Основная информация

Дата опубликования: 13 ноября 2020г.
Номер документа: RU19001305202000070
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Хакасия
Принявший орган: Администрация Аскизского района
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ АСКИЗСКОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13.11.2020 № 848-п

Об утверждении Муниципальной программы «Сохранение, изучение и развитие языков и культур народов муниципального образования Аскизский район»

В соответствии с постановлением Администрации Аскизского района Республики Хакасия от 02.09.2015 года №1036-п «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия», руководствуясь ст. ст.35, 40 Устава муниципального образования Аскизский район от 20.12.2005 года, Администрация Аскизского района Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Муниципальную программу «Сохранение, изучение и развитие языков народов муниципального образования Аскизский район».

2. Признать утратившим силу постановление Администрации Аскизского района Республики Хакасия «Об утверждении Муниципальной программы «Сохранение, изучение и развитие языков народов муниципального образования Аскизский район на 2016-2020 годы» от 28.12.2016 №1299-п с 01.01.2021 года.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете «Аскизский труженик» и разместить на сайте Администрации Аскизского района Республики Хакасия.

Глава Администрации А.В. Челтыгмашев

Муниципальная программа

«Сохранение, изучение и развитие языков и культур народов муниципального образования Аскизский район»

Паспорт

Ответственный исполнитель

МКУ «Управление образования администрации Аскизского района»

Основной разработчик Программы

МКУ «Управление образования администрации Аскизского района»

Цель

Создание условий для сохранения и развития языков и культур народов Аскизского района

Задачи

- расширение функций хакасского как государствен- ного языка народов Республики Хакасия;

- создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе;

- развитие инновационной деятельности по сохранению и развитию хакасского и шорского языков;

- развитие учительского корпуса.

Показатели результативности:

- сохранение и увеличение количества учащихся, изучающих хакасский язык;

- повышение качества образования через урочную и внеурочную деятельность;

- проведение мероприятий, посредством организации конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов.

Целевые показатели

- сохранение и увеличение количества учащихся, изучающих родные языки;

- издание учебно-методических пособий;

- проведение мероприятий, посредством организации конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов;

- повышение качества образования предметной области «Филология»;

- участие педагогов общеобразовательных организаций в конкурсах разных уровней.

Этапы и сроки реализации

2021 – 2026 годы

Объемы бюджетных ассигнований

Бюджет муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия 2016,0 тыс. рублей:

2021г. – 336,0 тыс. рублей;

2022г. – 336,0 тыс. рублей;

2023г. – 336,0 тыс. рублей;

2024г. – 336,0тыс. рублей;

2025г. – 336,0 тыс. рублей;

2026г. – 336,0 тыс. рублей;

Ожидаемые конечные результаты реализации

- сохранение и увеличение количества обучающихся, изучающих родные языки;

- издание учебно-методических пособий;

- проведение научно-практической конференции, олимпиад, конкурсов, фестивалей.

1. Характеристика проблемы

Родной язык – духовное наследие народа. Уважительное отношение к родному материнскому языку – норма цивилизованного общества, категория национальной гордости.

Основной причиной, вызывающей тревогу общественности, стал факт неуклонного снижения количества носителей хакасского языка. Аскизский район, единственный в Республике Хакасия, где доля населения, говорящего на хакасском языке, превышает 50%. Не зря его называют «Сердцем Хакасии».

Мониторинговые показатели свидетельствуют о снижении количества обучающихся общеобразовательных организаций, владеющих хакасским языком.

Учебный год

Количество обучающихся хакасской национальности

Количество обучающихся, изучающих хакасский язык

%

2017-2018

3337

3046

91,28

2018-2019

3427

3067

89,50

2019-2020

3553

3202

90,12

За три года наблюдается уменьшение количества обучающихся на 1,68%, далее с последующим увеличением на 0,62%. Средний показатель количества детей хакасской национальности, изучающих хакасский язык 90,57%. Увеличивается рост количества школ, реализующих образовательную программу для слабовладеющих родным (хакасским) языком.

С 2004 года действует целевая программа по развитию языков и культур народов (далее - Программа), проживающих на территории муниципального образования. Такая Программа действует в течение 16 лет. Программно - целевой подход в муниципальной системе образования способствует не только сохранению и развитию хакасского языка и культуры, но и повышению качества образования. В рамках Программы выстраиваются перспективы развития муниципальной системы образования.

В своей деятельности по обеспечению этнокультурных потребностей обучающихся МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» руководствуется нормативно - правовыми актами федерального, регионального, муниципального уровней:

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 11 «О языках народов Республики Хакасия» (принят ВС РХ 20.10.1992);

Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»;

Государственные стандарты общего образования 2010г;

Федеральный базисный учебный план 2010г;

Стандарты и программы по хакасскому языку и литературе для учащихся 1-11 классов ОУ за 2010г.

В школах реализуются стандарты: образовательный стандарт начального общего образования по хакасскому языку, образовательный стандарт основного общего образования по хакасскому языку и образовательный стандарт начального и основного общего образования по хакасскому языку для начинающих изучение родного языка.

В школах реализуются программы владеющих и слабо владеющих хакасским языком.

В общеобразовательных организациях обучение хакасскому языку осуществляется через предметные области, факультативные и кружковые занятия.

Для реализации программ в общеобразовательных организациях созданы условия: обеспечены учебно-методическими комплектами, электронными средствами обучения и т.д.

В рамках программы особое внимание уделяется кадровому обеспечению. Среди учителей хакасского языка работают Заслуженные учителя РХ и РФ, члены Союза писателей РХ, Почетные работники общего образования, соавторы учебников по хакасскому языку.

Повышению профессионального мастерства учителей хакасского языка способствуют методические семинары, мастер-классы, участие на форумах, в конференциях разных уровней.

Учителя хакасского языка стали победителями и призёрами во Всероссийских конкурсах «Лучший практик в рамках цикла общероссийских и межрегиональных информационных и практических мероприятий», «Лучшая практика совместной работы с общественностью по сохранению и развитию языков народов России, популяризацию ценностей традиционной народной культуры, формирование ценностного отношения к духовному наследию народов Российской Федерации».

В рамках празднования Года хакасского языка в муниципальном конкурсе «Родной язык-душа народа» приняли участие семьи трех поколений, где продемонстрировали речевое общение членов семьи на родном языке. На республиканском уровне в номинации: «Кодекс чести хакасов» третье место заняла семья Боргояковых с. Усть-Чуль и в номинации: «Моя родословная» третье место заняла Боргоякова Г.В. с. Аскиз.

Большое внимание уделяется проведению Международного дня родного языка. В течение месяца проводятся мероприятия для всех участников образовательных отношений.

Так, для воспитанников дошкольных образовательных организаций прошел видео-конкурс чтецов «Моя семья» на хакасском и русском языках.

Обучающиеся начальной школы принимают участие в конкурсах рисунков «Весёлые буквы хакасского алфавита», «Чудесный мир народных сказок», а также в конкурсе проектов «Мой родной язык».

Для обучающихся основной школы проводятся конкурс исследовательских проектов, конкурс стендовых газет «В языке душа народа», фестиваль литературного творчества и драматических кружков.

Для обучающихся старших классов организовывается конкурс сочинений на темы: «Моя родословная», «Я - в мире языков», круглые столы, научно-практическая конференция для обучающихся.

Один раз в 2 года проводится самый яркий масштабный праздник для детей школ Аскизского района - Хакасский Детский праздник «Тун пайрам». Целью которого является воспитание учащихся на традициях национальной культуры, развитие народных игр и видов спорта, организация досуга учащихся, приобщение к здоровому образу жизни. В программе проводится 11 конкурсов. По мнению представителя кафедры ЮНЕСКО/ НГУ Детский праздник «Тун пайрам» вошел в 10 лучших детских праздников,

В муниципальной системе образования сложилась система создания, внедрения и освоения педагогических новшеств. Инновационные процессы в образовательных организациях ведут к определенным качественным изменениям муниципальной системы образования и способов обеспечения ее эффективности, стабильности, жизнеспособности и являются мощным ресурсом повышения качества образования.

За период реализации программы были разработаны и реализованы инновационные программы по разным направлениям.

Так, на базе МБОШИ Аскизский лицей-интернат им. М.А.Чебодаева апробирована программа по хакасскому языку «Реализация муниципальной сетевой программы дополнительного образования «Ус-холлар» с использованием электронного обучения».

На базе детского сада «Тополек» реализована инновационная программа «Ине тiлi (язык матери) как модель этнокультурного развития детей в условиях ФГОС дошкольного образования». В помощь педагогам дошкольных организаций изданы учебные пособия «Чирiмнiн алтын пайы» (Сокровище моей земли), раскраски «Учанын ырлары» (Бабушкины напевы), «Тимурнын, нымагы», книга-пазл хакасской юрты. Учебные пособия содержат методический и дидактический материалы в помощь изучению хакасского языка во всех возрастных группах. Одной из задач инновационного проекта является разработка рукописей методических пособий для более успешного усвоения программы «Ине тiлi». Воспитателями ДОО разработаны более двадцати пособий за период 2016- 2019гг..

Воспитатели ДОО поделились опытом во Всероссийском конкурсе лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» в г. Москве, на «XYII Международной ярмарке социально-педагогических инноваций» в Самарской области и стали победителями в номинациях.

На базе Аскизского лицея-интерната реализуется инновационная программа «Детский музейно-туристический центр «Сердце Хакасии». В рамках центра реализуются программа «Я познаю Хакасию» из разделов «Хакасские национальные праздники», «Земля, овеянная легендами», «Хакасские народные игры». Реализуется проект «Кукольный театр народных хакасских сказок». Опыт педагогов высоко оценен во всероссийском конкурсе лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие» в г. Москве.

Особая роль в решении образовательных задач принадлежит музейной педагогике.

Возможности музейной педагогики широко используют в своей деятельности учителя хакасского языка и хакасской литературы. Учителями разработаны планы проведения музейных уроков, которые проводятся как в школьном музее, так и в кабинете хакасского языка, где музейные предметы используются в качестве наглядных пособий. Сегодня во всех образовательных организациях функционируют школьные музеи, на базе одной из школ работает Музей хакасского языка, который используется для проведения конференций, семинаров, способствует развитию исследовательской деятельности учащихся и сохранению хакасского языка как языка живого общения.

В помощь учителю изданы более 10 учебных пособий. В этом году вышло пособие «Школьные музеи Аскизского района Хакасии» (2020г.)

В районе в системе проводятся мероприятия как для педагогических работников, так и для обучающихся:

конкурс «Учитель года хакасского языка»;

педагогические чтения;

научно-практические конференции;

конкурс школьных музеев;

конкурс «Лучший кабинет хакасского языка» и другие.

Среди населения проводятся конкурс хакасских юрт, семейный фестиваль «Родной язык-душа народа». В 2020 году призерами стали семья Боргояковых из села Усть-Чуль.

Для обучающихся ОО:

месячник тюркской письменности и культуры, конкурс «Чылтызахтар» (выразительное чтение, тахпахи и эстрадная песня);

фестиваль «Ине тiлi» по четырем номинациям («Красноречие», «Скороговорки», презентация рисунков «Моделирование» «Хакас тiлi»);

олимпиада школьников «Хыйгачахтар» («Умницы»);

праздник «Чыл пазы» («Новый год»);

конкурс чтецов «Родное слово-живое слово»;

конкурс художественных и музыкальных произведений «Час аFасты хураалаха эг, олганны тузында Ϋгрет». Конкурс состоялся для всех участников образовательных отношений и жителей района.

В рамках Муниципальной целевой программы «Сохранение, изучение и развитие языков и культур народов муниципального образования Аскизский район на 2017 -2020гг.» большое внимание также уделялось на сохранение шорского языка и культуры.

На муниципальном уровне проведены мероприятия:

конкурс социальных проектов на шорском языке для обучающихся 5-9 классов;

конкурс сочинений «Я-в мире языков» на шорском языке для обучающихся 10-11 классов.

В Балыксинской школе функционирует музей «Шорская изба». Школьники с интересом изучают легенды, сказания, быт и культуру коренного народа-шорцев.

Огромную поддержку оказывали управляющие и попечительские советы, родительские комитеты общеобразовательных организаций при выдвижении педагогов на участие в педагогических конкурсах. Так, за время действия Приоритетного национального проекта «Образование» победителями стали 11 учителей хакасского языка. В 2020 году победителем стала Тюкпиекова Галина Константиновна, учитель хакасского языка и литературы Лесоперевалочной СОШ №1

Опыт работы учителей хакасского языка высоко оценен общественными организациями. Общественное признание получено и присвоен статус «Человек года» четырем учителям хакасского языка.

Позитивная динамика работы учителей, использование программно-целевого подхода к изучению хакасского языка, реализация мероприятий внеурочной деятельности, участие в конкурсах и конференциях, создание условий учебно-методического, материально-технического, финансово-экономического и кадрового обеспечения, взаимодействие с общественными организациями позволит сказать об эффективности программы, а также о повышении качества образования по хакасскому языку.

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является создание условий для сохранения и развития родных языков и культур народов Аскизского района.

Задачи Программы:

расширение функций хакасского как государственного языка народов Республики Хакасия;

создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе;

развитие инновационной деятельности в образовательных организациях;

развитие учительского корпуса.

Показатели результативности:

сохранение и увеличение количества обучающихся, изучающих хакасский язык;

повышение качества образования через урочную и внеурочную деятельность;

проведение мероприятий, посредством организации конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов;

повышение качества образования предметной области «Филология».

3. Сроки и этапы реализации программы

Сроки реализации Программы: 2021-2026 годы, этапов нет

4. Перечень программных мероприятий.

Наименование мероприятий

Стоимость тыс. руб.

2021г.

2022г.

2023г.

2024г.

2025г.

2026г.

Расширение функций хакасского как государственного языка народов Республики Хакасия

Апробация государственных федеральных образовательных стандартов (учебников для слабовладеющих родным (хакасским) языком)

-

-

-

-

-

-

Развитие инновационной деятельности по сохранению и развитию хакасского языка

Разработка инновационных программ и проектов по развитию и сохранению языков народов проживающих в Аскизском районе

-

-

-

-

-

-

Всероссийский конкурс лучших практик «Языки и культура народов России: сохранение и развитие».

-

-

-

-

-

-

Премии, гранты

Итого:

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

60,0

Создание условий повышения качества образования по родному языку и литературе

Организация и проведение районных фестивалей, конкурсов:

Муниципальный конкурс чтецов на хакасском языке

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

Муниципальный конкурс «Чылтызыхтар»

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

Муниципальный конкурс проектов обучающихся в рамках ФГОС

-

-

-

-

-

-

Муниципальный конкурс «Ине тiлi»

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

Муниципальный конкурс «Тахпахчи»

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

муниципального этапов Региональной олимпиады школьников по хакасскому языку и хакасской литературе им. М.И. Боргоякова

-

-

-

-

-

-

Муниципальная олимпиада школьников по хакасскому языку «Хыйгачахтар»

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

30,0

Проведение мероприятий посвященных Дню родного языка (хакасского, шорского, русского).

Районный конкурс рисунков для воспитанников ДОО

Районный конкурс для учащихся 1-4 классов Детский фестиваль творчества учащихся 5-8 классов

Проведение районной научно-практической конференции учащихся старших классов с защитой проектов, сочинений

Муниципальный конкурс для семей «Этнические традиции моей семьи»

Хакасский детский праздник «Тун пайрам»

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Проведение Дней славянской письменности

-

-

-

-

-

-

Муниципальный семейный фестиваль «Родной язык-душа народа»

-

-

-

-

-

-

Муниципальный конкурс «Родное слово-живое слово»

-

-

-

-

-

-

Итого:

250,0

250,0

250,0

250,0

250,0

250,0

Развитие учительского корпуса

Проведение Дней тюркской письменности. Проведение литературных чтений (М.Е.Кильчичаков, С.П. Ултургашев, Н.Ф. Катанов)

-

-

-

-

-

-

Муниципальный конкурс «Лучший кабинет хакасского языка»

35,0

35,0

35,0

35,0

35,0

35,0

Муниципальный конкурс «Учитель хакасского языка»

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

Подготовка и переподготовка педагогических кадров на базе Хакасского института развития образования и повышения квалификации

-

-

-

-

-

-

Участие в семинарах и конкурсах разных уровней

-

-

-

-

-

-

Муниципальная филологическая декада по хакасскому языку

-

-

-

-

-

-

Участие в международных научно-практических конференциях по культуре народов РФ

-

-

-

-

-

-

Муниципальный конкурс школьных музеев

36,0

36,0

36,0

36,0

36,0

36,0

Участие во Всероссийском мастер-классе учителей родных, включая русский языков»

Участие в Y Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и развитие языков культур коренных народов Сибири»

-

-

-

-

-

-

Итого

86,0

86,0

86,0

86,0

86,0

86,0

Всего:

336,0

336,0

336,0

336,0

336,0

336,0

5. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Источником финансирования являются республиканский и муниципальный бюджет. Общий объем ассигнований на финансирование Программы на 2021-2026гг. 2016,0 тыс. рублей:

2021г. – 336,0 тыс. рублей;

2022г. – 336,0 тыс.рублей;

2023г. – 336,0 тыс. рублей;

2024г. – 336,0 тыс. рублей;

2025г. – 336,0 тыс. рублей;

2026г. – 336,0 тыс. рублей.

6. Перечень целевых показателей

сохранение и увеличение количества учащихся, изучающих родные языки;

издание учебно-методических пособий;

проведение мероприятий, посредством организации конференций, олимпиад, фестивалей и конкурсов;

увеличение количества общеобразовательных организаций, реализующих инновационную деятельность по сохранению и развитию родных языков;

повышение качества образования по предметной области «Филология».

7. Механизм реализации Программы

Исполнение Программы осуществляется на основе согласованных действий и договоров, заключенных государственным заказчиком – Управление образования администрации Аскизского района с исполнителями мероприятий, которое определяется в установленном порядке меры по её выполнению.

Заказчик Программы, с учётом выделяемых на её реализацию финансовых средств, ежегодно уточняет целевые индикаторы и показатели, затраты по мероприятиям Программы.

В ходе реализации Программы «Сохранение, изучение и развитие языков и культур народов муниципального образования Аскизский район» Администрация Аскизского района Республики Хакасия:

обеспечивает координацию деятельности заказчика Программы;

проводит анализ рационального использования финансовых ресурсов.

Управление образования администрации Аскизского района осуществляет подготовку и представление информации в установленном порядке о ходе выполнения Программы, ежегодных докладов о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств.

8. Оценка эффективности

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит добиться к 2026 году следующих показателей:

увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций, изучающих родные языки, на 0,5 % ежегодно;

увеличение количества обучающихся в мероприятиях (конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях) на 0,5% ежегодно.

9. Контроль за реализацией Программы

Исполнитель в лице Управления образования администрации Аскизского района является координатором Программы и контролирует выполнение мероприятий, целевое расходование выделяемых финансовых средств, ведет информационный банк данных выполнения мероприятий Программы.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Размещение на информационных стендах от 13.11.2020
Рубрики правового классификатора: 010.030.020 Использование и защита языков в субъектах Российской Федерации. Государственные языки республик в составе Российской Федерации, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать