Основная информация

Дата опубликования: 04 декабря 2020г.
Номер документа: RU68000202001380
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Тамбовская область
Принявший орган: Администрация Тамбовской области
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 декабря 2020 г. № 988

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ

В соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях эффективного управления государственным долгом Тамбовской области в 2021 - 2023 годах и обеспечения выполнения постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1950 «О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации», от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», условий Дополнительных соглашений к Соглашениям от 21.09.2015 № 01-01-06/06-136 и от 25.12.2017 № 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, администрация области постановляет:

1. Утвердить основные направления долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и на сайте сетевого издания «Тамбовская жизнь» (www.tamlife.ru).

И.о. главы администрации области

О.О. Иванов

УТВЕРЖДЕНЫ

постановлением администрации области

от 04.12.2020 № 988

Основные направления долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Общие положения

Долговая политика Тамбовской области является составной частью бюджетной политики, непосредственно связана с бюджетным процессом Тамбовской области и представляет собой совокупность мероприятий по регулированию объема и структуры государственного долга, осуществлению государственных заимствований, поддержанию приемлемого уровня риска и стоимости государственных заимствований, обслуживанию и погашению долговых обязательств Тамбовской области.

Итоги реализации долговой политики Тамбовской области в 2019 и 2020 годах

В 2019 году долговая политика была ориентирована на решение таких ключевых задач, как поддержание умеренной долговой нагрузки на бюджет Тамбовской области, сдерживание роста расходов на обслуживание государственного долга, соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга», выполнение условий Соглашений от 21 сентября 2015 г. № 01-01-06/06-136 и от 25 декабря 2017 г. № 01-01-06/06-392 о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, а также Дополнительных соглашений к ним, заключенных Тамбовской областью с Министерством финансов Российской Федерации, и условий реструктурированных в 2012, 2015 и 2017 годах бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета.

Государственный долг Тамбовской области на 01 января 2020 г. составил 19 074,4 млн. рублей, что ниже утверждённого законом о бюджете предельного значения на 507,3 млн. рублей. По итогам исполнения бюджета Тамбовской области за 2019 год уровень долговой нагрузки составил 79,4% к объему доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений, по рыночным обязательствам - 63,6%.

Бюджет Тамбовской области на 2019 год был принят и исполнен с дефицитом, фактический уровень сложился в сумме 2 430,2 млн. рублей, без учёта изменений остатков средств бюджета Тамбовской области его объём составил 1 858,6 млн. рублей или 7,7% от доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений, что соответствует ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и условиям соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации о предоставлении бюджету Тамбовской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области.

В структуре государственного долга Тамбовской области 80% составляют кредиты, привлеченные от кредитных организаций, и государственные ценные бумаги, 20% - бюджетные кредиты. Из состава государственного долга Тамбовской области исключены наиболее рисковые краткосрочные обязательства, профиль государственного долга продлён до 2020 - 2034 годов.

В течение 2019 года проводилась работа по снижению расходов на обслуживание государственного долга. Процентные ставки, действующие на момент заключения государственных контрактов на привлечение кредитных ресурсов для финансирования дефицита регионального бюджета и погашения долговых обязательств Тамбовской области, в 2019 году ниже ограничений, установленных Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).

В отчетном периоде использовалась практика краткосрочного кредитования в Федеральном казначействе, что позволило в течение года привлекать бюджетные ресурсы из федерального бюджета для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года и не прибегать к рыночным заёмным средствам. Всего было привлечено "казначейских" кредитов на общую сумму 5 520,0 млн. рублей.

Активное использование "казначейского" кредита на пополнение остатков средств на едином счёте бюджета Тамбовской области и «банковских» возобновляемых кредитных линий позволило в существенной степени снизить расходы на обслуживание государственного долга Тамбовской области - объём расходов на обслуживание государственного долга Тамбовской области в 2019 году составил 1 008,7 млн. рублей или 80,5% к бюджетным ассигнованиям, утверждённым в бюджете Тамбовской области первоначально. Экономия, сложившаяся по расходам на обслуживание государственного долга Тамбовской области, а это 245,0 млн. рублей, в полном объёме направлена на снижение долговой нагрузки регионального бюджета.

Удельный вес расходов на обслуживание государственного долга составил 2,2% от общего объёма расходов регионального бюджета, за исключением расходов, осуществляемых за счёт субвенций из федерального бюджета, что соответствует группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 5%).

Отношение годового объёма платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объёму налоговых, неналоговых доходов бюджета Тамбовской области и дотаций из федерального бюджета составило 3,4%, что соответствует группе заёмщиков с высоким уровнем долговой устойчивости (не более 13%).

В целях снижения долговой нагрузки и исключения рисков в отношении долговых обязательств в форме государственных гарантий Тамбовской областью введён мораторий на их предоставление.

Обязательства по кредитам, привлечённым Тамбовской областью от кредитных организаций, бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам Тамбовской областью исполнены своевременно и в полном объёме, просроченной и неурегулированной задолженности нет.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в ноябре 2019 года изменило прогноз по кредитному рейтингу Тамбовской области на «Стабильный» и подтвердило кредитные рейтинги области и её облигаций на уровне «BBB+(RU)».

По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведённой Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году, Тамбовская область отнесена к регионам со средним уровнем долговой устойчивости.

В 2020 году долговая политика реализуется также в условиях выполнения дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных Тамбовской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Тамбовской области, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в декабре 2017 г., и направлена на снижение государственного долга Тамбовской области.

В первоначально утверждённом бюджете Тамбовской области на 2020 год государственный долг составил 22 031,7 млн. рублей. С учётом изменений в марте, июле текущего года его размер сократился до 20 673,9 млн. рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга Тамбовской области на 01 января 2021 г. уменьшился на 1 357,7 млн. рублей, из которых 507,3 млн. рублей в декабре 2019 г. были направлены на досрочное погашение кредита, привлеченного Тамбовской областью от кредитной организации, и на 850,5 млн. рублей, уменьшены рыночные заимствования 2020 года.

Плановый размер дефицита бюджета Тамбовской области снизился на 550,0 млн. рублей к первоначально утверждённому в объёме 2 450,0 млн. рублей и составил 1 900,0 млн. рублей.

Государственный долг Тамбовской области на 01 июля 2020 г. составил 19 024,4 млн. рублей, в том числе бюджетный кредит на пополнение остатков средств на едином счёте бюджета Тамбовской области - 2 950,0 млн. рублей.

Задача по обеспечению минимизации стоимости заимствований с учётом условий рынков финансовых услуг - безусловный приоритет долговой политики текущего года.

В связи с неоднократным изменением в текущем году ключевой ставки Центральным банком Российской Федерации в адрес банков направлялись обращения о снижении цены контрактов в соответствии с положениями государственных контрактов.

В истекшем периоде проведено двенадцать аукционов на оказание услуг по предоставлению кредитов от кредитных организаций, из них восемь аукционов проведено в целях рефинансирования ранее принятых долговых обязательств (3 786,3 млн. рублей) с более высокими ставками обслуживания.

Процентная ставка по заключенным государственным контрактам не превысила рекомендованную Министерством финансов Российской Федерации (ключевая ставка, установленная Центральным банком Российской Федерации, увеличенная на 1% годовых).

Минимизация процентных платежей по кредитам, привлечённым Тамбовской областью от кредитных организаций, и экономия бюджетных средств в текущем году будут также обусловлены использованием возобновляемых кредитных линий банков со свободным графиком привлечения и погашения, а также кредитованием в Федеральном казначействе для финансирования краткосрочных кассовых разрывов в пределах финансового года. За истекший период привлечено "казначейских" кредитов на общую сумму 5 250,0 млн. рублей.

Расходы на обслуживание государственного долга в текущем году не превысят уровня 2019 года.

Тамбовская область выполняет свои долговые обязательства в полном объёме и в строго установленные сроки.

Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) в мае 2020 г. подтвердило кредитный рейтинг Тамбовской области на уровне BBB+(RU), прогноз "Стабильный", и облигаций области - на уровне BBB+(RU).

Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут определять характер и направления долговой политики Тамбовской области:

реализация мер по устранению последствий новой коронавирусной инфекции (2019-№СоV);

рост расходных обязательств Тамбовской области вследствие принятия решений о реализации задач, определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года», «майскими указами» 2012 года;

необходимость планомерного снижения долговой нагрузки бюджета Тамбовской области;

выполнение условий реструктуризации задолженности Тамбовской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведённой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам»;

изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и ранжирования субъектов Российской Федерации в зависимости от уровня долговой устойчивости.

Цели и задачи долговой политики Тамбовской области

Долговая политика Тамбовской области в 2021 - 2023 годах, как и в предыдущие периоды, будет направлена на обеспечение сбалансированности и долговой устойчивости бюджета Тамбовской области посредством эффективного управления государственным долгом.

Целью долговой политики Тамбовской области является обеспечение потребностей в заёмном финансировании, своевременном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на их обслуживание, а также поддержание объёма и структуры государственного долга на уровне, позволяющем обеспечить исполнение расходных и долговых обязательств бюджета Тамбовской области, в условиях решения поставленных социально-экономических задач.

Задачи долговой политики Тамбовской области в 2021 - 2023 годах: обеспечение выполнения условий реструктуризации задолженности Тамбовской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 № 1531 «О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам», в том числе:

обеспечение дефицита бюджета Тамбовской области на уровне не более 10% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год (с возможным превышением на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Тамбовской области, и (или) снижения остатков средств на счетах по учёту средств бюджета Тамбовской области, в том числе средств Резервного фонда Тамбовской области);

обеспечение поэтапного сокращения доли общего объёма государственного долга Тамбовской области в целях достижения следующих показателей:

на 01 января 2022 г. - не более 61% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2021 год;

на 01 января 2023 г. - не более 58% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2022 год;

на 01 января 2024 г. - не более 55% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2023 год;

обеспечение доли долговых обязательств Тамбовской области по государственным ценным бумагам и по кредитам, полученным от кредитных организаций:

на 01 января 2022 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2021 год;

на 01 января 2023 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2022 год;

на 01 января 2024 г. - не более 50% от суммы доходов бюджета Тамбовской области без учёта безвозмездных поступлений за 2023 год;

поддержание предельного объёма расходов на обслуживание государственного долга в объёме не выше 5% от суммы расходов бюджета Тамбовской области, за исключением суммы расходов, которые осуществляются за счёт субвенций, предоставляемых из федерального бюджета;

обеспечение мер, направленных на привлечение в бюджет Тамбовской области кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых;

обеспечение выполнения Программы оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2024 годы, утверждённой постановлением администрации области от 30.03.2017 № 275 «Об утверждении Программы оздоровления госудаственных финансов (оптимизации расходов) Тамбовской области на 2017 - 2024 годы»;

соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой Тамбовской области «Эффективное управление финансами и оптимизация государственного долга», утвержденной постановлением администрации области от 25.09.2013 № 1067;

эффективное управление текущей ликвидностью бюджета Тамбовской области, в том числе за счет дальнейшего использования механизма управления свободными остатками денежных средств на счетах по учёту средств бюджета Тамбовской области и привлечения краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счёте бюджета Тамбовской области;

обеспечение исполнения и обслуживания долговых обязательств Тамбовской области своевременно и в полном объёме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках;

оптимизация структуры государственного долга Тамбовской области по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;

формирование структуры государственного долга Тамбовской области с приоритетом среднесрочных и долгосрочных обязательств;

управление рисками, связанными с осуществлением заимствований и управлением государственным долгом Тамбовской области;

учёт информации о государственном долге Тамбовской области, формирование отчётности о государственных долговых обязательствах Тамбовской области;

обеспечение раскрытия информации о государственном долге Тамбовской области и проводимой заемной политике.

Инструменты реализации долговой политики Тамбовской области

При реализации основных направлений долговой политики Тамбовской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов могут использоваться все инструменты заимствований, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации: кредиты кредитных организаций, государственные ценные бумаги и бюджетные кредиты из федерального бюджета.

Анализ рисков для бюджета Тамбовской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Тамбовской области

Важнейшая задача управления государственным долгом субъектов Российской Федерации - своевременное выявление и оценка долговых рисков, а основной «инструмент» - разработка долговой стратегии, позволяющей как обеспечить привлечение необходимых объёмов заемных ресурсов, так и сохранить на приемлемом уровне принимаемые риски долгового портфеля.

Основными рисками, возникающими при управлении государственным долгом Тамбовской области, являются:

риск недостижения планируемых объёмов поступлений доходов регионального бюджета, поскольку недопоступление доходов потребует поиска альтернативных источников для выполнения расходных обязательств бюджета и обеспечения его сбалансированности;

процентный риск - вероятность увеличения суммы расходов регионального бюджета на обслуживание государственного долга вследствие увеличения Центральным банком Российской Федерации ключевой ставки и (или) роста объёмов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;

риск рефинансирования - вероятность потерь вследствие невыгодных условий привлечения заимствований на рефинансирование уже имеющихся обязательств или невозможность рефинансировать текущие обязательства;

риск ликвидности - отсутствие в бюджете области средств для полного исполнения расходных и долговых обязательств региона в срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов.

Основными мерами, принимаемыми в целях управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Тамбовской области, будут являться:

осуществление достоверного прогнозирования доходов регионального бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета Тамбовской области;

принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Тамбовской областью;

осуществление мониторинга конъюнктуры финансового рынка и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, условий и результатов привлечения рыночных заимствований субъектами Российской Федерации.

И.о. заместителя главы администрации области,

начальника финансового управления области

Л.П. Третьякова

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 25.12.2020
Рубрики правового классификатора: 080.000.000 Финансы, 080.010.000 Общие положения финансовой системы

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать