Основная информация
Дата опубликования: | 23 июня 2000г. |
Номер документа: | Р200003928 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р0003928
Р200003928
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 28.08.2000, N 35, СТ. 3625
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23.06.2000 N 182-О
ПО ЖАЛОБЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"ВОЛГАОЙЛСЕРВИС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЗАКОНОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ" ПО ПОРЯДКУ
ВВЕДЕНИЯ ЕГО В ДЕЙСТВИЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ООО "Волгаойлсервис" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" принят Государственным Советом Чувашской Республики 6 ноября 1998 года, в тот же день подписан Президентом Чувашской Республики и официально опубликован 11 ноября 1998 года. Пунктом 2 статьи 9 данного Закона предусматривалось, что он вводится в действие с 1 сентября 1998 года.
По жалобам ряда граждан Верховный Суд Чувашской Республики решением от 16 декабря 1998 года признал пункт 2 статьи 9 Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", поскольку он придал названному Закону, вводящему новый налог, обратную силу, недействующим, не порождающим правовых последствий. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с таким решением согласилась. Законом Чувашской Республики от 16 апреля 1999 года "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" данная норма исключена.
Ссылаясь на то, что Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" в действующей редакции не содержит указания о дне вступления его в силу, что порождает неопределенность в вопросе о том, с какого времени возникает обязанность налогоплательщиков по уплате налога с продаж, ООО "Волгаойлсервис" отказалось платить этот налог, за что и было привлечено налоговым органом к ответственности. Арбитражный суд Чувашской Республики, рассмотрев 15 сентября 1999 года дело по иску ООО "Волгаойлсервис" к государственной налоговой инспекции, пришел к выводу, что поскольку из текста Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж" исключена норма о вступлении его в силу и не установлена иная дата, то подлежит применению общее правило о вступлении законов Чувашской Республики в силу со дня их официального опубликования (статья 4 Закона Чувашской Республики "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов и законов Чувашской Республики и постановлений Государственного Совета Чувашской Республики"). Поскольку Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" официально опубликован 11 ноября 1998 года, то, по мнению арбитражного суда, именно с этой даты налог с продаж считается введенным.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Волгаойлсервис" утверждает, что налоговый закон, не содержащий даты вступления его в силу, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, а потому введенный им налог не может считаться законно установленным.
2. Вопрос о конституционности законоположений, допускающих придание обратной силы законам, вводящим новый налог или ухудшающим положение налогоплательщиков, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока после дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу. При определении этого "другого порядка" законодатель, однако, связан требованиями статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Такие законы не подлежат введению в действие ранее, чем истекает десятидневный срок после дня их официального опубликования.
Из конституционного принципа единой финансовой, включая налоговую, политики (статья 114 Конституции Российской Федерации) вытекает, что законно установленными в субъектах Российской Федерации могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов. Из этого следует, что уровень правовой защищенности налогоплательщиков от придания обратной силы налоговому закону, ухудшающему их положение, должен быть одинаков независимо от того, каким является налог федеральным, региональным или местным.
Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" официально опубликован для сведения населения республики в газете "Советская Чувашия" 11 ноября 1998 года. Поскольку в тот период часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая в том числе действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, еще не подлежала применению, при введении нового налога и предъявлении налогоплательщикам требований по его уплате всем государственным органам и должностным лицам надлежало руководствоваться выводами, сформулированными в указанных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" подлежит применению по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, т. е. начиная с 22 ноября 1998 года, и, следовательно, налог с продаж в Чувашской Республике не мог взыскиваться ранее указанной даты.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частями первой и третьей статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" в силу конституционно-правового смысла нормативных положений о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", не подлежит введению ранее 22 ноября 1998 года.
2. Поскольку для разрешения поставленного обществом с ограниченной ответственностью "Волгаойлсервис" вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Дело общества с ограниченной ответственностью "Волгаойлсервис" подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке с учетом пункта 1 резолютивной части настоящего Определения.
5. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", газете "Советская Чувашия" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.Селезнев
[отформатировано: 15.09.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Р0003928
Р200003928
ОПУБЛИКОВАНО:
СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ, 28.08.2000, N 35, СТ. 3625
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23.06.2000 N 182-О
ПО ЖАЛОБЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
"ВОЛГАОЙЛСЕРВИС" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ЗАКОНОМ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ" ПО ПОРЯДКУ
ВВЕДЕНИЯ ЕГО В ДЕЙСТВИЕ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы ООО "Волгаойлсервис" требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" принят Государственным Советом Чувашской Республики 6 ноября 1998 года, в тот же день подписан Президентом Чувашской Республики и официально опубликован 11 ноября 1998 года. Пунктом 2 статьи 9 данного Закона предусматривалось, что он вводится в действие с 1 сентября 1998 года.
По жалобам ряда граждан Верховный Суд Чувашской Республики решением от 16 декабря 1998 года признал пункт 2 статьи 9 Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", поскольку он придал названному Закону, вводящему новый налог, обратную силу, недействующим, не порождающим правовых последствий. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с таким решением согласилась. Законом Чувашской Республики от 16 апреля 1999 года "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" данная норма исключена.
Ссылаясь на то, что Закон Чувашской Республики "О налоге с продаж" в действующей редакции не содержит указания о дне вступления его в силу, что порождает неопределенность в вопросе о том, с какого времени возникает обязанность налогоплательщиков по уплате налога с продаж, ООО "Волгаойлсервис" отказалось платить этот налог, за что и было привлечено налоговым органом к ответственности. Арбитражный суд Чувашской Республики, рассмотрев 15 сентября 1999 года дело по иску ООО "Волгаойлсервис" к государственной налоговой инспекции, пришел к выводу, что поскольку из текста Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж" исключена норма о вступлении его в силу и не установлена иная дата, то подлежит применению общее правило о вступлении законов Чувашской Республики в силу со дня их официального опубликования (статья 4 Закона Чувашской Республики "О порядке опубликования и вступления в силу конституционных законов и законов Чувашской Республики и постановлений Государственного Совета Чувашской Республики"). Поскольку Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" официально опубликован 11 ноября 1998 года, то, по мнению арбитражного суда, именно с этой даты налог с продаж считается введенным.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ООО "Волгаойлсервис" утверждает, что налоговый закон, не содержащий даты вступления его в силу, противоречит статье 57 Конституции Российской Федерации, а потому введенный им налог не может считаться законно установленным.
2. Вопрос о конституционности законоположений, допускающих придание обратной силы законам, вводящим новый налог или ухудшающим положение налогоплательщиков, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году" Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" момент вступления закона в силу определяется истечением десятидневного срока после дня его официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления в силу. При определении этого "другого порядка" законодатель, однако, связан требованиями статьи 57 Конституции Российской Федерации, согласно которой законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Такие законы не подлежат введению в действие ранее, чем истекает десятидневный срок после дня их официального опубликования.
Из конституционного принципа единой финансовой, включая налоговую, политики (статья 114 Конституции Российской Федерации) вытекает, что законно установленными в субъектах Российской Федерации могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов. Из этого следует, что уровень правовой защищенности налогоплательщиков от придания обратной силы налоговому закону, ухудшающему их положение, должен быть одинаков независимо от того, каким является налог федеральным, региональным или местным.
Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" официально опубликован для сведения населения республики в газете "Советская Чувашия" 11 ноября 1998 года. Поскольку в тот период часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая в том числе действие актов законодательства о налогах и сборах во времени, еще не подлежала применению, при введении нового налога и предъявлении налогоплательщикам требований по его уплате всем государственным органам и должностным лицам надлежало руководствоваться выводами, сформулированными в указанных постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Таким образом, Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" подлежит применению по истечении десяти дней после дня его официального опубликования, т. е. начиная с 22 ноября 1998 года, и, следовательно, налог с продаж в Чувашской Республике не мог взыскиваться ранее указанной даты.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частями первой и третьей статьи 79 и частью второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Закон Чувашской Республики от 6 ноября 1998 года "О налоге с продаж" в силу конституционно-правового смысла нормативных положений о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 24 октября 1996 года по делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 7 марта 1996 года "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об акцизах" и от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт-Петербурга от 14 июля 1995 года "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге в 1995 году", не подлежит введению ранее 22 ноября 1998 года.
2. Поскольку для разрешения поставленного обществом с ограниченной ответственностью "Волгаойлсервис" вопроса в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" не требуется вынесения предусмотренного его статьей 71 итогового решения в виде постановления, признать данную жалобу не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Дело общества с ограниченной ответственностью "Волгаойлсервис" подлежит пересмотру компетентными органами в установленном порядке с учетом пункта 1 резолютивной части настоящего Определения.
5. В соответствии со статьей 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", газете "Советская Чувашия" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.В.Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.В.Селезнев
[отформатировано: 15.09.2000 оператор НЦПИ - Гладкова Е.П.]
Дополнительные сведения
Государственные публикаторы: | СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ № 35 от 28.08.2000 |
Рубрики правового классификатора: | 080.000.000 Финансы, 080.100.000 Налоги и сборы, 080.100.030 Региональные налоги и сборы |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: