Основная информация
Дата опубликования: | 07 декабря 2001г. |
Номер документа: | Р200107439 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0107439
Р200107439
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 11.12.2001, N 243, СТР. 9
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 24.12.2001, N 52(2), СТ. 5013
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 87, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.12.2001 N 216-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ
ВТОРОЙ СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Республики Саха (Якутия), установил:
1. Верховный Суд Республики Саха (Якутия) просит проверить конституционность положения части второй статьи 67 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которому никто не может быть избран на должность Президента Республики более двух раз. Данное положение, по мнению заявителя, не соответствует статьям 55 (часть 3) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по содержанию и с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Запрос Верховного Суда Саха (Якутия) поступил в Конституционный Суд Российской федерации 12 ноября 2001 года, т.е когда в ходе уже начавшейся в Республике Саха (Якутия) избирательной кампании по выборам Президента Республики Саха (Якутия) состоялась регистрация кандидатов на эту должность.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для решения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о допустимости обращения Верховного Суда Республики Саха (Якутия), поскольку, как указано в Определении от 20 ноября 1995 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", каким бы ни было суждение Конституционного Суда Российской Федерации относительно конституционности оспариваемого положения, возбуждение конституционного судопроизводства накануне голосования может неоправданно осложнить избирательный процесс, отрицательно сказаться на волеизъявлении избирателей и в конечном счете повлиять на результат выборов. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации, призванный обеспечивать - в пределах своих полномочий, установленный Конституцией Российской Федерации, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, фактически превратился бы в участника избирательной кампании, что противоречит его предназначению и принципам деятельности.
2. Неконституционность положения части второй статьи 67 Конституции Республики Саха (Якутия) Верховный Суд Республики Саха (Якутия) усматривает в том, что оно противоречит федеральному регулированию и в силу этого нарушает требования статьи 76 (части 2 и 5 ), а также статьи 55 (часть 3) Конституции Российской федерации. Это означает, что заявитель, обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом, по существу, переносит в плоскость конституционного судопроизводства решение вопроса о том, нормой какого закона - конституции субъекта Российской Федерации или федерального закона - следует руководствоваться при разрешении рассматриваемого им спора. Между тем выбор нормы, подлежащей применению в конкретном деле, является прерогативой самого Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, запрос Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, поскольку он не отвечает вытекающим из Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" критериям подведомственности и допустимости.
Вместе с тем по завершении в Республике Саха (Якутия) избирательной кампании не исключается рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации других обращений о проверке конституционности законодательных актов Республики Саха (Якутия) и федеральных законов при условии соблюдения предъявляемых к таким обращениям требований Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Саха (Якутия), поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос суда может быть признан допустимым и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю. ДАНИЛОВ
[отформатировано: 26.12.2001 оператор НЦПИ - Батунина М.А.]
[проверено: 16.01.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Р0107439
Р200107439
ОПУБЛИКОВАНО:
РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА, 11.12.2001, N 243, СТР. 9
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 24.12.2001, N 52(2), СТ. 5013
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 87, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07.12.2001 N 216-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ
ВТОРОЙ СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Верховного Суда Республики Саха (Якутия), установил:
1. Верховный Суд Республики Саха (Якутия) просит проверить конституционность положения части второй статьи 67 Конституции Республики Саха (Якутия), согласно которому никто не может быть избран на должность Президента Республики более двух раз. Данное положение, по мнению заявителя, не соответствует статьям 55 (часть 3) и 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации по содержанию и с точки зрения разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Запрос Верховного Суда Саха (Якутия) поступил в Конституционный Суд Российской федерации 12 ноября 2001 года, т.е когда в ходе уже начавшейся в Республике Саха (Якутия) избирательной кампании по выборам Президента Республики Саха (Якутия) состоялась регистрация кандидатов на эту должность.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для решения Конституционным Судом Российской Федерации вопроса о допустимости обращения Верховного Суда Республики Саха (Якутия), поскольку, как указано в Определении от 20 ноября 1995 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса группы депутатов Государственной Думы и запроса Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности ряда положений федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", каким бы ни было суждение Конституционного Суда Российской Федерации относительно конституционности оспариваемого положения, возбуждение конституционного судопроизводства накануне голосования может неоправданно осложнить избирательный процесс, отрицательно сказаться на волеизъявлении избирателей и в конечном счете повлиять на результат выборов. Тем самым Конституционный Суд Российской Федерации, призванный обеспечивать - в пределах своих полномочий, установленный Конституцией Российской Федерации, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, фактически превратился бы в участника избирательной кампании, что противоречит его предназначению и принципам деятельности.
2. Неконституционность положения части второй статьи 67 Конституции Республики Саха (Якутия) Верховный Суд Республики Саха (Якутия) усматривает в том, что оно противоречит федеральному регулированию и в силу этого нарушает требования статьи 76 (части 2 и 5 ), а также статьи 55 (часть 3) Конституции Российской федерации. Это означает, что заявитель, обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом, по существу, переносит в плоскость конституционного судопроизводства решение вопроса о том, нормой какого закона - конституции субъекта Российской Федерации или федерального закона - следует руководствоваться при разрешении рассматриваемого им спора. Между тем выбор нормы, подлежащей применению в конкретном деле, является прерогативой самого Верховного Суда Республики Саха (Якутия) и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Таким образом, запрос Верховного Суда Республики Саха (Якутия) не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению, поскольку он не отвечает вытекающим из Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" критериям подведомственности и допустимости.
Вместе с тем по завершении в Республике Саха (Якутия) избирательной кампании не исключается рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации других обращений о проверке конституционности законодательных актов Республики Саха (Якутия) и федеральных законов при условии соблюдения предъявляемых к таким обращениям требований Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации"
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Республики Саха (Якутия), поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос суда может быть признан допустимым и поскольку разрешение поставленного в нем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации", официальных изданиях органов государственной власти Республики Саха (Якутия), а также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.БАГЛАЙ
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю. ДАНИЛОВ
[отформатировано: 26.12.2001 оператор НЦПИ - Батунина М.А.]
[проверено: 16.01.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 52(2) от 24.12.2001, РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА № 243 от 11.12.2001 Стр. 9, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 07.12.2001 Стр. 87 |
Рубрики правового классификатора: | 500.000.000 500.000.000 |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: