Основная информация
Дата опубликования: | 15 ноября 2001г. |
Номер документа: | Р200102524 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0102524
Р200102524
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 61, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15.11.2001 N 277-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 18
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ПУНКТА 7 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Воронежского областного суда, установил:
1. Согласно пункту 6 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, в частности запрет находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в производстве Воронежского областного суда находится дело по заявлению гражданина О.В. Берга о признании недействующими, противоречащими статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положений пункта 2 статьи 19 и пункта 5 статьи 25 Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области", закрепляющих, что ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, могут устанавливаться только федеральными законами и законами Воронежской области.
Считая, что подлежащие применению в этом деле пункт 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункт 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, допускающей установление законами субъекта Российской Федерации любых ограничений, связанных со статусом депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в отсутствие их исчерпывающего перечня в федеральном законодательстве, противоречат статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом в конституционно значимых целях и соразмерно им, Воронежский областной суд приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных положений.
2. Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это право не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации), добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.
Из данной правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 апреля 1999 года по запросу Ленинского районного суда города Воронежа о проверке конституционности частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области, вытекает, что установленные законом запреты - если они обусловлены специфическим статусом, который приобретает избранное лицо, - не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как и воспроизводящими их положениями Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области" установление ограничений, связанных со статусом депутата и иного выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривается только в форме законов, что не исключает необходимость соблюдения законодательными органами субъектов Российской Федерации конституционных требований, касающихся пределов их полномочий, в том числе закрепленных в статьях 55, 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие закрепленную статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантию прав и свобод человека и гражданина, в том числе поскольку ими не затрагивается общеправовой статус личности, а потому запрос Воронежского областного суда не может быть признан допустимым в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Данный вывод не исключает возможность проверки в установленном порядке законности или конституционности положений законов субъектов Российской Федерации, определивших конкретные ограничения, связанные со статусом депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности Законов Воронежской области от 27 октября 1999 года "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" (в редакции от 5 октября 2000 года) и от 21 марта 1995 года "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Воронежской области" (в редакции от 20 февраля 2001 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Беглай
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
[отформатировано: 05.04.2002 оператор НЦПИ - Батунина М.А.]
[проверено: 09.04.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Р0102524
Р200102524
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 61, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15.11.2001 N 277-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 6 СТАТЬИ 18
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
И ПУНКТА 7 СТАТЬИ 4 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОСНОВНЫХ
ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ
В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Воронежского областного суда, установил:
1. Согласно пункту 6 статьи 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункту 7 статьи 4 Федерального закона от 19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, в частности запрет находиться на государственной или муниципальной службе, входить в состав законодательного (представительного) органа государственной власти, представительного органа местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, в производстве Воронежского областного суда находится дело по заявлению гражданина О.В. Берга о признании недействующими, противоречащими статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" положений пункта 2 статьи 19 и пункта 5 статьи 25 Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области", закрепляющих, что ограничения, связанные со статусом депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, могут устанавливаться только федеральными законами и законами Воронежской области.
Считая, что подлежащие применению в этом деле пункт 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункт 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части, допускающей установление законами субъекта Российской Федерации любых ограничений, связанных со статусом депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в отсутствие их исчерпывающего перечня в федеральном законодательстве, противоречат статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой ограничения прав и свобод могут устанавливаться только федеральным законом в конституционно значимых целях и соразмерно им, Воронежский областной суд приостановил производство по делу и обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных положений.
2. Согласно статье 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Это право не предполагает, однако, обязанности государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности и не исключает возможности закрепления в законе специальных требований к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности в органах государственной власти или местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации, пожелавший реализовать свое конституционное право быть избранным в органы государственной власти или органы местного самоуправления (статья 32, часть 2, Конституции Российской Федерации), добровольно принимает условия (преимущества, ограничения), с которыми связан приобретаемый им публично-правовой статус выборного лица, и выполняет соответствующие требования согласно установленной законом процедуре.
Из данной правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 1 апреля 1999 года по запросу Ленинского районного суда города Воронежа о проверке конституционности частей первой и второй статьи 83 Избирательного кодекса Воронежской области, вытекает, что установленные законом запреты - если они обусловлены специфическим статусом, который приобретает избранное лицо, - не могут рассматриваться как неправомерное ограничение конституционных прав этого лица.
Пунктом 6 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 7 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", как и воспроизводящими их положениями Закона Воронежской области "О местном самоуправлении в Воронежской области" установление ограничений, связанных со статусом депутата и иного выборного должностного лица местного самоуправления, предусматривается только в форме законов, что не исключает необходимость соблюдения законодательными органами субъектов Российской Федерации конституционных требований, касающихся пределов их полномочий, в том числе закрепленных в статьях 55, 72 (пункт "н" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемые законоположения сами по себе не могут расцениваться как нарушающие закрепленную статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации гарантию прав и свобод человека и гражданина, в том числе поскольку ими не затрагивается общеправовой статус личности, а потому запрос Воронежского областного суда не может быть признан допустимым в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Данный вывод не исключает возможность проверки в установленном порядке законности или конституционности положений законов субъектов Российской Федерации, определивших конкретные ограничения, связанные со статусом депутатов и иных выборных должностных лиц местного самоуправления, в частности Законов Воронежской области от 27 октября 1999 года "О статусе выборного должностного лица местного самоуправления" (в редакции от 5 октября 2000 года) и от 21 марта 1995 года "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления в Воронежской области" (в редакции от 20 февраля 2001 года).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Воронежского областного суда, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми запрос признается допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В.Беглай
Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Ю.М.Данилов
[отформатировано: 05.04.2002 оператор НЦПИ - Батунина М.А.]
[проверено: 09.04.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 15.11.2001 Стр. 61 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.080.000 Референдум. Выборы. Избирательная система, 010.080.020 Выборы. Избирательная система, 180.000.000 Правосудие, 180.020.000 Судоустройство. Судебная система, 180.020.020 Федеральные суды Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: