Основная информация

Дата опубликования: 02 октября 2003г.
Номер документа: Р200305457
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Ненормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р0305457

Р200305457

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 1, СТР. 53, 2004г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02.10.2003 N 380-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЗАПРОСА САЯНОГОРСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 30

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.М. Казанцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Саяногорского суда Республики Хакасия, установил:

1. Саяногорский суд Республики Хакасия, в производстве которого находится дело по иску гражданина А.В. Козулина к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Саяногорске о взыскании недополученных с 1 января 2002 года сумм пенсии, в своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из представленных материалов, в 1996 году А.В. Козулину, как более 26 лет проработавшему в городе Норильске, относящемуся к районам Крайнего Севера, и имеющему необходимый стаж на подземных работах, по достижении 45-летнего возраста была назначена пенсия по старости на основании пункта "а" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и статьи 29 Закона Российской Федерации 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" эта пенсия была пересчитана с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого отношение его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации было учтено в размере 1,2.

После принятия Федерального закона от 8 августа 2001 года "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия А.В. Козулину, как проживающему в районе Крайнего Севера, стала исчисляться с учетом отношения его среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,9.

В октябре 2001 года А.В. Козулин переехал на постоянное жительство в город Саяногорск, не относящийся к районам Крайнего Севера или местностям, к ним приравненным. С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия ему была пересмотрена по нормам этого Федерального закона, и ее расчетный размер определен с применением отношения среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации в размере 1,2 - как проживающему за пределами "северных" регионов и хотя и имеющему необходимые стаж работы в районах Крайнего Севера и страховой стаж, но не достигшему 55 лет. При этом Управление Пенсионного фонда сослалось на пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому при определении расчетного размера трудовой пенсии мужчин, достигших 55-летнего возраста, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет либо в приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет и имеющих не менее 25 лет страхового стажа, отношение их среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается в повышенных размерах (от 1,4 до 1,9) независимо от места жительства.

По мнению Саяногорского суда Республики Хакасия, увязывание права таких лиц на указанный порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии с достижением ими определенного возраста допускает - в нарушение статей 7 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 - снижение уровня социальных гарантий для мужчин, имеющих наряду с "северным" стажем стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (им в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" возраст, установленный для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда, уменьшается на 5 лет, а назначение и выплата пенсии, согласно его статье 31, осуществляется с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места жительства).

2. Статьей 112 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (утратил силу с 1 января 2002 года) устанавливалось, что за гражданами, которым пенсия по старости назначалась в соответствии со статьей 14 данного Закона в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в случае их выезда на новое постоянное место жительства сохранялся размер пенсии, определенный при ее установлении с учетом соответствующего районного коэффициента. Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространил это право на всех лиц, проработавших не менее 15 - 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях независимо от вида назначаемой пенсии (часть первая статьи 31).

Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" был введен новый порядок исчисления пенсий - с применением индивидуального коэффициента пенсионера, для определения которого использовалось отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране в размере, не превышающем 1,2. Этот порядок не предусматривал применение районных коэффициентов. В дальнейшем с целью повышения уровня социальной защиты пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, Федеральный закон "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для исчисления пенсий этих лиц с применением индивидуального коэффициента пенсионера установил повышенные размеры отношения среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране - от 1,4 до 1,9. Одновременно в качестве новой льготы для пенсионеров, выезжающих на постоянное жительство за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, законодатель предусмотрел сохранение для них указанного отношения в повышенном размере только при условии достижения ими возраста 50 и 55 лет соответственно для женщин и мужчин.

Таким образом, нормы Федерального закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и фактически воспроизведенные в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нормы Федерального закона "О внесении дополнений в статью 7 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривают различные льготы. Вместе с тем и те и другие льготы связаны с сохранением размера пенсии для лиц, выезжающих за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Следовательно, нет оснований утверждать, что введение в действие Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нарушило ранее установленные федеральным законодательством права граждан. В данном случае дифференциация при регулировании законодателем предельной величины отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, применяемая для исчисления пенсий в зависимости от того, в каком регионе постоянно проживает пенсионер, учитывает особенности природно-климатических условий и более высокую стоимость жизни в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.

3. Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требований части второй статьи 36 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" проверяет, имеется ли неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 оспариваемой заявителем нормы.

Поскольку установленное пунктом 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовое регулирование, носящее ясный и однозначный характер, не допустило снижения уровня пенсионного обеспечения лиц, длительное время проработавших в "северных" регионах, какая-либо неопределенность в вопросе о том, соответствует ли оспариваемая норма Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, отсутствует.

Проверка же правильности применения в конкретном деле органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" должна осуществляться рассматривающим это дело судом общей юрисдикции, который самостоятельно осуществляет выбор норм, подлежащих применению при его разрешении.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Саяногорского суда Республики Хакасия, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми обращение в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимым, а также поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 20.04.2004 оператор НЦПИ - Кузнецова Е.А.]

[проверено: 21.04.2004 корректор НЦПИ - Коневская М.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 1 от 02.10.2003 Стр. 53
Рубрики правового классификатора: 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование, 070.060.000 Пенсии (см. также 200.160.030), 070.060.010 Общие положения, 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать