Основная информация

Дата опубликования: 15 декабря 2020г.
Номер документа: RU29000202001757
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 декабря 2020 г. № 861-пп

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 соглашения от 30 января 2020 года № 01-01-06/06-55 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области Правительство Архангельской области  постановляет:

              1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.             

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Архангельской области от 17 сентября 2019 года № 495-пп «Об основных направлениях государственной долговой политики Архангельской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

              3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года, но не ранее дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

председателя Правительства

Архангельской области

Е.В. Автушенко

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением Правительства

Архангельской области

от 15 декабря 2020 г. № 861-пп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

государственной долговой политики Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

I. Общие положения

Государственная долговая политика Архангельской области является составной частью бюджетной политики и заключается в реализации комплекса мер, направленных на обеспечение потребности Архангельской области в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение.

Основные направления государственной долговой политики Архангельской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее – долговая политика) устанавливают основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики, цели, задачи и инструменты реализации долговой политики, а также риски, возникающие в процессе управления государственным долгом Архангельской области (далее – государственный долг).

II. Итоги реализации долговой политики

Рост государственного долга наблюдался с 2008 по 2016 год. При этом с 2014 года отмечалось значительное снижение темпов роста государственного долга, а в 2017 – 2019 годах – снижение его объема. 

За 2017 – 2019 годы объем государственного долга снизился на 7043,8 млн. рублей (на 17,2 процента). Такое существенное сокращение долговых обязательств области стало возможным благодаря поступлению дополнительных собственных доходов, а также внедрению в бюджетный процесс новых казначейских инструментов.

В результате на 1 января 2020 года государственный долг составил 33 971,6 млн. рублей. При этом с 2016 года уровень государственного долга сократился с 90 до 53 процентов.

Уровень государственного долга на 1 января 2020 года не превысил предельных значений, установленных дополнительными соглашениями по реструктуризации бюджетных кредитов, заключенными между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Архангельской области в декабре 2017 года (уровень общего долга – 53 процента при установленном уровне 76 процентов, уровень коммерческого долга – 32 процента при установленном уровне 50 процентов). 

Проведение активной долговой политики и снижение объема заимствований в течение года позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга за 2019 год по сравнению с 2018 годом на 574,6 млн. рублей (на 45,2 процента).

Благодаря активной работе по управлению государственным долгом (использование краткосрочных казначейских кредитов, временно свободных остатков средств государственных бюджетных и автономных учреждений Архангельской области на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства, возобновляемых кредитных линий, проведение работы по снижению процентных ставок) бюджетный эффект (экономия) по сравнению с использованием коммерческих кредитов, первоначально установленной процентной ставкой за 2019 год составил 1228,5 млн. рублей.

Для оптимизации структуры государственного долга и сокращения стоимости его обслуживания между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Архангельской области в 2017 году были подписаны дополнительные соглашения, предусматривающие реструктуризацию всех бюджетных кредитов, полученных в 2015 – 2017 годах из федерального бюджета, на общую сумму 11 549,5 млн. рублей (период погашения до 2024 года). В результате в структуре государственного долга доля коммерческих кредитов в общем объеме долговых обязательств по итогам 2019 года составила 60 процентов.

30 сентября 2020 года были подписаны дополнительные соглашения с Министерством финансов Российской Федерации, предусматривающие освобождение Архангельской области в 2020 году от погашения задолженности по бюджетным кредитам, смягчение условий реструктуризации в 2020 году, а также продление периода погашения реструктурированной задолженности до 2029 года.

В 2020 году наблюдается существенный рост государственного долга.  На 1 сентября 2020 года государственный долг составил 37 171,7 млн. рублей. По сравнению с началом года общий объем долга вырос на 3200,1 млн. рублей (на 9,4 процента). Рост обусловлен сокращением налоговых и неналоговых доходов в условиях нестабильности на мировых нефтяных рынках, распространения новой коронавирусной инфекции и ее влияния на экономическую активность в отдельных отраслях Архангельской области, а также реализацией принятых на федеральном и региональном уровнях мер поддержки малого и среднего бизнеса.

В связи с прогнозируемым сокращением налоговых и неналоговых доходов и, как следствие, ростом государственного долга, за восемь месяцев 2020 года наблюдается рост расходов на обслуживание долга по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (на 83,0 млн. рублей, или 16,1 процента).

Благодаря привлечению в течение года краткосрочного бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счете бюджета половину обязательств в структуре долга составляют обязательства по бюджетным кредитам (50,2 процента).

По итогам 2019 года и восьми месяцев 2020 года параметры государственного долга и расходов на его обслуживание соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.

В целях обеспечения открытости данных информация о величине и структуре долговых обязательств Архангельской области ежемесячно размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Правительства Архангельской области на странице «Бюджет» (подраздел «Государственный долг» раздела «Отчетность») по адресу: https://dvinaland.ru/budget/reporting/.

III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики

Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:

сокращение налоговых и неналоговых доходов в условиях нестабильности на мировых нефтяных и валютных рынках, распространения новой коронавирусной инфекции и ее влияния на экономическую активность в отдельных отраслях Архангельской области, а также в связи с реализацией принятых на федеральном и региональном уровнях мер поддержки малого и среднего бизнеса;

изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которые в сопоставимом виде приводят к диспропорции между доходами и расходами областного бюджета и бюджетов муниципальных образований Архангельской области;

необходимость финансового обеспечения расходных обязательств Архангельской области, принимаемых с учетом политики расходования бюджетных средств, направленной на достижение национальных целей и стратегических задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и документами стратегического планирования Архангельской области;

обеспечение возможности исполнения обязательств Архангельской области по соглашениям о реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита областного бюджета и о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Архангельской области;

необходимость индексации расходов областного бюджета на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, меры социальной поддержки и оплату коммунальных услуг государственными бюджетными учреждениями Архангельской области;

положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и их ранжирования в зависимости от уровня долговой устойчивости;

нестабильность конъюнктуры рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.

IV. Цели и задачи долговой политики

Целями долговой политики являются:

обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости областного бюджета;

минимизация расходов на обслуживание государственного долга;

обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.

Основными задачами долговой политики являются:

1) поддержание параметров государственного долга в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации;

2) обеспечение выполнения показателей, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в сфере государственных заимствований и управления государственным долгом;

3) обеспечение возможности выполнения условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 года № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам» (далее – реструктуризация задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам), в том числе:

обеспечение дефицита бюджета Архангельской области на уровне не более 10 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;

обеспечение доли общего объема государственного долга от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год:

на 1 января 2022 года – 68 процентов;

на 1 января 2023 года – 63 процента;

на 1 января 2024 года – 59 процентов;

обеспечение на 1 января 2022 года, на 1 января 2023 года и на 1 января 2024 года доли общего объема долговых обязательств Архангельской области по государственным ценным бумагам Архангельской области и кредитам, полученным Архангельской областью от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, не более 50 процентов суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;

обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;

при предоставлении местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области бюджетных кредитов из областного бюджета установление нормы в части обеспечения возможности привлечения в местный бюджет кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых;

4) обеспечение постоянного доступа на рынки капитала на приемлемых для Архангельской области условиях;

5)  сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;

6) оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам государственных заимствований.

V. Инструменты реализации долговой политики

Инструментами реализации долговой политики являются:

1) направление дополнительных доходов, полученных при исполнении областного бюджета, на досрочное погашение долговых обязательств Архангельской области;

2) недопущение принятия новых расходных обязательств Архангельской области, не обеспеченных стабильными источниками финансирования;

3) проведение операций по управлению государственным долгом, направленных на оптимизацию его структуры посредством систематического отбора форм заимствований, а также на снижение стоимости заимствований, не приводящих к увеличению дефицита областного бюджета, верхнего предела государственного долга и расходов на обслуживание долговых обязательств;

4) эффективное управление свободными остатками средств областного бюджета и государственных учреждений Архангельской области;

5) осуществление государственных внутренних заимствований Архангельской области в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с учетом планируемых кассовых разрывов, обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам, увеличения сроков заимствований в момент максимального благоприятствования, когда стоимость привлекаемых Архангельской областью финансовых ресурсов минимальна;

6) проведение работы с кредитными организациями по снижению процентных ставок по заключенным государственным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета Архангельской области и (или) погашения долговых обязательств Архангельской области;

7) активное использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджета;

8) участие в программе реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

9) недопущение предоставления государственных гарантий Архангельской области без обеспечения регрессных требований;

10)   недопущение предоставления государственных гарантий Архангельской области в случае, если их предоставление повлечет нарушение условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам;

11)   осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации;

12)   проведение операций по досрочному рефинансированию долговых обязательств Архангельской области перед кредитными организациями в целях снижения процентных ставок за пользование кредитными ресурсами и соответственно сокращения расходов на обслуживание государственного долга;

13)   выполнение плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Архангельской области и сокращению государственного долга Архангельской области, утвержденного распоряжением Правительства Архангельской области от 29 декабря 2012 года № 621-рп.

VI. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом

Основными рисками при управлении государственным долгом являются:

риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета – недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных обязательств областного бюджета и обеспечения его сбалансированности;

процентный риск – вероятность увеличения суммы расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения процентных ставок;

риск рефинансирования – вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на вынужденное рефинансирование уже имеющихся обязательств;

риск ликвидности – отсутствие на едином счете областного бюджета необходимых средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств Архангельской области в срок;

риск невыполнения условий реструктуризации задолженности Архангельской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.

Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:

достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;

мониторинг конъюнктуры финансового (долгового) рынка с целью анализа перспективы рефинансирования имеющихся обязательств Архангельской области;

планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;

принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.12.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.020 Государственные программы. Концепции, 080.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать