Основная информация

Дата опубликования: 17 января 2013г.
Номер документа: Р201303818
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



Р201303818

ОПУБЛИКОВАНО:

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ , 13.02.2013, N ,

ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, 19.07.2013, N 4,

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17.01.2013 N 30-О

ПО ЗАПРОСУ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКОГО

ГОРОДСКОГО СУДА КАМЧАТСКОГО КРАЯ

О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ АБЗАЦА

ВТОРОГО ПУНКТА 1 СТАТЬИ 19 ЗАКОНА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи М.И. Клеандрова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края, установил:

1. Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы по юридической профессии не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере.

Как следует из представленных материалов, Комиссия по назначению ежемесячного пожизненного содержания Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Камчатском крае со ссылкой на абзац второй пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" решением от 26 апреля 2012 года отказала судье Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края М.Н. Ишковой, достигшей 26 июля 2012 года возраста 50 лет, в признании с этой даты права на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере при выработанном в районах Крайнего Севера стаже работы по юридической профессии 27 лет, в том числе стаже работы судьей 11 лет, а также в назначении ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания. Ранее Комиссия по рассмотрению возникших спорных ситуаций при назначении ежемесячного пожизненного содержания судьям пришла к выводу о невозможности применения при решении вопроса о назначении судье М.Н. Ишковой ежемесячного пожизненного содержания законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение других категорий граждан (решение от 20 октября 2011 года N 39).

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края, в производстве которого находится гражданское дело по заявлению М.Н. Ишковой о признании незаконными решений от 20 октября 2011 года и от 26 апреля 2012 года, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации подлежащего применению в данном деле абзаца второго пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке его конституционности.

Заявитель просит признать абзац второй пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 7 (части 1 и 2), 15 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 37 (части 1 и 3), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), поскольку он обусловливает право судей, у которых необходимый стаж работы по юридической профессии и стаж работы судьей выработан в районах Крайнего Севера, на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере достижением общеустановленного пенсионного возраста (для мужчин 60 лет, для женщин 55 лет).

Заявитель утверждает, что норма абзаца второго пункта 2 статьи 15 названного Закона, в соответствии с которой время работы в должности судьи в районах Крайнего Севера засчитывается в стаж работы судьи в полуторном размере, одновременно должна предполагать снижение возрастных цензов, дающих судье право на получение ежемесячного пожизненного содержания в полном размере, с учетом предусмотренной подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможности назначения трудовой пенсии по старости мужчинам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по достижении возраста 55, женщинам - 50 лет при наличии у них стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, в местностях, приравненных к таким районам - 20 лет и при страховом стаже 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.

2. В целях обеспечения осуществления правосудия независимым и беспристрастным судом Конституция Российской Федерации устанавливает основы статуса судей как носителей судебной власти, закрепляет независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, а также необходимость их надлежащего материального содержания (статьи 119 - 122 и 124).

Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в ряде своих решений, конституционный статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием; общество и государство, предъявляя высокие требования к судье и его профессиональной деятельности, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия (постановления от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 31 января 2008 года N 2-П и от 20 апреля 2010 года N 9-П).

Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", закрепляя в развитие приведенных конституционных положений гарантии обеспечения независимости судей, относит к их числу право судьи на отставку (т.е. почетный уход или почетное удаление с должности), а также предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Определяя статус судьи в отставке, названный Закон устанавливает, что за лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности, ему выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предоставляются иные гарантии и льготы (пункт 1 статьи 9, пункты 1, 3 - 5 статьи 15, абзацы второй - четвертый пункта 1, пункты 4 и 5 статьи 19, абзац второй пункта 2 и пункт 4 статьи 20).

Предоставление судьям, пребывающим в отставке, ежемесячного пожизненного содержания является дополнительной гарантией надлежащего материального обеспечения в связи с предъявляемыми к ним высокими требованиями и установленными для судей запретами и ограничениями, обусловленными спецификой их профессиональной деятельности. Приобретение судьей права на получение в случае выхода в отставку ежемесячного пожизненного содержания в полном размере предопределяет и его право при продолжении работы в должности судьи на установление ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть начислено ему при выходе в отставку (статья 3 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации").

3. Базовым положением, закрепляющим право на ежемесячное пожизненное содержание, является абзац первый пункта 5 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которому пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего на соответствующей должности судьи. При этом согласно статье 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в стаж работы в качестве судьи, дающий право на получение всех видов выплат и льгот, помимо периода осуществления непосредственно судейской деятельности, продолжительность которого должна составлять не менее пяти лет, включается также время работы в судах и органах юстиции на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Следовательно, по общему правилу, реализация права на ежемесячное пожизненное содержание ставится в зависимость лишь от стажа работы в качестве судьи и не предусматривает каких-либо иных условий, в том числе связанных с достижением определенного возраста.

В изъятие из данного правила ежемесячное пожизненное содержание в полном размере может быть назначено и судьям, не имеющим к моменту отставки 20-летнего стажа работы в качестве судьи, но при наличии у них не менее 25 лет стажа работы по юридической профессии, из которых не менее 10 лет должна составлять работа судьей (абзац второй пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", введенный Федеральным законом от 21 июня 1995 года N 91-ФЗ). При этом законодатель установил дополнительное условие назначения ежемесячного пожизненного содержания: достижение мужчинами 60-летнего, а женщинами - 55-летнего возраста.

Таким образом, оспариваемое законоположение закрепляет для судей, достигших общеустановленного пенсионного возраста, льготное основание возникновения права на ежемесячное пожизненное содержание и обусловливает его наличием продолжительного стажа работы по юридической профессии при пониженных (по сравнению с предусмотренными на общих основаниях) требованиях к стажу работы в должности судьи (не менее 10 лет). Такое регулирование направлено на создание наиболее благоприятных условий материального и социального обеспечения судей, по достижении пенсионного возраста выходящих в отставку с правом на ежемесячное пожизненное содержание либо продолжающих работать в должности судьи с выплатой ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им назначено при выходе в отставку, в связи с чем оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные права судей, имеющих стаж работы по юридической профессии не менее 25 лет и стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, но не достигших возраста 60 лет (женщины - 55 лет).

Изменение же условий реализации права на ежемесячное пожизненное содержание в рамках льготного основания его назначения, в том числе предоставление такого права судьям, выработавшим необходимую продолжительность стажа работы по юридической профессии и стажа работы в должности судьи в районах Крайнего Севера, по достижении возраста 55 лет (женщины - 50 лет), как это предусмотрено подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в системе обязательного пенсионного страхования, является исключительной компетенцией законодателя и не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Соответственно, поскольку неопределенность в вопросе о конституционности оспариваемого в запросе Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края положения абзаца второго пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в указанном заявителем аспекте отсутствует, данный запрос не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Признать запрос Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края не подлежащим дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

[введено: 21.08.2013 оператор НЦПИ - Иванова В.В.]

[проверено: 09.09.2013 редактор НЦПИ - Гудочкин Р.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 4 от 19.07.2013 Стр. 130, ОФИЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ от 13.02.2013
Рубрики правового классификатора: 010.060.040 Основные (конституционные) социально- экономические права и свободы, 070.010.000 Общие положения, 070.060.020 Пенсии по старости, 070.060.110 Исчисление пенсии. Надбавки. Перерасчет пенсий, 070.070.020 Компенсационные и иные социальные выплаты, 180.020.040 Статус судей в Российской Федерации. Органы судейского сообщества, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Что такое законодательная, исполнительная и судебная ветви власти? Анализируем устройство государственной системы.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать
Обзор

Какими задачами занимаются органы местного самоуправления в РФ? Какова их структура, назначение и спектр решаемых вопросов?

Читать