Основная информация
Дата опубликования: | 05 февраля 2009г. |
Номер документа: | Р200904924 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0904924
Р200904924
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 34, 2009г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05.02.2009 N 247-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ТИМОФЕЕВА АЛЕКСЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ЧАСТИ ШЕСТОЙ СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.А. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Тимофеева, установил:
1. В жалобе гражданина А.А. Тимофеева оспаривается конституционность положения части шестой статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ; НГР:Р9501871 "Об общественных объединениях", согласно которому условия и порядок утраты членства в общественном объединении определяются уставом соответствующего общественного объединения, и положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ; НГР:Р0101364 "О политических партиях", согласно которому члены политической партии имеют право обжаловать решения и действия руководящих органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
Как следует из представленных материалов, гражданин А.А. Тимофеев, являвшийся членом политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" и по решению бюро совета ее регионального отделения в Санкт-Петербурге от 24 октября 2007 года исключенный из партии по такому основанию, установленному ее уставом, как совершение действий, дискредитирующих партию, обжаловал это решение в президиум центрального совета партии, однако ответа на жалобу не получил. Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга определением от 30 ноября 2007 года, оставленным без изменения Санкт-Петербургским городским судом, отказал в принятии искового заявления А.А. Тимофеева о восстановлении его в партии со ссылкой на то, что в силу Федеральных законов "О политических партиях" и "Об общественных объединениях", не предусматривающих судебный порядок разрешения подобных споров, решения об исключении из партии в соответствии с уставом партии обжалуются в вышестоящий руководящий орган партии. Определением Санкт-Петербургского городского суда заявителю отказано в рассмотрении его жалобы в суде надзорной инстанции.
По мнению заявителя, названные законоположения, как исключающие возможность обжалования в суд действий и решений руководящих органов политической партии, противоречат статье 46 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
2. На общественные объединения, одной из организационно-правовых форм которых являются политические партии, в полной мере распространяется установленная статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации; НГР:Р9305853 и законы, - в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Политическая партия и ее региональные отделения в установленном законом порядке подлежат государственной регистрации, в процессе которой оценивается устав политической партии, и если положения ее устава противоречат Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральным законам, ей может быть отказано в государственной регистрации (статьи 15 и 16, подпункт "а" пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О политических партиях").
Таким образом, Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 и принимаемые в развитие ее положений федеральные законы устанавливают гарантии от возможного нарушения самой политической партией конституционных прав и свобод граждан.
Члены политической партии обладают правами и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава партии (статья 3 Федерального закона "Об общественных объединениях", статья 2 Федерального закона "О политических партиях"). Общественные объединения (политические партии) свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности; вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (политических партий) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 8 и пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О политических партиях", статьи 15 и 17 Федерального закона "Об общественных объединениях). Приведенные законоположения предполагают установление уставами политических партий определенных требований к имеющему политическое значение поведению членов партии, а в случае несоблюдения требований устава - возможность исключения из партии.
2.1. Обязанность соблюдать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, возложенная на политические партии, распространяется и на их отношения с гражданами - членами политических партий, в том числе при прекращении их членства в политических партиях. Это означает, что исключение из партии, будучи прерогативой самой партии, не может основываться на неопределенных основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности.
Поэтому часть шестая статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающая, что условия и порядок утраты членства в общественном объединении определяются уставом соответствующего общественного объединения, - с учетом того, что устав подлежит государственной регистрации, а следовательно, и проверке контролирующими органами, в том числе с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, - сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
2.2. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть вторая статьи 39 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает, что граждане, чьи права, предоставленные данным Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд.
Поэтому положение пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях", закрепляющее право членов политической партии обжаловать решения и действия руководящих партийных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан, в частности членов политической партии. Это положение, фактически закрепляя необходимость наличия внутрипартийной системы обжалования решений и действий в качестве дополнительной гарантии прав членов партии, предполагает обязанность соответствующих партийных органов в случае обращения к ним членов политической партии за защитой нарушенных прав принимать мотивированные решения.
Проверка же законности и обоснованности решений руководящих органов партии, включая те, которые нашли отражение в ее уставе, а также судов общей юрисдикции не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимофеева Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 09.11.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 12.11.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Р0904924
Р200904924
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 5, СТР. 34, 2009г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05.02.2009 N 247-О-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ТИМОФЕЕВА АЛЕКСЕЯ АНАТОЛЬЕВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ
ЧАСТИ ШЕСТОЙ СТАТЬИ 19 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ" И ПУНКТА 5 СТАТЬИ 23
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Л. Кононова, Л.А. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Я. Сливы, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.А. Тимофеева, установил:
1. В жалобе гражданина А.А. Тимофеева оспаривается конституционность положения части шестой статьи 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ; НГР:Р9501871 "Об общественных объединениях", согласно которому условия и порядок утраты членства в общественном объединении определяются уставом соответствующего общественного объединения, и положения пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ; НГР:Р0101364 "О политических партиях", согласно которому члены политической партии имеют право обжаловать решения и действия руководящих органов политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
Как следует из представленных материалов, гражданин А.А. Тимофеев, являвшийся членом политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" и по решению бюро совета ее регионального отделения в Санкт-Петербурге от 24 октября 2007 года исключенный из партии по такому основанию, установленному ее уставом, как совершение действий, дискредитирующих партию, обжаловал это решение в президиум центрального совета партии, однако ответа на жалобу не получил. Куйбышевский районный суд города Санкт-Петербурга определением от 30 ноября 2007 года, оставленным без изменения Санкт-Петербургским городским судом, отказал в принятии искового заявления А.А. Тимофеева о восстановлении его в партии со ссылкой на то, что в силу Федеральных законов "О политических партиях" и "Об общественных объединениях", не предусматривающих судебный порядок разрешения подобных споров, решения об исключении из партии в соответствии с уставом партии обжалуются в вышестоящий руководящий орган партии. Определением Санкт-Петербургского городского суда заявителю отказано в рассмотрении его жалобы в суде надзорной инстанции.
По мнению заявителя, названные законоположения, как исключающие возможность обжалования в суд действий и решений руководящих органов политической партии, противоречат статье 46 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
2. На общественные объединения, одной из организационно-правовых форм которых являются политические партии, в полной мере распространяется установленная статьей 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации; НГР:Р9305853 и законы, - в силу пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О политических партиях" деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Политическая партия и ее региональные отделения в установленном законом порядке подлежат государственной регистрации, в процессе которой оценивается устав политической партии, и если положения ее устава противоречат Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и федеральным законам, ей может быть отказано в государственной регистрации (статьи 15 и 16, подпункт "а" пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О политических партиях").
Таким образом, Конституция Российской Федерации; НГР:Р9305853 и принимаемые в развитие ее положений федеральные законы устанавливают гарантии от возможного нарушения самой политической партией конституционных прав и свобод граждан.
Члены политической партии обладают правами и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава партии (статья 3 Федерального закона "Об общественных объединениях", статья 2 Федерального закона "О политических партиях"). Общественные объединения (политические партии) свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности; вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений (политических партий) не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 8 и пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О политических партиях", статьи 15 и 17 Федерального закона "Об общественных объединениях). Приведенные законоположения предполагают установление уставами политических партий определенных требований к имеющему политическое значение поведению членов партии, а в случае несоблюдения требований устава - возможность исключения из партии.
2.1. Обязанность соблюдать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, возложенная на политические партии, распространяется и на их отношения с гражданами - членами политических партий, в том числе при прекращении их членства в политических партиях. Это означает, что исключение из партии, будучи прерогативой самой партии, не может основываться на неопределенных основаниях, носить произвольный характер, ставя граждан в ситуацию правовой и фактической неопределенности.
Поэтому часть шестая статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающая, что условия и порядок утраты членства в общественном объединении определяются уставом соответствующего общественного объединения, - с учетом того, что устав подлежит государственной регистрации, а следовательно, и проверке контролирующими органами, в том числе с точки зрения соблюдения прав и свобод граждан, - сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
2.2. В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть вторая статьи 39 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусматривает, что граждане, чьи права, предоставленные данным Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в суд.
Поэтому положение пункта 5 статьи 23 Федерального закона "О политических партиях", закрепляющее право членов политической партии обжаловать решения и действия руководящих партийных органов в порядке, предусмотренном уставом политической партии, в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающее возможность судебного обжалования решений и действий (бездействия) руководящих органов партии, если ими нарушаются права и свободы граждан, в частности членов политической партии. Это положение, фактически закрепляя необходимость наличия внутрипартийной системы обжалования решений и действий в качестве дополнительной гарантии прав членов партии, предполагает обязанность соответствующих партийных органов в случае обращения к ним членов политической партии за защитой нарушенных прав принимать мотивированные решения.
Проверка же законности и обоснованности решений руководящих органов партии, включая те, которые нашли отражение в ее уставе, а также судов общей юрисдикции не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимофеева Алексея Анатольевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 09.11.2009 оператор НЦПИ - Дементьева Е.В.]
[проверено: 12.11.2009 редактор НЦПИ - Ермолина Н.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 5 от 05.02.2009 Стр. 34 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.170.000 Общественные и религиозные объединения, 010.170.010 Общественные объединения (см. также 030.030.050), 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.040 Общие процедурные правила рассмотрения дел в Конституционном Суде Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: