Основная информация
Дата опубликования: | 24 июня 2021г. |
Номер документа: | Р202103721 |
Текущая редакция: | 1 |
Статус нормативности: | Нормативный |
Принявший орган: | КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ |
Раздел на сайте: | Судебная практика |
Тип документа: | Определения |
Бесплатная консультация
У вас есть вопросы по содержанию или применению нормативно-правового акта, закона, решения суда? Наша команда юристов готова дать бесплатную консультацию. Звоните по телефонам:Федеральный номер (звонок бесплатный): 8 (800) 555-67-55 доб. 732Москва и Московская область: 8 (499) 350-55-06 доб. 192Санкт-Петербург и Ленинградская область: 8 (812) 309-06-71 доб. 749
Текущая редакция документа
Р202103721
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24.06.2021 N 1302-О
ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПЕРЬКОВА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 281 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС", А ТАКЖЕ СТАТЬЯМИ 30 И 32
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Е. Перькова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин А.Е. Перьков оспаривает конституционность статьи 281 "Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также статей 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" и 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов жалобы, заявитель, 1961 года рождения, с 16 октября 2006 года является получателем пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Полагая, что его участие в 1987 году в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы наряду с наличием не менее пяти лет страхового стажа, как того требовали по состоянию на момент достижения им возраста 50 лет пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и часть вторая статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", дают ему право на назначение одновременно с пенсией за выслугу лет также страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет, А.Е. Перьков 20 марта 2018 года обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отказ в назначении заявителю страховой пенсии суды общей юрисдикции признали обоснованным, указав, что пенсия по старости, назначаемая на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия по старости, предусмотренная Федеральным законом "О страховых пенсиях", право на получение которой одновременно с пенсией за выслугу лет или пенсией по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предоставлено военным пенсионерам, не являются идентичными.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность реализации военными пенсионерами права на снижение пенсионного возраста по основаниям, связанным с участием в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, при назначении в дополнение к пенсии за выслугу лет страховой пенсии по старости, безотносительно к тому, что данное право возникло у них до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (т.е. до 1 января 2015 года) и подлежит осуществлению на условиях, которые были установлены законодательством, действовавшим на момент его возникновения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части первой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрел, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются названным Законом и другими федеральными законами. В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрена возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О).
Так, части вторая и третья статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливают правило о том, что таким гражданам пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, определенного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с частью третьей статьи 281 указанного Закона Российской Федерации составляет 10 лет). В частности, гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, пенсия назначается со снижением на 10 лет пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 281 названного Закона Российской Федерации (пункт 3 части первой статьи 13, часть первая статьи 30).
При этом пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно части пятой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, которые получают назначенные в соответствии с данным Законом пенсии по старости, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, имеют возможность обратиться за установлением страховой пенсии по старости согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях", осуществив при этом выбор одного из названных оснований для получения пенсии.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение возможности назначения гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости на наиболее выгодных для них условиях, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Что касается части четвертой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", текст которой воспроизводится в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 сентября 2019 года, то она устанавливает условия пенсионного обеспечения пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан, одновременно имеющих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем ни сама по себе, ни во взаимосвязи с другими законоположениями, регулирующими пенсионное обеспечение соответствующих категорий граждан, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Отсутствуют основания и для вывода о нарушении конституционных прав А.Е. Перькова статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые регулируют отношения, связанные с досрочным назначением пенсии по старости отдельным категориям граждан с учетом характера их трудовой деятельности, условий ее осуществления, рождения и воспитания женщинами трех и более детей, состояния здоровья и прочих обстоятельств.
Кроме того, представленные А.Е. Перьковым копии судебных постановлений не подтверждают применение судами при разрешении его дела положений частей 2 - 6 статьи 30, а также частей 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам из числа участников работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 также страховой пенсии по старости, назначенной со снижением пенсионного возраста согласно Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Перькова Александра Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Р202103721
ОПУБЛИКОВАНО:
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24.06.2021 N 1302-О
ОБ ОТКАЗЕ
В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
ПЕРЬКОВА АЛЕКСАНДРА ЕВГЕНЬЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 281 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН,
ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ
НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС", А ТАКЖЕ СТАТЬЯМИ 30 И 32
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СТРАХОВЫХ ПЕНСИЯХ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, Г.А. Гаджиева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.Е. Перькова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Гражданин А.Е. Перьков оспаривает конституционность статьи 281 "Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также статей 30 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии" и 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как следует из материалов жалобы, заявитель, 1961 года рождения, с 16 октября 2006 года является получателем пенсии за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". Полагая, что его участие в 1987 году в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы наряду с наличием не менее пяти лет страхового стажа, как того требовали по состоянию на момент достижения им возраста 50 лет пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и часть вторая статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", дают ему право на назначение одновременно с пенсией за выслугу лет также страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 10 лет, А.Е. Перьков 20 марта 2018 года обратился с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Отказ в назначении заявителю страховой пенсии суды общей юрисдикции признали обоснованным, указав, что пенсия по старости, назначаемая на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и страховая пенсия по старости, предусмотренная Федеральным законом "О страховых пенсиях", право на получение которой одновременно с пенсией за выслугу лет или пенсией по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предоставлено военным пенсионерам, не являются идентичными.
По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют статьям 7 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключают возможность реализации военными пенсионерами права на снижение пенсионного возраста по основаниям, связанным с участием в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, при назначении в дополнение к пенсии за выслугу лет страховой пенсии по старости, безотносительно к тому, что данное право возникло у них до вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" (т.е. до 1 января 2015 года) и подлежит осуществлению на условиях, которые были установлены законодательством, действовавшим на момент его возникновения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части первой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотрел, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются названным Законом и другими федеральными законами. В разделе IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" определены особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в частности предусмотрена возможность назначения пенсии по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста с учетом обстоятельств и продолжительности радиационного воздействия (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года N 403-О).
Так, части вторая и третья статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" устанавливают правило о том, что таким гражданам пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, определенного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости в соответствии с частью третьей статьи 281 указанного Закона Российской Федерации составляет 10 лет). В частности, гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения, пенсия назначается со снижением на 10 лет пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 281 названного Закона Российской Федерации (пункт 3 части первой статьи 13, часть первая статьи 30).
При этом пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно части пятой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, которые получают назначенные в соответствии с данным Законом пенсии по старости, по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, имеют возможность обратиться за установлением страховой пенсии по старости согласно Федеральному закону "О страховых пенсиях", осуществив при этом выбор одного из названных оснований для получения пенсии.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение возможности назначения гражданам, пострадавшим от воздействия радиации вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости на наиболее выгодных для них условиях, а потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права.
Что касается части четвертой статьи 281 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", текст которой воспроизводится в апелляционном определении судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 23 сентября 2019 года, то она устанавливает условия пенсионного обеспечения пострадавших от чернобыльской катастрофы граждан, одновременно имеющих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с чем ни сама по себе, ни во взаимосвязи с другими законоположениями, регулирующими пенсионное обеспечение соответствующих категорий граждан, не может расцениваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Отсутствуют основания и для вывода о нарушении конституционных прав А.Е. Перькова статьями 30 и 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", которые регулируют отношения, связанные с досрочным назначением пенсии по старости отдельным категориям граждан с учетом характера их трудовой деятельности, условий ее осуществления, рождения и воспитания женщинами трех и более детей, состояния здоровья и прочих обстоятельств.
Кроме того, представленные А.Е. Перьковым копии судебных постановлений не подтверждают применение судами при разрешении его дела положений частей 2 - 6 статьи 30, а также частей 2 и 3 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Разрешение же вопроса о предоставлении военным пенсионерам из числа участников работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 также страховой пенсии по старости, назначенной со снижением пенсионного возраста согласно Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Перькова Александра Евгеньевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин
Дополнительные сведения
Рубрики правового классификатора: | 070.060.010 Общие положения, 070.060.050 Пенсии за выслугу лет (см. также 150.130.060), 070.060.060 Социальные пенсии, 070.060.070 Досрочные пенсии, 070.060.080 Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу, и членов их семей (см. 150.130.060), 070.060.090 Пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, 160.040.070 Радиационная безопасность (см. также 090.030.000), 180.030.020 Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, 180.030.050 Решения Конституционного Суда Российской Федерации |
Вопрос юристу
Поделитесь ссылкой на эту страницу: