Основная информация
Дата опубликования: | 11 июля 2006г. |
Номер документа: | Р200604849 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0604849
Р200604849
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 31
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.07.2006 N 262-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ АРБИТРАЖНОГО
СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 30.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; НГР:Р0102426
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов Арбитражного суда Томской области, установил:
1. Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Томской области от 8 февраля 2005 года на государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" был наложен административный штраф в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426. Арбитражный суд Томской области, куда университет обратился с заявлением о признании этого постановления незаконным, Определением от 11 марта 2005 года прекратил производство по делу, указав, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку в данном случае образовательное учреждение выступало не как субъект предпринимательской деятельности, а как субъект, эксплуатирующий находящееся у него на балансе общежитие. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 4 октября 2005 года отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и направил его для рассмотрения в кассационном порядке. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 24 января 2006 года отменил определение арбитражного суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение, сославшись на часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Арбитражный суд Томской области при новом рассмотрении дела производство по нему приостановил и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426. Аналогичный запрос направлен им в Конституционный Суд Российской Федерации и в связи с рассмотрением другого дела - по заявлению того же образовательного учреждения о признании незаконным постановления заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Томской области от 23 ноября 2005 года о наложении на него административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение такого же административного правонарушения.
Как утверждает заявитель, часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 не соответствует Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 1 (часть 1), 46 и 127, поскольку содержащаяся в ней норма предусматривает возможность обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в арбитражный суд, без учета характера спорных правоотношений.
2. Закрепленное статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 право каждого на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 4-П; НГР:Р9600630 по делу о проверке конституционности ряда положений статей 371, 374 и 384 УПК РСФСР, от 2 июля 1998 г. N 20-П; НГР:Р9802843 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР и др.).
В частности, статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Этому корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, в том числе пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу которого право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
В силу требований Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в том числе ее статей 46 и 47 (часть 1), подсудность дел определяется законом. В таком законе, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 марта 1998 г. N 9-П; НГР:Р9801008 по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР, должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в данном вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е. дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.
3. Согласно Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 127). В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, данным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (статья 4); одной из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 5).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 статьи 29).
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности урегулировано статьями 207 - 211 АПК Российской Федерации. Производство по делам об оспаривании решений административных органов, согласно части 2 его статьи 207, возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Из приведенных законоположений следует, что часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
[введено: 19.06.2007 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 26.06.2007 редактор НЦПИ - Казимирова А.И.]
Р0604849
Р200604849
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 01.06.2006, N 6, СТР. 31
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11.07.2006 N 262-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ
К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСОВ АРБИТРАЖНОГО
СУДА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ЧАСТИ 3 СТАТЬИ 30.1 КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; НГР:Р0102426
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запросов Арбитражного суда Томской области, установил:
1. Постановлением заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Томской области от 8 февраля 2005 года на государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники" был наложен административный штраф в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 "Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами" КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426. Арбитражный суд Томской области, куда университет обратился с заявлением о признании этого постановления незаконным, Определением от 11 марта 2005 года прекратил производство по делу, указав, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку в данном случае образовательное учреждение выступало не как субъект предпринимательской деятельности, а как субъект, эксплуатирующий находящееся у него на балансе общежитие. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 4 октября 2005 года отказал в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и направил его для рассмотрения в кассационном порядке. Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 24 января 2006 года отменил определение арбитражного суда первой инстанции и направил дело на новое рассмотрение, сославшись на часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426, согласно которой постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Арбитражный суд Томской области при новом рассмотрении дела производство по нему приостановил и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426. Аналогичный запрос направлен им в Конституционный Суд Российской Федерации и в связи с рассмотрением другого дела - по заявлению того же образовательного учреждения о признании незаконным постановления заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Томской области от 23 ноября 2005 года о наложении на него административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение такого же административного правонарушения.
Как утверждает заявитель, часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 не соответствует Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, ее статьям 1 (часть 1), 46 и 127, поскольку содержащаяся в ней норма предусматривает возможность обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, только в арбитражный суд, без учета характера спорных правоотношений.
2. Закрепленное статьей 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 право каждого на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1996 г. N 4-П; НГР:Р9600630 по делу о проверке конституционности ряда положений статей 371, 374 и 384 УПК РСФСР, от 2 июля 1998 г. N 20-П; НГР:Р9802843 по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 УПК РСФСР и др.).
В частности, статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Этому корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, в том числе пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу которого право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который в соответствии с установленными законом правилами подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
В силу требований Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, в том числе ее статей 46 и 47 (часть 1), подсудность дел определяется законом. В таком законе, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 марта 1998 г. N 9-П; НГР:Р9801008 по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР, должны быть закреплены критерии, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное дело, что позволило бы суду (судье), сторонам и другим участникам процесса избежать неопределенности в данном вопросе, которую в противном случае приходилось бы устранять посредством правоприменительного решения, т.е. дискреционным полномочием правоприменительного органа или должностного лица, и тем самым определять подсудность дела не на основании закона.
3. Согласно Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (статья 127). В соответствии с Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации; НГР:Р9305853, данным Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами (статья 4); одной из основных задач арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статья 5).
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в частности дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (пункт 3 статьи 29).
Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности урегулировано статьями 207 - 211 АПК Российской Федерации. Производство по делам об оспаривании решений административных органов, согласно части 2 его статьи 207, возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Из приведенных законоположений следует, что часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации; НГР:Р0102426 не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Определение же того, связано ли конкретное административное правонарушение с предпринимательской и иной экономической деятельностью совершившего его юридического лица или индивидуального предпринимателя, требует установления и исследования фактических обстоятельств конкретного дела и осуществляется рассматривающим это дело судом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запросов Арбитражного суда Томской области, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения признаются допустимыми, и поскольку разрешение поставленных заявителем вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным запросам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
[введено: 19.06.2007 оператор НЦПИ - Павозкова Е.А.]
[проверено: 26.06.2007 редактор НЦПИ - Казимирова А.И.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 6 от 01.06.2006 Стр. 31 |
Рубрики правового классификатора: | 020.000.000 Основы государственного управления, 020.060.000 Административные правонарушения и административная ответственность, 020.060.010 Общие положения, 020.060.020 Административные взыскания, 020.060.050 Производство по делам об административных правонарушениях, 020.060.070 Отдельные виды административных правонарушений, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: