Основная информация

Дата опубликования: 16 января 2015г.
Номер документа: В201501238
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В201501238

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

16.01.2015 N АКПИ14-1332

[Об удовлетворении заявления Плюснина Г.А.

о признании недействующим Положения о Комиссии

Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче

удостоверений ветерана Великой Отечественной войны

(Приложение N 2), утвержденного Приказом Министерства транспорта

Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 147]

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Романенкова Н.С.

Российской Федерации

при секретаре Полагаевой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Плюснина Г.А. о признании частично недействующими пунктов 2, 5 Положения о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны (Приложение N 2), утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 147 установил:

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 147 утверждено Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения оно определяет порядок работы Комиссии по заполнению, выдаче и учету удостоверений ветерана Великой Отечественной войны работникам предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работникам учреждений и организаций, командированным в период Великой Отечественной войны в действующую армию, указанным в подпункте "д" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - спецформирования транспортного комплекса).

В соответствии с пунктом 5 Положения Комиссия осуществляет следующие функции:

рассматривает заявления граждан о выдаче удостоверений;

подготавливает запросы в федеральные агентства, находящиеся в ведении Минтранса России, о подтверждении участия граждан, обратившихся с заявлениями о выдаче удостоверений, в спецформированиях транспортного комплекса в период Великой Отечественной войны;

принимает решения о выдаче удостоверений;

оформляет удостоверения и направляет на подпись заместителю Министра транспорта Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

Гражданин Плюснин Г.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 2 Положения в части слов: "(далее - спецформирования транспортного комплекса)" и пункта 5 Положения в части слов: "о подтверждении участия граждан, обратившихся с заявлениями о выдаче удостоверений, в спецформированиях транспортного комплекса", ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральному закону от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Как указывает заявитель, он обратился в Комиссию с заявлением о выдаче удостоверения ветерана-участника Великой Отечественной войны, но Комиссия приняла решение об отказе в выдаче удостоверения, поскольку он не участвовал в спецформированиях транспортного комплекса.

В суде заявитель Плюснин Г.А. поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права ветеранов.

Представитель Министерства транспорта Российской Федерации Коновалов Д.В. возражал против удовлетворения заявленных требований и пояснил суду, что понятие "спецформирования транспортного комплекса" использовано в Положении и включает работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работников учреждений и организаций, командированных в период Великой Отечественной войны в действующую армию, указанных в подпункте "д" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах". Данный правовой акт на государственную регистрацию в Минюст России не направлялся, поскольку распространяется на ограниченный круг лиц.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Симочкина Н.И. поддержала в суде заявленные требования и пояснила, что Положение подлежало направлению на государственную регистрацию в Минюст России, поскольку определяет круг лиц, в отношении которых принимается решение о выдаче удостоверения ветерана Великой Отечественной войны. Кроме того, понятие "спецформирования транспортного комплекса" не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя Плюснина Г.А., представителей Минтранса России Коновалова Д.В., Минюста России Симочкиной Н.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Согласно статье 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 г. N 1122 утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана Великой Отечественной войны. Согласно подпункту "б" пункта 2 данной Инструкции, выдача удостоверения лицам, указанным в подпункте "д" пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", производится федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции упраздненных министерств и ведомств, к которым в период Великой Отечественной войны были отнесены предприятия, военные объекты, наркоматы, ведомства, учреждения и организации, работниками которых являлись эти лица или которыми они были командированы в действующую армию.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 147 была образована Комиссия Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны и утверждено Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны.

Положение содержит нормы, затрагивающие права граждан, поскольку определяет круг лиц, в отношении которых Комиссия Минтранса России по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны принимает решение о выдаче удостоверения. Данный правовой акт подлежал представлению на государственную регистрацию в Минюст России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" установлено, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 10 Правил).

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 8, 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Поскольку Минтрансом России не были соблюдены правила введения в действие оспариваемого нормативного правового акта, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, то оспариваемый нормативный правовой акт признается судом недействующим.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Плюснина Г.А. удовлетворить:

признать недействующим со дня вступления в законную силу решения суда Положение о Комиссии Министерства транспорта Российской Федерации по выдаче удостоверений ветерана Великой Отечественной войны (Приложение N 2), утвержденное Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 147.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С. РОМАНЕНКОВ

[введено: 06.05.2015 оператор НЦПИ - Ягафарова Г.М.]

[проверено: 27.05.2015 редактор НЦПИ - Чекмарева О.Р.]

Дополнительные сведения

Рубрики правового классификатора: 010.140.020 Порядок подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов (см. также 190.020.040, 190.020.050), 010.140.030 Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, 070.010.000 Общие положения, 070.020.000 Управление социальным обеспечением и социальным страхованием (см. также 010.150.040, 020.010.040, 020.010.050), 070.090.000 Льготы, 150.130.010 Общие положения, 150.130.050 Иные льготы, 180.040.020 Производство в суде первой инстанции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать