Основная информация
Дата опубликования: | 06 сентября 2001г. |
Номер документа: | В200102790 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
В0102790
В200102790
ОПУБЛИКОВАНО:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ", 10.10.2001, СТР. 1
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 18.10.2001, N 20, СТР. 57
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06.09.2001 N КАС 01-325
ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
ОТ 24.07.01 N ГКПИ 2001 -916
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Лаврентьевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 сентября 2001 года гражданское дело по заявлению ООО "PC сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (в редакции Постановления от 15 марта 2001 г. N 189),
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей заявителя Зубкова В.В., Белохоновой Е.Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации Алабиной Е.М., Охлопковой М.Н., Харламовой Н.С. по доводам жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
ООО "PC сервис-99" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (в редакции Постановления от 15 марта 2001 г. N 189), указывая на то, что оспариваемая норма ограничивает его законные права как налогоплательщика, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "PC сервис-99" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, предположительность выводов суда первой инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции Постановлением от 2 декабря 2000 г. N 914 утвердило соответствующие Правила, абзацем 2 пункта 12 которых предусмотрено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г строительно-монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно-монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет-фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.
По мнению заявителя, приведенная норма предусматривает иной, отличный от установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок определения сумм налоговых вычетов при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, вследствие чего в случае выполнения им таких работ будет незаконно уменьшена сумма налоговых вычетов.
С таким мнением согласиться нельзя, поскольку оспариваемые положения Правил фактически воспроизводят порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов, установленные Налоговым кодексом РФ.
Согласно пункту 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Как следует из данной нормы, в первом случае производится вычет предъявленных налогоплательщику сумм налога, а во втором исчисленных им сумм налога на выполненные строительно-монтажные работы для собственного потребления, которые являются объектом налогообложения в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
При исчислении указанных сумм налога учитываются не только налоговая база и соответствующая налоговая ставка, на что ссылается заявитель.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
В данном случае общая сумма налога, исчисленная на основании положений статьи 166 Кодекса, подлежит уменьшению на суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. Именно за вычетом этих сумм подлежал бы уплате в бюджет налог на указанный объект налогообложения, если бы исчисленные в таком порядке суммы налога сами не подлежали вычету.
Таким образом, в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ, налоговому вычету при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления подлежат суммы налога, начисленные налогоплательщиком на стоимость данных работ, за минусом сумм налога, предъявленных ему продавцом товаров (работ, услуг).
Суммы налога, уплаченные продавцу, относятся к самостоятельным вычетам. Их сохранение в составе исчисленных сумм налога на выполненные строительно-монтажные работы, привело бы к двойному вычету одних и тех же сумм.
Оспариваемые положения отражают определенный законом порядок применения налоговых вычетов, учитываемый при ведении журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ).
Налоговые вычеты при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления производятся по приобретенным товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, выставленных в порядке пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, а по выполненным работам - на основании счетов-фактур, выписанных самим налогоплательщиком.
Довод кассационной жалобы о том, что оспоренное положение Правил возлагает на налогоплательщика не предусмотренную законом обязанность по выписыванию счетов-фактур, не соответствует действительности.
Обязанность налогоплательщика составлять и выставлять счета-фактуры, вести журнал их учета предусмотрена пунктом 3 статьи 168, пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
При производстве строительно-монтажных работ для собственного потребления налогоплательщик одновременно выступает и производителем товаров (работ, услуг), и их потребителем. Создавая добавленную стоимость путем увеличения стоимости товара, он не перекладывает сумму налога на другого потребителя, а относит его на свой счет, составляя при этом счета-фактуры в силу обязанности, возложенной на него указанными выше нормами Кодекса.
Обжалуемые положения Постановления Правительства Российской Федерации соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования судом отказано правильно.
Предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "PC сервис-99" - без удовлетворения.
[отформатировано: 29.10.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 30.10.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
В0102790
В200102790
ОПУБЛИКОВАНО:
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ", 10.10.2001, СТР. 1
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА, 18.10.2001, N 20, СТР. 57
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06.09.2001 N КАС 01-325
ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
ОТ 24.07.01 N ГКПИ 2001 -916
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Толчеева Н.К.,
членов коллегии Нечаева В.И.,
Лаврентьевой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 6 сентября 2001 года гражданское дело по заявлению ООО "PC сервис-99" о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов - фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (в редакции Постановления от 15 марта 2001 г. N 189),
по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К., объяснения представителей заявителя Зубкова В.В., Белохоновой Е.Л., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей Правительства Российской Федерации Алабиной Е.М., Охлопковой М.Н., Харламовой Н.С. по доводам жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия
установила:
ООО "PC сервис-99" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим (незаконным) абзаца 2 пункта 12 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914 (в редакции Постановления от 15 марта 2001 г. N 189), указывая на то, что оспариваемая норма ограничивает его законные права как налогоплательщика, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе ООО "PC сервис-99" просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, предположительность выводов суда первой инстанции.
Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 8 статьи 169 Налогового кодекса РФ порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании данной нормы Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции Постановлением от 2 декабря 2000 г. N 914 утвердило соответствующие Правила, абзацем 2 пункта 12 которых предусмотрено, что при принятии на учет завершенного капитальным строительством объекта на сумму налога, исчисленную (подлежащую уплате в бюджет) по выполненным с 1 января 2001 г строительно-монтажным работам для собственного потребления в виде разницы между суммой налога, начисленной на стоимость данных строительно-монтажных работ, и суммой налога, уплаченной продавцам по приобретенным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), использованным при выполнении этих работ для собственного потребления, выписывается счет-фактура в одном экземпляре и регистрируется в книге покупок.
По мнению заявителя, приведенная норма предусматривает иной, отличный от установленного Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок определения сумм налоговых вычетов при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, вследствие чего в случае выполнения им таких работ будет незаконно уменьшена сумма налоговых вычетов.
С таким мнением согласиться нельзя, поскольку оспариваемые положения Правил фактически воспроизводят порядок исчисления сумм налога на добавленную стоимость и порядок применения налоговых вычетов, установленные Налоговым кодексом РФ.
Согласно пункту 6 статьи 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками - застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства, а также суммы налога, исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.
Как следует из данной нормы, в первом случае производится вычет предъявленных налогоплательщику сумм налога, а во втором исчисленных им сумм налога на выполненные строительно-монтажные работы для собственного потребления, которые являются объектом налогообложения в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ.
При исчислении указанных сумм налога учитываются не только налоговая база и соответствующая налоговая ставка, на что ссылается заявитель.
Согласно пункту 1 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
В данном случае общая сумма налога, исчисленная на основании положений статьи 166 Кодекса, подлежит уменьшению на суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ. Именно за вычетом этих сумм подлежал бы уплате в бюджет налог на указанный объект налогообложения, если бы исчисленные в таком порядке суммы налога сами не подлежали вычету.
Таким образом, в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом РФ, налоговому вычету при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления подлежат суммы налога, начисленные налогоплательщиком на стоимость данных работ, за минусом сумм налога, предъявленных ему продавцом товаров (работ, услуг).
Суммы налога, уплаченные продавцу, относятся к самостоятельным вычетам. Их сохранение в составе исчисленных сумм налога на выполненные строительно-монтажные работы, привело бы к двойному вычету одних и тех же сумм.
Оспариваемые положения отражают определенный законом порядок применения налоговых вычетов, учитываемый при ведении журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.
Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет-фактура (пункт 1 статьи 169 Налогового кодекса РФ).
Налоговые вычеты при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления производятся по приобретенным товарам (работам, услугам) на основании счетов-фактур, выставленных в порядке пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ, а по выполненным работам - на основании счетов-фактур, выписанных самим налогоплательщиком.
Довод кассационной жалобы о том, что оспоренное положение Правил возлагает на налогоплательщика не предусмотренную законом обязанность по выписыванию счетов-фактур, не соответствует действительности.
Обязанность налогоплательщика составлять и выставлять счета-фактуры, вести журнал их учета предусмотрена пунктом 3 статьи 168, пунктом 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ.
При производстве строительно-монтажных работ для собственного потребления налогоплательщик одновременно выступает и производителем товаров (работ, услуг), и их потребителем. Создавая добавленную стоимость путем увеличения стоимости товара, он не перекладывает сумму налога на другого потребителя, а относит его на свой счет, составляя при этом счета-фактуры в силу обязанности, возложенной на него указанными выше нормами Кодекса.
Обжалуемые положения Постановления Правительства Российской Федерации соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации, прав и охраняемых законом интересов заявителя не нарушают, в связи с чем в удовлетворении заявленного требования судом отказано правильно.
Предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
определила:
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июля 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО "PC сервис-99" - без удовлетворения.
[отформатировано: 29.10.2001 оператор НЦПИ - Батунина Г.П.]
[проверено: 30.10.2001 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА № 20 от 18.10.2001 Стр. 57, ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ "ФИНАНСОВАЯ РОССИЯ" от 10.10.2001 Стр. 1 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.050.000 Федеральный бюджет, 080.050.020 Доходы федерального бюджета, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.020 Федеральные налоги и сборы (см. также 100.160.000), 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: