Основная информация

Дата опубликования: 03 февраля 2010г.
Номер документа: Р201004224
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р1004224

Р201004224

ОПУБЛИКОВАНО:

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 4, СТР. 52, 2010г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03.02.2010 N 148-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ K РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ

ПРЕЗИДИУМА КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ

КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 405

УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НГР: Р0102314

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя  В. Д. Зорькина, судей  Н. С.  Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, Г. А. Жилина, С. М. Казанцева, М. И. Клеандрова, С. Д. Князева, Л. О. Красавчиковой, С. П. Маврина, Н. В. Мельникова, Ю. Д. Рудкина, А. Я. Сливы, В. Г. Стрекозова, В. Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г. А. Жилина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов президиума Курганского областного суда, установил:

1. В своих запросах в Конституционный Суд Российской Федерации президиум Курганского областного суда оспаривает конституционность положений статьи 405 УПК Российской Федерации НГР: Р0102314 (в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 года N 39-ФЗ; НГР: Р0900786), предусматривающих возможность пересмотра в порядке надзора обвинительного приговора и последующих судебных решений, вынесенных в связи с его обжалованием, по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, если в ходе судебного разбирательства были допущены фундаментальные нарушения уголовно-процессуального закона, повлиявшие на законность приговора, определения или постановления суда.

Как следует из представленных материалов, в производстве президиума Курганского областного суда находятся дела по надзорным представлениям прокурора о пересмотре и отмене по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, судебных актов, не обжаловавшихся в суде второй инстанции и вступивших в законную силу, в связи с неправильным применением уголовного закона при назначении наказания.

Так, постановлением Макушинского районного суда Курганской области от 25 марта 2009 года отменено условное осуждение гражданина С. С. Тарасова и назначено наказание в виде лишения свободы сроком на три года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима (т. е. менее строгого, чем предусмотрено пунктом "в" части первой статьи 58 УК Российской Федерации; НГР: Р9602825).

Приговором мирового судьи судебного участка N 1 Альменевского района Курганской области от 29 апреля 2009 года при назначении гражданину С. С. Соломину наказания по совокупности приговоров в нарушение статьи 70 и части седьмой статьи 79 УК Российской Федерации; НГР: Р9602825 не было учтено шесть месяцев неотбытого наказания, от которого он был условно-досрочно освобожден.

Приговором мирового судьи судебного участка N 17 Мишкинского района Курганской области от 23 марта 2009 года гражданину И. K. Малиновских за совершение преступления во время испытательного срока отменено условное осуждение по предыдущему приговору и в нарушение требований части четвертой статьи 70 УК Российской Федерации; НГР: Р9602825 назначено окончательное наказание по совокупности приговоров на шесть месяцев меньше неотбытого наказания.

По мнению президиума Курганского областного суда, подлежащие применению в указанном деле положения статьи 405 УПК Российской Федерации НГР: Р0102314 не допускают пересмотр в порядке надзора вступившего в законную силу постановления или приговора суда в связи с неправильным применением уголовного закона по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, и тем самым не позволяют исправить судебную ошибку.

2. Вопрос о запрете пересмотра в порядке надзора вступившего в законную силу судебного решения по основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного (оправданного), уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в своем Постановлении от 17 июля 2002 года N 13-П; НГР: Р0203759 Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой грубая судебная ошибка, выразившаяся в неприсоединении к наказанию, назначенному по новому приговору, неотбытой части наказания за предшествующее преступление, безусловно подлежит исправлению, в том числе после вступления этого приговора в законную силу; иное означало бы, что приговор по предыдущему делу, по существу, неправомерно аннулируется, что - по смыслу статей 1 (часть 1), 17 (части 1 и 2), 19 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 118 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853 во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод - несовместимо с принципами уголовного права, самой идеей правосудия, а потому недопустимо в правовом государстве.

В Постановлении от 11 мая 2005 г. N 5-П; НГР: Р0501744 Конституционный Суд Российской Федерации признал статью 405 УПК Российской Федерации НГР: Р0102314 (в первоначальной редакции) в той мере, в какой она в системе действующего уголовно-процессуального регулирования пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда, не допуская поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора по жалобе потерпевшего (его представителя) или по представлению прокурора, не позволяет тем самым устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, не соответствующей Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853, ее статьям 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19, 21, 46 (часть 1), 52, 55 (часть 3) и 123 (часть 3), во взаимосвязи со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом 2 статьи 4 Протокола N 7 к ней (в редакции Протокола N 11). При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что исключения из общего правила о запрете поворота к худшему после вступления приговора в законную силу допустимы лишь в качестве крайней меры, когда неисправление судебной ошибки искажало бы саму суть правосудия, смысл приговора как акта правосудия, разрушая необходимый баланс конституционно защищаемых ценностей.

Указывая на нарушения, которые могут повлечь пересмотр вступившего в законную силу судебного решения в сторону, ухудшающую положение осужденного (оправданного), Конституционный Суд Российской Федерации определил их в общей форме - существенные (фундаментальные) нарушения как уголовного, так и уголовно-процессуального закона. Однако правосудие в сфере привлечения к ответственности за совершение преступных деяний осуществляется посредством уголовного судопроизводства (статья 118, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853). Это предполагает применение судом норм материального права только в условиях процедуры, осуществляемой с соблюдением порядка судопроизводства, установленного в нормах уголовно-процессуального закона.

Как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, надзорные представления были принесены прокурором в связи с обнаружением после вступления в законную силу и обращения к исполнению приговоров неправильного применения судом уголовного закона при определении вида исправительного учреждения и назначении окончательного наказания по совокупности приговоров.

Положения статьи 405 УПК Российской Федерации НГР: Р0102314 во взаимосвязи с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющими свою силу, не препятствовали и не препятствуют президиуму Курганского областного суда установить, являются ли данные ошибки существенными (фундаментальными) нарушениями, искажающими саму суть правосудия, сопряжены ли они с такими нарушениями правил судопроизводства, которые могли повлиять на правильность уголовно-правовой оценки содеянного.

Таким образом, вопреки мнению заявителя, неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации; НГР: Р9305853 положений статьи 405 УПК Российской Федерации НГР: Р0102314 - с учетом конкретных обстоятельств - отсутствует, а потому запросы президиума Курганского областного суда не могут быть приняты Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов президиума Курганского областного суда, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 25.08.2010 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]

[проверено: 06.09.2010 редактор НЦПИ - Браславский С.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 4 от 03.02.2010 Стр. 52
Рубрики правового классификатора: 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации, 180.060.000 Уголовный процесс, 180.060.010 Общие положения

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Обзор

Все новые законы федерального уровня вступают в силу только после публикации в СМИ. Составляем список первоисточников.

Читать
Статья

Кто возглавляет исполнительную власть в РФ? Что включает в себя система целиком? Какими функциями и полномочиями она наделена?

Читать