Основная информация

Дата опубликования: 08 декабря 2020г.
Номер документа: RU29000202001752
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Субъект РФ: Архангельская область
Принявший орган: ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Раздел на сайте: Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
Тип документа: Постановления

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2020 г. № 808-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», подпунктом «а» пункта 1 статьи 31.2 Устава Архангельской области, в целях снижения в Архангельской области доли населения с доходами ниже прожиточного минимума и обеспечения темпа устойчивого роста доходов населения Правительство Архангельской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума (далее – программа).

2. Ответственному исполнителю и участникам программы ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области отчет о реализации мероприятий программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

председателя Правительства

Архангельской области                                            

Е.В. Автушенко

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Архангельской области

от 8 декабря 2020 г. № 808-пп

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума

П А С П О Р Т

региональной программы снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума

Наименование программы



региональная программа снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума

Ответственный исполнитель программы



министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области

Участники программы



министерство экономического развития Архангельской области;

министерство агропромышленного комплекса
и торговли Архангельской области;

министерство здравоохранения Архангельской области;

министерство культуры Архангельской области;

министерство образования и науки Архангельской области;

министерство финансов Архангельской области;

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области;

министерство транспорта Архангельской области;

министерство строительства и архитектуры Архангельской области;

министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области;

министерство природных ресурсов
и лесопромышленного комплекса Архангельской области;

департамент пресс-службы и информации администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области

Цели программы



снижение в Архангельской области уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года;

обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Архангельской области не ниже уровня инфляции

Задачи программы



задача № 1 – повышение уровня доходов населения Архангельской области и превышение темпов роста доходов населения Архангельской области, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;

задача № 2 – развитие системы социальной помощи;

задача № 3 – развитие системы социального контракта;

задача № 4 – организация социальной адаптации малоимущих граждан

Сроки реализации программы



2020 – 2030 годы

I. Общие положения

Региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в Архангельской области» (далее – региональная программа) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В рамках достижения национальной цели «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» необходимо обеспечить снижение уровня бедности в Архангельской области в два раза по сравнению с показателем 2017 года.

В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» необходимо обеспечить темп устойчивого роста доходов населения Архангельской области и уровень пенсионного обеспечения не ниже уровня инфляции.

Мониторинг выполнения региональной программы осуществляется министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области в соответствии с показателями, установленными в приложении № 1 к региональной программе.

II. Анализ текущей ситуации

1. Информация о социально-экономическом развитии Архангельской области

Численность населения Архангельской области ежегодно снижается.

По данным Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Архангельскстат), по состоянию на 1 января 2020 года в Архангельской области проживало 1092,4 тыс. человек. За 2019 год число жителей Архангельской области сократилось на 7,9 тыс. человек, или на 0,7 процента, что ниже уровня демографических потерь предшествующих лет (2018 год – 10,7 тыс. человек, или 1 процент, 2017 год – 10,8 тыс. человек, или 1 процент).

Изменяется структура причин убыли населения Архангельской области.

Если в 2017 году доля миграционного сальдо в объеме всей убыли населения Архангельской области составляла 72 процента, то в 2018 году влияние миграционных процессов на сокращение населения снизилось до 63 процентов, а в 2019 году на миграционную убыль приходилось лишь 39 процентов сокращения численности жителей области.

При наблюдаемой тенденции снижения в Архангельской области убыли населения от миграционных перемещений основными причинами сокращения численности жителей становятся естественные потери. В 2019 году убыль от естественных причин по сравнению с 2018 годом возросла на 757 человек. При этом в числе естественных потерь в последние годы в Архангельской области наблюдается положительная тенденция – снижение численности умерших: в 2019 году – на 186 человек, в 2018 году – на 20 человек, в 2017 году – на 747 человек. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Архангельской области по итогам 2019 года составила 72,3 года.

Основной причиной роста естественной убыли населения Архангельской области является снижение рождаемости. В 2019 году по сравнению с 2018 годом родилось на 1009 человек меньше. Коэффициент рождаемости снизился до 8,8 человека на 1000 населения против 9,6, зафиксированного в 2018 году.

Снижение рождаемости обусловлено разными причинами, в том числе объективным отрицательным влиянием двойного демографического эха – Великой Отечественной войны и конца 90-х годов.

Негативной демографической тенденцией в Архангельской области является старение населения. На протяжении последних лет наблюдается увеличение удельного веса лиц старше трудоспособного возраста при одновременном снижении численности трудоспособного населения. По состоянию на начало 2019 года в возрастной структуре населения находились в трудоспособном возрасте 593,5 тыс. человек, или 53,9 процента, старше трудоспособного возраста – 300,7 тыс. человек, или 27,3 процента. Демографическая нагрузка составляла 854 человека нетрудоспособного возраста на 1000 жителей трудоспособного возраста.

Экономическое положение Архангельской области в целом оценивается как стабильное. По объему валового регионального продукта (далее – ВРП) Архангельская область относится к группе субъектов Российской Федерации со средними значениями и занимает 42 место. В структуре ВРП Архангельской области наибольшая доля приходится на обрабатывающие производства (27,4 процента), вторым по величине видом экономической деятельности является транспортировка и хранение (11,5 процента), третьим – торговля оптовая и розничная, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (10 процентов в структуре ВРП).

Несмотря на отставание от среднероссийского значения, Архангельская область по показателю ВРП на душу населения занимает 29 место среди субъектов Российской Федерации.

По итогам 2019 года индекс промышленного производства составил 102,1 процента (66 место в Российской Федерации).

Наиболее значимыми отраслями экономики Архангельской области являются лесопромышленный и судостроительный комплексы, которые оказывают основное влияние на динамику промышленного производства региона.

Объем производства продукции сельского хозяйства в 2019 году составил 10,0 тыс. тонн, что соответствует 73 месту среди субъектов Российской Федерации и 7 месту среди регионов Северо-Западного федерального округа. Вследствие неблагоприятных природных и климатических условий для Архангельской области характерна проблема низкой обеспеченности продукцией собственного производства при формировании продовольственных ресурсов региона по большинству видов сельскохозяйственной продукции.

На Архангельскую область приходится более 20 процентов общего объема улова рыбы Северного бассейна и 3 процента общероссийского показателя. В 2019 году улов рыбы в Архангельской области составил 137,4 тыс. тонн.

Оборот розничной торговли в 2019 году составил 263,3 млрд. рублей, что на 0,5 процента ниже уровня 2018 года в сопоставимых ценах. Оборот общественного питания увеличился на 2,4 процента и составил 14,9 млрд. рублей.

В макроструктуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 52,5 процента, непродовольственных – 47,5 процента.

Основной объем розничного товарооборота формируется субъектами малого бизнеса. В структуре оборота розничной торговли в 2019 году доля индивидуальных предпринимателей (вне рынка) составила 34,8 процента. Доля организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составила 38,2 процента, малых предприятий – 24,9 процента, субъектов среднего предпринимательства – 1,5 процента, доля продаж товаров на рынках и ярмарках занимала 0,6 процента.

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения в 2019 году составил 240,2 тыс. рублей (18 место в Российской Федерации).

В целом ситуация на потребительском рынке Архангельской области стабильна, соотношение рыночного спроса и предложения сбалансировано.

По показателю «инвестиции в основной капитал на душу населения» Архангельская область значительно уступает средним значениям по стране и Северо-Западному Федеральному округу. Преобладающими направлениями инвестирования в Архангельской области являются виды экономической деятельности «Обрабатывающие производства» и «Транспортировка и хранение», на каждый из которых в структуре инвестиций приходится порядка 28 процентов.

По итогам XXIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России Архангельская область занимает 55 место и входит в группу регионов «Пониженный потенциал – умеренный риск (3B1)».

Среднегодовая численность занятых в экономике Архангельской области в 2019 году составила 479,1 тыс. человек, что на 3,9 процента ниже, чем в 2018 году.

Наибольшая доля населения занята в сферах обрабатывающих производств и оптовой и розничной торговли – 18,5 и 16,1 процента соответственно. Примерно по 9 процентов занятых приходится на сферы образования, транспортировки и хранения, государственного управления.

При этом на рынке труда Архангельской области наблюдается ряд неблагоприятных тенденций. Уровень регистрируемой безработицы, рассчитанный как отношение численности зарегистрированных безработных к численности рабочей силы, по итогам 2019 года составил 1,5 процента.

Значительное превышение среднеобластного показателя регистрируемой безработицы в 2019 году зафиксировано в 11 муниципальных образованиях Архангельской области: Мезенском (6,5 процента), Ленском (5,2 процента), Верхнетоемском (5,0 процента), Пинежском (4,4 процента), Лешуконском (4,1 процента), Красноборском (3,6 процента)¸ Плесецком (3,4 процента), Вельском (3,3 процента) Холмогорском (3,2 процента) муниципальных районах Архангельской области, а также в Вилегодском (5,0 процента) и Каргопольском (4,4 процента) муниципальных округах Архангельской области.

Ниже среднеобластного показателя уровень безработицы в городах Мирный и Северодвинск (0,6 процента), Архангельск и Котлас (0,7 процента).

Одной из основных проблем рынка труда Архангельской области остается территориальный и профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения по городам и районам Архангельской области, что не позволяет полностью удовлетворить заявки работодателей и потребность специалистов в рабочих местах.

Потребность в работниках (вакансии), которой располагали органы службы занятости населения по итогам 2019 года, составила 10 826 человек. Коэффициент напряженности на рынке труда Архангельской области (число незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну вакансию) по итогам 2019 года составил 0,9 человека.

Самая большая численность незанятых граждан, приходящаяся на одну заявленную вакансию, зафиксирована в Лешуконском муниципальном районе Архангельской области (20,5 человека на одну вакансию). Высокий уровень напряженности на рынке труда отмечается в следующих муниципальных образованиях Архангельской области: Мезенском (10,6 человека на одну вакансию), Пинежском (7,9), Ленском (6,8), Верхнетоемском (5,1), Шенкурском (4,6), Коношском (3,4), Плесецком и Холмогорском (3,0) муниципальных районах Архангельской области, а также Вилегодском (10,5) и Каргопольском (4,9) муниципальных округах Архангельской области.

Актуальной проблемой рынка труда Архангельской области является наличие значительного количества кадрового потенциала, который используется недостаточно: более 50 процентов безработных составляет наиболее активная часть населения – люди в возрасте от 20 до 39 лет. Кроме того, около половины безработных имеют среднее профессиональное образование.

Наблюдается стабильный дефицит кадров (до 20 процентов) в сфере здравоохранения по специалистам всех уровней (врачи и средний медицинский персонал). Стабильный дефицит кадров (до 10 процентов) отмечается также на рынках труда квалифицированных рабочих, особенно в сферах металлообработки и машиностроения, строительно-монтажных работ. Наблюдается нехватка специалистов на селе. По данным службы занятости населения Архангельской области, значительный рост потребности в кадрах наблюдается в сфере государственного управления, обеспечения безопасности и социального обеспечения.

По среднедушевым денежным доходам населения Архангельская область находится на среднероссийском уровне. В 2019 году среднедушевые денежные доходы населения Архангельской области, по оценке Архангельскстата, составили 33 778,6 рубля с приростом относительно уровня 2018 года на 5,4 процента.

В структуре денежных доходов населения Архангельской области на протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция роста доли оплаты труда, в 2019 году она составляла 61,3 процента. В номинальном выражении рост оплаты труда составил в 2019 году 4,9 процента к уровню 2018 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций в 2019 году составила 49 434,7 рубля с ростом относительно уровня 2018 года 108,8 процента, при этом реальная заработная плата выросла на 4 процента.

Доля социальных выплат в структуре денежных доходов населения Архангельской области ежегодно составляет 26 – 27 процентов.

Средняя величина пенсий в Архангельской области в 2019 году была выше среднероссийского значения и составила 18 548,5 рубля, что соответствует 12 месту среди субъектов Российской Федерации. Средний размер пенсий по итогам 2019 года по сравнению с уровнем аналогичной даты 2018 года в Архангельской области увеличился на 5,8 процента.

Доля остальных источников доходов населения Архангельской области в общем объеме доходов ежегодно снижается. Доля доходов от предпринимательской деятельности в 2017 году составляла 7,4 процента доходов населения, в 2019 году – 6,7 процента.

Наряду с положительными тенденциями в Архангельской области существуют факторы, сдерживающие рост денежных доходов населения и покупательной способности.

Сохраняется существенная дифференциация по уровню заработной платы в территориальном разрезе. Например, средняя заработная плата в крупных и средних организациях Мезенского муниципального района Архангельской области за пять месяцев 2020 года составила 67 170 рублей, что в 1,8 раза превышает среднюю заработную плату в Каргопольском муниципальном районе – 37 883 рубля. Заработная плата ниже средних областных показателей в 2019 году наблюдалась в 19 муниципальных районах, муниципальных и городских округах Архангельской области. При этом заработная плата в Каргопольском муниципальном округе Архангельской области и Верхнетоемском муниципальном районе Архангельской области отстает от средней по области на 31 процент, в Шенкурском муниципальном районе – на 26 процентов, в Холмогорском муниципальном районе – на 21 процент, в Вилегодском муниципальном округе Архангельской области – на 19 процентов, в Коношском муниципальном районе Архангельской области – на 17 процентов.

Отрицательное влияние на рост доходов населения Архангельской области оказывает сохраняющийся существенный объем задолженности по заработной плате.

По информации Архангельскстата, на 1 января 2020 года сумма задолженности по заработной плате в организациях Архангельской области (без учета Ненецкого автономного округа) по сравнению с началом 2019 года (22,4 млн. рублей) возросла на 5,4 млн. рублей, или 24,3 процента, и составила 27,9 млн. рублей.

Индекс потребительских цен в декабре 2019 года к декабрю 2018 года составил 103,1 процента, в том числе продовольственные товары по отношению к декабрю 2018 года подорожали на 1,8 процента, непродовольственные товары – на 3 процента, платные услуги населению выросли на 5,2 процента.

Рост цен непосредственно влияет на рост величины прожиточного минимума, что отрицательно сказывается на покупательной способности денежных доходов населения.

Среднегодовая величина прожиточного минимума на душу населения за 2019 год в районах Крайнего Севера составила 14 245 рублей, в районах, приравненных к Крайнему Северу, – 12 316 рублей.

Среднегодовая величина прожиточного минимума для Архангельской области в целом за 2019 год составила:

на душу населения – 12 707 рублей;

для трудоспособного населения – 13 858 рублей;

для пенсионеров и неработающих инвалидов I и II групп – 10 596 рублей;

для детей – 12 426 рублей.

Соотношение денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума составило в Архангельской области в I квартале 2020 года 257,3 процента, что на 8,7 процентных пункта выше, чем в I квартале 2019 года, соотношение среднего размера назначенных пенсий с величиной прожиточного минимума пенсионера возросло на 6,8 процентных пункта соответственно (с 169 до 175,8 процента).

Покупательная способность заработной платы, или превышение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций над величиной прожиточного минимума трудоспособного населения Архангельской области, увеличилась с 3,53 раза в 2018 году до 3,57 раза в 2019 году. Данный показатель свидетельствует, что средний уровень заработной платы позволяет работнику обеспечить на минимальном уровне еще двух человек.

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Архангельской области составляет 12,7 процента, что близко к среднероссийскому уровню – 12,3 процента.

По итогам выборочного наблюдения доходов населения Архангельской области и участия в социальных программах, проводимого Архангельскстатом в 2016 году, в городских населенных пунктах проживает 53,6 процента малоимущего населения, в сельских населенных пунктах – 46,4 процента.

Основную долю малоимущих составляет население трудоспособного возраста – 49,5 процента. Дети в возрасте до 16 лет – 39,8 процента, население старше трудоспособного возраста – 10,7 процента. По критерию занятости 37,3 процента малоимущего населения заняты в экономике, 22,9 процента – не заняты.

На снижение уровня бедности направлена адресная государственная социальная помощь, предоставляемая в том числе на основании социального контракта.

В 2019 году в областной закон от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗ «О государственной социальной помощи на территории Архангельской области» (далее – областной закон от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗ) внесены изменения в целях совершенствования механизмов оказания государственной социальной помощи гражданам:

размер государственной социальной помощи, оказываемой в денежной форме на основании социального контракта, увеличен с 25 000 рублей до 80 000 рублей;

к социально уязвимым категориям граждан, которым государственная социальная помощь предоставляется в первоочередном порядке, отнесены женщины, воспитывающие детей в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных семей;

расширен перечень направлений расходования предоставляемых средств, дополнительно включены мероприятия по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, лечению алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости, созданию крестьянского (фермерского) хозяйства.

По состоянию на 31 июля 2020 года число получателей адресной социальной помощи в Архангельской области составило 56 473 семьи и одиноко проживающих граждан, или 111 503 человека.

Из общего числа малоимущих граждан, которым назначены различные виды социальных пособий и субсидий, 42,2 процента приходится на детей в возрасте до 16 лет (47 081 человек), 39,5 процента (44 093 человек) – на население трудоспособного возраста, 18,2 процента (20 329 человек) – на пенсионеров.

2. Информация о ситуации с бедностью в Архангельской области

Численность населения Архангельской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Показатель

Единица измерения

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Численность населения Архангельской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

в процентах

от общей численности населения Архангельской области

13,9

12,5

12,7

тыс. человек

156,4

138,7

139,8

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Архангельской области снизилась с 13,9 процента в 2017 году до 12,7 процента в 2019 году, численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума – с 156,4 до 139,8 тыс. человек соответственно.

В 2019 году у 28 процентов населения Архангельской области среднедушевые денежные доходы варьировались в диапазоне 27 000,1 –45 000 рублей, у 20,1 процента – от 19 000,1 до 27 000 рублей. Имели доходы до 10 000 рублей 6,7 процента населения, свыше 45 000,1 рубля – 22,3 процента.

На протяжении нескольких лет сохраняется структура распределения населения Архангельской области по среднедушевому денежному доходу. Вместе с тем по сравнению с 2017 годом наметилась тенденция роста доли средне- и высокодоходных групп населения. Доля населения, имеющая среднедушевой денежный доход в месяц от 19 000,1 до 45 000 рублей, увеличилась относительно 2017 года на 2,1 процентных пункта (с 46 процентов в 2017 году до 48,1 процента в 2019 году), свыше 45 000,1 рубля – на 4 процентных пункта (с 18,3 до 22,3 процента соответственно).

В Архангельской области на 20 процентов населения с наибольшими доходами приходилось 43,1 процента от общего объема денежных доходов, на 20 процентов населения с наименьшими доходами – 6,5 процента.

Распределение общего объема денежных доходов и характеристики

дифференциации денежных доходов населения Архангельской области
без Ненецкого автономного округа

Год

Денежные доходы

Децильный коэффи-циент фондов,

в разах

Коэф-фициент Джини

всего

в том числе по 20-процентным группам населения,

в процентах

первая

(с наимень-шими доходами)

вторая

третья

четвертая

пятая

(с наиболь-шими доходами)

2017

100

6,3

11,1

16,0

23,0

43,6

11,5

0,370

2018

100

6,4

11,3

16,0

23,0

43,3

11,2

0,366

2019

100

6,5

11,3

16,1

23,0

43,1

11,0

0,363

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов), характеризующий степень отклонения линии фактического распределения общего объема доходов населения от линии их равномерного распределения, составил 0,363 (величина коэффициента может варьироваться от 0 до 1, при этом чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы) (в Российской Федерации – 0,411). Значение данного показателя незначительно снизилось относительно уровня 2017 года (0,370).

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов), характеризующий степень социального расслоения и рассчитываемый как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10 процентов населения с самыми высокими доходами и 10 процентов населения с самыми низкими доходами, составил 11 раз (в целом по Российской Федерации – 15,4 раза). При этом в Архангельской области сохраняется устойчивая динамика снижения данного показателя с 2017 года.

Квинтильные (20-процентные) группы населения сформированы путем ранжирования домашних хозяйств (населения) по возрастанию среднедушевых располагаемых ресурсов, где I группа – 20 процентов населения с наименьшими и V группа – 20 процентов населения с наибольшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами.

Для 20 процентов населения с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами на денежные доходы приходится 95,3 процента всех видов ресурсов, 4,1 процента – стоимость натуральных поступлений, 0,6 процента – привлеченные средства и сбережения.

В структуре расходов на потребление указанной группы населения на питание приходится 41,4 процента расходов. При этом доля стоимости натуральных поступлений (4,1 процента) выше, чем у остальных групп населения. Доля расходов на непродовольственные товары и услуги ниже, чем у средне- и высокодоходных групп населения, и составляет соответственно 32,3 процента и 24,3 процента.

3. Информация об имеющихся в Архангельской области мерах социальной поддержки

Система мер социальной поддержки в Архангельской области включает в себя более 100 различных видов выплат и компенсаций, которые предоставляются каждому третьему гражданину Архангельской области.

Получателями мер социальной поддержки являются социально уязвимые категории граждан, семьи с детьми, старшее поколение, а также граждане, имеющие государственные награды и почетные звания.

Расходы консолидированного бюджета в 2019 году в целом на предоставление мер социальной поддержки составили 8,6 млрд. рублей, в том числе 3,3 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета, 5,3 млрд. рублей – средства областного бюджета.

Регулярно проводится работа по совершенствованию системы предоставления мер социальной поддержки. Проведена многоэтапная инвентаризация социальных выплат на предмет адресности и нуждаемости, а также исключения дублирующих полномочий при их предоставлении.

В связи с этим расходы консолидированного бюджета на адресные меры социальной поддержки, предоставляемые с учетом критерия нуждаемости, в 2019 году выросли на 21 процент относительно предыдущего года.

Доля расходов на поддержку семьи, материнства и детства ежегодно увеличивается и по итогам 2019 года составила 22,4 процента от общего объема средств, направленных на социальные выплаты.

В 2019 году внесены изменения в законодательство Архангельской области в части предоставления выплат семьям с детьми:

увеличен с 50 до 105 тыс. рублей размер регионального материнского (семейного) капитала;

увеличен с 30 до 35 тыс. рублей размер единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка, а категория получателей данной выплаты расширена с 18 до 25 лет;

введены новые меры социальной поддержки – субсидия на улучшение жилищных условий при рождении одновременно трех и более детей в размере 2 млн. рублей, ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом в размере 3 тыс. рублей;

для многодетных семей и семей с тремя и более детьми, в том числе до достижения возраста 21 года, предусмотрена новая существенная мера социальной поддержки – компенсация расходов, связанных с оплатой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в размере 50 процентов каждому родителю (усыновителю), первому и второму ребенку и 100 процентов третьему и каждому последующему ребенку.

4. Информация о практике применения социального контракта

Государственная социальная помощь на основании социального контракта на территории Архангельской области оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам с 2013 года. Государственная социальная помощь на основании социального контракта с 2013 по 2019 годы оказана более 1,1 тыс. граждан на общую сумму более 4 млн. рублей.

В Архангельской области оказание государственной социальной помощи (далее – помощь) на основании социального контракта регламентируется областным законом от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗ и постановлением Правительства Архангельской области от 21 мая 2013 года № 219-пп «Об утверждении порядка назначения и предоставления государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств областного бюджета на территории Архангельской области».

Согласно областному закону от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗполучателями помощи являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области.

Наибольшее количество социальных контрактов заключается с целью ведения личного подсобного хозяйства и осуществления ремонта жилого помещения и хозяйственных построек.

С 1 января 2020 года размер оказания помощи на основании социального контракта увеличен до 80 000 рублей в год. В приоритетном порядке помощь оказывается малообеспеченным семьям с детьми.

Повышение размера помощи на основании социального контракта позволило расширить перечень мероприятий, включаемых в программу социальной адаптации. К таким мероприятиям отнесены создание крестьянского (фермерского) хозяйства и лечение алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости.

С 1 января 2020 года помощь на основании социального контракта предоставляется не ранее, чем по истечении одного года с даты окончания срока действия предыдущего социального контракта.

Введение периодичности предоставления гражданам помощи на основании социального контракта позволяет определить динамику среднедушевого дохода граждан после окончания срока действия социального контракта с учетом их активных действий по выходу из трудной жизненной ситуации.

В целях надлежащего исполнения обязанностей со стороны получателей социального контракта в областной закон от 5 июня 2001 года № 38-6-ОЗ внесены изменения в части расширения перечня оснований для прекращения оказания указанного вида помощи. К таким основаниям в том числе относится переезд получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта на новое место жительства (место пребывания) за пределы территории Архангельской области.

С 2021 года государственная социальная помощь на основании социального контракта будет оказываться с софинансированием за счет средств федерального бюджета и будет направлена на следующие цели:

поиск работы;

прохождение профессиональной подготовки, переподготовки;

осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

преодоление иной трудной жизненной ситуации.

Увеличение числа граждан, получивших помощь на основании социального контракта на указанные направления, позволит реализовать трудовой потенциал получателей помощи, повысить социальную ответственность получателей, а также обеспечит дифференцированный подход при оказании помощи малоимущим гражданам с ориентацией на тех граждан, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и желают улучшить свое материальное положение.

5. Информация о мерах, реализуемых в рамках национальных проектов и государственных программ Российской Федерации

Меры, реализуемые в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

На территории Архангельской области реализуется региональная составляющая национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект «Малое и среднее предпринимательство»). Ключевые мероприятия региональных проектов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», способствующие созданию на территории Архангельской области благоприятного предпринимательского климата и развитию малого бизнеса, а также созданию новых рабочих мест, отражены в подпрограмме № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области» государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 10 октября 2019 года № 547-пп.

Одним из ключевых показателей национального проекта «Малое
и среднее предпринимательство» является показатель «Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей». Установленное значение данного показателя для Архангельской области к 2024 году составляет 160,0 тыс. человек.

С целью реализации мероприятий региональных проектов национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» Архангельская область принимает участие в реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316.

Реализуемый с 2019 года в Архангельской области национальный проект «Малое и среднее предпринимательство» позволит обеспечить сохранение и прирост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, что будет способствовать снижению доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума.

Меры, реализуемые в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Согласно графику вовлечения в реализацию национального проекта  «Производительность труда и поддержка занятости» (далее – национальный проект) субъектов Российской Федерации, не заключивших в 2019 году соглашение о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости населения, а также соглашение о реализации регионального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» (далее – региональный проект «Адресная поддержка»), утвержденного  протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов Российской Федерации А.Г. Силуанова от 11 июня 2019 года № 4, Архангельская область вступает в реализацию национального проекта с 2021 года.

Правительством Архангельской области проведена работа по досрочному вступлению в реализацию национального проекта с 2020 года, в рамках которой заключены соглашение между Министерством экономического развития Российской Федерации и Правительством Архангельской области от 2 сентября 2019 года № С-198-МО/Д29 о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости населения и соглашение между Правительством Архангельской области и автономной некоммерческой организацией «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» от 4 октября 2019 года № 2019-L20037-16 о реализации регионального проекта «Адресная поддержка» на территории Архангельской области. Паспорт регионального проекта «Адресная поддержка» сформирован и утвержден протоколом заседания проектного комитета Архангельской области от 14 февраля 2020 года № 2.

В соответствии с пунктом 2.2.2 соглашения от 5 августа 2020 года № 139-2019-L10037-9 о реализации регионального проекта «Системные меры по повышению производительности труда», заключенного между Министерством экономического развития Российской Федерации и министерством экономического развития Архангельской области, реализация регионального проекта «Системные меры по повышению производительности труда» начнется с 2021 года.

В целях увеличения количества новых рабочих мест на предприятиях машиностроительного комплекса (судостроение и судоремонт) проводится следующая работа:

в рамках федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса» акционерное общество «Производственное объединение «Севмаш» (далее – АО «ПО «Севмаш») проводит реконструкцию и техническое перевооружение производства, главной целью которого является создание современного конкурентоспособного судостроительного предприятия (сокращение сроков выпуска продукции и снижения трудоемкости работ, повышение качества и освоение изготовления новых комплектующих). В рамках реконструкции предусмотрена модернизация практически всех основных производств предприятия – корпусообрабатывающего, корпусосварочного, стапельно-сдаточного, корпусодостроечного, машиностроительного, механомонтажного. С 2017 по 2019 годы АО «ПО «Севмаш» проводил техническое перевооружение машиностроительного, металлургического и неметаллического производства и транспортно-передаточного комплекса. С 2020 года предприятие приступило к следующему этапу модернизации, в который будут включены электромагнитный и акустический комплекс, измерительная и стендовая база, окрасочное производство, гидротехнические сооружения, производство изделий из специальных сплавов и др. Обновленные производственные мощности позволят строить все проекты подводных лодок, крупные надводные корабли для военно-морского флота, а также гражданскую морскую технику для внутренних и внешних заказчиков. Планируемый рост производительности труда после завершения реконструкции составит 15 – 20 процентов.

В течение 2020 года на АО «ПО «Севмаш» планируется внедрить не менее семи тысяч предложений по улучшению рабочих процессов и реализовать 125 перспективных проектов, которые должны дать экономический эффект на сумму не менее 2 млрд. рублей. АО «ПО «Севмаш» планирует провести обучение работников инструментам производственной системы, открыть в цехах и отделах пилотные участки по их внедрению. По результатам проводимой работы АО «ПО «Севмаш» планирует повысить производительность труда на 5 процентов по сравнению с 2019 годом.

В мае 2020 года АО «ПО «Севмаш» заключил договор с конструкторским бюро «Коралл» на изготовление деталей и секций для 12-го суперблока ледостойкой стационарной платформы «А» месторождения «Каменомысское-море». В настоящее время в стадии заключения находится также договор с акционерным обществом «Центр судостроения «Звездочка», которое является генеральным подрядчиком по изготовлению 12-го суперблока (на изготовление деталей и секций объекта). Участие в указанном проекте также позволит создать дополнительные новые рабочие места на территории Архангельской области.

Меры, реализуемые в рамках национального проекта «Демография».

На поддержку семей при рождении детей и стимулирование рождаемости, повышение экономической самостоятельности семьи нацелен региональный проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей», направленный на достижение целей и результатов национального проекта «Демография».

Через отделения социальной защиты населения Архангельской области предоставляются следующие меры социальной поддержки, предусмотренные национальным проектом «Демография» и финансируемые за счет средств федерального бюджета:

ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка за счет субвенций из федерального бюджета. В 2019 году в Архангельской области выплату получили 3320 семей, размер выплаты составлял 11 866 рублей, кассовые расходы на выплату составили 345,4 млн. рублей;

ежемесячная денежная выплата, назначаемая в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. В 2019 году в Архангельской области выплата предоставлена 5885 многодетным семьям, размер выплаты составил 12 128 рублей, кассовые расходы на выплату составили 653,4 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета – 588,1 млн. рублей, средства областного бюджета – 65,3 млн. рублей.

В региональный проект включены также выплаты семьям, которые производятся за счет средств областного бюджета:

единовременная денежная выплата женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 25 лет включительно. В 2019 году выплату получили 343 женщины, размер выплаты составлял 30 тысяч рублей. Данная выплата предоставлялась женщинам, среднедушевой доход семей которых не превышал полуторную величину прожиточного минимума на душу населения, кассовые расходы на выплату составили 10,4 млн. рублей;

меры социальной поддержки многодетным семьям, которые получили 10 612 многодетных семей, расходы составили 232,9 млн. рублей;

меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям и семьям с тремя и более детьми, в том числе до достижения возраста 21 года. Данные меры поддержки предоставлены 9 798 семьям, кассовые расходы составили 80,3 млн. рублей.

В сфере занятости населения реализуются следующие мероприятия, направленные на достижение целей и результатов национального проекта «Демография»:

«Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет». В рамках проекта с 2020 года реализуется мероприятие по профессиональному обучению женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также незанятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста, обратившихся в органы занятости населения. Запланировано обучение 103 женщин. На 1 августа 2020 года завершили обучение 69 женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста.

«Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения». В рамках проекта запланировано профессиональное обучение граждан в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста. В 2019 году прошли обучение 577 граждан предпенсионного возраста, в 2020 году планируется обучение 69 человек из указанной категории.

Данное мероприятие позволяет обеспечить занятость граждан или гарантированное трудоустройство. Доля сохранивших занятость (трудоустроенных) в 2019 – 2020 годах составляет 95,1 процента.

В 2019 году в рамках государственной программы Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года № 466-пп:

62,1 тыс. человек получили информацию о положении на рынке труда;

организовано 532 ярмарки вакансий, в которых приняли участие 9,6 тыс. человек;

трудоустроено при содействии органов службы занятости более 21 тыс. человек;

на временную занятость в рамках мероприятий активной политики трудоустроено 2055 человек (общественные работы, временное трудоустройство безработных, испытывающих трудности в поиске работы, безработных в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые);

организована занятость 3864 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;

753 безработным гражданам оказаны услуги по содействию самозанятости, из них 68 человек получили финансовую поддержку при открытии собственного дела.

С целью повышения качества и конкурентоспособности незанятого населения и безработных граждан:

оказаны услуги по профессиональной ориентации 25 067 гражданам;

оказаны государственные услуги по психологической поддержке 2354 безработным гражданам;

организовано профессиональное обучение 2309 безработных граждан, 87 незанятых пенсионеров, которые стремятся возобновить трудовую деятельность, 71 женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

III. Цели и задачи региональной программы

Региональная программа включает в себя цели, определенные абзацем четвертым подпункта «а» и абзацем третьим подпункта «г» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474, так как вопросы повышения уровня доходов населения и снижения бедности являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми.

Достижение целей региональной программы требует решения следующих основных задач:

повышение уровня доходов граждан и превышение темпов роста доходов граждан, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции;

развитие системы социальной помощи;

развитие системы социального контракта

организация социальной адаптации малоимущих граждан.

__________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

к региональной программе снижения

доли населения Архангельской

области с доходами ниже прожиточного минимума

ПОКАЗАТЕЛИ

для реализации региональной программы снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума



п/п

Наименование показателя

Единица

измерения

2017 г. (факт)

2018 г. (факт)

2019 г.

(факт)

Целевое значение показателя

2020 г.

2021 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2027 г.

2028 г.

2029 г.

2030 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Цель: обеспечение темпа устойчивого роста доходов населения Архангельской области не ниже инфляции

1.

Реальные располагаемые денежные

доходы населения

процентов

98,1

100,9

99,9

96,5

103

102

102,6

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

2.

Реальная заработная плата работников организаций

процентов

102,5

110,7

104

100,4

103,3

102

102,6

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

102,5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Цель: снижение в Архангельской области уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года

1.

Численность населения

с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

процентов

от общей численности населения

13,9

12,5

12,7

12,7

12,7

11,9

11,1

10,4

9,7

9,1

8,5

8,0

7,5

7,0

2.

Доля малоимущих граждан, получивших государственную социальную помощь

на основании социального контракта,
в общей численности малоимущих             

граждан

процентов

2,0

2,0

2,5

2,5

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,5

3,5

3,5

4,0

3.

Доля граждан, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта

процентов

15,0

15,5

20,0

20,0

20,0

20,1

20,2

20,2

20,3

20,3

20,4

20,4

20,5

20,5

4.

Количество дополнительных мест

в Архангельской области для детей в возрасте от полутора до трех лет любой направленности
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

(за исключением государственных

и муниципальных), и у индивиду-альных предпри-нимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования,

в том числе адаптированным,

и присмотр и уход за детьми

мест

0

0

0

40

10

10

10

0

0

0

0

0

0

0

5.

Численность женщин, находящихся

в отпуске по уходу за ребенком

в возрасте до трех лет, а также незанятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста, прошедших профессиональное обучение

и дополнительное  профессиональное

образование

человек

77

84

70

103

313

392

392

392

80

80

80

80

80

80

6.

Число семей, нуждающихся

в улучшении жилищно-бытовых условий

семей

34777

34506

33661

34485

33640

32816

32012

31228

30463

29717

28988

28278

27585

26910

__________________

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

к региональной программе снижения

доли населения Архангельской

области с доходами ниже
прожиточного минимума

ПЕРЕЧЕНЬ

мероприятий региональной программы снижения доли населения Архангельской области с доходами ниже прожиточного минимума



п/п

Мероприятия

Ожидаемый результат/ документ, подтверждающий исполнение мероприятия

Срок

реализации

Ответственный

исполнитель

Объем ресурсного

обеспечения (при наличии), тыс. рублей

1

2

3

4

5

6

Задача 1. Повышение уровня доходов населения Архангельской области и превышение темпов роста доходов населения Архангельской области, в том числе средней заработной платы, над темпом роста инфляции

1.1.

Обеспечение проведения индексации заработной платы работников бюджетной сферы на уровень инфляции

обеспечение роста реального уровня оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений Архангельской области в связи
с ростом потребительских цен на товары и услуги

2020 – 2030 годы

исполнительные органы государственной власти Архангельской области,

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

(по согласованию)

2020 г. – 2 713 576,3

2021 г. – 1 461 651,4

2022 г. – 1 682 523,2

2023 г. – 1 749 824,2

2024 г. – 1 774 321,7

2025 г. – 1 843 520,2

2026 г. – 1 827 013,6

2027 г. – 1 818 568,1

2028 г. – 1 814 904,5

2029 г. – 1 735 445,4

2030 г. – 1 621705,0

1.2.

Соблюдение норм законодательства Российской Федерации по начислению заработной платы работникам бюджетной сферы на уровне не ниже величины минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент

и процентную надбавку за стаж работы

в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

обеспечение достойной оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области

и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области

постоянно

исполнительные органы государственной власти  Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

(по согласованию)

1.3.

Повышение заработной платы отдельных категорий работников в соответствии

с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597

«О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,

от 1 июня 2012 года № 761

«О Национальной стратегии действий

в интересах детей на 2012 – 2017 годы»

и от 28 декабря 2012 года № 1688

«О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

обеспечение достойной оплаты труда работников государственных учреждений Архангельской области

и муниципальных учреждений муниципальных образований Архангельской области

2020 – 2030 годы

министерство образования Архангельской области,

министерство культуры Архангельской области,

министерство здравоохранения Архангельской области,

министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области  (далее – минтрудсоцразвития),

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

(по согласованию)

1.4.

Снижение задолженности по выплате заработной платы

сокращение суммы задолженности

по заработной плате

в организациях, расположенных

на территории Архангельской области;

снижение социальной напряженности;

отсутствие задолженности

по заработной плате работников организаций, финансируемых

за счет средств консолидированного бюджета Архангельской

области

2020 – 2030 годы

исполнительные органы государственной власти  Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

(по согласованию)

-

1.5.

Проведение мероприятий по недопущению роста уровня безработицы по методологии Международной организации труда

(далее – МОТ) выше 7,55 процента

в том числе:

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые;

профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование безработных граждан, граждан в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, включая обучение в другой местности;

содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости;

содействие занятости инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста (создание или сохранение рабочих мест, возмещение затрат работодателей по оплате труда инвалидов)

уровень безработицы по методологии МОТ

к концу 2020 года

не превысит

7,5 процента

и к концу 2030 года составит не более

6,2 процента

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

средства в размере 194 144,1 тыс. рублей предусмотрены в пунктах 1.1 – 1.6, 3.1, 3.2, 3.4, 5.2  перечня мероприятий подпрограммы № 1

и пунктах 1.1 и 1.2

перечня мероприятий подпрограммы № 7 государственной программы Архангельской области «Содействие занятости населения Архангельской области, улучшение условий и охраны труда», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года

№ 466-пп (далее – государственная программа «Содействие занятости населения»)

1.6.

Сопровождение инвестиционных

проектов, реализуемых или планируемых

к реализации на территории Архангельской области

по итогам 2024 года объем инвестиций
в основной

капитал составит

145 785,2 млн. рублей

2020 – 2024 годы

министерство экономического развития Архангельской области (далее –

минэкономразвития),

автономная некоммерческая организация

Архангельской области «Агентство регионального развития» (далее –

АНО АО «АРР»)

мероприятие 1.2

перечня мероприятий

государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность

в Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области
от 10 октября 2019 года № 547-пп (далее – государственная программа «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»)

1.7.

Создание дополнительных мест (групп)

для детей от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных и муниципальных),

и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования,

в том числе адаптированным, присмотр

и уход за детьми

достижение

100-процентной  доступности дошкольного образования для детей в возрасте

от 1,5 до 3 лет

к концу 2021 года

2020 – 2030 годы

министерство образования и науки Архангельской области

мероприятие 1.22

перечня мероприятий подпрограммы № 1

государственной программы Архангельской области «Развитие образования

и науки Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 года № 463-пп (далее – государственная программа «Развитие образования и науки»)

1.8.

Переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу

за ребенком в возрасте до 3 лет;

профессиональное обучение

и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, инвалидов

увеличение уровня занятости женщин

до 76,6 процента

к 2024 году/

отчет о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей национальных проектов

2020 – 2024 годы

минтрудсоцразвития

средства в размере 202 749,5 рубля предусмотрены в рамках мероприятий  государственной программы «Содействие занятости населения»

1.9.

Содействие самозанятости и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы:

обучение основам предпринимательской деятельности, финансовой грамотности

(в том числе школьников, а также лиц старшего поколения)

к 2024 году количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое

и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект) нарастающим итогом составит 3,591 тыс. человек

2020 – 2024 годы

минэкономразвития,

министерство образования и науки Архангельской области,

АНО АО «АРР»

мероприятие 1.2

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

развитие самозанятости, в том числе

в сфере сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, бытового обслуживания населения, общественного питания, торгово-

розничной деятельности, в сфере оказания услуг по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств

и компьютерной техники

к 2024 году количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус, с учетом введения налогового режима для самозанятых в рамках федерального проекта «Улучшение условий ведения предприни-мательской деятельности» национального проекта нарастающим итогом составит

17,1 тыс. человек

2020 – 2024 годы

минэкономразвития,

АНО АО «АРР»,

министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области,

министерство

природных ресурсов

и лесопромышленного комплекса Архангельской области

мероприятие 1.3

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

реализация проектов по популяризации предпринимательства, информирование населения Архангельской области

о действующих в регионе мерах поддержки малого и среднего предпринимательства

к 2024 году количество физических лиц – участников федерального проекта

«Популяризация предпринимательства» национального проекта нарастающим итогом составит 23,377 тыс. человек

2020 – 2024 годы

минэкономразвития,

АНО АО «АРР»

мероприятие 1.2

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы

«Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

1.10.

В сфере развития сельского хозяйства:

обеспечение грантовой поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств

и сельскохозяйственных потребительских кооперативов в целях укрепления материально-технической базы и создания новых рабочих мест

3 гранта в год

2020 – 2025 годы

министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской

(далее – министерство

АПК и торговли)

государственная программа развития сельского хозяйства

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья

и продовольствия Архангельской области, утвержденная

постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2012 года

№ 436-пп (далее – государственная программа развития сельского хозяйства)

предоставление социальной выплаты

на строительство (приобретение) жилья семьям, проживающим в сельской местности

30 семей ежегодно

2020 – 2025 годы

министерство

АПК и торговли

государственная программа Архангельской области «Комплексное развитие сельских территорий Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 24 сентября 2019 года
№ 510-пп

предоставление единовременных выплат молодым специалистам, работающим

в сельской местности

2 договора в год

2020 – 2025 годы

министерство

АПК и торговли

государственная программа развития сельского хозяйства

содействие в организации и проведении ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции

90 ярмарок в год

2021

министерство

АПК и торговли

государственная программа Архангельской области «Развитие торговли

в Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года

№ 460-пп

1.11.

Организация работ по снижению неформальной занятости и легализации «теневых» доходов:

выявление и легализация неформально занятых граждан;

размещение публикаций о негативных последствиях сокрытия фактической заработной платы и ведения «теневого» бизнеса, о работодателях, допускающих нарушения трудового законодательства
в части выплаты заработной платы и официального трудоустройства работников, в средствах массовой информации и на официальных интернет-сайтах;

проведение разъяснительной работы, в том числе общественных обсуждений, встреч, разъяснительных бесед с работниками и работодателями по вопросам соблюдения трудового законодательства в части трудовых отношений и оплаты труда;

информирование руководителей хозяйствующих субъектов, использующих труд наемных работников, о последствиях неоформления трудовых отношений и использования «серых» и «черных» схем выплаты заработной платы;

организация работы «горячей линии»

по вопросам легализации заработной платы и трудовых отношений;

введение налоговой амнистии, поощрения добровольного выхода «из тени»;

включение в обязанности межведомственных муниципальных комиссий муниципальных образований Архангельской области по легализации неформальной занятости выявление самозанятых граждан с последующим контролем за их регистрацией, учетом и еженедельным мониторингом

выявление лиц, осуществляющих трудовую деятельность

без заключения трудового договора, – 2,0 тыс. человек ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития,

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области

(по согласованию)

-

1.12.

Функционирование фонда развития промышленности Архангельской области

к 2024 году количество предприятий Архангельской области, получивших поддержку через Фонд развития промышленности

(в том числе фонд развития промышленности

в Архангельской области), составит

не менее 3 ежегодно

2020 – 2024 годы

минэкономразвития

мероприятие 3.1

перечня мероприятий подпрограммы № 1

государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

1.13.

Формирование условий для развития сферы государственно-частного партнерства

в Архангельской области

общее количество инвестиционных проектов, принятых

к реализации

с применением механизма

государственно-частного партнерства, к 2024 году составит
6 единиц

2020 – 2024 годы

минэкономразвития

мероприятие 5.1

перечня мероприятий подпрограммы № 1  государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

1.14.

Обеспечение участия Архангельской области в реализации федерального

проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»

к 2024 году индекс производительности труда в Архангельской области составит

103,1 процента

2020 – 2024 годы

минэкономразвития

мероприятие 4.1

перечня мероприятий подпрограммы № 1 государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

1.15.

Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) к финансовым ресурсам посредством микрозаймов микрофинансовой организации

к 2024 году количество выдаваемых микрозаймов субъектам малого

и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам в рамках реализации федерального проекта «Расширение доступа субъектов МСП

к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» национального проекта, нарастающим итогом составит

1236 единиц

2020 – 2024 годы

микрокредитная компания Архангельский региональный фонд «Развитие»,
минэкономразвития

мероприятие 2.2

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность»

1.16.

Ежегодный анализ уровня и структуры бедности, основных факторов и причин бедности

выявление наиболее эффективных инструментов, способствующих скорейшему выходу семей из бедности

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

-

1.17.

Проведение социологического исследования уровня, структуры и причин бедности

в Архангельской области

отчет об итогах социологического исследования уровня, структуры и причин бедности

в Архангельской области

ежегодно

государственное автономное учреждение Архангельской области «Центр изучения общественного мнения»

2020 г. – 3000,0

2021 г. – 3000,0

2022 г. – 3000,0

2023 г. – 3000,0

2024 г. – 3000,0

2025 г. – 3000,0

2026 г. – 3000,0

2027 г. – 3000,0

2028 г. – 3000,0

2029 г. – 3000,0

2030 г. – 3000,0

Задача 2. Развитие системы социальной помощи

2.1.

Формирование и ведение реестров граждан

с доходами ниже прожиточного минимума, установленного в Архангельской области,

в разрезе муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов.

Направление информации о выявленных гражданах и семьях с доходами ниже величины прожиточного минимума

в уполномоченные органы для организации

их социальной поддержки и разработки мероприятий по выводу их из бедности

выявление причин
бедности и создание
системы адресной поддержки.

Определение задач
и мероприятий по сокращению бедности

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития,

государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр

социальной защиты населения»,

исполнительные органы государственной власти Архангельской области,

органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (по согласованию)

государственная программа Архангельской области «Социальная поддержка граждан

в Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области

от 12 октября 2012 года
№ 464-пп (далее –

государственная программа «Социальная поддержка граждан»)

2.2.

Предоставление государственной

социальной помощи гражданам,

находящимся в трудной жизненной

ситуации

предоставление помощи в полном объеме:

в 2020 – 2024 годах –

не менее 15 000 получателей ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.14 

перечня мероприятий подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

2.3.

Реализация дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми, имеющим доходы ниже величины прожиточного минимума, установленного в Архангельской области:

предоставление ежемесячной выплаты при рождении после 1 января 2018 года первого ребенка до достижения им возраста трех

лет в размере прожиточного минимума, установленного в Архангельской области

получение нуждающимися семьями ежемесячных выплат в связи

с рождением (усыновлением) первого ребенка

за счет субвенций

из федерального бюджета.

Выплата предоставлена:

на 15 декабря

2020 года – не менее 1,448 тыс. семей;

на 15 декабря

2021 года – не менее 1,281 тыс. семей;

на 15 декабря

2022 года – не менее 1,177 тыс. семей;

на 15 декабря

2023 года – не менее 0,97 тыс. семей;

на 15 декабря

2024 года – не менее

0,867 тыс. семей

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.25

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка до достижения им возраста трех лет семьям, нуждающимся

в поддержке, при рождении после

31 декабря 2012 года третьего или последующих детей в размере

прожиточного минимума для детей

получение семьями

с тремя и более детьми ежемесячных денежных выплат, назначаемых в случае рождения третьего ребенка или последующих детей

до достижения

ребенком возраста 3 лет.

Количество выплат составит:

на 15 декабря

2020 года –

не менее 4369;

на 15 декабря

2021 года –

не менее 4606;

на 15 декабря

2022 года –

не менее 4792;

с 15 декабря

2023 года –

не менее 4978

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.26

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет

предоставление ежемесячной денежной выплаты
не менее 11 761 получателю ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.32

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

предоставление дополнительного ежемесячного пособия на ребенка

в возрасте до 3 лет на обеспечение

питанием

предоставление ежемесячной денежной выплаты

не менее 7000 получателей ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.7

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

2.4.

Ежегодная индексация мер социальной поддержки отдельным категориям

граждан, семьям с детьми

предоставление ежемесячной денежной выплаты

не менее 11 761 получателю с учетом  ежегодной индексации

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития, министерство финансов Архангельской области

2.5.

Предоставление многодетным семьям ежемесячной денежной выплаты на проезд для обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования в период с 1 сентября по 31 мая

в 2020 – 2030 годах  выплата будет предоставлена

на не менее чем

17 700 детей ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.26

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

2.6.

Организация бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное

общее образование в государственных

и муниципальных общеобразовательных организациях

обеспечение

100 процентов учащихся 1 – 4 классов муниципальных

и государственных общеобразовательных организаций бесплатным горячим питанием

2020 – 2022 годы

министерство образования

и науки Архангельской области

мероприятие 1.26

перечня мероприятий подпрограммы № 1

государственной программы «Развитие образования и науки»

2.7.

Выплата единовременных пособий гражданам, усыновившим (удочерившим) детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей

численность детей, планируемых

к передаче на все формы семейного устройства, –

370 человек ежегодно

2020 – 2030 годы

министерство образования

и науки Архангельской области

мероприятия 4.2 и 4.3 перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Развитие образования и науки»

2.8.

Проведение ремонта жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся

без попечения родителей

не менее одного жилого помещения

в год

2020 – 2030 годы

министерство образования

и науки Архангельской области

мероприятие 4,4

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы «Развитие образования и науки»

2.9.

Установление региональной социальной доплаты к пенсии до величины

прожиточного минимума пенсионера

в субъекте Российской Федерации

не менее 25 800 получателей ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития

мероприятие 1.8

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

2.10.

Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг

не менее 18 000 получателей ежегодно

2020 – 2030 годы

минтрудсоцразвития,

государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр социальной защиты населения»

мероприятие 1.5

перечня мероприятий

подпрограммы № 2

государственной программы «Социальная поддержка граждан»

2.11.

Организация проведения бесплатных образовательных, просветительских

и информационных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения

число взрослого населения, принявшего участие в обучающих, просветительских

и консультационных мероприятиях по вопросам финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг, – не менее 20 000 человек за год

2020 – 2023 годы

министерство финансов Архангельской области, минтрудсоцразвития, министерство культуры Архангельской области,

министерство образования

и науки Архангельской области,

департамент пресс-службы

и информации администрации Губернатора Архангельской области

и Правительства Архангельской области

региональная программа

Архангельской области

«Повышение уровня финансовой грамотности населения и развитие финансового образования

в Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области

от 21 августа 2014 года

№ 331-пп

2.12.

Предоставление семьям, имеющим трех

и более детей, земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства

увеличение объема индивидуального жилищного строительства, улучшение жилищных условий населения

органы местного самоуправления муниципальных образований

Архангельской области

(по согласованию), министерство строительства и архитектуры Архангельской области

государственная программа Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области

от 11 октября 2013 года
№ 475-пп (далее – государственная программа по обеспечению жильем)

2.13.

Расселение граждан из аварийного жилья, улучшение жилищных условий семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилья детям-сиротам

улучшение жилищных условий населения

2020 – 2030

годы

министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области,

министерство строительства

и архитектуры Архангельской области,

министерство образования

и науки Архангельской области

адресная программа Архангельской области «Переселение граждан

из аварийного жилищного фонда на 2019 – 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области

от 26 марта 2019 года
№ 153-пп;

государственная программа по обеспечению жильем

2.14.

Обеспечение лекарственными препаратами детей в возрасте от 0 до 6 лет

из многодетных семей

12 500 рецептов

для обеспечения детей

до 3 лет и 2600 рецептов для обеспечения детей от 3 до 6 лет ежегодно

2020 – 2030

годы

министерство здравоохранения Архангельской области

мероприятие 1.1 подпрограммы № 8 государственной программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области

от 12 октября 2012 года
№ 462-пп

Задача 3. Развитие системы социального контракта

3.1.

В сфере занятости – поиск работы

и трудоустройство, оказание содействия

в прохождении профессионального

обучения и получении дополнительного профессионального образования, переобучение востребованным на рынке

труда профессиям

заключение социального контракта не менее чем

с 20 процентами получателей государственной социальной помощи ежегодно

2020 – 2024

годы

минтрудсоцразвития

государственная программа «Социальная поддержка граждан»

3.2.

В сфере развития предпринимательства – поощрение «стартапов», развитие самозанятости, оказание помощи (консультации, профобучение, финансовая помощь при оформлении документов), предоставление субсидий на открытие собственного дела

заключение социального контракта не менее чем

с 10 процентами получателей государственной социальной помощи ежегодно

2020 – 2024

годы

минтрудсоцразвития

государственная программа «Социальная поддержка граждан»

3.3.

В сфере развития сельского хозяйства – обучение основным правилам ведения сельскохозяйственной деятельности

и сбыта продукции, предоставление натуральной помощи в виде семян

овощных культур и т.п.

заключение социального контракта не менее чем

с 20 процентами получателей государственной социальной помощи ежегодно

2020 – 2024

годы

минтрудсоцразвития

государственная программа «Социальная поддержка граждан»

Задача 4. Организация социальной адаптации малоимущих граждан

4.1.

Предоставление услуг физкультурно-спортивных организаций на льготных условиях

100 процентов

от количества обратившихся (ежегодно)

2020 – 2030 годы

министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области

-

4.2.

Предоставление бесплатного посещения одного из спортивных объектов, находящегося в ведении министерства по делам молодежи и спорту Архангельской области

100 процентов

от количества обратившихся (ежегодно)

2020 – 2030 годы

министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области

-

4.3.

Предоставление бесплатного (льготного) посещения мероприятий, проводимых учреждениями культуры, находящимися

в ведении министерства культуры Архангельской области

повышение социально­экономического уровня жизни семей, воспитывающих детей; обеспечение повышения качества обслуживания малоимущих граждан

2020 – 2030 годы

министерство

культуры

Архангельской области

государственная программа

Архангельской области «Культура Русского Севера», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области

от 12 октября 2012 года
№ 461-пп

4.4.

Обеспечение бесплатным доступным

дополнительным образованием, в том числе

с использованием дистанционных

технологий, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов

увеличение

к 2030 году доли детей

с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, получающих дополнительное образование,

в том числе

с использованием дистанционных технологий,

до 76 процентов

2020 – 2030 годы

министерство образования

и науки Архангельской области

мероприятие 1.13

перечня мероприятий подпрограммы № 2 государственной программы «Развитие образования и науки»

4.5.

Обустройство спортивных площадок, приобретение спортивного инвентаря, антивандальных тренажеров

ежегодное обустройство (модернизация) не менее 15 спортивных площадок

2020 – 2030 годы

министерство по делам молодежи и спорту Архангельской области

-

_____________________

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: Портал "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" от 29.12.2020
Рубрики правового классификатора: 020.030.010 Общие положения, 020.030.020 Государственные программы. Концепции

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать