Основная информация

Дата опубликования: 24 февраля 2005г.
Номер документа: В200503047
Текущая редакция: 1
Статус нормативности: Нормативный
Принявший орган: КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ
Раздел на сайте: Судебная практика
Тип документа: Определения

Бесплатная консультация

У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:
Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732
Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192
Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749

Текущая редакция документа



В0503047

В200503047

ОПУБЛИКОВАНО:

БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ, 01.11.2005, N 11, СТР. 8, (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24.02.2005 N КАС05-49

ПОДПУНКТ 2 П. 12.2, АБЗ. 2 П. 12.5 И П. 12.7

ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ ОТ 3 ОКТЯБРЯ 2002 Г. N 2-П; НГР:В0203481

"О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ" (С ИЗМЕНЕНИЯМИ ОТ 3 МАРТА 2003 Г.

И ОТ 11 ИЮНЯ 2004 Г.) В ЧАСТИ ВОЗЛОЖЕНИЯ

ОБЯЗАННОСТИ НА ВЗЫСКАТЕЛЕЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ИНКАССОВОГО ПОРУЧЕНИЯ ПРИ ИХ ОБРАЩЕНИИ В БАНК

ИЛИ ИНУЮ КРЕДИТНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ

С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТОМ, В КОТОРОМ

СОДЕРЖАТСЯ ТРЕБОВАНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ И АКТОВ

ДРУГИХ ОРГАНОВ О ВЗЫСКАНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ,

ПРИ НАЛИЧИИ У НИХ ИНФОРМАЦИИ ОБ ИМЕЮЩИХСЯ

ТАМ СЧЕТАХ ДОЛЖНИКА И НАЛИЧИИ НА НИХ ДЕНЕЖНЫХ

СРЕДСТВ, ПРИЗНАНЫ НЕ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ

ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

(Извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Информ-Х" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующими ряда норм положения Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П; НГР:В0203481 "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г. и от 11 июня 2004 г.), а именно: п. 8.9 части I Положения в части указания на то, что к инкассовым поручениям, помещаемым в картотеку, прилагаются в установленных законодательством случаях исполнительные документы; подп. 2 п. 12.2 части I о том, что инкассовые поручения применяются для взыскания по исполнительным документам; п. 12.5 части I, согласно которому при взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение; в случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя; инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата; п. 12.6 части I, предусматривающего, что банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством; п. 12.7 части I, согласно которому банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами либо при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок"; инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством; п. 12.11 в части требования возвращать исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, вместе с инкассовым поручением; п. 4.4 части II Положения, устанавливающего, что не исполненные по окончании операционного дня из-за недостаточности средств на корреспондентском счете (субсчете) расчетные документы, по которым производится списание на основании исполнительных документов, предусматривающих перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту; по выплате вознаграждений по авторскому договору; расчетные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования, по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, расчетные документы по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований, помещаются в картотеку неоплаченных расчетных документов в подразделении расчетной сети Банка России.

Заявитель мотивировал свои требования тем, что оспариваемыми положениями нормативного правового акта на него незаконно возложена обязанность по составлению и представлению инкассового поручения при обращении в банк для исполнения решения суда, что противоречит Федеральному закону "Об исполнительном производстве", который не устанавливает такую обязанность, предусматривая возможность исполнения решения суда путем обращения взыскателя непосредственно в банк.

Решением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2004 г. требования удовлетворены частично: признаны недействующими и не подлежащими применению подп. 2 п. 12.2; абз. 2 п. 12.5 и п. 12.7 части I указанного Положения в части возложения обязанности на взыскателей по составлению инкассового поручения при их обращении в банк или иную кредитную организацию с исполнительным документом, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, при наличии у них информации об имеющихся там счетах должника и наличии на них денежных средств. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Центральный банк Российской Федерации просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда противоречат нормам материального права, подлежащим применению при осуществлении взыскания денежных средств со счетов кредитных организаций.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 24 февраля 2005 г. решение отменила по следующим основаниям.

Признавая оспариваемые положения нормативного правового акта Банка России недействующими в указанной части, суд исходил из следующего. Они противоречат ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ; НГР:Р9703415 "Об исполнительном производстве" (с последующими изменениями), поскольку возлагают на взыскателей обязанность по представлению в банк документов, не предусмотренных законом, ограничивая тем самым права взыскателей по направлению исполнительных документов в банк, минуя судебного пристава-исполнителя. Указанные положения незаконны также в силу ч. 4 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, поскольку принятием нового нормативного правового акта, вводящего такие положения, преодолено решение Верховного Суда РФ от 21 мая 1999 г. по делу N ГКПИ99-364 о признании незаконным содержавшегося в пп. 283, 285 и 286 Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве (утвержденных Государственным банком СССР 30 сентября 1987 г.) требования по представлению взыскателем инкассового поручения при взыскании средств банком на основании исполнительных и приравненных к ним документов.

С данными выводами согласиться нельзя.

Как указано в пп. 1 и 2 ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Из содержания приведенной статьи Закона видно, что взыскателю предоставлено право предъявить исполнительный лист непосредственно в банк или иную кредитную организацию, осуществляющие обслуживание счетов должника, сообщив сведения об этих счетах и о наличии на них денежных средств. В этом случае банк или иная кредитная организация, имеющие своим клиентом должника, в силу ст. ст. 5 и 6 упомянутого Федерального закона обязаны выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, неисполнение этих требований при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа (п. 3 ст. 6, ст. 86 Закона).

Однако ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" не исключает право взыскателя, не направляя исполнительный документ в банк должника на основании этой нормы публичного характера, предъявить требование, основанное на таком документе, к исполнению в соответствии с нормами гражданского законодательства, определяющими взаимоотношение сторон по договору банковского счета и порядок осуществления расчетов по инкассо (ст. ст. 845, 874-876 ГК РФ; НГР:Р9405309). Взыскатель вправе дать поручение банку (банку-эмитенту), клиентом которого является, осуществить действия по получению платежа от должника, обслуживаемого другим банком (исполняющим банком).

В соответствии с п. 2 ст. 874 ГК РФ; НГР:Р9600379 порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Из главы 8 части I "Расчеты по инкассо" и главы 12 части I "Расчеты инкассовыми поручениями" оспариваемого Положения видно, что в них регламентируются расчеты по инкассо, представляющие собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа (п. 8.1), предусматривается, что инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя) (п. 8.3), а также устанавливаются требования, предъявляемые к таким поручениям.

Из анализа оспариваемых пунктов в нормативном единстве с другими пунктами Положения следует, что их действие распространяется лишь на случаи реализации взыскателем своего права, вытекающего из договора банковского счета, привлекать обслуживающий его банк (банк-эмитент) для получения платежа с должника в рамках расчетов по инкассо, предполагающих осуществление банком-эмитентом действий по получению платежа на основании инкассового поручения, оформляемого в соответствии с банковскими правилами.

Оспоренные заявителем пункты Положения, включая признанные судом недействующими, не устанавливают обязанность взыскателя обращаться только в обслуживающий его банк для взыскания денежных средств на основании исполнительного документа посредством расчетов по инкассо. Не определяют они и порядок списания со счета должника денежных средств на основании исполнительного документа, направленного взыскателем непосредственно в банк, обслуживающий должника, на основании ст. 6 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Следовательно, вывод суда о противоречии этой статье Закона оспоренных нормативных положений, которые не распространяются на случаи предъявления исполнительного документа напрямую в банк должника, нельзя признать правильным.

Отсутствие банковских правил осуществления расчетных операций при предъявлении исполнительного листа в порядке ст. 6 Федерального закона свидетельствует лишь о неполноте правового регулирования Банком России порядка осуществления расчетов в Российской Федерации. Однако это обстоятельство не может служить основанием для признания недействующими нормативных положений, принятых Банком России в пределах своей компетенции, регулирующих расчетные операции, совершаемые банком во исполнение своих обязательств по договору банковского счета.

Ошибочное применение на практике оспариваемых норм Положения к отношениям, входящим в сферу регулирования Федерального закона "Об исполнительном производстве", также не является основанием для признания их незаконными. Взыскатель, чьи права в результате этого будут нарушены, не лишен возможности обратиться в суд за защитой своих прав, в том числе порядке ст. 91 указанного Закона.

Нельзя признать правильным и вывод суда с том, что принятием оспариваемых норм преодолено, в нарушение требований ч. 4 ст. 253 ГПК РФ; НГР:Р0205496, решение Верховного Суда РФ от 21 мая 1999 г. Данным решением признаны незаконными отдельные пункты Правил безналичных расчетов в народном хозяйстве от 30 сентября 1987 г., которые устанавливали обязанность взыскателя представлять инкассовое поручение при предъявлении исполнительных документов непосредственно в банк, в котором находится счет плательщика.

При этом в определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 1 июня 1999 г. прямо указано на то, что в рассматриваемом судом случае списание денежных средств с расчетного счета должника осуществляется в принудительном порядке по решению суда, а не на основании условий, предусмотренных договором между банком и клиентом, когда лишь и возникает необходимость представления в банк для безналичных расчетов документов, перечисленных в ст. 862 ГК РФ; НГР:Р9600379. По настоящему же делу заявитель оспаривает нормы, которые устанавливают порядок расчетов, осуществляемых на основании условий договора между банком и клиентом, когда требуется представление перечисленных в ст. 862 ГК РФ; НГР:Р9600379 документов.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ решение от 29 ноября 2004 г. отменила, вынесла новое решение, которым в удовлетворении заявления ООО "Информ-Х" о признании частично недействующими п. 8.9, подп. 2 п. 12.2, пп. 12.5, 12.6, 12.7, 12.11 части I и п. 4.4 части II положения Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 г. N 2-П; НГР:В0203481 "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (с изменениями от 3 марта 2003 г. и от 11 июня 2004 г.) отказала.

[введено: 16.12.2005 оператор НЦПИ - Денисова Н.Н.]

[проверено: 30.12.2005 редактор НЦПИ - Антонова О.А.]

Дополнительные сведения

Государственные публикаторы: БЮЛЛЕТЕНЬ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ № 11 от 01.11.2005 Стр. 8
Рубрики правового классификатора: 030.000.000 Гражданское право, 030.120.000 Договоры и другие обязательства, 030.120.130 Банковский вклад. Банковский счет (см. также 080.110.030), 080.000.000 Финансы, 080.110.000 Банковское дело, 080.110.030 Банковские операции и сделки (см. также 030.120.130, 030.120.140, 030.150.140, 080.130.040, 100.090.000), 180.000.000 Правосудие, 180.040.000 Гражданский процесс, 180.040.050 Исполнительное производство (см. также 180.080.000)

Вопрос юристу

Поделитесь ссылкой на эту страницу:

Новые публикации

[О деле по заявлению ЖСК
№-1664058646 от 20 марта 2008

Статьи и обзоры

Материалы под редакцией наших юристов
Статья

Объясняем простым языком, что такое Конституция, для чего она применяется и какие функции она исполняет в жизни государства и общества.

Читать
Обзор

Что означает термин «нормативно-правовой акт» или НПА? Разбираемся в классификации, отличиях, разделении по юридической силе.

Читать
Статья

Основная структура ветви законодательной власти - Федеральное собрание. Рассмотрим особенности и полномочия каждого подразделения.

Читать