Основная информация

Дата опубликования: 27 октября 2016г.
Номер документа: В201606514
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201606514

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

27.10.2016 N АКПИ16-828

[О признании не противоречащими федеральному

законодательству пункта 2 приказа Федеральной

таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111

"Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий

по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам

таможенных органов Российской Федерации и в случаях,

установленных законодательством Российской

Федерации, членам их семей и гражданам Российской

Федерации, уволенным со службы в таможенных

органах Российской Федерации, единовременной

социальной выплаты для приобретения

или строительства жилого помещения" и пункта 1

утвержденного им Порядка в части, не предусматривающей

принятие на учет лиц для получения единовременной

социальной выплаты, проходящих службу

в представительствах ФТС России в иностранных

государствах, и создание комиссий

в этих представительствах]

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Стратиенко В.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Алферова А.М. о признании частично недействующими пункта 2 приказа Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" и пункта 1 утвержденного им Порядка, установил:

приказом Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 (далее - Приказ) утвержден Порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 20 августа 2013 г., N 29448, и опубликован 28 августа 2013 г. в "Российской газете", N 190.

Пунктом 2 Приказа предписано создать в Федеральной таможенной службе (далее - ФТС России), региональных таможенных управлениях и таможнях комиссию ФТС России, комиссию регионального таможенного управления, комиссию таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - Комиссия).

Порядок регулирует вопросы формирования и работы комиссии ФТС России, комиссии регионального таможенного управления и комиссии таможни по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также определяет функции и полномочия Комиссии (пункт 1 Порядка).

Алферов А.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими приведенных положений Приказа и Порядка в той мере, в какой они не предусматривают принятие на учет лиц для получения единовременной социальной выплаты, проходящих службу в представительствах ФТС России в иностранных государствах, и создание комиссий в этих представительствах, ссылаясь на то, что нормативные предписания в оспариваемой им части противоречат части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ), пункту 1 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила), закрепляющим его право на получение единовременной социальной выплаты.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что проходит службу в ФТС России с декабря 2013 года в должности начальника отдела сотрудничества с международными организациями Управления таможенного сотрудничества; с ноября 2015 года - в должности представителя ФТС России в Федеративной Республике Бразилии в звании полковника таможенной службы. До службы в ФТС России проходил военную службу в звании полковника. Период военной службы включен в период государственной службы для предоставления социальных гарантий и льгот сотрудникам ФТС России, общая продолжительность его государственной службы составила более 30 лет. За весь период службы жилым помещением для постоянного проживания не обеспечивался, единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения не получал. Его заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты Комиссией ФТС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения оставлено без удовлетворения в связи с прохождением службы за пределами Российской Федерации.

Алферов А.М., извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель Зотов А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

ФТС России и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители ФТС России Веренич Н.В. и Пешкова О.В. и представитель Минюста России Чижикова Т.Ю. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав стороны, проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 6 указанной статьи предусмотрено, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 24 апреля 2013 г. N 369 утвердило Правила и поручило Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе исполнения наказаний, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и ФТС России утвердить порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и снятых с указанного учета (в том числе о лицах, сведения о которых в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну).

Во исполнение данного постановления ФТС России издан Приказ, который в установленном порядке был зарегистрирован в Минюсте России и опубликован.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) таможенными органами являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (части 1 и 6).

Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1997 г. N 582 "Об организации и порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом" определяет, что осуществление федеральными органами исполнительной власти и российскими государственными учреждениями функций, связанных с деятельностью за рубежом, обеспечивается в установленном порядке дипломатическими представительствами Российской Федерации в иностранных государствах (при международных организациях). В случаях, предусмотренных данным указом, такие функции осуществляются также через находящихся в составе дипломатических представительств Российской Федерации представителей федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений или непосредственно через представительства этих органов и учреждений за рубежом при координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации (пункт 1).

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 мая 2010 г. N 360-рп "О представителях ФТС России в Федеративной Республике Бразилии" ФТС России разрешено направлять до двух представителей для работы в составе Посольства Российской Федерации в Федеративной Республике Бразилии без включения их в штатную численность этого посольства, финансирование расходов на содержание указанных представителей осуществлять за счет и в пределах ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на содержание представительств ФТС России в иностранных государствах.

По смыслу положений части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 383-ФЗ и пункта 3 Правил, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Из приведенных положений следует, что Правила предусматривают создание соответствующих комиссий по месту прохождения службы сотрудников, в число которых входят таможенные органы, названные в статье 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.

В силу пункта 17 Правил расчет размера единовременной социальной выплаты осуществляется согласно приложению к Правилам на основании общей площади жилого помещения, определяемой с учетом положений пунктов 18 - 20 Правил, показателей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемых Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежеквартально, а также поправочных коэффициентов, установленных пунктами 21 и 22 Правил, в целях которых показатели средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации применяются в зависимости от места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник.

Согласно расчету размера единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, приведенному в приложении к Правилам, размер единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения определяется с учетом показателей: С - средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации (определяется с учетом места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник); Кп - поправочного коэффициента размера средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья с учетом места прохождения федеральным государственным гражданским служащим государственной гражданской службы Российской Федерации (определяется с учетом места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник).

Исходя из изложенного, Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилами не предусмотрены случаи, при которых расчет единовременной социальной выплаты производится без учета показателя средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, определяемого в зависимости от места расположения структурного подразделения учреждений и органов, в котором проходит (проходил) службу сотрудник, а также не предусмотрена возможность постановки на учет для получения данной выплаты в случае прохождения службы за пределами Российской Федерации.

Нельзя согласиться с доводами административного истца о том, что оспариваемые им положения Порядка лишают его права на получение единовременной социальной выплаты, поскольку право на получение указанной выплаты предусмотрено федеральным законом, а Порядок регулирует вопросы формирования и работы Комиссии таможенных органов по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также определяет функции и полномочия Комиссии.

Оспариваемый акт не ограничивает сотрудников представительств и представителей ФТС России в иностранных государствах при наличии оснований и условий, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, реализовать право на получение единовременной социальной выплаты в период прохождения гражданской службы на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного оспариваемые положения Приказа и Порядка не противоречат Федеральному закону от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ и Правилам.

Поскольку оспариваемые нормативные предписания не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права и законные интересы административного истца, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления Алферова А.М. о признании частично недействующими пункта 2 приказа Федеральной таможенной службы от 18 июня 2013 г. N 1111 "Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения" и пункта 1 утвержденного им Порядка отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М. НАЗАРОВА

[введено: 04.12.2017 редактор НЦПИ - Терешина И.В.]

[сверено с электронной рассылкой]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.010.040 Федеральные органы исполнительной власти, 020.020.010 Федеральная государственная служба, 020.030.100 Цены и ценообразование (см. также 090.100.030), 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 050.030.080 Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий населения, 050.050.000 Оплата строительства, содержания и ремонта жилья (кредиты, компенсации, субсидии, льготы), 060.020.110 Гарантии и компенсации, 060.020.180 Особенности регулирования труда (службы) отдельных категорий работников, государственных и муниципальных служащих (см. также 010.150.060, 020.020.000, 150.050.020), 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 100.170.010 Общие вопросы, 200.080.040 Дипломатические, консульские и иные представительства. Консульские учреждения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать