Основная информация

Дата опубликования: 28 сентября 2017г.
Номер документа: Р201708848
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р201708848

ОПУБЛИКОВАНО:

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28.09.2017 N 2042-О

ОБ ОТКАЗЕ

В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ПУБЛИЧНОГО

АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "АВИАКОМПАНИЯ ЮТЭЙР"

НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧАСТЬЮ 8

СТАТЬИ 2916 АРБИТРАЖНОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" оспаривает конституционность части 8 статьи 2916 АПК Российской Федерации, согласно которой Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из представленных материалов, ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, в качестве которого истец указывал публично-правовые платежи, излишне перечисленные в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на основании положений Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, которым была придана обратная сила частью 2 статьи 2 данного Федерального закона (впоследствии признана не соответствующей Конституции Российской Федерации Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П).

Решением арбитражного суда, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, данное исковое заявление было удовлетворено и с Российской Федерации взыскано 157 844 608 рублей. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации в передаче кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации на вынесенные по этому делу судебные акты арбитражных судов для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации отказано.

Впоследствии заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации удовлетворил жалобу Министерства финансов Российской Федерации на определение судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, отменил это определение и передал жалобу вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. По результатам рассмотрения дела в кассационном порядке судом было отказано в удовлетворении ходатайств истца о приостановлении производства по делу, о прекращении производства по кассационной жалобе Министерства финансов Российской Федерации и о направлении в Конституционный Суд Российской Федерации запроса о проверке конституционности части 8 статьи 2916 и части 2 статьи 29114 АПК Российской Федерации и отменены все вынесенные по делу судебные акты с вынесением нового решения - об отказе в удовлетворении искового заявления ПАО "Авиакомпания ЮТэйр".

При этом суд кассационной инстанции сослался, в частности, на установленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2013 года N 13-П и Определении от 8 декабря 2015 года N 2737-О-Р порядок исполнения указанного Постановления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" было отказано в передаче надзорной жалобы на соответствующее определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

По мнению заявителя, часть 8 статьи 2916 АПК Российской Федерации противоречит статьям 15 (часть 4) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку допускает возможность осуществления Председателем Верховного Суда Российской Федерации, его заместителем не урегулированной законом процессуальной деятельности и позволяет пересматривать окончательные судебные акты в результате обращения к экстраординарному средству судебной защиты при отсутствии исключительных обстоятельств.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П часть 2 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" была признана неконституционной в той мере, в какой содержащееся в ней предписание придавало обратную силу ухудшающим положение плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации - организаций, использующих труд указанной категории работников, правилам определения базы для начисления этих взносов.

В этом Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации на основании предоставленного ему пунктом 12 статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" правомочия определил порядок его исполнения, которым, в частности, в целях обеспечения баланса конституционно значимых интересов, связанных с соблюдением запрета на придание обратной силы закону, ухудшающему положение плательщиков обязательных публично-правовых платежей, и необходимостью защиты социальных прав граждан, исключил возможность возврата, зачета в счет будущих платежей сумм взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации за 2010 год, уплаченных или взысканных с учетом части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, а также возможность пересмотра в связи с принятием данного Постановления вступивших в законную силу и исполненных полностью решений о взыскании данных взносов и судебных актов, которыми такие решения признаны законными.

В дальнейшем Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 декабря 2015 года N 2737-О-Р, принятом по ходатайству Министерства финансов Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления от 17 июня 2013 года N 13-П, указал, что установленный в данном Постановлении порядок его исполнения не отличается от общего порядка, предусмотренного Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", с учетом правовых позиций, содержащихся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 года N 243-О, от 5 февраля 2004 года N 78-О и др., и не предполагает восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписания части второй статьи 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" в редакции Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, поскольку соответствующие суммы взносов должны считаться уплаченными (взысканными) на законном основании, т.е. противоправность в действиях государства в указанный период (до вступления в силу данного Постановления) отсутствовала.

Таким образом, содержащийся в этом Определении вывод Конституционного Суда Российской Федерации о том, что установленный в Постановлении от 17 июня 2013 года N 13-П порядок его исполнения не предполагал восстановления прав авиакомпаний - плательщиков взносов на доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые уплатили (или с которых были взысканы) данные взносы за 2010 год с учетом предписаний действовавших на конкретный период норм, в том числе путем взыскания указанных сумм взносов с казны Российской Федерации, вытекал из самого содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П и должен был учитываться арбитражными судами при рассмотрении и разрешении поданного ПАО "Авиакомпания ЮТэйр" искового заявления.

В деле же с участием заявителя арбитражные суды взыскали в его пользу денежную сумму в порядке возмещения вреда, причиненного в связи с принятием Федерального закона от 23 декабря 2010 года N 360-ФЗ, и не выполнили тем самым предписания статей 6 и 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности и юридической силе решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, чем поставили под сомнение правомерность принятых ими судебных актов и их соответствие статье 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации и статье 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".

Раскрывая содержание конституционного права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что в рамках судебной защиты прав и свобод возможно обжалование в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов, включая судебные, а потому отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с универсальным правилом эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, умаляет и ограничивает право на судебную защиту (постановления от 2 февраля 1996 года N 4-П, от 3 февраля 1998 года N 5-П, от 5 февраля 2007 года N 2-П, от 8 июня 2015 года N 14-П и др.).

Согласно приведенной правовой позиции для исправления допущенной судом ошибки при рассмотрении дела и вынесении по нему решения могут быть использованы все предусмотренные законом процедуры, включая производство по пересмотру судебных актов, вступивших в законную силу, в кассационном порядке, в порядке надзора и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Предусмотренное частью 8 статьи 2916 АПК Российской Федерации в кассационном производстве правомочие Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителя не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вынести определение о его отмене и передаче кассационных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, служит дополнительной гарантией обеспечения правосудности судебных актов арбитражных судов, является способом контроля за правильностью соответствующего определения судьи Верховного Суда Российской Федерации и в итоге обеспечивает реализацию конституционных прав участвующих в гражданском судопроизводстве лиц, в частности права на судебную защиту.

Как следует из представленных материалов, ходатайство Министерства финансов Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2013 года N 13-П было мотивировано необходимостью корректировки ошибочных, с точки зрения заявителя, выводов арбитражных судов, имевших место в делах с его участием, и защиты публичных прав. После вынесения Конституционным Судом Российской Федерации Определения от 8 декабря 2015 года N 2737-О-Р по соответствующему ходатайству Министерство финансов Российской Федерации было вправе добиваться с использованием доступных процессуальных средств пересмотра судебных актов, принятых в противоречии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 17 июня 2013 года N 13-П, с учетом дополнительных выводов, нашедших отражение в Определении от 8 декабря 2015 года N 2737-О-Р.

Таким образом, сама по себе часть 8 статьи 2916 АПК Российской Федерации направлена на реализацию конституционного права лиц, участвующих в гражданском судопроизводстве, на судебную защиту и - с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 5 февраля 2007 года N 2-П, - не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Проверка же правильности выбора судебной процедуры, в которой мог бы быть реализован такой пересмотр, равно как и правильности применения норм арбитражного процессуального права в конкретном деле заявителя с учетом его обстоятельств не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, который в силу части четвертой статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "Авиакомпания ЮТэйр", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 020.050.000 Обращения, заявления и жалобы граждан, 030.030.040 Коммерческие организации, 030.100.040 Ответственность за нарушение обязательств, 070.060.010 Общие положения, 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 080.080.020 Государственные внебюджетные фонды (см. также 060.010.050, 070.030.000, 140.010.030), 090.070.050 Воздушный транспорт (см. также 200.130.030), 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации, 180.050.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать