Основная информация
Дата опубликования: | 21 марта 2002г. |
Номер документа: | Р200204111 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Ненормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0204111
Р200204111
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 4, СТР. 76, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21.03.2002 N 42-О
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА АРБИТРАЖНОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16 МАЯ 2000 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 4 СТАТЬИ 104 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в заседании палаты ходатайство Арбитражного суда Республики Карелия, установил:
1. Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве просит разъяснить положение резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой компании "Timber Holdings International Limited" об определении разумной и соразмерной компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства.
Как следует из ходатайства и представленных материалов, в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось ОАО "Карелэнерго" с жалобой на действия конкурсного управляющего по передаче имущества должника муниципальному образованию. Определением от 31 июля 2001 года суд отказал в удовлетворении требований ОАО "Карелэнерго" признать передачу имущества незаконной, обязать конкурсного управляющего произвести передачу имущества после его инвентаризации и оценки, соблюсти процедуру определения размера справедливой и разумной компенсации за передаваемое муниципальному образованию имущество, определить правомерность его отнесения к жилищному фонду социального назначения и объектам коммунальной инфраструктуры.
При рассмотрении апелляционной жалобы ОАО "Карелэнерго" Арбитражный суд Республики Карелия пришел к выводу о наличии правовой неопределенности, сложившейся в правоприменительной практике по причине того, что вопрос об определении размера и порядка выплаты разумной и соразмерной компенсации находящимся в процедуре конкурсного производства предприятиям-должникам, передающим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования и объекты коммунальной инфраструктуры, в законодательном порядке не решен, в связи с чем счел необходимым обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
2. Постановлением от 16 мая 2000 года Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той части, в какой они предусматривают передачу муниципальным образованиям таких жизненно необходимых для региона объектов, как жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения их использования в соответствии с назначением.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации признал эти положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам - собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также по существу исключают судебную проверку такой передачи.
При этом законодателю было предложено предусмотреть положения, касающиеся размера и порядка выплаты разумной и справедливой компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, и механизм реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов различных уровней.
3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации вправе давать официальное разъяснение вынесенного им решения только в пределах содержания данного решения и только по предмету, относящемуся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве фактически просит дать разъяснение порядка реализации содержащегося в Постановлении от 16 мая 2000 года положения о разумной и соразмерной компенсации, подлежащей выплате предприятиям-должникам. Между тем определение такого порядка и установление в конкретном деле, какая компенсация будет являться разумной и соразмерной, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит, а относится к ведению законодательных и правоприменительных органов.
Согласно конституционному принципу самостоятельности судебной власти (осуществляемой, в частности, арбитражными судами) и в соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года до внесения необходимых изменений в законодательство суды в целях обеспечения гарантий, закрепленных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в процессе реализации названного Постановления должны, исходя из своих дискреционных полномочий, непосредственно применять нормы Конституции Российской Федерации, а также гражданского и финансового законодательства. Следовательно, при этом не требуется дополнительное официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Арбитражного суда Республики Карелия.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 06.09.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
[проверено: 02.10.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Р0204111
Р200204111
ОПУБЛИКОВАНО:
ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ, N 4, СТР. 76, 2002г.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21.03.2002 N 42-О
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ХОДАТАЙСТВА АРБИТРАЖНОГО
СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 16 МАЯ 2000 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ПУНКТА 4 СТАТЬИ 104 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
(БАНКРОТСТВЕ)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего Т.Г. Морщаковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев в заседании палаты ходатайство Арбитражного суда Республики Карелия, установил:
1. Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве просит разъяснить положение резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой компании "Timber Holdings International Limited" об определении разумной и соразмерной компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства.
Как следует из ходатайства и представленных материалов, в Арбитражный суд Республики Карелия обратилось ОАО "Карелэнерго" с жалобой на действия конкурсного управляющего по передаче имущества должника муниципальному образованию. Определением от 31 июля 2001 года суд отказал в удовлетворении требований ОАО "Карелэнерго" признать передачу имущества незаконной, обязать конкурсного управляющего произвести передачу имущества после его инвентаризации и оценки, соблюсти процедуру определения размера справедливой и разумной компенсации за передаваемое муниципальному образованию имущество, определить правомерность его отнесения к жилищному фонду социального назначения и объектам коммунальной инфраструктуры.
При рассмотрении апелляционной жалобы ОАО "Карелэнерго" Арбитражный суд Республики Карелия пришел к выводу о наличии правовой неопределенности, сложившейся в правоприменительной практике по причине того, что вопрос об определении размера и порядка выплаты разумной и соразмерной компенсации находящимся в процедуре конкурсного производства предприятиям-должникам, передающим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования и объекты коммунальной инфраструктуры, в законодательном порядке не решен, в связи с чем счел необходимым обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации.
2. Постановлением от 16 мая 2000 года Конституционный Суд Российской Федерации признал положения пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той части, в какой они предусматривают передачу муниципальным образованиям таких жизненно необходимых для региона объектов, как жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения их использования в соответствии с назначением.
Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации признал эти положения не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (часть 3), 46 (часть 1) и 55 (части 2 и 3), в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, позволяют передавать соответствующим муниципальным образованиям жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона, без выплаты должникам - собственникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, разумной, справедливой компенсации, обеспечивающей баланс между публичными и частными интересами, а также по существу исключают судебную проверку такой передачи.
При этом законодателю было предложено предусмотреть положения, касающиеся размера и порядка выплаты разумной и справедливой компенсации должникам, находящимся в процедуре конкурсного производства, и механизм реализации решений федеральных органов государственной власти, приводящих к увеличению расходов бюджетов различных уровней.
3. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации вправе давать официальное разъяснение вынесенного им решения только в пределах содержания данного решения и только по предмету, относящемуся к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд Республики Карелия в своем ходатайстве фактически просит дать разъяснение порядка реализации содержащегося в Постановлении от 16 мая 2000 года положения о разумной и соразмерной компенсации, подлежащей выплате предприятиям-должникам. Между тем определение такого порядка и установление в конкретном деле, какая компенсация будет являться разумной и соразмерной, в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит, а относится к ведению законодательных и правоприменительных органов.
Согласно конституционному принципу самостоятельности судебной власти (осуществляемой, в частности, арбитражными судами) и в соответствии с пунктом 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года до внесения необходимых изменений в законодательство суды в целях обеспечения гарантий, закрепленных в статье 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, в процессе реализации названного Постановления должны, исходя из своих дискреционных полномочий, непосредственно применять нормы Конституции Российской Федерации, а также гражданского и финансового законодательства. Следовательно, при этом не требуется дополнительное официальное разъяснение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2000 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства Арбитражного суда Республики Карелия.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
[введено: 06.09.2002 оператор НЦПИ - Калинина Т.А.]
[проверено: 02.10.2002 редактор НЦПИ - Юрченко М.А.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | ВЕСТНИК КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ № 4 от 21.03.2002 Стр. 76 |
Рубрики правового классификатора: | 180.000.000 Правосудие, 180.030.000 Конституционное судопроизводство, 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации, 180.030.060 Особенности производства в Конституционном Суде Российской Федерации по отдельным категориям дел |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: