Основная информация

Дата опубликования: 26 ноября 2020г.
Номер документа: RU76000202001664
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Ярославская область
Принявший орган: Ярославская областная Дума
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Законы

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ЗАКОН

Ярославской области

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Принят Ярославской областной Думой

20 ноября 2020 года

Статья 1

Внести в Закон Ярославской области от 02.04.2013 № 6-з «Об Уполномоченном по правам человека в Ярославской области» (Документ – Регион, 2013, 2 апреля, № 24-а; 2015, 30 декабря, № 110; 2017, 12 мая, № 35; 29 декабря, № 111-а) следующие изменения:

1) в преамбуле слова «порядок назначения» заменить словами «порядок назначения (избрания)»;

2) в статье 1:

а) в части 1 слова «обеспечения гарантий» заменить словами «обеспечения дополнительных гарантий»;

б) части 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц, а также неподотчетен им.

4. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.»;

3) статью 2 изложить в следующей редакции:

«Статья 2. Правовые основы деятельности Уполномоченного

Правовую основу деятельности Уполномоченного составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ярославской области, законы и иные нормативные правовые акты Ярославской области.»;

4) в статье 3:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Деятельность Уполномоченного основывается на принципах справедливости, гуманности, законности, гласности, беспристрастности.»;

б) часть 2 после слов «сотрудничество и взаимодействие» дополнить словами «с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти,»;

5) в пункте 5 части 1 статьи 4 слова «развитие межрегионального сотрудничества» заменить словами «развитие международного и межрегионального сотрудничества»;

6) в наименовании главы 2 слово «Назначение» заменить словами «Назначение (избрание)»;

7) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Требования, предъявляемые к кандидатам на должность Уполномоченного и к Уполномоченному

1. На должность Уполномоченного может быть назначен (избран) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

2. Уполномоченный не вправе:

1) иметь гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанное требование распространяется на кандидатов на должность Уполномоченного;

2) постоянно проживать за пределами территории Ярославской области в течение срока исполнения им своих полномочий;

3) одновременно быть сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, иные государственные должности субъекта Российской Федерации, муниципальные должности, а также находиться на государственной или муниципальной службе;

4) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

5) заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

6) быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. На Уполномоченного распространяются иные ограничения, а также обязанности, установленные в отношении лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В случае возникновения личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Уполномоченный обязан сообщить о ней в форме письменного уведомления Председателю Ярославской областной Думы в срок не позднее 1 рабочего дня с момента, как только ему стало известно о возникновении такой заинтересованности.

При невозможности сообщить о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в срок, указанный в абзаце втором настоящей части, по причине, не зависящей от Уполномоченного, уведомление направляется в срок не позднее 1 рабочего дня с момента устранения данной причины.

Председатель Ярославской областной Думы в срок не позднее 1 рабочего дня с момента получения письменного уведомления Уполномоченного направляет указанное уведомление в комиссию по координации работы по противодействию коррупции в Ярославской области для его рассмотрения.

4. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об полномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Ярославской области.

5. Ярославская областная Дума осуществляет сбор предложений о кандидатурах на должность Уполномоченного. Уведомление о начале сбора предложений о кандидатурах на должность Уполномоченного размещается на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не позднее чем за 100 календарных дней до дня окончания срока, на который назначен (избран) Уполномоченный, либо в течение 2 календарных дней со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

6. Предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного направляются в Ярославскую областную Думу:

1) в связи с окончанием срока, на который назначен (избран) Уполномоченный, – в течение 20 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» уведомления о начале сбора предложений о кандидатурах на должность Уполномоченного;

2) в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного – в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанного уведомления.

7. Кандидатуры для назначения на должность Уполномоченного могут быть представлены Губернатором Ярославской области, депутатами Ярославской областной Думы, некоммерческими организациями, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Ярославской области.

8. К предложению о кандидатуре на должность Уполномоченного, направляемому в Ярославскую областную Думу, прилагаются следующие документы:

1) письменное заявление лица о согласии на рассмотрение его кандидатуры на должность Уполномоченного и о назначении (избрании) на указанную должность, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес постоянного места жительства и регистрации, контактный телефон, данные о наличии судимости, в том числе снятой или погашенной, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий), согласие на обработку его персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»;

2) копия паспорта гражданина Российской Федерации (иного документа, удостоверяющего личность);

3) обязательство о прекращении деятельности, несовместимой со статусом Уполномоченного (в случае его назначения (избрания));

4) автобиография кандидата с указанием сведений о наличии или отсутствии: гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; членства в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели; осуществлении преподавательской, научной и иной творческой деятельности, которая финансируется исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

5) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы;

6) копия документа, подтверждающего высшее образование кандидата, а по желанию кандидата также о дополнительном профессиональном образовании, присвоении ученой степени, ученого звания;

7) сведения о трудовой деятельности кандидата и (или) копия трудовой книжки, оформленные или заверенные в установленном законодательством порядке, копии иных документов о трудовой и (или) общественной деятельности кандидата, подтверждающих опыт и навыки деятельности в области защиты прав и свобод человека и гражданина;

8) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

9) решение коллегиального органа, обладающего соответствующими полномочиями в силу закона или в соответствии с уставом некоммерческой организации, а при отсутствии коллегиального органа – по решению иных органов, обладающих в силу закона или в соответствии с уставом этой некоммерческой организации правом выступать от имени этой некоммерческой организации;

10) выписка из устава некоммерческой организации об осуществлении деятельности в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

В случае непредставления документов в установленный срок либо представления их не в полном объеме предложенная кандидатура на должность Уполномоченного не рассматривается.

9. Сведения о кандидатурах на должность Уполномоченного, поступившие в Ярославскую областную Думу, размещаются на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства о персональных данных, о государственной тайне и иной информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, в течение 5 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 1 части 6 настоящей статьи, либо в течение 2 календарных дней со дня истечения срока, указанного в пункте 2 части 6 настоящей статьи.

10. Некоммерческие организации, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Ярославской области, вправе представить в Ярославскую областную Думу мнение о кандидатурах на должность Уполномоченного:

1) в связи с окончанием срока, на который назначен (избран) Уполномоченный, – в течение 14 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о кандидатурах на должность Уполномоченного, поступивших в Ярославскую областную Думу;

2) в случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного – в течение 10 календарных дней со дня размещения на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указанных сведений.

11. Комитет Ярославской областной Думы, к ведению которого отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина (далее также – комитет), рассматривает поступившие предложения о кандидатурах на должность Уполномоченного в части соблюдения требований, установленных частями 1 – 4, 7 и 8 настоящей статьи. По результатам рассмотрения предложений на должность Уполномоченного комитет принимает решение о включении кандидатов в список кандидатов на должность Уполномоченного либо об отказе во включении в указанный список.

Решение об отказе во включении кандидата в список кандидатов на должность Уполномоченного принимается в случае несоответствия кандидата на должность Уполномоченного и (или) документов, представленных кандидатом, требованиям, установленным частями 1 – 4, 7 и 8 настоящей статьи, а также в случае выявления в представленных документах искаженных и (или) недостоверных сведений. Кандидату на должность Уполномоченного, не включенному в список кандидатов на должность Уполномоченного, в течение 3 календарных дней со дня принятия решения направляется письменное уведомление о принятии решения об отказе во включении в список кандидатов на должность Уполномоченного с указанием причины такого отказа.

12. Ярославская областная Дума в течение 2 календарных дней со дня истечения сроков, указанных в части 10 настоящей статьи, направляет на согласование Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации список кандидатов на должность Уполномоченного. Согласованные Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации кандидатуры на должность Уполномоченного выносятся на рассмотрение Ярославской областной Думы.

13. В случае если ни один из кандидатов не был включен в список кандидатов на должность Уполномоченного, а также если представленные кандидатуры на должность Уполномоченного не согласованы Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, Ярославская областная Дума размещает уведомление о повторном начале сбора предложений о кандидатурах на должность Уполномоченного на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Направление предложений в Ярославскую областную Думу о кандидатурах на должность Уполномоченного и их рассмотрение осуществляются в порядке, установленном частями 6 – 12 настоящей статьи.»;

8) в статье 6:

а) в наименовании слово «Назначение» заменить словами «Назначение (избрание)»;

б) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Назначение (избрание) кандидата на должность Уполномоченного осуществляется решением Ярославской областной Думы по результатам согласования кандидатов с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также с учетом мнения некоммерческих организаций, зарегистрированных в установленном порядке и осуществляющим свою деятельность в области защиты прав и свобод человека и гражданина на территории Ярославской области, выраженного в порядке, установленном частью 10 статьи 5 настоящего Закона, в срок не позднее 60 календарных дней со дня окончания срока, на который был назначен (избран) Уполномоченный, либо не позднее 60 календарных дней со дня досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.»;

в) в части 2 слово «назначается» заменить словами «назначается (избирается)», слово «назначено» заменить словами «назначено (избрано)»;

г) в части 3 слово «Назначенным» заменить словами «Назначенным (избранным)», слова «о назначении» заменить словами «о назначении (об избрании)»;

д) в части 4 слова «несогласования кандидатуры на должность Уполномоченного Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, а также» исключить, слово «назначении» заменить словами «назначении (избрании)»;

е) в части 5 слово «назначения» заменить словами «назначения (избрания)»;

ж) дополнить частью 8 следующего содержания:

«8. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, а также приостановить членство в политической партии на период осуществления своих полномочий не позднее 14 календарных дней со дня вступления в должность. В случае если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Ярославская областная Дума начинает процедуру по назначению (избранию) нового Уполномоченного в порядке, предусмотренном статьями 5 и 6 настоящего Закона.»;

9) статьи 7 и 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 7. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Полномочия Уполномоченного прекращаются с момента вступления в должность нового назначенного (избранного) Уполномоченного, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного прекращаются досрочно по решению Ярославской областной Думы в случае:

1) его смерти;

2) признания его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим либо объявления его умершим;

3) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

4) его выезда за пределы территории Ярославской области на постоянное место жительства;

5) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

3. По решению Ярославской областной Думы после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно также в случае:

1) подачи им письменного заявления о сложении полномочий;

2) его неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев) исполнять свои обязанности;

3) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 131 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

4) несоблюдения им иных требований, ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Ярославской области.

4. Истечение срока полномочий Ярославской областной Думы или ее роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.

5. Комитет Ярославской областной Думы, к ведению которого отнесены вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, организует представление на рассмотрение Ярославской областной Думы документов, подтверждающих обоснованность принятия решения о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного (освобождении от должности). В случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, указанные документы представляются на рассмотрение Ярославской областной Думы после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

6. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается большинством голосов от общего числа депутатов Ярославской областной Думы и оформляется постановлением.

7. В случае досрочного прекращения полномочий Уполномоченного назначение (избрание) нового Уполномоченного осуществляется в порядке, установленном статьями 5 и 6 настоящего Закона.

Статья 8. Принятие к рассмотрению жалоб и иных обращений Уполномоченным

1. Гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться к Уполномоченному с жалобой, предложением или заявлением в письменной форме или в форме электронного документа, а также устно на личном приеме.

2. При рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан или лиц без гражданства Уполномоченным применяется порядок, установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», с учетом особенностей принятия к рассмотрению и рассмотрения жалоб Уполномоченным, установленных Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», в том числе сроков рассмотрения жалоб.

3. Получив обращение, содержащее предложение, заявление или иную информацию, касающуюся нарушения прав и свобод граждан (далее – обращение), Уполномоченный имеет право:

1) рассмотреть обращение по существу;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) направить обращение на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится рассмотрение обращения.

4. Жалобы и иные обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания и цензуре не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

5. Под жалобой, адресованной Уполномоченному (далее – жалоба), понимается просьба гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – заявитель) о защите и восстановлении прав и свобод, нарушенных (нарушаемых), по его мнению, решениями или действиями (бездействием) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территории Ярославской области (далее – территориальные органы), органов государственной власти (кроме Ярославской областной Думы), органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, действующих на территории Ярославской области, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – организации, наделенные публичными полномочиями), если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

6. В жалобе должны содержаться фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый и (или) электронный адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия) территориальных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, наделенных публичными полномочиями, нарушивших (нарушающих), по мнению заявителя, его права и свободы. К жалобе также должны прилагаться материалы, подтверждающие обоснованность жалобы, включая копии документов, связанных с обжалованием соответствующих решений или действий (бездействия) в судебном или административном порядке. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

7. В случае получения жалобы Уполномоченный:

1) принимает жалобу к рассмотрению, если она соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, о чем сообщает заявителю;

2) отказывает в принятии жалобы к рассмотрению, если она не соответствует требованиям, предусмотренным частями 5 и 6 настоящей статьи, при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.

8. Уполномоченный принимает жалобу к рассмотрению или отказывает в ее принятии в течение 15 календарных дней со дня регистрации жалобы и уведомляет об этом заявителя.

9. В случае, если лицо, обратившееся с жалобой к Уполномоченному, одновременно обратилось с жалобой в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, по запросу Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации жалоба с прилагаемыми к ней материалами передается на рассмотрение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.»;

10) дополнить статьями 81 – 85 следующего содержания:

«Статья 81. Рассмотрение жалоб Уполномоченным

1. Уполномоченный информирует о принятии жалобы к рассмотрению территориальные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, наделенные публичными полномочиями, решения или действия (бездействие) которых обжалуются, а также вправе запросить у указанных органов и организаций информацию по существу поступившей жалобы и предложить обосновать свою позицию в целом.

2. В случае необходимости проверки обстоятельств, изложенных в жалобе, Уполномоченный вправе:

1) самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, их должностными лицами и государственными служащими собирать, проверять и анализировать информацию об обстоятельствах, изложенных в жалобе;

2) посещать территориальные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, наделенные публичными полномочиями;

3) беспрепятственно посещать места принудительного содержания, находящиеся на территории Ярославской области, в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок посещения мест принудительного содержания;

4) запрашивать и получать от территориальных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, наделенных публичными полномочиями, сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы, а также соответствующие устные разъяснения их должностных лиц;

5) обращаться в суд с ходатайством об ознакомлении с материалами по гражданскому или административному делу, решение по которому вступило в законную силу;

6) привлекать экспертов;

7) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральными законами и законами Ярославской области.

3. Порядок взаимодействия территориальных органов с Уполномоченным, в том числе порядок оказания содействия Уполномоченному в предоставлении необходимой ему для рассмотрения жалобы информации территориальными органами, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В целях осуществления взаимодействия территориальных органов с Уполномоченным между ними могут заключаться соответствующие соглашения.

4. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы, в частности жалобы на решения или действия (бездействие) территориальных органов, Уполномоченным выявлена необходимость принятия системных мер по устранению нарушений прав и свобод человека и гражданина на территории Ярославской области, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации с просьбой об оказании содействия и о принятии им мер, относящихся к его компетенции.

5. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы обнаружены признаки уголовно наказуемого деяния или административного правонарушения, Уполномоченный передает имеющиеся материалы в соответствующие государственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела или дела об административном правонарушении, известив об этом заявителя.

6. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в ходе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

7. Информация о результатах рассмотрения жалобы Уполномоченным должна быть направлена заявителю не позднее 10 календарных дней со дня завершения проверки обстоятельств, изложенных в жалобе.

Статья 82. Права Уполномоченного на принятие мер по защите
и восстановлению прав и свобод человека и гражданина

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) направить в территориальные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, наделенные публичными полномочиями, должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, в письменной форме свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод. Территориальные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, наделенные публичными полномочиями, должностное лицо, получившие рекомендации Уполномоченного, обязаны в течение 30 календарных дней рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному;

2) обратиться в суд с административным исковым заявлением (иском) в защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе неограниченного круга лиц), нарушенных решениями или действиями (бездействием) территориальных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных муниципальных органов, организаций, наделенных публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе по делу о защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) обратиться в соответствующие компетентные государственные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства и (или) рассмотрении вопроса об уголовном преследовании в отношении должностного лица территориального органа, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного муниципального органа, организации, наделенной публичными полномочиями, в решениях или действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении организации и (или) должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;

4) обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда.

2. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе по собственной инициативе провести проверку обстоятельств и принять соответствующие меры в пределах своей компетенции.

3. По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека и гражданина, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) инициировать проведение общественных проверок и общественной экспертизы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) обратиться в Ярославскую областную Думу с предложением о проведении слушаний по фактам нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в них.

Статья 83. Взаимодействие Уполномоченного с территориальными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина

1. Уполномоченный в целях осуществления возложенных на него полномочий взаимодействует с территориальными органами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, общественными объединениями и организациями, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

2. Законом Ярославской области на Уполномоченного могут быть возложены функции Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области. Уполномоченный при осуществлении возложенных на него функций Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области руководствуется положениями Закона Ярославской области от 28.12.2010 № 55-з «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ярославской области», определяющими задачи, принципы деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области и регулирующими вопросы ее осуществления.

Статья 84. Участие Уполномоченного в деятельности по совершенствованию нормативных правовых актов в части защиты прав и свобод человека и гражданина

В случае выявления в нормативных правовых актах Ярославской области, муниципальных нормативных правовых актах недостатков или пробелов, влекущих, по мнению Уполномоченного, нарушение прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный вправе направлять органам государственной власти, органам местного самоуправления предложения по совершенствованию законов Ярославской области, иных нормативных правовых актов Ярославской области, муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина.

Статья 85. Участие Уполномоченного в развитии международного и межрегионального сотрудничества в области защиты прав человека, в правовом просвещении

1. Уполномоченный способствует развитию международного сотрудничества в области защиты прав человека, а также вправе участвовать в межрегиональном сотрудничестве в указанной области.

2. В целях правового просвещения в области прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты Уполномоченный вправе:

1) распространять в средствах массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, информацию о правах и свободах человека и гражданина, формах и методах их защиты;

2) выпускать в пределах утвержденной сметы расходов официальное периодическое издание и иные издания о правах и свободах человека и гражданина;

3) организовывать и проводить научно-практические конференции, «круглые столы», конкурсы, семинары, совещания и иные публичные мероприятия по проблемам защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) использовать иные формы и методы правового просвещения.»;

11) статьи 9 – 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 9. Доклады Уполномоченного

1. Не позднее трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в Ярославскую областную Думу, Губернатору Ярославской области, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, председателю Ярославского областного суда, прокурору Ярославской области.

2. Ежегодный доклад Уполномоченного представляется на заседании Ярославской областной Думы Уполномоченным лично.

3. Уполномоченный может направлять в Ярославскую областную Думу, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.

4. Ежегодный доклад Уполномоченного, доклады Уполномоченного по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина размещаются на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По решению Уполномоченного указанные доклады могут быть опубликованы в газете «Документ – Регион».

Статья 10. Гарантии деятельности Уполномоченного

1. Территориальные органы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные муниципальные органы, организации, наделенные публичными полномочиями, их должностные лица, государственные и муниципальные служащие, работники указанных органов и организаций:

1) оказывают Уполномоченному содействие в осуществлении возложенных на него полномочий;

2) предоставляют по запросам Уполномоченного сведения, документы, материалы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, не позднее 15 календарных дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

2. Уполномоченный по вопросам своей деятельности пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами территориального органа, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного муниципального органа, организации, наделенной публичными полномочиями, а также администрациями мест принудительного содержания.

3. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Уполномоченный не обязан давать объяснения по существу рассмотренных или находящихся на рассмотрении жалоб, а также представлять для ознакомления материалы и иную информацию, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или административному делу, делу об административном правонарушении либо уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

6. Вмешательство в законную деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами требований и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области, или воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области.

Статья 11. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном

1. В целях оказания консультативной помощи при Уполномоченном создается консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах.

2. Консультативный (экспертный) совет при Уполномоченном состоит из специалистов, имеющих необходимые познания в области прав и свобод человека и гражданина и (или) опыт их защиты.

3. Положение о консультативном (экспертном) совете при Уполномоченном и его персональный состав утверждаются Уполномоченным.»;

12) в статье 13:

а) в наименовании слово «Уполномоченного» заменить словами «и общественные приемные Уполномоченного»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Уполномоченный вправе создавать на территории Ярославской области общественные приемные Уполномоченного, оказывающие консультативную помощь по вопросам, относящимся к его деятельности.».

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Губернатор

Ярославской области

Д.Ю. Миронов

26 ноября 2020 г.

№ 89-з

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 11.12.2020
Рубрики правового классификатора: 010.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать