Основная информация
Дата опубликования: | 16 декабря 2004г. |
Номер документа: | Р200405927 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0405927
Р200405927
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 17.01.2005, N 3, СТ. 233
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 110, 2005г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16.12.2004 N 387-О
ПО ХОДАТАЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА
(ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства Государственного Совета Республики Дагестан, установил:
1. Государственный Совет Республики Дагестан в своем ходатайстве об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, а именно пункта 5 его мотивировочной части, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации следующие вопросы:
означает ли содержащийся в данном пункте вывод Конституционного Суда Российской Федерации о двойственной природе органа внутренних дел в субъекте Российской Федерации, выступающего также и в качестве органа исполнительной власти, возможность включения его в перечень (структуру) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?
какой должна быть процедура утверждения положения об органе внутренних дел субъекта Российской Федерации?
Вопрос о правовой характеристике органов внутренних дел в субъекте Российской Федерации, их двойственной природе поставлен в ходатайстве в связи с формированием структуры органов исполнительной власти в Республике Дагестан. В соответствии с Указами Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан" Министерство внутренних дел Республики Дагестан включено в структуру органов исполнительной власти Республики Дагестан, а министр внутренних дел входит в состав Правительства Республики Дагестан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2003 года Указ Государственного Совета Республики Дагестан N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Данное обстоятельство Государственный Совет посчитал поводом для обращения с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение своего решения в рамках его содержания, причем такое разъяснение не должно сводиться к повторению разъясняемого решения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года вывод о двойственной природе органов внутренних дел и юридических последствиях этого был сделан в связи с установлением конституционности содержащихся в Уставе (Основном законе) Тамбовской области норм о процедуре назначения на должность руководителей названных органов, которые оценивались с учетом действовавшего федерального правового регулирования. В ходатайстве же речь идет об отношениях, складывающихся в связи с установлением структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также о конституционности включения в эту структуру Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Тем самым заявитель, по существу, ставит вопрос о распространении содержащихся в указанном Постановлении выводов на другие отношения в рассматриваемой сфере, правовое регулирование которых существенно изменилось.
Таким образом, обращение Государственного Совета Республики Дагестан с требованием об официальном разъяснении правовой позиции, содержащейся в пункте 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года, как относящейся к оценке положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, действовавших в системе норм федерального законодательства, в настоящее время утративших силу или подвергшихся изменению, не является ходатайством о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в смысле статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Вопрос же о конституционности соответствующих актов Республики Дагестан, в частности Указов Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан", может быть разрешен в надлежащей процедуре, предусмотренной статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, статьями 84, 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В ходатайстве также поставлен вопрос о процедуре и форме утверждения положения об органе внутренних дел Республики Дагестан. Между тем в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года данный вопрос не затрагивается, и, следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации не вправе давать по нему разъяснение. Кроме того, в силу требований Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 он также не вправе подменять нормотворческий орган и высказываться в отношении проектов нормативных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Поскольку вопросы, поставленные в ходатайстве Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении положения пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не требуют истолкования данного Постановления, признать данное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[введено: 01.03.2005 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 02.03.2005 оператор НЦПИ - Коневская М.А.]
Р0405927
Р200405927
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 17.01.2005, N 3, СТ. 233
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 2, СТР. 110, 2005г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16.12.2004 N 387-О
ПО ХОДАТАЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА
(ОСНОВНОГО ЗАКОНА) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Б.С. Эбзеева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства Государственного Совета Республики Дагестан, установил:
1. Государственный Совет Республики Дагестан в своем ходатайстве об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, а именно пункта 5 его мотивировочной части, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации следующие вопросы:
означает ли содержащийся в данном пункте вывод Конституционного Суда Российской Федерации о двойственной природе органа внутренних дел в субъекте Российской Федерации, выступающего также и в качестве органа исполнительной власти, возможность включения его в перечень (структуру) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?
какой должна быть процедура утверждения положения об органе внутренних дел субъекта Российской Федерации?
Вопрос о правовой характеристике органов внутренних дел в субъекте Российской Федерации, их двойственной природе поставлен в ходатайстве в связи с формированием структуры органов исполнительной власти в Республике Дагестан. В соответствии с Указами Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан" Министерство внутренних дел Республики Дагестан включено в структуру органов исполнительной власти Республики Дагестан, а министр внутренних дел входит в состав Правительства Республики Дагестан.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2003 года Указ Государственного Совета Республики Дагестан N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" в части включения в число органов исполнительной власти Республики Дагестан Министерства внутренних дел Республики Дагестан признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим. Данное обстоятельство Государственный Совет посчитал поводом для обращения с ходатайством в Конституционный Суд Российской Федерации.
2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации дает официальное разъяснение своего решения в рамках его содержания, причем такое разъяснение не должно сводиться к повторению разъясняемого решения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года вывод о двойственной природе органов внутренних дел и юридических последствиях этого был сделан в связи с установлением конституционности содержащихся в Уставе (Основном законе) Тамбовской области норм о процедуре назначения на должность руководителей названных органов, которые оценивались с учетом действовавшего федерального правового регулирования. В ходатайстве же речь идет об отношениях, складывающихся в связи с установлением структуры органов исполнительной власти Республики Дагестан, а также о конституционности включения в эту структуру Министерства внутренних дел Республики Дагестан. Тем самым заявитель, по существу, ставит вопрос о распространении содержащихся в указанном Постановлении выводов на другие отношения в рассматриваемой сфере, правовое регулирование которых существенно изменилось.
Таким образом, обращение Государственного Совета Республики Дагестан с требованием об официальном разъяснении правовой позиции, содержащейся в пункте 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года, как относящейся к оценке положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, действовавших в системе норм федерального законодательства, в настоящее время утративших силу или подвергшихся изменению, не является ходатайством о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации в смысле статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Вопрос же о конституционности соответствующих актов Республики Дагестан, в частности Указов Государственного Совета Республики Дагестан от 7 августа 2002 года N 180 "О структуре органов исполнительной власти Республики Дагестан" и N 181 "Об образовании Правительства Республики Дагестан", может быть разрешен в надлежащей процедуре, предусмотренной статьей 125 (пункт "б" части 2) Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853, статьями 84, 85, 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В ходатайстве также поставлен вопрос о процедуре и форме утверждения положения об органе внутренних дел Республики Дагестан. Между тем в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года данный вопрос не затрагивается, и, следовательно, Конституционный Суд Российской Федерации не вправе давать по нему разъяснение. Кроме того, в силу требований Конституции Российской Федерации; НГР:Р9305853 он также не вправе подменять нормотворческий орган и высказываться в отношении проектов нормативных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Поскольку вопросы, поставленные в ходатайстве Государственного Совета Республики Дагестан об официальном разъяснении положения пункта 5 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области, не требуют истолкования данного Постановления, признать данное ходатайство не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
[введено: 01.03.2005 оператор НЦПИ - Денисенко Е.В.]
[проверено: 02.03.2005 оператор НЦПИ - Коневская М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 3 от 17.01.2005, ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 2 от 16.12.2004 Стр. 110 |
Рубрики правового классификатора: | 010.000.000 Конституционный строй, 010.010.000 Конституция Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации, 010.010.020 Конституции, уставы субъектов Российской Федерации и акты конституционного значения, 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: