Основная информация

Дата опубликования: 06 ноября 2020г.
Номер документа: RU13033405202000038
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Республика Мордовия
Принявший орган: Совет депутатов Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты муниципальных образований
Тип документа: Решения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Оглавление

Документ подписан ЭП 06.11.2020 10:16

Владелец: Ведяшкин Сергей Валентинович

Глава Ромодановского муниципального района

АДМИНИСТРАЦИЯ РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Сертификат: 01E9D1D30022ABE79E48C7F266E916BA92

действителен с 13.12.2019 по 13.12.2020

Издатель: "ООО ""АйтиКом"""

СОВЕТ ДЕПУТАТОВ

РОМОДАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

РЕШЕНИЕ

от «06» ноября 2020 г. № 62

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В РОМОДАНОВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Ромодановского муниципального района Республики Мордовия,

Совет депутатов Ромодановского муниципального района

РЕШИЛ:

1. Утвердить прилагаемое положение о бюджетном процессе в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия (приложение 1).

2. Признать утратившим силу решение Совета депутатов N 4 от 15.06.2010 г. «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия».

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Совета депутатов

Ромодановского муниципального района

Н.В. Хомякова

И.о. Главы Ромодановского

муниципального района

В.С. Кузнецов

Приложение 1

к решению Совета депутатов

Ромодановского муниципального

района Республики Мордовия

от «06» ноября 2020 г. N 62

Положение
о бюджетном процессе в Ромодановском муниципальном районе

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Правоотношения, регулируемые настоящим Положением.

Настоящее Положение о бюджетном процессе в Ромодановском муниципальном районе (далее - Положение) регулирует бюджетные правоотношения органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета Ромодановского муниципального района, утверждению бюджета Ромодановского муниципального района, внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района, проведению публичных слушаний по проекту бюджета Ромодановского муниципального района, годовому отчету об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района, контролю за его исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также устанавливает дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Ромодановского муниципального района.

Статья 2. Правовые основы осуществления бюджетных правоотношений в Ромодановском муниципальном районе.

Бюджетные правоотношения в Ромодановском муниципальном районе осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, законодательством Республики Мордовия, Уставом Ромодановского муниципального района, настоящим Положением, Решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района о бюджете Ромодановского муниципального района, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации и настоящим Положением.

Статья 3. Участники бюджетного процесса.

Участниками бюджетного процесса в Ромодановском муниципальном районе являются:

- Совет депутатов Ромодановского муниципального района;

- Глава Ромодановского муниципального района;

- Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия;

- Контрольно-счетная комиссия Ромодановского муниципального района;

- Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств;

- иные органы, на которые бюджетным законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия.

Статья 4. Основные этапы бюджетного процесса в Ромодановском муниципальном районе.

Бюджетный процесс в Ромодановском муниципальном районе включает следующие этапы:

составление проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

утверждение бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

исполнение бюджета;

осуществление бюджетного учета;

составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности;

осуществление муниципального финансового контроля.

Статья 5. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом Ромодановского муниципального района и настоящим Положением, решениями Совета депутатов Ромодановского муниципального района, а также в установленных ими случаях муниципальными правовыми актами Администрации Ромодановского муниципального района.

1. Совет депутатов Ромодановского муниципального района:

рассматривает и утверждает бюджет Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период и отчет о его исполнении;

устанавливает, изменяет и отменяет местные налоги и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

закрепляет источники доходов бюджета Ромодановского муниципального района за администраторами поступлений в бюджет Ромодановского муниципального района при принятии решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

устанавливает льготы по местным налогам, основания и порядок их применения;

устанавливает единые для всех поселений Ромодановского муниципального района нормативы распределения в бюджеты поселений отдельных налоговых и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или законами Республики Мордовия в бюджет Ромодановского муниципального района;

определяет порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

осуществляет последующий контроль за исполнением бюджета Ромодановского муниципального района;

определяет правовой статус органов, осуществляющих внешний муниципальный контроль;

принимает программу социально-экономического развития Ромодановского муниципального района;

осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

2. Глава Ромодановского муниципального района:

вносит на рассмотрение Совета депутатов Ромодановского муниципального района проект бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период с необходимыми документами и материалами, проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района на текущий финансовый год, а также отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший финансовый год;

утверждает отчеты об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и направляет их в Совет депутатов Ромодановского муниципального района;

вносит на рассмотрение Совета депутатов Ромодановского муниципального района нормативные правовые акты, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, введение и отмену налоговых льгот по местным налогам;

в случае внесения на рассмотрение нормативных правовых актов Совета депутатов Ромодановского муниципального района, предусматривающих установление, изменение и отмену местных налогов и сборов иными субъектами правотворческой инициативы, дает в обязательном порядке заключения на внесенные акты;

заключает договор от имени Ромодановского муниципального района о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями или муниципальными унитарными предприятиями в соответствии с решением о бюджете Ромодановского муниципального района Республики Мордовия;

осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.

3. Администрация Ромодановского муниципального района Республики Мордовия:

участвует в разработке основных направлений бюджетной и налоговой политики Ромодановского муниципального района;

разрабатывает и обеспечивает выполнение планов и программ социально-экономического развития Ромодановского муниципального района;

устанавливает порядок и сроки составления проекта бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

определяет порядок ведения реестра расходных обязательств;

от имени Ромодановского муниципального района осуществляет муниципальные внутренние заимствования, предоставляет гарантии от имени Ромодановского муниципального района;

устанавливает порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Ромодановского муниципального района, предусмотренных в бюджете Ромодановского муниципального района;

утверждает порядок ведения долговой книги Ромодановского муниципального района;

устанавливает порядок определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями;

принимает муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

устанавливает порядок, определяющий сроки реализации муниципальных программ, порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации;

утверждает муниципальные программы (подпрограммы);

устанавливает порядок проведения и критерии оценки реализации муниципальных программ;

устанавливает порядок осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджета Ромодановского муниципального района, являющихся органами местного самоуправления и находящимися в их ведении казенными учреждениями;

устанавливает порядок формирования муниципальных заданий и финансового обеспечения выполнения муниципальных заданий;

утверждает муниципальные задания и планы финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений Ромодановского муниципального района;

выступает муниципальным заказчиком при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств;

является администратором доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

обеспечивает управление муниципальным долгом.

4. Контрольно-счетная комиссия Ромодановского муниципального района осуществляет следующие бюджетные полномочия:

контроль за исполнением бюджета Ромодановского муниципального района;

экспертиза проектов бюджета Ромодановского муниципального района;

внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района;

организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета Ромодановского муниципального района, а также средств, получаемых бюджетом Ромодановского муниципального района из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ромодановского муниципального района, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета Ромодановского муниципального района, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета Ромодановского муниципального района и имущества, находящегося в собственности Ромодановского муниципального района;

финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

анализ бюджетного процесса в Ромодановском муниципальном районе и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

подготовка информации о ходе исполнения бюджета Ромодановского муниципального района, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Совет депутатов Ромодановского муниципального района и Главе Ромодановского муниципального района;

осуществление полномочий внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с соглашениями, заключенными Советом депутатов Ромодановского муниципального района с представительными органами поселений;

участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и настоящим Положением.

5. Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия:

ежегодно составляет проект бюджета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период, направляет его Главе Ромодановского муниципального района Республики Мордовия для последующего представления его в Совет депутатов Ромодановского муниципального района для утверждения;

организует исполнение бюджета Ромодановского муниципального района Республики Мордовия;

составляет сводную бюджетную отчетность об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года и представляет на утверждение Главе Ромодановского муниципального района с последующим направлением в Совет депутатов Ромодановского муниципального района;

составляет отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший финансовый год, направляет его Главе Ромодановского муниципального района для последующего его представления в Совет депутатов Ромодановского муниципального района для утверждения;

представляет отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший финансовый год в установленном порядке в Министерство финансов Республики Мордовия;

ведет муниципальную долговую книгу, осуществляет учет и контроль за состоянием долговых обязательств Ромодановского муниципального района;

составляет и ведет сводную бюджетную роспись Ромодановского муниципального района;

организует финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;

устанавливает порядок составления бюджетной отчетности, составляет бюджетную отчетность Ромодановского муниципального района на основании сводной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств Ромодановского муниципального района;

проводит в пределах своей компетенции тематические проверки получателей, главных распорядителей, распорядителей средств бюджета Ромодановского муниципального района;

вправе требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей материалы, необходимые для составления проекта бюджета Ромодановского муниципального района и отчета о его исполнении;

утверждает для главных распорядителей, распорядителей и получателей лимиты бюджетных обязательств на очередной финансовый год и плановый период;

вносит изменения в лимиты бюджетных обязательств;

осуществляет анализ финансового состояния принципала в целях предоставления муниципальной гарантии;

ведет учет выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспечения гарантиями, а также учет осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям;

является главным распорядителем средств бюджета Ромодановского муниципального района и администратором поступлений в бюджет Ромодановского муниципального района и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством;

согласовывает штатные расписания по главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, финансируемым из бюджета Ромодановского муниципального района;

разрабатывает по поручению Администрации Ромодановского муниципального района программу муниципальных внутренних заимствований Ромодановского муниципального района;

ведет реестр расходных обязательств Ромодановского муниципального района;

взыскивает бюджетные средства, использованные не по целевому назначению;

осуществляет финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств;

утверждает план проведения проверок (ревизий) в отношении главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ромодановского муниципального района;

составляет сводную информацию о проведенных проверках и представляет ее Главе Ромодановского муниципального района;

подготавливает перечень кодов подвидов по видам доходов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения;

устанавливает перечень и коды целевых статей расходов бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ;

утверждает перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов, главными администраторами которых являются органы местного самоуправления и (или) находящиеся в их ведении казенные учреждения;

разрабатывает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и действующим законодательством.

6. Главный распорядитель бюджетных средств:

обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

формирует перечень подведомственных ему получателей бюджетных средств;

ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;

осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;

вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;

определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

формирует и утверждает муниципальные задания;

обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный на соблюдение внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по расходам, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета этим главным распорядителем бюджетных средств и подведомственными ему распорядителями, и получателями бюджетных средств и на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств;

формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

отвечает от имени Ромодановского муниципального района по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;

выступает в суде от имени Ромодановского муниципального района в качестве представителя ответчика по искам к Ромодановскому муниципальному району:

- о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту;

- предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, настоящим Положением и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

7. Главный администратор доходов бюджета Ромодановского муниципального района:

формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

представляет сведения, необходимые для составления проекта бюджета Ромодановского муниципального района;

представляет сведения для составления и ведения кассового плана;

формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

ведет реестр источников доходов бюджета по закрепленным за ним источникам доходов на основании перечня источников доходов бюджетов бюджетной системы РФ;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

8. Администратор доходов бюджета Ромодановского муниципального района:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет Ромодановского муниципального района, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет Ромодановского муниципального района, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Ромодановского муниципального района, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджет Ромодановского муниципального района и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В случае отсутствия администратора доходов бюджета Ромодановского муниципального района его полномочия осуществляет главный администратор доходов бюджета Ромодановского муниципального района.

9. Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района:

формирует перечни подведомственных ему администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

обеспечивает адресность и целевой характер использования выделенных в его распоряжение ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным администраторам источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района и исполняет соответствующую часть бюджета Ромодановского муниципального района;

организует и осуществляет ведомственный финансовый контроль в сфере своей деятельности;

формирует бюджетную отчетность главного администратора источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района.

10. Администратор источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района:

осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

осуществляет контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет Ромодановского муниципального района источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

обеспечивает поступления в бюджет Ромодановского муниципального района и выплаты из бюджета Ромодановского муниципального района по источникам финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

формирует и представляет бюджетную отчетность;

в случае и порядке, установленном соответствующим главным администратором источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного администратора источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района, в ведении которого находится;

осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

11. Получатель бюджетных средств:

составляет и исполняет бюджетную смету;

принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Статья 6. Доходы бюджета Ромодановского муниципального района.

Доходы бюджета Ромодановского муниципального района формируются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Республики Мордовия, нормативными правовыми актами Ромодановского муниципального района.

Статья 7. Расходы бюджета Ромодановского муниципального района.

Расходы бюджета Ромодановского муниципального района формируются в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств Ромодановского муниципального района, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств Ромодановского муниципального района, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Статья 8. Резервный фонд.

В расходной части бюджета Ромодановского муниципального района создается резервный фонд администрации Ромодановского муниципального района в размере не более 3 процентов утвержденного в решении о бюджете на соответствующий период объема расходов бюджета.

Статья 9. Муниципальные внутренние заимствования, муниципальный долг и муниципальные гарантии.

Полномочия по управлению муниципальным долгом, осуществлению муниципальных внутренних заимствований, выдаче муниципальных гарантий осуществляет Администрация Ромодановского муниципального района. Порядок осуществления муниципальных заимствований, обслуживания и управления муниципальным долгом утверждается Администрацией Ромодановского муниципального района.

Управление муниципальным долгом осуществляется исходя из необходимости соблюдения следующих ограничений, установленных в статьях 92.1, 107, 111 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Осуществление муниципальных заимствований (за исключением принятия долговых обязательств в целях реструктуризации и погашения муниципального долга) не может производиться в случае нарушения указанных ограничений в ходе исполнения бюджета.

Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия ведет муниципальную долговую книгу, куда вносятся сведения:

о дате возникновения муниципальных долговых обязательств;

об объеме муниципальных долговых обязательств;

о формах обеспечения исполнения обязательств;

об исполнении долговых обязательств полностью или частично;

об исполнении получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному гарантией;

об осуществлении платежей за счет средств бюджета Ромодановского муниципального района по выданным муниципальным гарантиям;

иные сведения, предусмотренные порядком ведения муниципальной долговой книги.

Порядок ведения муниципальной долговой книги утверждается Администрацией Ромодановского муниципального района.

Муниципальные гарантии предоставляются от имени Ромодановского муниципального района Администрацией Ромодановского муниципального района.

Предоставление муниципальных гарантий осуществляется на возмездной основе по результатам проведения конкурса и проверки финансового состояния получателя муниципальной гарантии с обязательным оформлением обеспечения исполнения обязательств получателя муниципальной гарантии перед гарантом - Ромодановским муниципальным районом. Порядок предоставления муниципальных гарантий утверждается администрацией Ромодановского муниципального района.

Раздел II. Составление, рассмотрение и утверждение решения Совета депутатов Ромодановского муниципального района о бюджете Ромодановского муниципального района

Статья 10. Порядок составления проекта Решения о бюджете Ромодановского муниципального района.

1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период принимает Глава Ромодановского муниципального района не позднее, чем за 6 месяцев до начала соответствующего финансового года. Одновременно Глава Ромодановского муниципального района определяет этапы работы по составлению проекта бюджета Ромодановского муниципального района, исходя из сроков его рассмотрения Советом депутатов Ромодановского муниципального района.

2. Проект бюджета Ромодановского муниципального района составляется на основе прогноза социально-экономического развития Ромодановского муниципального района в целях финансового обеспечения расходных обязательств Ромодановского муниципального района.

Проект бюджета Ромодановского муниципального района составляется в порядке, установленном Администрацией Ромодановского муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми с соблюдением его требований решениями Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

Составление проекта бюджета основывается на:

1) положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

2) основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ромодановского муниципального района;

3) прогнозе социально-экономического развития Ромодановского муниципального района;

4) муниципальных программах (проектах муниципальных программ, проектах изменений указанных программ).

3. Прогноз социально-экономического развития Ромодановского муниципального района разрабатывается на период не менее трех лет.

Разработка прогноза социально-экономического развития Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Экономическим управлением Администрации Ромодановского муниципального района.

Прогноз социально-экономического развития Ромодановского муниципального района ежегодно разрабатывается в порядке, установленном Администрацией Ромодановского муниципального района.

Прогноз социально-экономического развития Ромодановского муниципального района одобряется Администрацией Ромодановского муниципального района одновременно с принятием решения о внесении проекта бюджета Ромодановского муниципального района в Совет депутатов Ромодановского муниципального района.

Прогноз социально-экономического развития Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период разрабатывается путем уточнения параметров планового периода и добавления параметров второго года планового периода.

Изменение прогноза социально-экономического развития Ромодановского муниципального района в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета Ромодановского муниципального района влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

4. Проект Решения о бюджете Ромодановского муниципального района составляется и утверждается сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период).

5. Проект Решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного бюджета Ромодановского муниципального района планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета Ромодановского муниципального района.

6. В проекте решения о бюджете Ромодановского муниципального района должны содержаться основные характеристики бюджета, к которым относятся общий объем доходов бюджета, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета, а также иные показатели, установленные Бюджетным кодексом РФ, решениями Совета депутатов Ромодановского муниципального района (кроме решений о бюджете).

7. Решением о бюджете Ромодановского муниципального района устанавливаются:

перечень главных администраторов доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, в случаях установленных Бюджетным кодексом, решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района;

ведомственная структура расходов бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов;

общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;

объем резервного фонда;

общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% процента общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение), на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ, имеющих целевое назначение);

источники финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, с указанием, в том числе верхнего предела долга по муниципальным гарантиям;

иные показатели бюджета Ромодановского муниципального района, установленные решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

8. При утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период проект решения о бюджете утверждается путем изменения параметров планового периода утвержденного бюджета и добавления к ним параметров второго года планового периода проекта бюджета.

Изменение параметров планового периода утвержденного бюджета Ромодановского муниципального района предусматривает:

- утверждение уточнений показателей, являющихся предметом рассмотрения проекта решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

- утверждение увеличения или сокращения утвержденных показателей ведомственной структуры расходов бюджета Ромодановского муниципального района либо включение в нее бюджетных ассигнований по дополнительным целевым статьям и (или) видам расходов бюджета Ромодановского муниципального района.

Статья 11. Документы и материалы, предоставляемые Совету депутатов Ромодановского муниципального района одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год.

1. Администрация Ромодановского муниципального района вносит на рассмотрение Совета депутатов проект решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год не позднее 15 ноября текущего года одновременно со следующими документами и материалами:

основные направления бюджетной и налоговой политики Ромодановского муниципального района;

предварительные итоги социально-экономического развития Ромодановского муниципального района за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Ромодановского муниципального района за текущий финансовый год;

прогноз социально-экономического развития Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

пояснительная записка к проекту бюджета Ромодановского муниципального района;

методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

верхний предел муниципального внутреннего долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

оценка ожидаемого исполнения бюджета Ромодановского муниципального района на текущий финансовый год;

предложенные представительными органами, органами внешнего муниципального финансового контроля проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с Финансовым управлением Администрации Ромодановского муниципального района в отношении указанных бюджетных смет;

расчеты налоговых доходов бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

реестры источников доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

распределение бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности Ромодановского муниципального района;

паспорта (проекты паспортов) муниципальных программ Ромодановского муниципального района, проекты изменений указанных паспортов.

иные документы и материалы.

Статья 12. Внесение проекта решения о бюджете в Совет депутатов Ромодановского муниципального района.

Проект Решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год считается внесенный в срок, если он представлен в Совет депутатов Ромодановского муниципального района до 15 ноября текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год Председатель Совета депутатов Ромодановского муниципального района направляет его в Контрольно-счетную комиссию Ромодановского муниципального района для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов Бюджетному кодексу Российской Федерации и настоящему Положению.

Председатель Совета депутатов Ромодановского муниципального района не позднее трех дней со дня внесения проекта решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год может принять решение о его возвращении, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям настоящего Положения.

Доработанный проект решения о бюджете со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Совет депутатов Ромодановского муниципального района в пятидневный срок.

В течение 10 дней со дня внесения проекта решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год Контрольно-счетная комиссия Ромодановского муниципального района готовит заключение по проекту решения с предложениями о принятии или отклонении представленного проекта решения, а также свои замечания и рекомендации.

Вносимые поправки к проекту решения, предусматривающие увеличение ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям или видам расходов классификации расходов бюджета Ромодановского муниципального района, должны содержать предложения о снижении ассигнований по другим разделам, подразделам, целевым статьям или видам расходов функциональной классификации расходов бюджета Ромодановского муниципального района, либо указание на дополнительный источник дохода. Поправки, не отвечающие указанным требованиям, не принимаются к рассмотрению.

Контрольно-счетная комиссия Ромодановского муниципального района рассматривает проект решения и поправки к нему, готовит сводную таблицу поправок к проекту решения, заключение Контрольно-счетной комиссии Ромодановского муниципального района по проекту решения о бюджете Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и об основных характеристиках бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год, после чего представляет их на рассмотрение Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

Статья 13. Рассмотрение проекта Решения о бюджете Ромодановского муниципального района Советом депутатов Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.

По проекту Решения о бюджете муниципального района проводятся публичные слушания в порядке, установленном нормативно-правовым актом Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

При рассмотрении проекта Решения о бюджете Ромодановского муниципального района на заседании бюджетно-финансовой постоянной комиссии заслушивается доклад Начальника Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, а также выступление Председателя контрольно-счетной комиссии.

Предметом рассмотрения проекта Решения о бюджете Ромодановского муниципального района является:

1) основные характеристики бюджета Ромодановского муниципального района;

2) приложение к Решению о бюджете Ромодановского муниципального района, устанавливающее перечень главных администраторов доходов бюджета Ромодановского муниципального района;

3) приложение к Решению о бюджете Ромодановского муниципального района, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района;

4) бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;

5) ведомственная структура расходов бюджета Ромодановского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;

6) общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;

7) нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в случае, если они не установлены бюджетным законодательством Российской Федерации;

8) объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

9) приложение к Решению о бюджете Ромодановского муниципального района, устанавливающее распределение между муниципальными образованиями Ромодановского муниципального района межбюджетных трансфертов;

10) общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов;

11) верхний предел муниципального внутреннего долга;

12) программа муниципальных внутренних заимствований Ромодановского муниципального района;

13) программа муниципальных гарантий Ромодановского муниципального района в валюте Российской Федерации

14) иные приложения и текстовые статьи проекта Решения о бюджете Ромодановского муниципального района.

После рассмотрения проекта решения о бюджете Ромодановского муниципального района и проведения публичных слушаний проект решения о бюджете Ромодановского муниципального района выносится на ближайшую сессию Совета депутатов Ромодановского муниципального района для утверждения.

Статья 14. Сроки утверждения Решения о бюджете Ромодановского муниципального района.

Решение о бюджете Ромодановского муниципального района должно быть рассмотрено, утверждено Советом депутатов Ромодановского муниципального района, подписано Председателем Совета депутатов Ромодановского муниципального района и опубликовано до начала очередного финансового года.

Органы местного самоуправления Ромодановского муниципального района обязаны принимать все возможные меры в пределах их компетенции по обеспечению своевременного рассмотрения, утверждения, подписания и опубликования решения о бюджете.

Статья 15. Вступление в силу Решения Совета депутатов Ромодановского муниципального района о бюджете Ромодановского муниципального района.

Решение Совета депутатов Ромодановского муниципального района о бюджете Ромодановского муниципального района вступает в силу с 1 января очередного финансового года.

Статья 16. Временное управление бюджетом Ромодановского муниципального района.

1. В случае, если решение о бюджете Ромодановского муниципального района не вступило в силу с начала текущего финансового года, Финансовое управление Администрации Ромодановского муниципального района правомочно:

ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году;

иные показатели, определяемые решением о бюджете Ромодановского муниципального района, применяются в размерах (нормативах) и порядке, которые были установлены решением о бюджете Ромодановского муниципального района на отчетный финансовый год.

2. Если решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после начала финансового года, Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района организует исполнение бюджета при соблюдении условий, определенных пунктом 1 настоящего Положения.

При этом Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района не имеет права:

- доводить лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования на бюджетные инвестиции и субсидии юридическим и физическим лицам, установленные Бюджетным кодексом РФ;

- осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;

- формировать резервные фонды;

- предоставлять бюджетные кредиты.

Указанные ограничения не распространяются на расходы, связанные с выполнением публичных нормативных обязательств, обслуживанием и погашением муниципального долга.

3. Если решение о бюджете Ромодановского муниципального района вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного решения осуществляется в соответствии с ч.ч.1,2 статьи 16 настоящего Положения, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного решения Администрация Ромодановского муниципального района представляет на рассмотрение и утверждение Совета депутатов Ромодановского муниципального района проект решения о внесении изменений в решение о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

Указанный проект решения рассматривается и утверждается Советом депутатов Ромодановского муниципального района в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Статья 17. Внесение изменений в Решение о бюджете Ромодановского муниципального района.

Проект решения о внесении изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района на текущий финансовый год и плановый период направляется Главой Ромодановского муниципального района в Совет депутатов Ромодановского муниципального района и в Контрольно-счетную комиссию Ромодановского муниципального района для составления заключения.

Одновременно с проектом решения о внесении изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия представляется пояснительная записка с обоснованием предлагаемых изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Непосредственное составление проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете осуществляется Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

Глава Ромодановского муниципального района вправе вносить проекты решений о внесении изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района в части, изменяющей основные характеристики бюджета Ромодановского муниципального района.

Раздел III. Внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

Статья 18. Бюджетная отчетность.

Бюджетная отчетность Ромодановского муниципального района является годовой. Отчет об исполнении бюджета является ежемесячным. Бюджетная отчетность представляется Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Главе Ромодановского муниципального района и Министерству финансов Республики Мордовия.

Для подготовки годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района Администрация Ромодановского муниципального района осуществляет следующие действия:

- все получатели бюджетных средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам и представляют их распорядителям бюджетных средств;

- главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, доходов бюджета готовят отчеты о начисленных и поступивших суммах доходов и источников финансирования дефицита бюджета;

- главные распорядители бюджетных средств сводят и обобщают отчеты подведомственных им муниципальных учреждений и представляют их в Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия;

- на основании полученных отчетов Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия подготавливает бюджетную отчетность об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший год и представляет его в Министерство финансов Республики Мордовия и Главе Ромодановского муниципального района.

Статья 19. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района.

1. Годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района до его рассмотрения Советом депутатов Ромодановского муниципального района подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района.

2. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района осуществляется Контрольно-счетной комиссией в порядке, установленном настоящей статьей, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

3. Контрольно-счетная комиссия Ромодановского муниципального района в срок до 15-го марта текущего года направляет в Администрацию Ромодановского муниципального района запрос о предоставлении документов и сведений, необходимых для проведения проверки годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района.

4. Администрация Ромодановского муниципального района представляет в Контрольно-счетную комиссию Ромодановского муниципального района запрошенные документы и сведения, а также годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района для подготовки заключения на него не позднее 1-го апреля текущего финансового года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении районного бюджета Ромодановского муниципального района проводится в срок до 1-го мая текущего года.

5. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района не позднее 1-го мая текущего финансового года представляются Контрольно-счетной комиссией в Совет депутатов Ромодановского муниципального района с одновременным направлением в Администрацию Ромодановского муниципального района.

Статья 20. Заключение Контрольно-счетной комиссии Ромодановского муниципального района.

Заключение Контрольно-счетной комиссии Ромодановского муниципального района на годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района включает:

В заключении на годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района должны быть отражены следующие вопросы:

1) соответствие объема поступивших в бюджет доходов отраженным в отчете об исполнении бюджета доходам;

2) соответствие отраженных в отчете об исполнении бюджета расходов объему произведенных при исполнении бюджета расходов;

3) соответствие поступлений из источников финансирования дефицита бюджета отраженным в отчете об исполнении бюджета поступлениям;

4) соблюдение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предельного значения дефицита бюджета муниципального образования;

5) соблюдение в отчетном финансовом году установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения по предельному объему муниципального долга;

6) соответствие объема расходов бюджета на обслуживание муниципального долга Ромодановского муниципального района установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничению по предельному объему расходов на обслуживание муниципального долга муниципального образования;

7) соответствие осуществленных муниципальных заимствований бюджета Ромодановского муниципального района установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничению по предельному объему муниципальных заимствований муниципального образования;

8) правильность применения бюджетной классификации Российской Федерации;

9) иные вопросы, связанные с экономической и (или) правовой оценкой отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за отчетный финансовый год, определенные программой внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района.

Статья 21. Представление, рассмотрение и утверждение годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района Советом депутатов Ромодановского муниципального района

1. Годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района утверждается решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

2. Годовой отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района представляется Главой Ромодановского муниципального района в Совет депутатов Ромодановского муниципального района не позднее 1-го мая текущего финансового года.

Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района Администрацией района представляются:

1) проект решения об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за отчетный финансовый год;

2) отчет об использовании ассигнований резервного фонда;

3) сведения о состоянии муниципального долга Ромодановского муниципального района на начало и конец отчетного финансового года;

4) сведения о дебиторской и кредиторской задолженности главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета Ромодановского муниципального района перед поставщиками и подрядчиками за выполненные работы (услуги);

5) отчет об исполнении консолидированного бюджета Ромодановского муниципального района;

6) иная отчетность, предусмотренная бюджетным законодательством Российской Федерации.

При изменении объема межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Ромодановского муниципального района из вышестоящих бюджетов после внесения последних изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района на текущий финансовый год и меняющих план доходов и расходов бюджета, утверждение плана доходов и расходов бюджета Ромодановского муниципального района в части межбюджетных трансфертов за прошедший финансовый год осуществляется одновременно с утверждением отчета об исполнении бюджета.

3. По годовому отчету об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района проводятся публичные слушания в порядке, установленном нормативно-правовым актом Совета депутатов Ромодановского муниципального района.

4. Годовой отчет об исполнении районного бюджета Ромодановского муниципального района должен быть рассмотрен Советом депутатов Ромодановского муниципального района не позднее чем через 30 дней со дня его представления.

5. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района Совет депутатов Ромодановского муниципального района заслушивает:

- доклад начальника Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района;

- содоклад финансово-экономической комиссии;

- выступление Председателя Контрольно-счетной комиссии Ромодановского муниципального района.

6. По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района Совет депутатов Ромодановского муниципального района принимает решение об утверждении либо отклонении решения Совета депутатов Ромодановского муниципального района об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района.

7. В случае отклонения Советом депутатов Ромодановского муниципального района отчета об исполнении бюджета, он возвращается для устранения фактов недостоверного или неполного отражения данных и повторного представления в срок, не превышающий один месяц.

8. Решением об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района утверждается отчет об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.

9. Отдельными приложениями к Решению об исполнении бюджета Ромодановского муниципального района за истекший финансовый год утверждаются показатели:

доходов бюджета Ромодановского муниципального района по кодам классификации доходов бюджетов;

расходов бюджета Ромодановского муниципального района по разделам и подразделам Классификации расходов бюджета;

расходов бюджета Ромодановского муниципального района по ведомственной структуре расходов бюджета Ромодановского муниципального района;

источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.

Раздел IV. Исполнение бюджета Ромодановского муниципального района

Статья 22. Исполнение бюджета Ромодановского муниципального района.

1. Исполнение бюджета Ромодановского муниципального района обеспечивается Администрацией Ромодановского муниципального района. Организация исполнения бюджета Ромодановского муниципального района возлагается на Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

2. Исполнение бюджета Ромодановского муниципального района осуществляется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.

Бюджет Ромодановского муниципального района исполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.

3. Кассовое обслуживание исполнения бюджета Ромодановского муниципального района осуществляется органом Федерального казначейства с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования платежей.

Управление средствами на едином счете бюджета Ромодановского муниципального района осуществляется Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия с использованием лицевых счетов, открываемых в органе Федерального казначейства главным распорядителям и получателям средств бюджета Ромодановского муниципального района.

4. Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется начальником Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать решению о бюджете.

В случае принятия решения о внесении изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района начальник Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

5. В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями начальником Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия без внесения изменений в решение о бюджете:

в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных решением о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований;

в случае изменения функций и полномочий главных распорядителей, получателей бюджетных средств, а также в связи с передачей муниципального имущества;

в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

в случае использования (перераспределения) средств резервного фонда, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, с указанием в решении о бюджете объема и направлений их использования;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предоставляемых на конкурсной основе;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом - в пределах предусмотренного решением о бюджете общего объема бюджетных ассигнований главному распорядителю бюджетных средств на оказание муниципальных услуг на соответствующий финансовый год;

в случае получения субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных решением о бюджете, а также в случае сокращения (возврата при отсутствии потребности) указанных средств;

в случае изменения типа муниципальных учреждений и организационно-правовой формы муниципальных унитарных предприятий;

в случае увеличения бюджетных ассигнований текущего финансового года на оплату заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года бюджетных ассигнований на исполнение указанных муниципальных контрактов в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ;

в случае перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (за исключением бюджетных ассигнований дорожных фондов) при изменении способа финансового обеспечения реализации капитальных вложений в указанный объект муниципальной собственности после внесения изменений в решения, указанные в пункте 2 статьи 78.2 и пункте 2 ст. 79 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные контракты или соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись по основаниям, установленным настоящим пунктом, осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, утвержденных решением о бюджете, за исключением оснований, установленных абзацами восьмым и десятым настоящего пункта, в соответствии с которыми внесение изменений в сводную бюджетную роспись может осуществляться с превышением общего объема расходов, утвержденных решением о бюджете.

6. При изменении показателей сводной бюджетной росписи по расходам, утвержденным в соответствии с ведомственной структурой расходов, уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание муниципального долга, для увеличения иных бюджетных ассигнований без внесения изменений в решение о бюджете не допускается.

Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190, 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

7. Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи могут устанавливаться предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись, в том числе дифференцированно по различным видам оснований.

В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета, кроме операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи предусматривается утверждение показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов либо по главным распорядителем бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджета.

Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение лимитов бюджетных обязательств по группам, подгруппам (группам, подгруппам и элементам) видов расходов классификации расходов бюджетов, в том числе дифференцированно для разных целевых статей и (или) видов расходов бюджета, главных распорядителей бюджетных средств.

8. Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.

Составление и ведение кассового плана осуществляется Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района.

Прогноз кассовых выплат из бюджета Ромодановского муниципального района по оплате муниципальных контрактов, иных договоров формируется с учетом определенных при планировании закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд сроков и объемов оплаты денежных обязательств по заключаемым муниципальным контрактам, иным договорам.

9. Исполнение бюджета Ромодановского муниципального района по доходам предусматривает:

зачисление на единый счет бюджета района налогов, сборов и иных поступлений в бюджет Ромодановского муниципального района, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Республики Мордовия, решением о бюджете Ромодановского муниципального района и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, со счета Федерального казначейства;

перечисление излишне распределенных сумм, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы;

зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджет Ромодановского муниципального района;

перечисление органами Федерального казначейства средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единого счета бюджета Ромодановского муниципального района на соответствующий счет органа Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

10. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

принятие бюджетных обязательств;

подтверждение денежных обязательств;

санкционирование оплаты денежных обязательств;

подтверждение исполнения денежных обязательств.

11. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты, а в случаях, связанных с выполнением оперативно-розыскных мероприятий, в соответствии с платежными документами.

12. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным приказом начальника Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Для санкционирования оплаты денежных обязательств по муниципальным контрактам дополнительно осуществляется проверка на соответствие сведений о муниципальном контракте в реестре контрактов, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, и сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве по муниципальному контракту условиям данного муниципального контракта.

Оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

13. Подтверждение исполнения денежных обязательств осуществляется на основании платежных документов, подтверждающих списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также проверки иных документов, подтверждающих проведение не денежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств.

14. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств, включая внесение изменений в них, устанавливается Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

15. Бюджетные росписи главных распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и утвержденными Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия лимитами бюджетных обязательств.

Бюджетные росписи распорядителей бюджетных средств составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями и доведенными им лимитами бюджетных обязательств.

16. Утверждение бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляются главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года, за исключением случаев, предусмотренных статьями 190 и 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

17. Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам главного распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями сводной бюджетной росписи, без внесения соответствующих изменений в сводную Изменение показателей, утвержденных бюджетной росписью по расходам распорядителя бюджетных средств в соответствии с показателями бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, без внесения соответствующих изменений в бюджетную роспись главного распорядителя бюджетных средств, не допускается.

18. Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета Ромодановского муниципального района в соответствии со сводной бюджетной росписью, за исключением операций по управлению остатками средств на едином счете бюджета, в порядке, установленном Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ.

19. В случае и в порядке, установленных Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).

20. Учет операций по исполнению бюджета Ромодановского муниципального района, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в органе Федерального казначейства в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Положения.

21. Бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.

22. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

В бюджетной смете казенного учреждения дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы казенного учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также дополнительно по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им муниципальных контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий муниципальных контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

23. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета Ромодановского муниципального района сверх утвержденных решением о бюджете Ромодановского муниципального района общего объема доходов, могут направляться Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия без внесения изменений в решение о бюджете Ромодановского муниципального района на текущий финансовый год и плановый период на замещение муниципальных заимствований, погашение муниципального долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Ромодановского муниципального района в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.

24. Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты и безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, в том числе поступающие в бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных решением о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета соответственно целям предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете на текущий финансовый год и плановый период.

Остатки средств бюджета Ромодановского муниципального района на начало текущего финансового года в объеме, определяемом решением о бюджете Ромодановского муниципального района на соответствующий финансовый год и плановый период, могут направляться в текущем финансовом году на покрытие временных кассовых разрывов и на увеличение бюджетных ассигнований на оплату заключенных от имени Ромодановского муниципального района муниципальных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих муниципальных контрактов оплате в отчетном финансовом году, в объеме, не превышающем сумму остатка неиспользованных бюджетных ассигнований на указанные цели, в случаях, предусмотренных решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района о бюджете Ромодановского муниципального района.

Статья 23. Завершение текущего финансового года.

1. Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном Финансовым управлением администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

2. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия обязано оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета в соответствии с Порядком по завершению финансового года, принимаемым начальником Финансового управления администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

3. Не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года

Принятие главным администратором бюджетных средств решения о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, предоставленных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году, а также возврат указанных межбюджетных трансфертов в бюджет, которому они были ранее предоставлены, при принятии решения о наличии в них потребности осуществляются в соответствии с отчетом о расходах бюджета, которому они были ранее предоставлены, сформированного в порядке, установленном главным администратором бюджетных средств, и представленного не позднее 30 календарных дней со дня поступления указанных средств в бюджет.

Раздел V. Решение представительного органа сельских поселений в Ромодановском муниципальном районе

Статья 24. Основы составления, рассмотрения и утверждения решения представительного органа сельских поселений в Ромодановском муниципальном районе.

Решением представительного органа муниципального сельского поселения в Ромодановском муниципальном районе о бюджете сельского поселения в Ромодановском муниципальном районе на очередной финансовый год и плановый период утверждается распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов и по целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период, а также по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов в случаях, установленных муниципальным правовым актом представительного органа сельского поселения в Ромодановском муниципальном районе и ведомственная структура расходов бюджета сельского поселения в Ромодановском муниципальном районе на очередной финансовый год и плановый период по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Раздел VI. Муниципальный финансовый контроль

Статья 25. Осуществление муниципального финансового контроля.

1. В Ромодановском муниципальном районе муниципальный финансовый контроль осуществляет Финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.

2. Порядок осуществления муниципального финансового контроля устанавливается Администрацией Ромодановского муниципального района.

Раздел VII. Заключительные положения

Статья 26. Вступление в силу настоящего Решения.

Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: "Вестник" № 328 от 06.11.2020
Рубрики правового классификатора: 020.040.000 Бюджетный процесс

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать