Основная информация
Дата опубликования: | 08 ноября 2005г. |
Номер документа: | Р200506269 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0506269
Р200506269
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 39
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 3, СТР. 122, 2006 г. (ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08.11.2005 N 402-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ
ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.В. Фатуллаевой, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Фатуллаева просит проверить конституционность части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявительница родилась в 1951 году в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 году с семьей в Азербайджанскую ССР на постоянное место жительства. С 2001 года проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 года, принятым по заявлению Г.В. Фатуллаевой, подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года. Ходатайство правозащитной организации "Восход" о приеме Г.В. Фатуллаевой в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 25 января 2005 года было отклонено паспортно-визовым управлением ГУВД Москвы со ссылкой на то, что установление судом факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года не отнесено Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" к основаниям для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, и что Г.В. Фатуллаева может обратиться с таким заявлением после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, - при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, - противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится заявительница), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закрепляющая требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая права и свободы, вытекающие из статей 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Доводы, представленные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, по существу, она ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о дополнении Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" новым положением об условиях принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.
Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает для заявительницы после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" или - как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР - на основании пункта "а" части второй той же статьи.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 14.06.2007 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 18.06.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Р0506269
Р200506269
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 39
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 3, СТР. 122, 2006 г. (ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ)
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08.11.2005 N 402-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ
ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки Г.В. Фатуллаевой, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Фатуллаева просит проверить конституционность части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявительница родилась в 1951 году в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 году с семьей в Азербайджанскую ССР на постоянное место жительства. С 2001 года проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 года, принятым по заявлению Г.В. Фатуллаевой, подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года. Ходатайство правозащитной организации "Восход" о приеме Г.В. Фатуллаевой в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 25 января 2005 года было отклонено паспортно-визовым управлением ГУВД Москвы со ссылкой на то, что установление судом факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года не отнесено Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации" к основаниям для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, и что Г.В. Фатуллаева может обратиться с таким заявлением после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, - при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, - противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.
Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года "О гражданстве Российской Федерации", предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится заявительница), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Таким образом, часть четвертая статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", закрепляющая требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая права и свободы, вытекающие из статей 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853.
Доводы, представленные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, по существу, она ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о дополнении Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" новым положением об условиях принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.
Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает для заявительницы после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" или - как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР - на основании пункта "а" части второй той же статьи.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 14.06.2007 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]
[проверено: 18.06.2007 редактор НЦПИ - Булыгина А.В.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 08.11.2005 Стр. 39, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 3 от 08.11.2005 Стр. 122 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.050.000 Население, 010.050.010 Гражданство (см. также 200.050.010), 010.140.000 Правотворческая деятельность органов государственной власти, 010.140.010 Общие положения, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: