае вывоза транспортного средства за пределы Российской Федерации на внутренней стороне свидетельства о регистрации транспортных средств производится отметка о снятии с учета и делается запись: "Подлежит вывозу за пределы Российской Федерации". При отсутствии свидетельства о регистрации транспортного средства выдается новое.

45.2. Паспорт транспортного средства с необходимыми отметками.

Оформление паспортов транспортных средств осуществляется в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. N 496/192/134.

В случаях, когда в выдаваемый паспорт транспортного средства производятся записи о совершении регистрационных действий, сотрудником делается копия (ксерокопия) оформленного паспорта транспортного средства, которая заверяется его подписью и приобщается к материалам, послужившим основанием для производства регистрационных действий.

45.3. Свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Гражданка Ковалева О.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим пункта 45 Административного регламента, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и пунктам 79, 80 Технического регламента Таможенного Союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, и нарушают ее права как участника дорожного движения, поскольку обязывают водителя транспортного средства иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать регистрационные документы (паспорт транспортного средства и свидетельство о соответствии транспортного средства) для проверки.

Административный истец Ковалева О.В. и ее представитель Дудкин М.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Вольвач В.Н., Ивашечкина С.В., Министерства юстиции Российской Федерации Башилова В.Е. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.

Выслушав объяснения представителей МВД России Вольвача В.Н., Ивашечкиной С.В., Минюста России Башиловой В.Е., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (статья 12).

Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (далее - Административный регламент).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2013 г., регистрационный номер 30048, опубликован в "Российской газете" 4 октября 2013 г.

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, предусматривают включение в регламент раздела определяющего требования к составу, последовательности и срокам выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме (пункт 12).

Раздел III Административного регламента, устанавливая требования к составу, последовательности и срокам административных процедур по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, относит к административной процедуре "Оформление документов, подлежащих выдаче заявителю".

При проведении регистрационных действий в соответствии с пунктом 45 Административного регламента выдаются (оформляются): свидетельство о регистрации транспортного средства и регистрационные знаки, паспорт транспортного средства с необходимыми отметками, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации").

Следовательно, положения пункта 45 Административного регламента соответствуют действующему законодательству о безопасности дорожного движения.

Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений Административного регламента постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О введении паспортов транспортных средств" и пунктам 79 и 80 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О введении паспортов транспортных средств" наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Пунктом 79 Технического регламента установлено, что по результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями (пункт 80 Технического регламента).

Результатом исполнения требований пункта 45 Административного регламента является выдача заявителю оформленных документов и государственных регистрационных знаков, каких-либо обязанностей на водителей данные нормы не возлагают.

Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, устанавливается единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, в общие обязанности водителей включены требования к наличию и предоставлению сотрудникам полиции водительского удостоверения и регистрационных документов.

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Ковалевой О.В. о признании частично недействующим пункта 45 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 г. N 605, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. Романенков

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.030.090 Учет. Отчетность. Статистика (см. также 080.110.050, 080.150.060), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 090.070.010 Общие положения, 090.070.060 Автомобильный транспорт (см. также 200.100.040), 090.070.130 Борьба с аварийностью. Безопасность движения (см. также 160.040.020), 120.030.020 Документирование информации. Делопроизводство, 120.030.080 Предоставление информации. Информационные услуги (см. также 080.120.070, 110.010.050), 160.020.080 Органы внутренних дел (см. также 020.010.040), 160.040.020 Безопасность дорожного движения (см. также 090.070.130)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать