Основная информация
Дата опубликования: | 01 ноября 2017г. |
Номер документа: | В201705523 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Решения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В201705523
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.11.2017 N АКПИ17-700
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 8 Правил содержания
общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в части
установления внешней границы сети водоотведения
в многоквартирном доме]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установил:
согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в части установления внешней границы сети водоотведения в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 7 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", нарушают законные интересы ООО "Водоканал" и других организаций водопроводно-канализационного хозяйства России, поскольку заставляют их нести дополнительные финансовые расходы и тратить ресурсы на эксплуатацию канализационных выпусков, которые не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.
В суде представитель ООО "Водоканал" С. поддержал заявленные требования и пояснил, что в судебной практике не учитывают, что объект внутренней канализации - канализационный выпуск является объектом неделимым от канализационного стояка дома, вентилируемым до первого смотрового колодца, который находится за внешней стеной здания.
Эксплуатация канализационных выпусков не представляется возможным в деленном виде по внешней стене здания, т.к. он эксплуатируется в целом, очистка его производится только изнутри здания, что невозможно без согласия и допуска управляющей организации многоквартирного дома. В случае его промывки с наружной стороны стоки будут попадать в жилые помещения.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на эксплуатацию канализационных выпусков не могут быть включены в формирование тарифа на предоставление коммунальных услуг, в связи с тем, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозных сетей, а также сетей централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 28).
Кроме того, в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
В то же время, канализационные выпуски не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2017 г. N СП-П9-6311).
Представители Правительства Российской Федерации Цимбалов В.Ю., Винокурова Д.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "Водоканал" Суван-оола А.О., Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., Винокуровой Д.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 августа 2006 г., N 34, "Российской газете" 22 августа 2006 г.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (статья 2).
Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 7 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" являются несостоятельными. Данная норма Федерального закона предусматривает обязанность абонентов и организаций, эксплуатирующих канализационные сети, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Жилищный кодекс Российской Федерации относит установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (статья 12).
Доводы административного истца о несении им дополнительных финансовых расходов на эксплуатацию канализационных выпусков не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В. Борисова
А.М. Назарова
В201705523
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
01.11.2017 N АКПИ17-700
[О признании не противоречащим федеральному
законодательству пункта 8 Правил содержания
общего имущества в многоквартирном доме,
утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в части
установления внешней границы сети водоотведения
в многоквартирном доме]
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Назаровой А.М.,
при секретаре Ткачеве П.В.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, установил:
согласно пункту 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ООО "Водоканал") обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, в части установления внешней границы сети водоотведения в многоквартирном доме, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат части 7 статьи 20 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", нарушают законные интересы ООО "Водоканал" и других организаций водопроводно-канализационного хозяйства России, поскольку заставляют их нести дополнительные финансовые расходы и тратить ресурсы на эксплуатацию канализационных выпусков, которые не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.
В суде представитель ООО "Водоканал" С. поддержал заявленные требования и пояснил, что в судебной практике не учитывают, что объект внутренней канализации - канализационный выпуск является объектом неделимым от канализационного стояка дома, вентилируемым до первого смотрового колодца, который находится за внешней стеной здания.
Эксплуатация канализационных выпусков не представляется возможным в деленном виде по внешней стене здания, т.к. он эксплуатируется в целом, очистка его производится только изнутри здания, что невозможно без согласия и допуска управляющей организации многоквартирного дома. В случае его промывки с наружной стороны стоки будут попадать в жилые помещения.
В соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения расходы на эксплуатацию канализационных выпусков не могут быть включены в формирование тарифа на предоставление коммунальных услуг, в связи с тем, что при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозных сетей, а также сетей централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения (пункт 28).
Кроме того, в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
В то же время, канализационные выпуски не могут быть переданы организации водопроводно-канализационного хозяйства как централизованные сети и не могут быть определены бесхозяйными сетями, так как являются неотъемлемой частью внутренних инженерных сетей многоквартирных домов.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2017 г. N СП-П9-6311).
Представители Правительства Российской Федерации Цимбалов В.Ю., Винокурова Д.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителей ООО "Водоканал" Суван-оола А.О., Правительства Российской Федерации Цимбалова В.Ю., Винокуровой Д.С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Жилищный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила, действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1091).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 21 августа 2006 г., N 34, "Российской газете" 22 августа 2006 г.
Правила регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" определяет канализационную сеть как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод (статья 2).
Исходя из специфики правового регулирования общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренного жилищным законодательством, пункт 8 Правил определяет границу внутридомовой системы сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, которые входят в состав общего имущества, и границу эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса.
Данные требования установлены в целях надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, которое должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, защите прав потребителей, в сфере водоснабжения и водоотведения.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который предусматривал бы границу внутридомовой системы водоотведения и которому могли бы противоречить оспариваемые положения Правил, не имеется.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 7 статьи 20 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" являются несостоятельными. Данная норма Федерального закона предусматривает обязанность абонентов и организаций, эксплуатирующих канализационные сети, оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений Жилищный кодекс Российской Федерации относит установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (статья 12).
Доводы административного истца о несении им дополнительных финансовых расходов на эксплуатацию канализационных выпусков не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" о признании частично недействующим пункта 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С. Романенков
Судьи Верховного Суда
Российской Федерации
Л.В. Борисова
А.М. Назарова
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 030.090.060 Общая собственность, 050.010.000 Общие положения, 050.040.010 Общие вопросы, 050.040.070 Водоснабжение, 050.040.080 Инженерное обслуживание, 090.050.040 Системы инженерных и транспортных сооружений и коммуникаций |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: